Блокада ленинграда кратко и главное

ДОКУМЕНТЫ:

I. Нацистские планы относительно будущего Ленинграда

1. Уже на третий день войны против Советского Союза Германия информировала руководство Финляндии о своих планах уничтожить Ленинград. Г. Геринг заявил финскому посланнику в Берлине, что финны получат «также Петербург, который, все-таки, как и Москву, лучше уничтожить».

2. Согласно записи, сделанной М. Борманом на совещании 16 июля 1941 г. «На область вокруг Ленинграда претендуют финны, фюрер хотел бы Ленинград сровнять с землей, а затем передать финнам».

3. 22 сентября 1941 г. в директиве Гитлера говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

4. Директива германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г.: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта. Финляндия также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у новой границы».

5. Еще 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город».

6. Из показаний А. Йодля на Нюрнбергском процессе: Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий группой армий «Север», сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ (от 7 октября 1941 года) не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию

II. Миф о «жировавшем» руководстве Ленинграда

В СМИ проходила информация, что в блокадном Ленинграде А.А. Жданов якобы объедался деликатесами, в роли которых фигурируют обычно персики или пирожные буше. муссируется и вопрос о фотографии с «ромовыми бабами», выпекавшимся в блокадном городе в декабре 1941 г. Приводятся также дневники бывших партийных работников Ленинграда, в которых говориться о том, что партийные работники жили почти как в раю.

На самом деле: снимок с «ромовыми бабами» сделан журналистом А.Михайловым. Он был известным фотокорреспондентом ТАСС. Очевидно, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. В этом же контексте следует рассматривать появление в советской прессе в 1942 году информации о Государственной премии директору московского завода шампанских вин А.М. Фролову-Багрееву, как разработчику технологии массового производства игристых вин «Советского шампанского»; проведении состязаний лыжников и футбольных соревнований в блокадном городе и т.д. Подобные статьи, репортажи, фотографии имели одно главное предназначение – показать населению, что не все так плохо, что даже в жесточайших условиях блокады или осады мы может делать и кондитерские изделия и шампанские вина! Мы будем праздновать победу с нашим шампанским, проводить соревнования! Мы держимся и победим!

Система обороны

Вермахт вместе с союзниками наступал на Ленинград с двух направлений. На юге действовали немецкие войска, на севере — финские. Наиболее тяжёлый удар неприятеля пришёлся по Прибалтийскому военному округу. Сопротивление частей Красной армии в Литве, Латвии и Эстонии было быстро сломлено.

  • Немецкие сапёры занимаются оборудованием противопехотных заграждений из колючей проволоки под Ленинградом

Боевые действия на Ленинградском направлении начались 10 июля 1941 года. Наступление противника сдерживали артиллерия Балтийского флота и постоянные контрудары сухопутных частей. В небе на подступах к Ленинграду шли ожесточённые воздушные бои. Одновременно советская армия строила оборонительные сооружения длиной около 900 км.

«Вокруг Ленинграда система обороны включала несколько поясов. На ближних подступах к городу с юго-запада и юга строился Красногвардейский укрепрайон. Оборонительные сооружения с узлами сопротивления создавались и по линии Петергоф (Петродворец) — Пулково», — говорится в материалах Научно-исследовательского института военной истории Академии Генштаба ВС РФ.

Датой начала блокады принято считать 8 сентября 1941 года. В этот день немцы захватили Шлиссельбург, находившийся на берегах Невы и Ладожского озера. В кольце оказались 8-я, 23-я, 42-я и 55-я армии и почти все части Балтийского флота.

Руководить обороной Ленинграда председатель Государственного комитета обороны (ГКО) Иосиф Сталин отправил будущего маршала Георгия Жукова. По его воспоминаниям, советский лидер оценивал положение города как «катастрофическое». 

Советские войска под натиском группы армий «Север» продолжали отступать. 

Также по теме


«Отдали жизнь 600 тысяч солдат и офицеров»: что говорится в рассекреченном рапорте маршала Жукова об освобождении Польши

В Москве вниманию общественности представлен рассекреченный рапорт командующего войсками 1-го Белорусского фронта маршала Георгия…

Остановить активное наступление врага удалось в середине ноября 1941 года. Однако Красная армия и местные жители столкнулись с серьёзной нехваткой продовольствия. Проблема голода приобрела первостепенный характер. Согласно норме, установленной 20 ноября 1941 года, дети получали по 125 граммов хлеба, работники предприятий — 250. Ситуацию ухудшала чрезвычайно холодная зима.

В феврале 1942 года хлебная норма значительно увеличилась. Детям полагалось 300 граммов, рабочим — 500. Из документов Нюрнбергского процесса следует, что за время блокады от истощения и болезней умерли более 630 тыс. ленинградцев.

С остальной территорией СССР Ленинградскую область связывало только Ладожское озеро, по которому в годы блокады проходила Дорога жизни. Однако навигации в тёплое время года препятствовали постоянные штормы и нехватка транспортных судов. Зимой продовольствие доставлялось по льду грузовиками. Но при толщине льда 25—30 см по Ладожскому озеру за сутки можно было перевезти не более 1,5—2 тыс. т грузов.

  • Регулировщик на Дороге жизни через Ладожское озеро
  • РИА Новости

Конвои для блокадников почти беспрерывно обстреливались люфтваффе. На прикрытие Дороги жизни командование РККА бросило несколько истребительных полков и соединений зенитных войск. Также была улучшена работа по эвакуации ленинградцев.

Кратко о блокаде Ленинграда

Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны. Войска фашистских оккупантов преследовали цель завладеть городом для полнейшего его уничтожения.

На протяжении 1941-1942 годов предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в него удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.

Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению Ленинграда потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.

Период осады Ленинграда можно охарактеризовать, как один из самых трагичных моментов за всю историю Великой Отечественной Войны. Советские войска проявляли величайший героизм и ценой неимоверных усилий сдерживали вражеские силы на подступах к городу, но 20 августа 1941 противнику удалось занять город, перекрыв железнодорожное сообщение со столицей. Вопреки планам руководства фашистских захватчиков, им не удалось молниеносно захватить Ленинград, однако подступить вплотную к городу они смогли.

Последнее железнодорожное сообщение со страной было прервано 30 августа с прорывом вражеских сил на станции Мга. 8 сентября 1941, с захватом города Шлиссельбург, сообщение с городом со стороны суши перестало быть возможным. Остался лишь вариант воздушного сообщения и по Ладожскому озеру. Ленинград был отрезан от страны и вынужден был существовать в тяжелейших блокадных условиях. Ситуация ухудшалась суровой зимой. Температура снижалась до рекордно низких цифр, усугубляя положение осажденных и увеличивая количество смертей.

Дорога жизни

Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов, находившееся в городе на момент начала блокады, были недостаточными и не могли удовлетворить потребности города в период длительной осады. Единственное сообщение со страной, осуществляемое авиацией и путь через Ладожское озеро обеспечивали потребности города не в полной мере.

Была установлена норма хлеба – 200 грамм рабочим, 125 – иждивенцам и детям. Этого катастрофически не хватало. Смертность от голода набирала обороты с ужасающей быстротой. По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев. Всего 3% смертей были следствием обстрелов, причина остальных 97% голод и лишения.

Имели место ужасные случаи людоедства, причем голод мог толкать людей даже на преднамеренные убийства. 22 ноября 1941 года считают днем когда запустили легендарную “Дорогу жизни”. Первая колонна грузовиков, состоящая из 60 автомобилей, покинула город, пересекла Ладогу, а затем вернулась в Ленинград уже груженая хлебом. Двигаясь по льду, рискуя провалиться под воду, грузовики везли муку и прочие продукты, давая надежду на выживание огромному количеству жителей осадного города.

Водители стремились сделать больше рейсов, проявляя мужество и героизм во спасение соотечественников. По дороге также проводилась эвакуация жителей, и перебрасывались войска. Просуществовав 152 дня, дорога растаяла, а вновь была создана лишь в декабре следующего года.

Герои у станка

Являясь одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза в довоенное время, Ленинград не остановил работу предприятий и во время блокады. Многие заводы были эвакуированы, но все же производственный процесс продолжался, пусть и в меньших объемах. Голодные и истощенные ленинградцы демонстрировали пример мужества и героизма во благо Родины.

У станков стояли даже дети. Было выпущено сотни танков, тысячи полковых и противотанковых орудий, более 10 тысяч минометов, сотни бронемашин, десятки бронепоездов, миллионы различных снарядов и многое другое. Это была высшая степень патриотизма и самоотдачи. Подвиг ленинградцев увековечен в истории и сердцах новых поколений.

27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года Ленинград был удостоен чести носить гордое звание город-герой за проявленное жителями города мужество во время блокады.

События 1941 года

Несмотря на то, что в это же самое время разворачивалось масштабное наступление вермахта, вылившееся в битву за Москву, Ленинградскому фронту Ставка Верховного Главнокомандующего уделяла не меньшее внимание. Сталин передал личный приказ любой ценой воспрепятствовать захвату Ленинграда

Жуков до солдат эту мысль донёс максимально просто. Он объяснил, что семья любого, кто самовольно покинет свою позицию или поддастся панике, будет расстреляна.

Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения.

В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки. Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта. Но всё было безуспешно. Прорвать вражескую блокаду не удалось. За такой провал с должности был смещён маршал Советского Союза Кулик.

Маршал Советского Союза Кулик Григорий Иванович

Тем временем Жуков, задачей которого была непосредственная оборона города от попыток неприятеля захватить Ленинград, не решался ослабить основные силы и выступить на помощь. Однако он выделил часть Невской оперативной группы для прорыва кольца. Им удалось отвоевать небольшой кусок земли, площадью всего лишь два километра. Позже его назвали Невским пятачком. Эти несколько километров стоили жизни 50 000 советских бойцов. Хотя, как и в случае со многими другими сражениями Великой Отечественной войны, эти данные оспариваются. Есть те, кто называет цифру в 260 тысяч человек. По статистике, прибывающие сюда солдаты жили от 5 минут до 52 часов. На Невский пятачок за сутки попадало 50 тысяч снарядов.

Мемориал «Невский Пятачок»

«У отчима ноги так опухли, что не влезали в резиновые сапоги. А однажды от голода он съел крысу»

Точное количество жертв блокады Ленинграда неизвестно до сих пор. По разным оценкам, в годы блокады в осажденном Ленинграде погибли от 600 тысяч до полутора миллиона человек. Под постоянными обстрелами и бомбежками люди работали на заводах, копали противотанковые рвы и окопы. Все знали, что другого выхода нет: гитлеровцы планировали город сровнять с землей, а все население полностью уничтожить.

ТАСС

В осажденном городе культурная жизнь ни на день не останавливалась. Исполнение Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича и трансляция произведения по громкоговорителям и радио потрясла и вдохновила жителей блокадного Ленинграда и одновременно привела в замешательство немцев. Как говорил скрипач и дирижер Давид Ойстрах, во время войны эта симфония действительно звучала как «пророческое утверждение победы над фашизмом».

Голодный ад в осажденном Ленинграде длился три года, но город старался жить нормальной жизнью. Дети ходили в школу. Учеба проходила в подвалах и бомбоубежищах, а каждый урок длился не больше 15 минут. Больше ни ученики, ни учителя выдержать не могли.

Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня. Из них бомбежки и артобстрелы шли 611 дней. На Ленинград было сброшено 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, тысячи фугасных и зажигательных бомб. 27 января 1944 года в результате мощного наступления советской армии немецкие войска были окончательно отброшены от Ленинграда. Блокада завершилась. Город полностью освободился от врага. Этот день стал ленинградским Днем Победы.

Большая часть жителей Ленинграда, не переживших блокаду, покоятся на Пискаревском кладбище. Его заложили в 1939 году, тогда никто и подумать не мог, что этому кладбищу суждено войти в историю. У восточной границы кладбища раскинута Аллея памяти. В память о защитниках города на ней установлены мемориальные плиты от городов и регионов России и других стран, чьи граждане защищали осажденный Ленинград.

Голодная зима

Немцам удалось блокировать Ленинград на 79-й день войны, после захвата Шлиссельбурга. В тот же день захватчики маршировали по ленинградским пригородам. Пройти дальше им не удалось — ни первой фронтовой осенью, ни позже. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались более 2,8 млн человек.

Блокада_2

Противотанковые ежи, надолбы и баррикады перекрывали все въезды в город. Октябрь 1941 года

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

Трудно отрешиться от горечи при мысли о том, что тогда, первой фронтовой зимой, страна не сумела вырвать «город над вольной Невой» из тисков окружения, не сумела спасти тысячи ленинградцев, которых унес голод. В детстве, узнав в самых общих чертах о трагедии Ленинграда, я мечтал о машине времени и о волшебной палочке, чтобы помочь нашим дедам разомкнуть кольцо блокады и доставить в город продовольствие… Но «переиграть» историю невозможно.

Ошибки первых недель войны обходились дорого. Для Ленинграда — особенно. Город оказался не готов к осаде. Острая нехватка продовольствия и топлива ощущалась уже в начале осени. При этом городским властям не удалось провести масштабную эвакуацию — даже детей, инвалидов и стариков.

Блокада_3

Установка аэростата воздушного заграждения на Невском проспекте в дни блокады

Фото: РИА Новости/Борис Кудояров

С 20 ноября по 25 декабря 1941 года ленинградцы получали самую низкую норму хлеба за все время блокады — 250 г по рабочей карточке (это примерно треть жителей города) и 125 г служащим, иждивенцам и детям… Работавшие в горячих цехах получали 375 г. И это был хлеб с овсяной шелухой, целлюлозой и обойной пылью. С 25 декабря нормы стали возрастать: помогала Дорога жизни. Но в рано ударившие холода еще труднее было найти дополнительное пропитание… Каждый ленинградец жил на волосок от голодной смерти.

Самые черные дни Ленинграда — это ранняя зима 1941–1942-го, первая блокадная зима. В городе не работала система отопления, не было горячей воды. Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт. В январе 1942 года в городе умерло 107 477 человек, в том числе 5636 детей в возрасте до одного года. Среди них — и погибшие при бомбежках, и жертвы болезней, но 9 из 10 унёс голод.

Передают атмосферу тех черных месяцев стихи Анны Ахматовой:

Блокада_5

Мирное население на строительстве оборонительных сооружений

Фото: РИА Новости/Григорий Чертов

22 ноября началось движение «полуторок» по специально проложенной через Ладожское озеро ледовой дороге. Страна не могла прорвать окружение в первую блокадную зиму, но военным, морякам, ленинградцам удалось в условиях блокады провести по Дороге жизни, по дну Ладожского озера три магистрали: телефонный кабель, трубопровод и линии электропередач. Блокадный город получил связь с Большой землей, получил топливо и электричество. Без этих подводных артерий город ждала верная гибель.

В записках академика Дмитрия Лихачева есть, на первый взгляд, парадоксальная мысль: «Только умирающий от голода живет настоящей жизнью, может совершить величайшую подлость и величайшее самопожертвование». И то, и другое — и самопожертвование, и подлость — он видел в дни блокады. Но победило все-таки самопожертвование. Голод расчеловечивает, корежит психику. Но ленинградцам и в этих тисках удалось сохранить человеческий облик.

Спасение Ленинграда

Несмотря на многочисленные попытки разорвать кольцо блокады, успеха на этом направлении советскому командованию удалось добиться только на фоне Сталинградской битвы, когда нацисты вынуждены были забрать из-под Ленинграда часть войск. В январе 1943 года встречные удары войск Ленинградского и Волховского фронтов позволили пробить брешь в обороне нацистов южнее Ладожского озера и восстановить сухопутную связь между осаждённым городом и остальной страной. Через коридор шириной всего 8—11 км были в сжатые сроки проложены железнодорожные пути и автомобильная трасса.

Также по теме


«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме

27 января будет отмечаться 76-летие полного снятия блокады Ленинграда, продолжавшейся 872 дня. Её жертвами, по разным оценкам, стали…

Полностью блокада была снята в начале 1944 года, когда советские войска нанесли поражение группе армий «Север» и отбросили нацистов на 60—100 км от Ленинграда. Блокада продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

По словам историков, героическая оборона Ленинграда существенно повлияла на весь ход Великой Отечественной войны.

Как отметил Сергей Перелыгин, город, носивший имя создателя советского государства, был важным идеологическим символом. Нацистское руководство верило, что его уничтожение подорвёт устойчивость советской системы и веру в победу жителей СССР. Однако Ленинград выстоял, и это стало серьёзной моральной победой для советского народа.

Как отметил Дмитрий Суржик, помимо политического и морального значения, Ленинград играл также огромную военную и экономическую роль.

  • Блокадный Ленинград. Моряки Балтийского флота беседуют с девочкой Люсей. Её и других детей вывозят из блокадного города. Девочка осталась сиротой — её родители умерли от голода
  • РИА Новости

«После потери украинского промышленного района Ленинград был очень и очень важен, чтобы удерживать фронт поставками оружия и боеприпасов. И конечно же, потеря Ленинграда, высвободив огромные нацистские силы, резко бы усугубила положение на советско-германском фронте, и в том числе положение Москвы», — заявил эксперт.

Как отмечают историки, бои под Ленинградом сковали около 30 нацистских дивизий, которые немцы не смогли использовать в такие решающие моменты войны, как Курская битва.

  • Ликующий Ленинград. Блокада снята

«Надо отдать должное мужеству защитников Ленинграда, которые до последнего держались, не сломались и проявили высокие примеры преданности долгу. Мы знаем о пекаре, который умер от голода на своём рабочем месте, о сотрудниках НИИ растениеводства, которые умирали, но сохранили семенной фонд. То, как выстояли ленинградцы, — это высокий и яркий пример мужества, воли к борьбе и патриотизма», — резюмировал Дмитрий Суржик.

Оборона Ленинграда – кратко о значении битвы

Когда началась Ленинградская битва, германское командование намеревалось взять город на Неве быстро и ограниченными силами. Но в итоге у них здесь получилась совершенно другая война. Ленинград стал для гитлеровцев неприступной и непокорённой крепостью, которая оттянула на себя огромное количество их войск.

Тот факт, что, несмотря на все усилия противника, Северная столица оставалась непобеждённой, имел огромное политическое и моральное значение.

Ленинградская битва стала беспримерным символом стойкости. Победа в ней была достигнута ценой неимоверных усилий, лишений, массового героизма и самопожертвования с стороны красноармейцев и гражданского населения.

Блокадный Ленинград

Фашисты уже с начала сентября начали активно обстреливать и бомбить Ленинград. Гитлер намеривался войти в пустой город: ни население, ни сам город фашистам был не нужен.

8 сентября одна из бомб упала на Бадаевские склады. В результате пожара тонны муки и сахара сгорели.

Зима 1941 года стала самой тяжёлой. Ударили сильные морозы, закончились запасы еды, перестало работать электричество, остановились трамваи и троллейбусы.

Люди жгли печки «буржуйки». На растопку шло всё — мебель, книги, деревянные дома. За водой с вёдрами ходили к реке.

Ещё 17 июля в Ленинграде вводят карточки, с помощью которых можно было получить в магазинах еду. А с 1 сентября стало запрещено продавать товары: их можно было получить только по карточкам.

Причём норма дневного пайка постоянно снижалась. Так, к 20 ноября из еды ленинградцы могли получить только хлеб: 250 грамм хлеба в день для рабочих (а по некоторым данным — 200 гр.), остальным – 125 граммов.

Из-за нехватки муки хлеб делали из жмыха, мучной пыли и целлюлозы. Ели и столярный клей, и цветы (из них получались лепёшки), ботву и корни растений. В еду шёл и корм для птиц.

Люди умирали от дистрофии, цинги, туберкулёза.

Сообщение с городом происходило только через воздушное пространство с помощью самолётов и по Ладожскому озеру. Путь по озеру называли «Дорогой жизни».

«Дорога жизни» блокадного Ленинграда

«Дорога жизни» была жизненно необходима осаждённому Ленинграду. В город доставляли боеприпасы, еду, топливо. По этой же дороге эвакуировали людей.

12 сентября приплыли первыми корабли с зерном и оружием. Навигация была очень сложной задачей: Ладожское озеро всегда было неблагоприятным местом для судоходства из-за сильного ветра и волн.

Когда пришла зима, навигация прекратилась. Нужно было дождаться сильных морозов, чтобы лёд замёрз.

Первым грузом стали санные упряжки с 63 тоннами муки, которые прошли по льду 21 ноября 1941 года. Доставка груза и эвакуация людей были крайне опасными занятиями. Фашистские войска постоянно бомбили и обстреливали этот путь. Второй проблемой был незамёрзший лёд, который не выдерживал веса груза.

Для обеспечения города топливом и электричеством в июне 1942 года советская армия проложила трубу и кабель по дну Ладожского озера. Город стал получать горючее и электроэнергию.

Ленинград сопротивлялся, на заводах 75% рабочих составляли женщины. Мужчины сражались на фронте. Главной задачей по-прежнему было прорвать блокаду и отбросить врага.

Операция «Искра»

2 декабря 1942 года в Ставке Верховного Главнокомандующего принято решение прорвать фашистскую оборону и объединить два фронта — Ленинградский и Волховский.

Эту операцию назвали «Искра». За её проведение отвечали маршал К. Е. Ворошилов и генерал Г. К. Жуков. Операция проводилась с 12 по 30 января 1943 года.

12 января 1943 года советская армия начала наступление. 18 января двум фронтам удалось прорвать блокаду и объединиться. Тогда же враг был выбит из Шлиссельбурга и с южного берега Ладожского озера.

От Шлиссельбурга за 18 дней была построена железная дорога в Ленинград. Её назвали «Дорогой победы». В город стали поставлять топливо, электричество, продовольствие. Наладилась работа военных предприятий.

Полностью освободить город советским войскам удалось 27 января 1944 года после 872 дней блокады. В тот же день в городе был победный салют.

Синявинская наступательная операция

Войска Ленинградского фронта, чтобы снять блокаду Ленинграда, в октябре 1941 года начали Синявинскую наступательную операцию. Но закончить ее не получилось, поскольку советскому ВГК пришлось совершить переброску части войск для обороны тихвинского направления, где вражескими силами были развернуты бои. Их цель заключалась в следующем:

  • достигнуть реки Свирь;
  • присоединиться к финской армии;
  • усилить блокаду Ленинграда.

Хотя Советская Армия сопротивлялась, 08.11. вражескими силами был проведен захват Тихвина и блокирована последняя железная дорога, по которой к Ладоге осуществлялась поставка грузов для блокадного города. Осуществить прорыв к берегам реки Свирь все же не получилось. Советская Армия начала наступательную деятельность и 20.11. освободила Малую Вишеру, а 09.12. – Тихвин. Она отбросила войска противника за пределы реки Волхов.

Действия СССР

21.08. ГКО СССР была направлена в Ленинград комиссия в составе:

  • Воронова;
  • Жигарева;
  • Косыгина;
  • Кузнецов;
  • Маленкова;
  • Молотова.

По результатам проверки было принято решение о ликвидации Главного командования по Северо-Западному направлению. Ставкой Верховного главнокомандующего 23.08. было проведено разделение Северного фронта на Карельский фронт под командованием генерал-лейтенанта Фролова и Ленинградский фронт под руководством Попова (05.09 ему на смену пришел Ворошилов, а 12.09 – генерал советской армии Жуков).

ГКО СССР 27.08. было расформировано Главное командование по Северо-Западному направлению, а войска Карельского, Ленинградского и Северо-Западного (с 23.08. под предводительством генерал-лейтенанта Курочкина) фронтов переводились в непосредственное подчинение Ставки Верховного Главнокомандующего.

Легендарная «Дорога жизни»

«Дорога жизни» являлась единственной транспортной магистралью через Ладожское озеро в блокадный Ленинград. В периоды навигации она проходила по воде, а зимой — по льду. Благодаря такой «трассе» удалось наладить подвоз в блокадный город боеприпасов, вооружения, продовольствия, медикаментов, топлива и эвакуировать из Ленинграда больных, раненых и нетрудоспособных. Только за период с ноября 1941 г. по апрель 1942 г. из города на «Большую землю» было вывезено более 500 тыс. человек. Работа трассы не прекращалась ни на один день, несмотря на бомбежки, обстрелы и плохую погоду. Это позволило несколько улучшить снабжение людей продуктами питания и, начиная с 25 декабря 1941 г., увеличить хлебный паек до 200—350 г. А с 24 января 1942 г. ленинградцы стали получать 400 г хлеба на рабочую карточку, 300 г — для служащих и 250 г — по детской и иждивенческой карточкам.

Грузовик ГАЗ-АА, более известный как «полуторка» (грузоподъемность 1,5 т) стал основным автомобилем на перевозках по «Дороге жизни»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector