Первый советский серийный бронетранспортёр бтр-40

Основные тактико-технические характеристики бронетранспортера БТР-40

  • Экипаж — 2 человека, десант — 8 человек.
  • Боевая масса — 5,3 т.
  • Длина — 5 м, ширина — 1,9 м, высота — 1,83 м, клиренс — 276 мм.
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет СГМБ (боекомплект — 1250 патронов).
  • Толщина брони: 4-15 мм.
  • Двигатель карбюраторный, мощность — 78 л.с.

Советский бронетранспортер БТР-40 состоял на вооружении мотострелковых подразделений Советской Армии до середины 60-х годов. Последние машины были сняты с вооружения российской армии только в 1993 году. Советский БТР-40 состоял на вооружении армий Варшавского договора. Поставлялась машина в страны Ближнего Востока, Азии и Африки, где и принимала участие в многочисленных вооруженных конфликтах второй половины XX века.

Где можно увидеть

БТР-40А в Бронетанковом музее в Кубинке.

  • Россия: Верхняя Пышма (Свердловская область) — Музейный комплекс УГМК;
  • Красногорский район (Московская область) — БТР-40ЖД в Музее техники Вадима Задорожного;
  • Кубинка — БТР-40А в Бронетанковом музее;
  • Брянск — Мемориальный комплекс «Партизанская поляна»;
  • Краснодар — БТР-40Б в Музее военной техники в Парке культуры и отдыха имени 30-летия Победы;
  • Темрюк — музей Военная горка;
  • Падиково — Музей отечественной военной истории в Истринском районе Московской области.
  • Владивосток — историко-технический музей при военно-патриотическом клубе «Техника XX века в Приморском крае» (Садгород).

Израиль:

  • Латрун — Музей Израильских танковых войск;

Тель-Авив — Музей Армии обороны Израиля;
Молдавия:

  • Кишинёв — Музей военной истории Молдавии;

Польша:

  • Варшава — Музей польской военной техники.

США:

  • Портола-Вэлли (англ.)русск. — Музей бронетехники Жака Литтлфилда (англ.)русск..
  • Железнодорожный БТР-40 на параде Победы 9 мая 2020 года, Хабаровск
  • В музее Армии обороны Израиля
  • В музее Армии обороны Израиля
  • Музей Израильских танковых войск
  • Музей Израильских танковых войск
  • Музей отечественной военной истории

Модификации

БТР-40 (1947) — базовая модель с открытым верхом.

БТР-40А (1951) — машина противовоздушной обороны (ПВО), оснащённая зенитной установкой ЗТПУ-2 со спаренными 14,5-мм пулемётами КПВ, боевая масса 5,6 т.

БТР-40Б (1958) — с броневой крышей корпуса, серия в 1957-60 гг. Лоб корпуса — 6-8 мм. Экипаж — 2+6 чел. Вес — 5,3 т. Создана по итогам событий в Венгрии.

БТР-40РХ — машина химической разведки. С ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б

БТР-40А ж.д. (1969) — модификация для железнодорожных войск, оборудованная устройством (дополнительными подъёмными колёсами с ребордами) для передвижения по железнодорожным путям; переоборудовалась непосредственно в частях.

БТР-40 (1948) — опытный с 14,5-мм пулемётом КПВ

БТР-40В (1956) — опытный, с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарикового типа. Оснащался фильтровентиляционной системой. Небольшая серия в 1957 г.

История обслуживания

Советский союз

Советский БТР-40 в Будапеште во время Венгерского восстания 1956 года.

БТР-40 был изготовлен в Горьковский автомобильный завод (Горьковский автомобильный завод) с 1950 по 1960 г. Он был первым показанным публике на военном параде в Москве в 1950 году было выпущено в Красной Армии в 1950 году и был использован в APC , разведывательные и командные роли. После нескольких лет службы стало очевидно, что он не подходит для современного поля боя. На смену ему пришел БТР-152 .

Бывший египетский БТР-40, захваченный партизанами-роялистами во время гражданской войны в Северном Йемене

Дипломатическая служба

БТР-40 начал поступать на вооружение двух других участников Варшавского договора в конце 1949 года, а именно Восточной Германии и Польши, где он использовался в качестве стандартного БТР до тех пор, пока не стали доступны более совершенные машины, такие как БТР-152 . Последние БТР-40 были выведены из стран Варшавского договора в начале 1970-х годов. Автомобиль также продавался многим арабским и африканским странам в конце 1950-х — начале 1960-х годов.

Китайская Народная Республика (КНР) разработала копию БТР-40 под названием Type 55. Неизвестно, сколько из этих машин поступило на вооружение НОАК . Автомобиль также был экспортирован в Северную Корею, вероятно, в рамках программы военной помощи во время Корейской войны , где он впервые участвовал в боевых действиях. Позже он использовался армией Северного Вьетнама во время войны во Вьетнаме .

БТР-40 также проходил боевую службу во время гражданской войны в Северном Йемене, во время которой по крайней мере один был захвачен у египтян партизанами-роялистами.

Список конфликтов

  • 1956 — Венгерская революция 1956 года (Советский Союз)
  • 1955–1975 — Вьетнамская война (Вьетнам)
  • 1962-1970 — Гражданская война в Северном Йемене (Египет)
  • 1966–1991 — Южноафриканская пограничная война (Ангола, Куба).
  • 1967 — Шестидневная война (Египет, Сирия)
  • 1968 — советское вторжение в Чехословакию (Советский Союз)
  • 1969 — советско-советский пограничный конфликт (Советский Союз)
  • 1970–1975 гг. Гражданская война в Камбодже (Камбоджа)
  • 1973 — Война Судного дня (Египет, Сирия)
  • 1974–1991 — гражданская война в Эфиопии.

    1961–1991 — война Эритреи за независимость

  • 1975–1990 — Гражданская война в Ливане
  • 1975–1991 — Война в Западной Сахаре (ПОЛИСАРИО)
  • 1975–2002 — Гражданская война в Анголе (Ангола)
  • 1977–1978 — Огаденская война (Сомали)
  • 1978–1987 — чадско-ливийский конфликт
  • 1979–1988 — советско-афганская война (СССР, Афганистан).
  • 1980-1988 — ирано-иракская война (Иран)
  • 1982 — 1982 Эфиопско-сомалийская пограничная война

История

Места водителя и командира

Места десанта, водителя и командира

Перед с поднятыми катками

К середине 1960-х годов на дальневосточных границах СССР обстановка осложнилась. Недавняя дружба с Китаем сменилась конфронтацией.

Народно-освободительная армия Китая (НОАК) накапливала крупную северную группировку, в которой к концу 1960-х годов девять общевойсковых армий (44 дивизии, из них 33 пехотные и 11 — механизированные). Они имели более 4,3 тысяч танков и 10 тысяч орудий и ракетных пусковых установок. В резерве группировки — формирования народного ополчения численностью до 30 пехотных дивизий, по выучке и боеготовности практически не уступавшие регулярным частям, также у них была возможность пополнения потерь за счет крупнейших в мире людских ресурсов. Такая многочисленная группировка позволяла НОАК расположить соединения и части вдоль всей границы с плотностью до роты на каждые 200—300 м фронта.

По-прежнему проблемна защита железнодорожных объектов, оборона которых обычными средствами требовала оборудования большого числа укреплений. В конце концов, вернулись к отвергнутой было идее маневренного прикрытия бронепоездами.

Предложение прикрытия железнодорожных объектов бронепоездами реализовано с максимальным использованием готовых агрегатов, чтобы упростить серийное производство. В это время предприятия оборонно-помышленного комплекса и без того работали с полной отдачей и в три смены — заказ Минобороны на бронетехнику к началу десятой пятилетки требовал почти 100-процентной их загрузки.

В бронепоезд типа БП-1 входила и разведывательная рота с восемью БТР-40ЖД. Для их транспортировки на большие расстояния бронепоезду придавали четыре обычные платформы, на которые своим ходом грузили по два БТР-40ЖД.

Изготовлено примерно 32 – 40.

О поставке БТР-40ЖД в другие страны сведений нет.

Тактико-технические характеристики БТР-40

Экипаж, чел.: 2Десант, чел.: 8Производитель: ГАЗГоды производства: 1950—1960Количество выпущенных, шт.: около 8500

Вес БТР-40

— 5,3 тонн

Размеры БТР-40

— Длина корпуса, мм: 5000- Ширина корпуса, мм: 1900- Высота, мм: 1750 (1830 с тентом)- База, мм: 2700- Колея, мм: 1600- Клиренс, мм: 275—400

Броня БТР-40

— Лоб корпуса, мм/град.: 11—15- Борт корпуса, мм/град.: 8—9- Корма корпуса, мм/град.: 7- Днище, мм: 4- Крыша корпуса, мм: 0—6

Вооружение БТР-40

— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМБ

Двигатель БТР-40

— Тип двигателя: ГАЗ-40- Мощность двигателя, л. с.: 78

Скорость БТР-40

— Скорость по шоссе, км/ч: 78- Запас хода по шоссе, км: 285- Удельная мощность, л. с./т: 15,1- Колёсная формула: 4 × 4- Тип подвески: на полуэллиптических рессорах

— Преодолеваемый подъём, град.: 30°- Преодолеваемая стенка, м: 0,47- Преодолеваемый ров, м: 0,35- Преодолеваемый брод, м: 0,9

Рекомендации

  1. Броня Джейн и артиллерия 2005–2006.
  2. ^ Кристофер Ф. Фосс (16 мая 2000 г.). (2000 изд.). Издательство Харпер Коллинз. п.. ISBN 978-0-00-472452-2.
  3. там же.
  4. Танки и боевые бронированные машины: визуальная энциклопедия. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Chartwell Books. 2012. с. 244. ISBN . OCLC .
  5. ^
  6. ^
  7. Кордесман, Энтони Х .; Клейбер, Мартин (2007). Военные силы Ирана и боевые возможности: угроза в Северном заливе. Гринвуд. п. 51. ISBN 978-0-313-34612-5.
  8. Кордесман, Энтони (октябрь 2016 г.). После бури: изменение военного баланса на Ближнем Востоке. Лондон: Bloomsbury Publishing. п. 241. ISBN 978-1-4742-9256-6.
  9. Киган, Джон (1983). Мировые армии (Второе изд.). Бейсингсток: Пэлгрейв-Макмиллан. п. 408. ISBN 978-0-333-34079-0.

Варианты

Бывший СССР

БТР-40Б

  • БТР-141 (1947 г.) — исходный прототип с фаской задней части корпуса имел два варианта. Первый был вооружен спаренными крупнокалиберными пулеметами ЗПТУ-2 14,5 мм КПВ, размещенными на поворотной платформе с броневой защитой спереди и по бокам. Вторая версия не имела постоянного вооружения, но позже стала БТР-40.

    • БТР-40 (1950 г.) — Оригинальная серийная модель.

      • БТР-40А (1950 г.) — БТР-40 преобразован в ЗСУ, вооруженный спаренной 14,5-мм спаренной зенитной установкой ЗПТУ-2 (2400 выстрелов) в башне, позже также использовался в БТР-152 А, управляемый вручную одиночным солдат. Башня размещена внутри десантного отделения. Он может совершать полный оборот, а его пушки могут подниматься на угол от -5 до +80 градусов. У этого варианта нет огневых окон в бортах корпуса.
      • БТР-40В (1956 г.) — БТР-40 с внешней системой регулирования давления в шинах.
      • БТР-40Б (1957 г.) — БТР-40В с бронированной крышей с четырьмя люками. Автомобиль имеет систему фильтрации / вентиляции, систему защиты от ядерного оружия и центральную систему регулирования давления в шинах. Он также имеет штыревую установку для крупнокалиберного пулемета калибра 12,7 или 14,5 мм, хотя в стандартной версии БТР-40Б фиксированного вооружения не было. Он был разработан для использования в качестве разведывательной машины. Экипаж уменьшен с 2 + 8 пассажиров до 2 + 6.
      • БТР-40Х — разведывательная машина

    РБК .

  • БТР-40ЖД (1959 г.) — БТР-40 с малыми рельсовыми колесами, установленными спереди и сзади на специальных опорах.
  • БРДМ-1 — броневик, в котором используется ряд компонентов БТР-40. Изначально планировалось стать амфибийным вариантом БТР-40, поэтому он получил обозначение БТР-40П .

Куба

  • БТР-40А-АА — кубинская машина ПВО. Он использует шасси и бронированную переднюю часть БТР-40, но десантное отделение было удалено в пользу квадратной платформы с опускающимися бортами и задней частью, на которой размещены спаренные 14,5-мм крупнокалиберные пулеметы ЗПТУ-2.
  • БТР-40А-ПБ — кубинский БТР-40, вооруженный пусковой установкой противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Во время движения пусковая установка спрятана в надстройке, так что издалека машину сложно отличить от обычного БТР-40. Надстройка также обеспечивает пусковую установку броневой защитой. В исходном положении крыша надстройки открывается вбок, а пусковая установка поднимается.
  • Jababli — кубинский БТР-40, оснащенный пусковой установкой ПТУР 3M11 Falanga (AT-2 Swatter) на стартовой платформе в урезанной надстройке. Только ограниченное количество было построено. НАТО присвоило ему обозначение M1975 / 4 .

Бывшая Восточная Германия

  • SPW-40 — Восточно-германское обозначение БТР-40.

    • SPW-40A — Восточно-германское обозначение БТР-40А.
    • SPW-40Ch — Восточно-германское обозначение БТР-40Х.
    • SPW-40 переоборудован в истребитель танков, вооруженный подъемной пусковой установкой ПТУР, способной вести огонь ПТУР 9М14 «Малютка » с бронированной крышей над ней в урезанном десантном отделении. У этого варианта нет огневых окон в бортах корпуса.

Индонезия

  • БТР-40 переоборудован в броневик, вооруженный средним пулеметом, в башне кубической формы на верхней части надстройки внутри десантного отделения. Он также имеет четыре дымовых гранатомета с обеих сторон корпуса.
  • БТР-40 переделанный в броневик, вооруженный 40-мм пушкой в ​​угловой башне на верхней части надстройки внутри десантного отделения, он также имеет четыре дымовых гранатомета с обеих сторон корпуса. У него есть прожектор на левой стороне корпуса. Он предназначен для огневой поддержки.

Израиль

БТР-40 оснащен шарнирными креплениями для 7,62-мм ручных пулеметов США M1919A4 , по одному в носовой части десантного отделения и по два по бокам, а также большим количеством держателей оборудования на корпусе.

Литература

  • М. Б. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — М.: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
  • J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8.
  • Конкин В. Ф., Пуденко Л. Я., Савельев С. В., Одноуров А. Н., Колотушкин А. И., Лашенчук С. Н., Апокин В. С., Голосов М. Д., Федотов Г. Я., Семечкина В. А. Руководство по материальной части и эксплуатации бронетранспортёров БТР-40 и БТР-40Б / Голощапов И. М.. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1966. — 348 с. — (5/8631).

Особенности конструкции БТР-40

Новый советский бронетранспортер представлял собой двухосную боевую машину с колесной формулой 4х4. Легкий бронетранспортер имел капотную компоновку и традиционную для техники своих лет конструкцию. В передней части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделение, за ним отделение управления на двух человек: механика-водителя и командира бронетранспортера, в распоряжении которого имелась рация. За отделением управления в корме располагался десантный отсек, рассчитанный на перевозку 8 пехотинцев.

Бронетранспортер получил несущий открытый сверху бронекорпус коробчатой формы. Корпус был сварным и изготавливался из бронелистов толщиной 8 мм (борта) и 6 мм (корма). Наиболее сильное бронирование было в лобовой части машины – от 11 до 15 мм. Для посадки и высадки экипажа десант использовал двухстворчатую дверь в задней стенке корпуса, также десантники всегда могли покинуть БТР, просто перевалившись через борта. Для посадки и высадки экипажа по бокам отделения управления в корпусе были выполнены небольшие откидные двери. Для защиты от непогоды сверху корпуса можно было натянут брезентовый тент.

В наследство от грузовика ГАЗ-63 новому бронетранспортеру достались мосты, которые были подвешены на полуэллиптических листовых рессорах и дополнительно оснащены амортизаторами двухстороннего действия. Также бронетранспортер получил такую же раздаточную коробку, объединенную с демультипликатором с прямой и понижающей передачами. У водителя имелась возможность отключения переднего моста.

При этом от рамной конструкции, как уже отмечалось выше, конструкторы отказались. Это позволило снизить длину корпуса машины до 5000 мм, а колесная база БТР-40 была уменьшена до 2700 мм. У полноприводного грузовика ГАЗ-63 эти показатели составляли 5525 и 3300 мм соответственно.

БТР-40 в Будапеште, 1956 год

Сердцем бронетранспортера стал рядный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-40, который представлял собой вариант форсированного двигателя ГАЗ-11, устанавливаемого на грузовике ГАЗ-63. Мотор получил новый карбюратор, а его мощность выросла до 78 л.с. Этой мощности хватало, чтобы разогнать БТР боевой массой 5,3 тонны до 78 км/ч при движении по шоссе, по пересеченной местности машина могла двигаться со скоростью до 35 км/ч.

Несмотря на то, что тяговооруженность машины была достаточно низкой (примерно 14,7 л.с. на тонну против 20 у M3A1, оснащенного более мощным двигателем), БТР мог таскать за собой и двухтонный прицеп, что делало легкий бронетранспортер очень универсальным. Также БТР-40 мог легко преодолевать подъемы крутизной до 30 градусов, рвы шириной до 0,75 метра и броды глубиной до 0,9 метра.

Стандартным вооружением легкого бронетранспортера БТР-40 являлся 7,62-мм станковый пулемет Горюнова СГ-43 с боезапасом из 1250 патронов. Помимо этого, десантники могли использовать для стрельбы свое личное стрелковое оружие: автоматы АК и карабины СКС. Вести огонь по противнику можно было через 4 амбразуры в бортах корпуса, а также поверх борта боевой машины.

Серийное производство нового бронетранспортера продолжалось с 1950 по 1960 год, за это время в СССР было собрано примерно 8,5 тысяч БТР-40 в различных вариантах исполнения. На базе бронетранспортера были созданы тягачи для транспортировки противотанковых орудий, зенитные самоходные установки, вооруженные 14,5-мм пулеметами КПВ, штабные и командирские машины.

В 1956 году была создана версия бронетранспортера с защитой от поражающих факторов ядерного оружия, новая модель получила закрытый герметичный кузов, при этом количество десантников снизилось до шести человек. Помимо этого, такой вариант учитывал и боевой опыт использования бронетранспортеров в Венгрии в 1956 году, когда десант страдал от огня противника с верхних этажей зданий.

//

Фото БТР-40

Похожее

БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото

БМД-4М «Бахча-У» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БМПТ «Терминатор» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото

БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото

КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты

Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры

Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина

Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина

Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Р-149БМР «Кушетка-Б» — командно-штабная машина

Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМО-Т — тяжелая машина огнеметчиков

Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня

УРАЛ-532362 «Лавина-Ураган» — водометный спецавтомобиль

Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина

БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина

РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ

АЗМ — аэротранспортабельная землеройная машина

СПМ — специальная гусеничная пожарная машина

УР-07М «Пересортировка» установка разминирования

Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ

БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина

БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРЭМ-80У — ремонтно-эвакуационная машина

КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки

РМ-Г «Десна» — ремонтная гусеничная машина

«Мгебров-Рено» — бронеавтомобиль царской армии

Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Низкий таз радует глаз?

Скептики до сих пор сомневаются в полезности колёсного бронетранспортёра с размерами, немногим уступающимиАрмате». Мол, даже престарелый фольксштурмовец с катарактой ипанцерфаустом» первой модели не промахнётся мимо такогосарая». Ночью. Безлунной. В метель.

Немного истории. Основной колёсный бронетранспортёр российской армии БТР-80/82 — ведёт свою родословную напрямую от БТР-60. Поначалу четырёхосная машина удовлетворяла параметрам доктрины холодной войны(не БТР-152 и уже хорошо) — перевозить солдат к полю боя на приличной скорости, защищая от залётных осколков или пулемётной очереди из засады. Многие решения были компромиссными: спарка автомобильных двигателей от 51-гогазона»(не было достаточно компактного и мощного под рукой); тонкая броня 5-9 мм, но под рациональными углами наклона; открытый верх.

Потом подумали, что сверкать касками на фоне яркихгрибов» от взрывов ядерных зарядов советским мотострелкам для здоровья не очень полезно. Потому сделали крышу и башню для спарки пулемётов(БТР-60ПБ). Всё это продиктовано потребностями массовой многомиллионной армии и возможностями промышленности.

Но то, что было преимуществами, спустя годы стало недостатками. Тонкая броня, бензиновые пожароопасные движки уже в Афганистане сыграли свою роковую роль. Нарастающая минная война заставила пехоту вылезти на крышу. При взрыве мины есть шанс, что отлетишь в сторону, а в тесной железной коробке — верная смерть.

Пули снайперов? Пренебречь! Мины страшней

И как ни модернизируй бронетранспортёры этого семейства, ставя дизель, добавляя 30-мм пушки, утолщая(немного) броню, вводя противоосколочный подбой и современные средства прицеливания и наблюдения, в горячих точках российские солдаты на марше неизменно будут вылезать на броню.

БТР-80, БТР-82, БТР-82АМ, БТР-82АТ — сколько ни вешай букв на индекс, машины этого семейства морально устарели и не подходят под условия и задачи современных войн. Короче говоря, бесчисленные модернизации ведут в тупик.

Сирия. На броне привычней, но безопасней ли?

Машина нового поколения позволяет обеспечить другой уровень защищённости, как от мин, так и от стрелкового оружия и даже от крупнокалиберных пулемётов и автоматических пушек. А крупный калибр нынче на каждом ржавом пикапе норовят поставить. БТР-82 просто не может обеспечить защиту от них. Да что там говорить: он в борт и бронебойную винтовочную пулю со средней дистанции — уже не очень.

Сарай? Нет, не слышали. БТР Vilkas(в девичествеБоксёр») литовской армии

Вот из автопушки или ДШК попасть в БТР как раз проще, чем из гранатомёта. Вспоминаем табличные и практические показатели дальности стрельбы из РПГ-7. А по движущейся цели? Это по-настоящему снайперская и филигранная работа, для которой нужно ещё серьёзно посветить тушкой из-за укрытия.

Для современного высокоточного оружия выигрыш пары десятков сантиметров в габаритах значит примерно ничего. А от попадания ПТРК могут спасти оптико-электронное подавление, динамическая защита и комплексы активной защиты(КАЗ). В разработке последних, к сожалению, Россия теряет пальму первенства — на Западе КАЗ активно разрабатывают и планируют ставить уже чуть ли не на грузовики. На днях две системы — израильского и германского происхождения — Армия США взяла на сравнительные тесты для последующего оснащения ими различных видов бронетанковой техники.

На БТР-82 V-образное противоминное днище не получится, а наБумеранге» — вполне. Тоже самое — подвесной пол и энергопоглощающие кресла десантников с амортизацией и индивидуальной подвеской.

В условиях, когда 70% потерь регулярных армий в локальных конфликтах приходится на мины и СВУ — это необходимость.

НаБумеранге» наконец избавились от одной из главных бед советских БТР — отсутствия кормового выхода. Двери по бортам и люки на крыше явно никогда не способствовали безопасному десантированию. Да и самой машине порой приходится подставлять слабенький борт для прикрытия мотострелков.

Операторы

Карта операторов БТР-40

Современные

  • Бурунди — 20 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Вьетнам — до 100 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Гвинея — 16 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Гвинея-Бисау — 35 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Египет — 230 единиц БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Индонезия — 40 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Йемен — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2016 год
  • КНДР — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2016 год
  • Куба — до 100 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Лаос — 30 БТР-40 и БТР-60, по состоянию на 2020 год
  • Монголия — до 200 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Никарагуа — до 20 БТР-40, по состоянию на 2020 год
  • Танзания — около 10 БТР-40 и БТР-152, по состоянию на 2016 год

Бывшие

  • Алжир — 100 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с 1966 по 1967 год
  • Ангола — 32 единицы БТР-40 поставлены из СССР в 1975 году
  • Афганистан — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2010 год
  • Болгария — 150 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с 1955 по 1957 год
  • Венгрия — 200 единиц БТР-40 поставлены из СССР в 1953 году
  • ГДР — 300 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с 1956 по 1957 год
  • Израиль — 6 БТР-40, по состоянию на 2010 год
  • Китай — 100 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с 1957 по 1960 год, затем производились в Китае под обозначением «Тип 55»
  • Мали — 30 БТР-40, по состоянию на 2010 год
  • Польша — 400 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с 1952 по 1955 год
  • Северный Йемен — 70 единиц БТР-40 поставлены из СССР в 1961 году
  • Сербия и Черногория — 40 единиц БТР-40 поставлены из СССР в 1962 году
  • Сирия — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2010 год
  • Сомали — 60 единиц БТР-40 поставлены из СССР в 1965 году
  • Уганда — 10 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с 1968 по 1970 год, 50 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с 1973 по 1975 год
  • Эфиопия — 100 единиц БТР-40 поставлены из СССР в период с 1977 по 1978 год
  • Южный Йемен — 60 единиц БТР-40 поставлены из СССР в 1973 году

Рождение БТР-40

Задача создания собственного бронетранспортера стала первоочередной для промышленности уже после окончания войны. К работам над новой машиной на заводе в Горьком приступили в 1947 году. При этом советские конструкторы отталкивались от американского легкого многоцелевого бронетранспортера M3A1 Scout, который был взят за образец. Данный бронетранспортер устраивал и военных, которые были хорошо с ним знакомы.

В тактико-технических требованиях к новой машине прямо указывалось на то, что БТР должен проектироваться «по образцу американского M3A1». При этом по ряду требований техзадания машина должна была превзойти показатели американского БТР. Бронирование должно было быть серьезно усилено, военные требовали, чтобы бронеавтомобиль был надежно защищен спереди от попадания 12,7-мм пуль, а по бортам и корме – от 7,62-мм пуль, подобной защиты M3A1 не обеспечивал.

Стоит отдать должное конструкторам горьковского автозавода, которые не стали слепо копировать M3A1. Сохранив общую концепцию и модель компоновки, внешне советский бронетранспортер серьезно отличался от американского «Скаута». Для усиления бронезащиты передние и верхние бронелисты корпуса боевой машины конструкторы расположили под большим углом наклона. Также в Горьком отказались от буферного ролика в передней части машины, заменив его на лебёдку. Принципиальным отличием от американского легкого бронетранспортера рамной конструкции стало использование несущего бронированного корпуса.

Полноприводный грузовой автомобиль ГАЗ-63

Строить первый специализированный бронетранспортер конструкторы завода ГАЗ решили на базе шасси грузового полноприводного автомобиля ГАЗ-63. При создании боевой машины конструкторы старались сделать БТР максимально унифицированным с обычными автомобилями, которые серийно выпускались на предприятии. Помимо элементов шасси и других агрегатов, новый бронетранспортер получил от грузовика и рядную «шестерку». При этом, несмотря на высокий уровень унификации с грузовиком, от использования в конструкции БТР-40 рамы конструкторы отказались.

Активные работы по созданию легкого бронетранспортера велись с 1947 по 1949 год. При этом полигонные испытания были завершены уже 9 сентября 1948 года, после чего комиссия рекомендовала принять новый образец бронетехники на вооружение. Однако серийное производство нового бронетранспортера затянулось более чем на год. Всё это время осуществлялся процесс доводки опытных машин, а также удовлетворение новых требований со стороны ГБТУ, изменяющих состав вооружения и бронирования корпуса бронетранспортера.

В результате в серию легкий бронетранспортер пошел уже в 1950 году. А простые граждане смогли познакомиться с новинкой только в 1951 году во время традиционного ноябрьского парада на Красной площади.

Десантники покидают БТР-40

Стоит отметить, что параллельно на заводе ЗИС в Москве велись работы по доводке бронетранспортера БТР-152, который создавался на базе шасси грузового автомобиля ЗИС-151. Оба бронетранспортера поступили на вооружение в 1950 году и дополняли друг друга. Созданный в Горьком БТР-40 был легким бронетранспортером, способным перевозить до 8 десантников, а разработанный московскими конструкторами БТР-152 представлял собой более тяжелую машину, способную перевозить в десантном отделении до 17 пехотинцев.

При этом военные уже тогда сделали ставку на колесные бронетранспортеры, такое положение вещей сохраняется в российской армии и сегодня. Выбор в пользу колесных БТР был сделан по причине их меньшей стоимости в производстве и эксплуатации, а также возможности массового выпуска на имеющихся автомобильных заводах.

БТР-40 с тентом

Примечания

  1. Jane’s Armour and Artillery 2005—2006.
  2. J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — P. 189.
  3. J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — P. 191.
  4. The Military Balance 2010 / International Institute for Strategic Studies. — Abingdon: Routledge, 2010. — 492 p. — ISBN 978-1857435573.
  5. The Military Balance 2020. — P. 433.
  6. The Military Balance 2020. — P. 297.
  7. The Military Balance 2020. — P. 449.
  8. The Military Balance 2020. — P. 450.
  9. The Military Balance 2020. — P. 257.
  10. The Military Balance 2020. — P. 360.
  11. The Military Balance 2020. — P. 265.
  12. The Military Balance 2020. — P. 271.
  13. The Military Balance 2020. — P. 473.
  14. The Military Balance 2010. — P. 356.
  15. The Military Balance 2010. — P. 255.
  16. The Military Balance 2010. — P. 316.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector