Аббревиатура бтр

Конструкция

Бронетранспортер БТР-60 имел весьма необычный вид составляющих элементов. Отделение управления находилось в лобовой части конструкции. Следом размещалось десантное отделение, способное вместить в себя от 8 до 14 солдат (зависит от типа модификации). За ним располагалось моторное отделение, в котором находились два двигателя.

У бронетранспортера она была дифференцированной. Это означает, что толщина брони на различных участках корпуса имеет разную толщину. Средняя толщина брони БТР-60 составляла 8 мм. Множественные части корпуса сварены под разными углами, в некоторых участках отделения управления они достигают 350.

Конструкторы при проектировании решили сварить такой странный корпус поскольку при прямом попадании пуля калибра 7.62 мм и даже 5.56 мм легко прошивала вертикальную броню толщиной 8-9 мм. Но риск прямого попадания сводился к минимуму с применением принципа дифференцированной защиты, сварив корпус из элементов под разными углами.

Хуже обстояло дело с кумулятивной струей от противотанкового снаряда или ракеты, которая прожигала корпус как нож масло. Малая толщина брони не могла обеспечить защиты от таких боеприпасов ни под каким углом, хотя возможность рикошета и возрастает, но незначительно.

В самом начале производства на БТР-60 предусматривались кронштейны для установки трех пулеметов 7.62 мм СГБМ. Вскоре, в середине 1961 года, его сменил усовершенствованный ПКТ. После очередной модификации бронетранспортер получил спаренные пулеметы КПВТ и ПКТ, расположенные в поворотной башне. Крупнокалиберный пулемет калибра 14.5 мм предназначался для поражения техники неприятеля, а из пулемета Калашникова калибром 7.62 мм наводчик-оператор вел огонь по пехоте противника.

В 1959 году наблюдение с БТР-60 в условиях отсутствия непосредственного контакта с неприятелем вели механик-водитель и командир, при помощи открытых лобовых люков. Когда люки были застопорены и переведены в боевое положение, на помощь приходили шесть приборов наблюдения Б-1.

Спустя несколько лет для улучшения визуального наблюдения за местностью были добавлены командирский ТПКУ-2Б и ТВН-1 и водительский ТВН-2 для ночной езды или вождения в условиях недостаточной видимости. Но этого было недостаточно, для хорошей обзорности бронетранспортера. В скором времени на смену Б-1 пришли более совершенные ТНП-Б, а в десантное отделение установили перископические приборы.

Причем каждый двигатель может работать автономно. Механическая коробка передач БТР-60 четырехступенчатая с передачей заднего хода. В роли связующих узлов трансмиссии применяются карданные валы.

В целом конструкторы горьковского автозавода конструировали БТР-60 таким образом, чтобы бронетранспортер всегда оставался на ходу, даже при капитальной неисправности одного из двигателей.

Бронетранспортер БТР-60 представляет собой полноприводный автомобиль с формулой 8*8. Ходовая часть боевой машины устроена так, что даже если в условиях боевой обстановки будут потеряны два колеса, она по-прежнему останется на ходу. Происходит это за счет равномерного распределения всех мостов по всей ходовой части, а также установке каждого колеса на индивидуальной торсионной подвеске.

В движителе установлен винт с четырьмя лопастями, который приводится во вращение только при двух исправных силовых установках бронетранспортера.

Операторы


Карта операторов БТР-80 синим цветом

Текущие операторы

БТР-80 ВС РФ в Москве

БТР-80 Армянской Армии

Армия Бангладеш BTR80

А Украинская морская пехота «БТР-80 принимает участие в упражнении Sea Breeze 2010.

БТР-80А корпуса морской пехоты Индонезии индонезийского контингента ВСООНЛ

Армейский БТР-80 Шри-Ланки

  • Афганистан
  • Алжир : 150
  • Ангола : 11
  • Армения : 160
  • Азербайджан : 88
  • Бангладеш : 330-645 (источники различаются)
  • Беларусь
  • Бурунди : 10
  • Чад : 24
  • Колумбия : 8
  • Джибути : 8
  • Эстония : 13 используется Лигой обороны Эстонии
  • Грузия : 23
  • Венгрия : 555
  • Индия
  • Индонезия : 12
  • Ирак
  • Кот-д’Ивуар : 6
  • Казахстан : 155
  • Северная Македония : 22
  • Молдова
  • Монголия : 20
  • Никарагуа
  • Северная Корея : 32
  • Россия
  • Южная Корея
  • Шри-Ланка : 49
  • Судан : 90
  • Сирия
  • Таджикистан
  • Туркменистан : 8
  • Уганда : 32
  • Узбекистан : 50
  • Венесуэла : 114
  • Йемен : 100
  • Румыния : 70
  • Замбия

Бывшие операторы

  • Финляндия : 2 куплены для испытаний в 1990 году. Снято с эксплуатации в 2010 году.
  • Турция : 180 штук были куплены у бывшей ГДР и излишка бывшего СССР. Их модернизировали с тепловизионным прицелом. С внедрением коренных и современных автомобилей выведен из эксплуатации.
  • Советский Союз

История создания и производства

По состоянию начала 1980-х годов главным БТР Советского Союза являлся БТР-70. Но они не смогли избавиться от главных изъянов БТР-60, несмотря на сделанные усовершенствования. К одному из главных недостатков относилась по-прежнему неудовлетворительная посадка/высадка экипажа и десанта. Также конструкция силовой установки, изготовленная из карбюраторных спаренных двигателей, отличалась ненадежностью и сложностью, и при этом потребляла очень много топлива. Имелись другие недостатки по сравнению с дизелем. Также БТР был плохо защищен, а водометный движитель легко подвергался забиванию торфяной жижей, водорослями и другими предметами.

Устранение этих недостатков было поручено КБ ГАЗа, где в начале 80-х гг. выполнилось проектирование БТРа ГАЗ-5903. Компоновка БТР-70 сохранилась, но были произведены весомые усовершенствования. Для посадки/высадки установили двухстворчатые люки, размещенные по бокам корпуса, карбюраторные двигатели заменил один, но мощнейший дизель. Габариты возросли следующим образом – высота и длина корпуса увеличились на 11,5 см, а ширина – на 10 см, при этом общая высота БТР увеличилась на 3 см. в дальнейших модификациях появилась возможность стрелять из-под брони, благодаря шаровым установкам, развернутым к передней полусфере. Бронирование возросло мало, но общая масса увеличилась на 2100 кг. Однако запас хода увеличился, а подвижность не уменьшилась. После того, как ГАЗ-5903 прошел госиспытания, он был принят в 1986 году на вооружение и получил обозначение БТР-80.

Перспективы

Этот вопрос остается дискуссионным. Многие аналитики видят будущее в тяжелых БТР, сопоставимых по бронезащите с танками. Но это ведет к фактическому срастанию классов БТР и БМП, к уменьшению мобильности и проходимости транспортеров, а также к серьезному возрастанию их цены. Однако в условиях военного конфликта с сопоставимым противником ставка на дорогую, качественную, но малочисленную технику срабатывает далеко не всегда. В большинстве случаев лучше комбинировать легкие и тяжелые вооружения.

Смотреть галерею

Все-таки в расшифровке БТР главным словом является «транспортер». Каковым он и должен оставаться.

Советский и американский пути

В вопросах стратегии развития БТР СССР И США разошлись даже больше, чем в танкостроении. СССР быстро перешел на легкие восьмиколесные машины, которые были возможны к транспортировке самолетом. США же делали ставку на БТР. Их выбор пал на гусеничный движитель, как, например, у невероятно популярного M113. Кроме того, американцы выпускают и легкие четырехколесные командные и разведывательные БТР. Европейские же компании использовали как советскую, так и американскую формулы, в зависимости от предназначения и покупателя машины.

Отдельное внимание необходимо уделить Израилю. Израильтяне первыми стали делать действительно тяжелые транспортеры, обратив особое внимание на слово «бронированный» в расшифровке БТР

Советский и американский пути

В вопросах стратегии развития БТР СССР И США разошлись даже больше, чем в танкостроении. СССР быстро перешел на легкие восьмиколесные машины, которые были возможны к транспортировке самолетом. США же делали ставку на БТР. Их выбор пал на гусеничный движитель, как, например, у невероятно популярного M113. Кроме того, американцы выпускают и легкие четырехколесные командные и разведывательные БТР. Европейские же компании использовали как советскую, так и американскую формулы, в зависимости от предназначения и покупателя машины.

Отдельное внимание необходимо уделить Израилю. Израильтяне первыми стали делать действительно тяжелые транспортеры, обратив особое внимание на слово «бронированный» в расшифровке БТР

Смотреть галерею

Варианты и модификации

На базе БТР создано большое количество специальных машин (командно-штабная, медицинская, машина связи, подвижная РЛС, минный заградитель, зенитная самоходная установка, машина ядерной, радиационной и химической разведки и другие). Для экспорта предлагается большой выбор вариантов машины, в том числе истребитель танков, самоходный миномёт, БРЭМ и БМП.

  • в марте 2008 года по результатам боевых действий в Афганистане начала модификацию 21 машины для немецкого контингента ISAF до уровня Fuchs 1A8 , усилив защиту от мин и самодельных взрывных устройств
  • Tpz-1 Fuchs CBRN — машина химической, биологической, радиологической и ядерной разведки
  • Tpz-1 Fuchs NBC — машина радиационной, биологической и химической разведки. Установлено более совершенное электронное оборудование, производства США

Wildcat DCA — зенитная самоходная установка со спаренной 30-мм автоматической пушкой, коммерческая экспортная модификация. Шасси — Krauss-Maffei, система управления огнём — Siemens, электроника — Siemens и AEG-Telefunken. Система управления огнём многорежимная, включая дневной, дневной-ночной и всепогодный режимы несения дежурства, настраиваемые под конкретного заказчика. Выкатывание состоялось на выставке вооружения и военной техники в Ле-Бурже в 1981 году.

Модульный принцип и новая компоновка

«Бумеранг» — это унифицированная колёсная бронированная платформа, созданная в «Военно-промышленной компании» (входит в холдинг «Русские машины») на полноприводном шасси с колёсной формулой 8×8 и независимой подвеской.

Впервые данная машина была продемонстрирована на закрытой части выставки Russia Arms EXPO в 2013 году. Широкой публике «Бумеранг» показали в 2015 году на параде Победы на Красной площади.

Создавая данный проект, разработчики использовали компоновочную схему, которая ранее не применялась российскими и советскими оружейниками.

«При разработке машины были учтены современные требования мирового рынка и принята новая компоновочная схема: отделение управления — впереди слева, моторно-трансмиссионное отделение — впереди справа, боевое отделение — в середине, а отделение десанта — в кормовой части машины», — отмечается на сайте «Ростеха».

Кроме того, «Бумеранг» создан с использованием модульного принципа, что позволяет «изменять состав конкретной машины семейства за счёт установки различных комплексов вооружения, систем активной и пассивной защиты в зависимости от назначения образца и требований заказчика», сообщают в ВПК.

  • Боевая машина пехоты БМП К-17 «Бумеранг» во время динамического показа вооружений, военной и специальной техники мотострелковых войск в рамках Международного военно-технического форума (МВТФ) «Армия-2020» в сухопутном кластере на полигоне «Алабино» в Московской области
  • РИА Новости

По данным «Ростеха», «Бумеранг» может перевозить до 11 человек личного состава. При этом посадка и высадка боевого расчёта, в отличие от стоящих сейчас на вооружении ВС РФ БТР-82, осуществляется через верхние люки и кормовую дверь или рампу. По словам экспертов, это увеличивает безопасность десанта в условиях боевых действий.

Помимо этого, защиту военных обеспечивают средства снижения заметности машины, пассивная броня, а также комплексы активной защиты и постановки помех.

«Сиденья десантников антитравматические, со сдающим звеном и пятиточечными ремнями безопасности. Для посадки и высадки десанта в корме корпуса оборудована откидная аппарель», — информируют разработчики.

Стоит отметить, что платформа «Бумеранг» создаётся в двух вариантах: бронетранспортёр (К-16) и боевая машина пехоты (К-17).

На БМП К-17 устанавливается необитаемый универсальный боевой модуль «Бумеранг-БМ».

Также по теме


«Гарантирует сохранность жизни людей»: что представляет собой созданный на базе БМП-3 российский боевой робот «Удар»

Российский робототехнический комплекс «Удар» сможет автономно передвигаться по полю боя и взаимодействовать с беспилотниками. Об этом…

«В качестве основного оружия в этом боевом модуле использована 30-мм автоматическая пушка 2А42. Её готовый к боевому использованию боекомплект составляет 500 патронов, снаряжённых в две ленты. В качестве дополнительного оружия в комплексе вооружения БМП К-17 используется спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов, снаряжённых в одну ленту», — указано на сайте ВПК.

К-17 также оснащена управляемым ракетным вооружением — двумя спаренными пусковыми установками противотанкового комплекса «Корнет-Д». Они предназначены для борьбы «с бронированными движущимися и неподвижными наземными целями, низколетящими самолётами, вертолётами и беспилотными летательными аппаратами», сообщают создатели «Бумеранга». Максимальная дальность стрельбы «Корнета-Д» — десять километров.

Стоит отметить, что на сайте ВПК отсутствует информация о вооружении К-16, а также в целом не сообщается, чем будет отличаться оснащение двух машин. Однако аналитики предполагают, что К-16 будет оборудована более лёгким вооружением.

По данным ВПК, «Бумеранг» может развивать на шоссе скорость не менее 100 км/ч и имеет запас хода как минимум 800 км. В качестве силового агрегата на нём используется турбодизельный двигатель ЯМЗ-780, развивающий максимальную мощность 750 л.с.

Разработчики также сообщают, что использующийся на «Бумеранге» программно-технический комплекс даёт возможность интегрировать бронемашину в единую систему управления тактического звена и «обеспечивает работу в едином информационном пространстве боевого управления».

Легкая бронированная техника 1945–1965 гг

После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.

Советские бронетранспортеры

Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.

БТР-152. СССР.1947–1952 гг.

В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.

БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.

БТР-50. СССР. 1954–1970 гг

БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.

БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.

Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время

БТР США

Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.

Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).

Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг

Миф 3: Зачем это всё, если есть танк?

Во-первых, танк по определению дороже, чем бронетранспортёр. Во-вторых, учитывая потребности армии в механизации, на все задачи танков не напасёшься. И наконец, в третьих,дёргая» танки на второстепенные задачи, вы просто их изнашиваете ещё до соприкосновения с противником. Порочность такого подхода ярко показало трагическое лето 1941-го.

При слабости средств ремонта и эвакуации(что было огромной проблемой Красной армии) это означало от 10 до 30 процентов танков, вставших по обочинам и не принявших участие в бою.

Пример? Пожалуйста. 2-я танковая армия, как и все прочие, в феврале 1944 года столкнулась с неожиданно ранней весной и сильной распутицей. Всё, что не было танком, встало в непролазной грязи, включая необходимые боеприпасы и ГСМ. Что делаем? Правильно, отправляем танки на выручку.

В итогетридцатьчетвёрки» работали за всех. На них ездили автоматчики, они перевозили запасы боекомплектов и ГСМ в бочках, при этом ещё и тягали на буксире гружёные автомашины. Но даже Т-34 имеет свои пределы прочности. Отчёты ремонтных частей подчёркивали, что танки выходили из строя не из-за качества, аисключительно из-за большой перегрузки для танка»(это ж как надо танк ушатать!).

В отсутствие БТР в ход пускались различныеноу-хау» вроде саней-волокуш

Но и это не всё. Большое количествоушатанных» танков перегружало и без того невеликих числом и снаряжением ремонтников. В итоге сломанные машины разбирали на запчасти дляменее сломанных» и списывали в безвозвратные потери.

Итог в цифрах — к 24 февраля 1944 года из 413 танков и 78 самоходок 64 боевые машины были потеряны по техническим причинам. Почти десять процентов — без всякогопанцерваффе». И это ещё не рассматривая такие последствия, как снижение темпа или потери в людях из-за того, что где-то нужен был танк, а он в это время работал транспортёром.

Модификации

6.1 Советские и российские

  • БТР-80 — базовая модификация. Вооружена пулеметами ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм
  • БТР-80К – командирская модификация БТР-80. Вооружение без изменений, установлено дополнительное штабное и связное оборудование.
  • БТР-80А – установлена башня лафетной компоновки, в ней находятся пулемет ПКТ калибра 7,62 мм и автоматическая пушка 2А72 калибра 30 мм. Многие специалисты считают, что эта модификация является колесной БМП
  • БТР-80С – модификация БТР-80А, предназначенная для внутренних войск. В башне лафетной компоновки установлены пулеметы ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм
  • БТР-80М – модификация БТР-80А. Установлены шины КИ-126 с большей пулестойкостью и двигатель ЯМЗ-238 с мощностью 240 л.с. Корпус прибавил в длине.
  • БТР-82, БТР-82А – установлена скорострельная пушка 2А72 калибра 30 мм на БТР-82А либо пулемет КПВТ калибра 14,5 мм на БТР-82. Они являются спаренными с ПКТМ калибра 7,62 мм, двухплоскостным цифровым стабилизатором вооружения, электроприводом, всесуточным комбинированным прицелом наводчика ТКН-4ГА с каналом управления дистанционным подрывом снаряда и стабилизированным полем зрения. Также установлен двигатель (300 л.с.), кондиционер и антиосколочная защита. Увеличены такие характеристики, как проходимость, ресурс эксплуатации, живучесть и надежность. Также, как считают эксперты, вдвое увеличился коэффициент боевой эффективности. Опытные образцы увидели свет в конце 2009 года. В следующем году прошли госиспытания, после чего новые модели были взяты на вооружение. В 2011 году свое вооружение на БТР-82А сменили ряд частей ЮВО. Кроме этого БТР-82 заинтересовался Казахстан.
  • БТР-82А1 (БТР-88) – модернизация БТР-82. Установлен дистанционный боевой модуль с пулеметом калибра 7,62 мм и автоматической пушкой калибра 30 мм
  • БТР-82АМ – модернизация, которая улучшила БТР-80 до уровня БТР-82А. Создана в процессе капремонта.

6.2 Зарубежные

В Венгрии было создано на основе БТР-80 семейство спецмашин, которые оснастили разнообразным оборудованием, по стандартам NATO:

  • BTR-80 SKJ — медицинская машина
  • BTR-80 VSF — машина био-, радио — химической разведки
  • BTR-80 MVJ — ремонтно-эвакуационная машина
  • BTR-80 MPAEJ — машина ремонта и технического обслуживания
  • BTR-80 MPFJ — инженерная машина

БТР-80УП – модернизированный БТР-80, разработанный Украиной для Ирака.Установлены новые пневмо- и электросистемы, шины и дизель Д-80 (300 л.с.). Убран водомет. Произошло усиление защиты. На основе этой машины осуществилась разработка следующих модификаций:

  • БТР-80УП-КР — КП командира роты
  • БТР-80УП-КБ — КП командира батальона
  • БТР-80УП-С — КШМ
  • БТР-80УП-М — санитарная машина
  • БТР-80УП-Р- разведывательная машина
  • БТР-80УП-БРЕМ — БРЭМ
  • БТР-80УП-Т — транспортная машина

БТР-3

Миф 2: В СССР знали, что делали!

На самом деле в период между мировыми войнами никто этого не знал; все страны нащупывали верный путь строительства бронетанковых сил, собирая каждый свои грабли. Однако Советский Союз в данном случаеотличился» — не в самом лучшем смысле.

Поначалу дела обстояли очень неплохо

К началу 30-х у страны была единая доктрина бронетанковых сил и, что более важно, — единый взгляд относительно их применения. Насколько это важно? Полноценные доктрины получились только у двух стран, Германии и СССР, а консенсус армейской верхушки относительно применения бронесил — и вовсе уникальное русское достижение

Пока другие ещё спорили, в РККА уже вовсю строили.

Большие маневры под Киевом, 1935 год

Примерно с 1934 года руководство страны начало проявлять недовольство скоростью внедрения глубокого боя и давить на армейцев. Армейцы отреагировали быстрыми, но не вполне обдуманными предложениями. Так, начальник Автобронетанкового управления РККА Иннокентий Андреевич Халепский весьма оригинальным способом попытался повысить мобильность и управляемость мехкорпусов, убрав оттуда всё лишнее или, как он выразился, —подвески».

Список инноваций, например, включал предложение убрать все транспортёры, а припасы перевозить прямо на танках. Под раздачу попала и другая техника, включая тяжёлые танкетки и транспортёры пехоты.

В последующие годы — и особенно после обвинения Тухачевского и его соратников в военно-фашистском заговоре — деградация только набирала ход. За каких-то шесть лет советская танковая теория регрессировала практически до состояния 1918–1920 годов. С бронетехникой дело обстояло не лучше. С 1938 года танковые соединения стали практически однородными и состоящими только из танков.

После войны разобрались, что при всех своих недостатках доктринаглубокого боя» была достаточно логичной и не содержала никаких неисправимых моментов. Плюс время убедительно доказало, что сторонники идей механизации не были пустыми мечтателями: и десятки тысяч танков в итоге построили, и пехоту на БТРы посадили, и массовая механизация произошла.

Дедушки Фуллер и Тухачевский одобрительно кивают из своего танкового рая.

Первые опыты

Первые БТР в привычном нам понимании появились во время Первой мировой войны, когда англичане стали производить танки с возможностью перевозки пехоты. Однако уровень механизации армии тогда был невелик, и гораздо важнее было оснащение танками.

Действительно, массово БТР стали применяться во время Второй мировой войны. Особенную изобретательность в их производстве применили немцы, создавшие множество модификаций колесно-гусеничных транспортеров.

Характерно, что многие БТР тех лет, как и первые советские послевоенные машины, не имели бронированной крыши. Это не совсем соответствует расшифровке БТР. Это приводило к высокому риску уничтожения всего десанта одной гранатой. С другой стороны, из машин с открытой крышей легко десантироваться, а охваченная пламенем коробка современного БТР обычно становится братской могилой для экипажа. Как бы то ни было, все современные БТР имеют закрытый тип.

Моментом, который поставил жирный вопрос в стратегии развития БТР, стали арабо-израильские войны и широкое использование противотанковых гранатометов, перед которыми БТР был беззащитен.

Эффект «Бумеранга»

В наши дни бронетранспортёр — это не только линейная машина, но и неизменно следующая за ней унифицированная линейка — колёсные танки, командно-штабные, санитарные, эвакуационные машины, самоходные миномёты, ЗРК… да много ещё чего. Одна платформа — это удобно и с точки зрения снабжения и ремонта, и с точки зрения тактической подвижности (негоже, когда у нас миномёты отстают или «медички» не могут войти в зону огневого противодействия).

Линейный БТР — это только остриё, рыцарь, за которым следует целое «копьё» оруженосцев, лучников и других помощников. Иначе скоро у нас закончатся и техника, и солдаты.

БТР К-16 платформа «Бумеранг»

Говорите, что на базе «восьмидесяток» тоже есть спецмашины? Есть конечно, но узкий «бронегробик» БТР-80 накладывает серьёзные ограничения на размещение на его базе всей боевой системы мотострелковой бригады. Даже установка модуля с 30-мм пушкой на БТР-80А сопровождалась массой проблем, связанных с точностью пушки, рассеиванием из-за продольной раскачки и размещением достаточного боекомплекта. Что говорить об оружии потяжелее?

Последняя, смеем надеяться, итерация БТР-82АМ весит целых 15 тонн, но это предел для двигателя в 300 л. с. У «Бумеранга» же — многотопливный дизель ЯМЗ-780 мощностью 750 л. с., что можно не считать пределом для 35-тонной машины. Получается, удельная мощность 24 л. с. на тонну в максимальной массе против 18-20 л. с. у БТР-82, у БМП-2 — 20 л. с. Да, тяговооружённость у «Бумера» выше, несмотря на практически танковую массу.

И что самое смешное, «Бумеранг» тоже умеет форсировать водные преграды вплавь. Умение плавать вообще было идеей фикс советской бронетанковой доктрины. Но это прямо проистекало из необходимости форсировать множество европейских рек и речушек в броске до Ла-Манша средь атомных взрывов плюс психологические травмы и кошмары генералов со времён Великой Отечественной. Сейчас боевой заплыв брассом целых подразделений без соответствующих понтонных средств малопредставим.

Первые опыты

Первые БТР в привычном нам понимании появились во время Первой мировой войны, когда англичане стали производить танки с возможностью перевозки пехоты. Однако уровень механизации армии тогда был невелик, и гораздо важнее было оснащение танками.

Действительно, массово БТР стали применяться во время Второй мировой войны. Особенную изобретательность в их производстве применили немцы, создавшие множество модификаций колесно-гусеничных транспортеров.

Характерно, что многие БТР тех лет, как и первые советские послевоенные машины, не имели бронированной крыши. Это не совсем соответствует расшифровке БТР. Это приводило к высокому риску уничтожения всего десанта одной гранатой. С другой стороны, из машин с открытой крышей легко десантироваться, а охваченная пламенем коробка современного БТР обычно становится братской могилой для экипажа. Как бы то ни было, все современные БТР имеют закрытый тип.

Моментом, который поставил жирный вопрос в стратегии развития БТР, стали арабо-израильские войны и широкое использование противотанковых гранатометов, перед которыми БТР был беззащитен.

Коды заводов:

  • AT – Челябинский тракторный завод, Выксенский завод
  • БТ – Ленинградский Кировский завод
  • ВТ – Нижнетагильский вагоностроительный завод
  • ГТ – Омский машиностроительный завод
  • ДТ – Липецкий машиностроительный завод
  • ЕТ – Харьковский тепловозостроительный завод
  • ЖТ – Курганский машиностроительный завод
  • ИТ – Завод “Баррикады” или Ижорский завод
  • КТ – Челябинский завод дизельных двигателей
  • ЛТ – Заволжский машиностроительный завод (Арзамас)
  • МТ – Челябинский завод № 200
  • НТ – Калининградский оптический завод или завод в г. Киржач
  • ПТ – Минский тракторный завод
  • РТ – Рубцовский машиностроительный завод
  • ТТ – Муромский машиностроительный завод
  • ШТ – Завод “Уралтрансмаш”
  • ЭТ – Волгоградский тракторный завод
  • УТ – Курганский завод колесных тягачей
  • ЮТ – Мелитопольский металлургический завод
  • ЯТ – Загорский оптико-механический завод

Живучесть БТР-80

Бронетранспортер имеет пулестойкие шины с регулируемым давлением. Ведь именно от подвижности зависит, сколько на поле боя проживёт данная техника. Устройство БТР-80 таково, что выход из строя одного или двух колес его не остановит. Технические характеристики даже таковы, что энергия взрыва повредит только одно колесо, а противопехотные бронетранспортеру данной модели вообще не страшны.

Вполне понятно желание обеспечить защиту экипажа, но чем толще броня, тем тяжелее машина и медленнее она двигается. Описание БТР-80 позволяет узнать в нем черты БТР-70, отличия во внешнем виде незначительные, особенно для неразбирающихся в военной технике. У БТР-80 корпус длиннее и броня улучшена незначительно. Даже в этом случае масса возросла на 18 процентов — до 13600 кг. Благодаря изменениям в ходовке и в двигателе подвижность осталась прежней. Запас хода, благодаря дизельному двигателю, увеличился до 600 км по шоссе.

Увеличена огневая мощь техники за счет экипажа. Стрелковые порты в бортах корпуса развернуты в сторону передней полусферы, также появилась амбразура, позволяющая вести огонь командиру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector