152-мм гаубица образца 1943 года (д-1)

Литература[править | править код]

  • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб.: Нева, 2003. — 64 с. — ISBN 5-7654-2731-6.
  • Исаев А. В. Антисуворов. Большая ложь маленького человечка. — М.: Эксмо, 2005. — 352 с. — ISBN 5-699-05998-9.
  • Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. — М.: Военное издательство министерства обороны, 1968. — 62 с.
  • Коломиец М. В. КВ. «Клим Ворошилов» — танк прорыва. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 136 с. — ISBN 5-699-18754-5.
  • Сорокин А. 152-мм гаубицы М-10 и Д-1. Часть 1. Мотовилихинский дебют // Техника и Вооружение. — 2013. — № 12.
  • Широкорад А. Б. Самоходки // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 1996. — № 6. — С. 10.
  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-433-703-0.
  • Широкорад А. Б. Гений советской артиллерии: Триумф и трагедия В. Грабина. — М.: АСТ, 2002. — 432 с. — ISBN 5-17-013066-X.
  • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М.: АСТ, 2003. — 576 с. — ISBN 5-17-015302-3.
  • Шунков В. Н. Красная Армия. Организация, структура, униформа, знаки отличия, боевые награды, оружие пехоты, танки. — М.: АСТ, 2004. — 352 с. — ISBN 5-17-037177-2.

Конструкция 152-мм пушки-гаубицы Д-20

152-мм пушка-гаубица Д-20 – артиллерийское орудие в составе полевой артиллерии, в котором сочетаются свойства пушки и гаубицы (с преобладанием «пушечных» свойств). По сравнению с пушкой, пушка-гаубица имеет меньшую длину ствола и большие углы возвышения ствола. По сравнению с гаубицей, у пушки-гаубицы большая дальность стрельбы.

Ствол пушки-гаубицы Д-20 состоит из трубы, казенника, обоймы и дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Лафет пушки-гаубицы Д-20 заимствован от пушки Д-74 различаются только профилем веретена тормоза отката и диаметром передней обоймы.

Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором, заполнен стеолом-М. Накатник гидропневматический, заполнен стеолом-М. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в обойме ствола и откатываются вместе с ним. Станины сварные, коробчатого типа. Для перекатывания орудия на короткие расстояния имеются подхоботовые катки, торсионное подрессоривание при стрельбе с колес не выключалось. Основные колеса заимствованы с грузового автомобиля ЯАЗ.

Подъемный механизм пушки-гаубицы Д-20 имеет один сектор, обеспечивающий угол вертикальной наводки от -5 до +63 град. Поворотный механизм винтового типа, расположен с левой стороны орудия, угол горизонтального наведения составляет 58 град. Уравновешивающий механизм пневматический, толкающего типа, состоит из двух одинаковых колонок. На нижнем станке закреплен поддон, который в боевом положении являлся опорой системы, колеса при этом вывешиваются.

Прицельные приспособления состояли из механического прицела С-71 с артиллерийской панорамой и прицела прямой наводки ОП-2–97.

Транспортировка 152-мм пушки-гаубицы Д-20

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, Индекс ГАУ — 52-Г-536А) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 гг.

, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.

История создания

В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М. Свирина в их числе были: Дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10; Высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета; Сложность ремонта и обслуживания орудия;

Занятость заводов №№ 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.

Одной из причин прекращения производства М-10 могло стать также упразднение в 1941 году корпусного звена в РККА (большинство стрелковых корпусов было расформировано в августе-сентябре 1941 года) и, как следствие, корпусной артиллерии.

Однако в том же году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (т. е.

низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи.

Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30).

В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного Комитета Обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний.

5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение.

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.

ПРОИЗВОДСТВО

Производство Д-1, шт. Год 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 Итого Изготовлено, шт. 84 258 715 1050 240 240 240 2827 Номенклатура боеприпасов Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м Калиберные бронебойные снаряды Морской полубронебойный обр. 1915/28 г.

51,07 3,2 ? ? Кумулятивные снаряды Кумулятивный 53-БП-540 27,44 ? 560 3000 Бетонобойные снаряды Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжён тротилом методом шнекования) 53-Г-530 (53-Г-530Ш) 40,0 5,1 508 (полный заряд) 12400 Осколочно-фугасные снаряды Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-530 40,0 5,47-6,86 508 (полный заряд) 12400 Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната 53-О-530А 40,0 5,66 508 (полный заряд) 12400 Старая граната 53-Ф-533 40,41 8,0 ? ? Старая граната 53-Ф-533К 40,68 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533Н 41,0 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533У 40,8 8,8 ? ? Сталистого чугуна старая французская граната 53-Ф-534Ф 41,1 3,9 ? ? Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. 53-Ф-521 41,7 7,7 ? ? Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса 53-Ф-531 44,91 5,7 ? ? Шрапнель Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-501 41,16-41,83 0,5 (680—690 пуль) ? ? Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль) ? ? Осветительные снаряды Осветительный парашютный, время горения 40 сек. 3С1 40,2 ? ? ? Химические снаряды Химический гаубичный 53-ХС-530 38,8 ? ? ? Химический гаубичный 53-ХН-530 39,1 ? ? ?

Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) 3Х3 ? ? ? ?

Описание конструкции

Схема 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 года (МЛ-20): а — ствол; б — казённик с затвором; в — дульный тормоз; г — противооткатные устройства; д — щитовое прикрытие; е — колёсный ход; ж — станины

МЛ-20 являлась гаубицей-пушкой, то есть артиллерийской системой, у которой гаубичные свойства преобладают над пушечными. Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант — со свободной трубой). МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката веретённого типа, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела. Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для облегчения заряжания при больших углах возвышения казённик МЛ-20 оснащён механизмом удержания гильзы. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие имело механизм взаимной замкнутости, который препятствует открыванию затвора, если ствол не соединён должным образом с противооткатными устройствами. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа. Накатник и откатник содержат по 22 литра жидкости каждый, давление в накатнике составляет 45 атмосфер.

Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций.

Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами (некоторые ранние орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки обр. 1910/34 гг.), рессоры пластинчатые. Возка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8—10 минут. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4—5 км/ч. Лафет пушки МЛ-20 был признан нормализованным, получил обозначение 52-Л-504А и был использован при модернизации 122-мм пушки А-19. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которые выпускались Харьковским паровозостроительным заводом — разработчиком и первым производителем знаменитого танка Т-34 и оснащались тем же двигателем В-2, что и «тридцатьчетвёрки».

152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Вид слева

152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (МЛ-20) в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург. Вид сзади справа

Обратите внимание на модернизированный колёсный ход. Эти орудия использовались для традиционного полуденного выстрела. 152-мм гаубица-пушка обр

152-мм гаубица-пушка обр

1937 г. (МЛ-20) в музее Batey ha-Osef, Израиль. Вид спереди

152-мм гаубица-пушка обр. 1937 года (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Ещё один вид слева

Организация и занятость [ править ]

Д-1 использовался корпусной артиллерией и резервом главных командных частей. В 1944 году в стрелковых корпусах Красной Армии было по одному артиллерийскому полку . Эти полки состояли из пяти батарей (всего 20 орудий), оснащенных Д-1 вместе с различными другими 152-мм гаубицами, 122-мм пушкой M1931 / 37 (А-19) , 152-мм гаубицей M1937 (МЛ-20) или 107-мм пушка обр. 1910/30 . В резерв Главного командования входили гаубичные полки (48 шт.) И тяжелые гаубичные бригады (32 шт.). Их можно было объединить в артиллерийские дивизии .

Красная Армия использовала гаубицы Д-1 с 1944 года, на заключительных этапах Второй мировой войны. D-1 использовался в основном против личного состава, укреплений и ключевых сооружений в тылу врага. Противобетонный снаряд Г-530 также иногда с хорошими результатами применялся против бронетехники. За время службы пистолет заработал репутацию надежного и точного. D-1 был окончательно выведен из эксплуатации в середине семидесятых годов.

После войны пистолет поставлялся во многие страны мира, включая бывших союзников по Варшавскому договору , например, Польшу. По состоянию на начало 2000-х годов он остается на вооружении в Афганистане , Албании , Китае, Кубе , Венгрии, Ираке , Мозамбике , Сирии , Вьетнаме и других странах. Пистолет использовался в арабо-израильском конфликте, а также в некоторых конфликтах в бывших республиках Советского Союза . Долгая история эксплуатации гаубиц Д-1 в национальных армиях многих стран является дополнительным свидетельством их качеств.

D-1 использовался в апреле 2016 года в боях между Армией обороны Нагорного Карабаха и азербайджанскими войсками. Его использовали Силы обороны НКР. [ необходима цитата ]

Уцелевшие гаубицы Д-1 можно увидеть в различных военных музеях и мемориалах, например, в Музее артиллерии и инженерных войск, Санкт-Петербург , Россия; в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе, Севастополь ; в Музее Великой Отечественной войны, Киев , Украина ; в Познанской цитадели, Польша и в Полоцке , Беларусь , как памятный памятник.

  • Д-1 в Полоцке.

  • D-1 в Познанской цитадели.

  • Д-1 в Музее артиллерии, Санкт-Петербург.

  • Д-1 в музее на Сапун-горе, Севастополь

Простота и надежность: каким должен быть десантный парашют

Если вкратце обозначить основные требования к десантному парашюту, то ключевые слова – это простота и надежность. Действительно, парашют должен иметь минимально простую конструкцию, но вовремя сработать в любой ситуации. При всем этом он должен быть неприхотлив в эксплуатации – хорошая парашютная система сама позаботится о раскрытии купола. Даже десантник без особой подготовки способен с этим справиться – просто шагнуть в небо из самолета и не забыть свести ноги вместе в момент приземления.

Сама конструкция парашютов в принципе не меняется годами, чего не скажешь о тканях, из которых они изготавливаются. В самом начале это были натуральные материалы – шелк например. Затем появились синтетические – полиамид (капрон) и полиэфир (лавсан). Каждый из них имеет как недостатки, так и достоинства. К примеру, лавсан не так восприимчив к солнечному свету, температуре и внешним повреждениям.

Но, как отмечают специалисты, главное здесь другое. Одна из ключевых характеристик парашютной ткани – воздухопроницаемость. К примеру, шелк довольно сильно пропускает воздух, капрон уже не так, а воздухопроницаемость современных тканей совсем мала и иногда доходит до нуля. Чем меньше купол пропускает воздух, тем меньше может быть его размер, а соответственно, и масса. Обычно вес купола составляет порядка 15 кг.

Современные парашюты могут обеспечить мягкую посадку десантникам весом до 160 кг. Раньше этот показатель не превышал 120 кг. Дело не только в том, что десантники покрупнели, скорее увеличился объем вооружений. Если раньше прыгали без вооружений и бронежилетов, то сейчас только один бронежилет «Ратника» весит более 15 кг. Поэтому и необходимы новые легкие ткани, которые позволяют ощутимо снизить укладочный объем парашюта. Так что работа по поиску новых материалов в НИИ парашютостроения никогда не приостанавливается.

Институт участвовал в создании всех парашютных систем, которые применяются в Российской армии. С парашютами, разработанными в стенах института, совершаются как боевые, так и тренировочные прыжки из самолетов и вертолетов. Сегодня основными десантными системами разработки НИИ являются парашюты Д-6 серии 4 и Д-10. К серийному выпуску готовится система Д-14 для экипировки «солдата будущего» «Ратник». Об этих и других моделях парашютных систем – в нашей подборке.

Проекты САУ, вооружённых гаубицей Д-1[править | править код]

Несмотря на отсутствие надобности в танковом варианте Д-1, гаубицей Д-15 заинтересовались конструкторы средних самоходных установок на базе танка Т-34 во главе с Л. И. Горлицким. Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработок проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению. Однако комиссия также отметила и недостатки — малый возимый боезапас, перегрузку передних катков машины. Вооружение средних САУ столь мощными орудиями было признано излишним в свете развёрнутого серийного производства тяжёлых ИСУ-152, в металле СУ-Д15 не изготавливалась. Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.

Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .

Конструкция орудия состояла: 

  • ствола;
  • поршневого затвора;
  • лафета. 

Гаубичный ствол – скрепленный с надульником и кожухом, либо ствол-моноблок.Затвор- поршневого типа, открывался направо. Открывание – закрывание поворотом рукояти в одно движение.Однобрусный лафет состоял: 

  • противооткатных устройств установленных в салазках;
  • люльки;
  • станка;
  • орудийного щита;
  • механизмов наведения
  • прицельных приспособлений

При производстве ствола надульник и кожух нагонялись на трубу в нагретом состоянии, после охлаждения они обжимали ее, становясь одной деталью. Эксплуатация 122-мм гаубицы обр.1910 показала малую надежность такого способа крепления, надульник сползал. При модернизации крепление надульника усилили, соединив его со стволом винтовой нарезкой. В старых стволах, поступавших для растачивания, надульник фиксировали стопорами.

Впрочем, даже винтовая нарезка и стопоры не всегда помогали и на практике. Конец трубы иногда выступал на миллиметр и более за надульник, но на стрельбе это не сказывалось. Хотя в случаях, когда труба смещалась вперед как единое целое, становилось трудно открывать затвор. Как следствие требовался заводской ремонт. Для исправления этого недостатка гаубицы обр. обр.1910/30 гг был внедрен ствол-моноблок.

Затвор 122-мм гаубицы обр.1910/30гг состоял:

  • запирающего механизма;
  • выбрасывающего механизма;
  • предохранительного;
  • ударного механизма;
  • облегчения заряжания;
  • удержания гильзы.

Назначение запирающего механизма – обтюрация пороховых газов. Выбрасывающий механизм экстрактировал гильзу из каморы. Предохранительный механизм не давал преждевременно открыть затвор в случае затяжного выстрела. Ударный механизм позволял произвести выстрел. Механизм удержания гильзы удерживал гильзу при заряжании орудия под большими углами горизонтального возвышения.

Противооткатные устройства представляли собой гидравлические тормоз отката и гидропневматический накатник, установленные в салазках. Салазки 122-мм гаубицы обр.1910/30гг соединены со стволом гаубицы и откатывались вместе.

Корытообразная люлька укладывалась в гнездах станка и была соединена с подъемным механизмом. Сверху люльки имелись полозки, которые служили направляющими захватов салазок.

Подъемный механизм гаубицы обр.1910/30гг – секторный.

Орудийный станок служил основанием качающейся части. В задней части станка, которая опиралась на грунт, имелся летний откидной и постоянный сошник. Для грубой наводки гаубицы служило правило.

Боевая ось подрессоривания не имела. Колеса поначалу изготавливали из дерева с железной шиной. С 1937 года металлические с резиновой грузошиной, наподобие тех колес, которые устанавливали на Ф-22. С 1936 г на гаубицы обр.1910/30гг устанавливали металлические колеса с покрышками, которые заполнены губчатой резинной. Колеса по виду похожи по виду на те, что устанавливали на гаубицу М-30.

Прицельные приспособления состояли их панорамы Герца, а и собственно прицела. Прицел зависимый, направление оптической оси панорамы менялось при изменении угла возвышения. Прицел унифицирован и отличался от других орудий креплением и нарезкой шкал.

Буксировка 122-мм гаубицы обр.1910/30гг осуществлялась либо шестеркой лошадей либо мехтягой. Оба случая предусматривали использование передка. Шкворневая лапа гаубицы одевалась на крюк передка, который оснащали сцепным приспособлением. Передки переднего хода и зарядного ящика взаимозаменяемы. Тогда как задний ход зарядного ящика сцепного устройства не имел, вместо него была шкворневая лапа.Короба зарядных ящиков и передков подрессорены полосами из резины. В коробах перевозили боекомплект, а сверху расчет и необходимые вещи для боевой работы и похода.

Интересные факты о Д-1[править | править код]

Проверить на соответствие критериям энциклопедичности.

Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности.

  • Как и у других орудий калибра 152 мм, работа заряжающего и подносчика в расчёте была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой свыше 40 кг.
  • Снаряды 53-ОФ-530, которые были разработаны в конце 1930-х годов и использовались гаубицей Д-1, пригодны для стрельбы из более современных гаубиц, состоящих на вооружении Российской армии.
  • Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на полном (самом мощном) заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.
  • В отличие от многих других типов орудий, финской армии, по всей видимости, не удалось захватить ни одной исправной гаубицы Д-1 — в богатейшей экспозиции финского артиллерийского музея в Хямеэнлинна гаубицы Д-1 нет.

Модификации


152-мм гаубица обр. 1943 года Д-1 в Познаньской цитадели, Польша. Явно нуждается в покраске.

За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. Однако на базе ствольной группы гаубицы Д-1 были разработаны её танковый и самоходный варианты.

Танковая гаубица Д-15

Переход Красной Армии к активным наступательным действиям в середине 1943 года и большая надобность в мобильных средствах по борьбе с вражескими укреплениями неожиданно реанимировали концепцию «артиллерийского» тяжёлого танка КВ с мощной гаубицей вместо штатной 76-мм пушки — фактически возврат к КВ-2. Вероятно, причиной такого поворота событий было снятие с производства средних штурмовых орудий СУ-122 и отвлечение тяжёлых СУ-152 на противотанковые надобности. Главный конструктор завода № 9 Ф. Ф. Петров быстро разработал танковый вариант гаубицы Д-1 путём установки её на монтировку 85-мм танковой пушки Д-5. Такой «гибрид» двух артиллерийских систем получил сначала «совмещённый» индекс Д-1-5, который позже превратился в официальное обозначение Д-15. Было изготовлено одно опытное орудие Д-15, которое отправили танкостроителям в Челябинск, но сведений о его монтаже в башне танка КВ-85 не имеется. С другой стороны, уже в октябре 1943 года ожидались новые танки ИС-2, вооружённые мощной 122-мм пушкой и САУ ИСУ-152 на их базе, поэтому надобность в специализированном артиллерийском танке отпала, проект установки Д-15 на шасси КВ был закрыт.

Проект СУ-Д15

Несмотря на отсутствие надобности в танковом варианте Д-1, гаубицей Д-15 заинтересовались конструкторы средних самоходных установок на базе танка Т-34 во главе с Л. И. Горлицким. Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработок проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению. Однако комиссия также отметила и недостатки — малый возимый боезапас, перегрузку передних катков машины. Вооружение средних САУ столь мощными орудиями было признано излишним в свете развёрнутого серийного производства тяжёлых ИСУ-152, в металле СУ-Д15 не изготавливалась. Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector