152-мм пушка-гаубица д-20

Область применения

Благодаря главному качеству — повышенной прочности цемент ПЦ 500 используют практически в разных сферах строительства: и штукатурные работы, и кладка, и бетонирование.

Рассматриваемая продукция применяется при постройке жилых, государственных, сельскохозяйственных и промышленных сооружений. Его используют для приготовления раствора для скрепления монолитного фундамента, железобетонных соединений и кирпичей. Затем формируют внутренние и внешние конструкции, например для возведения: многоэтажного комплекса или частного дома, торгового центра или здания федерального значения, сети электростанций и т.п.

Материал ежедневно испытывают на прочность, когда вы едете на машине, поезде или в салоне самолета. Потому что в основе дорожных покрытий, взлетно-посадочных полос, рельс и даже мостов находится грамотно замешанный бетон.

Данный цемент применяется при аварийных, восстановительных работах и т. д. Благодаря его наличию в составе раствор исправляет все деформации, трещины и т.п.

Модификации и варианты 152-мм пушки-гаубицы Д-20

  • Д-22 (Россия) — Орудие для САУ 2С3 «Акация».
  • Тип 66 (Китай) — лицензионный китайский вариант Д-20.
  • Д-20М «Хитин» (Россия) — модернизированный вариант с автоматическим досылателем, увеличивающим скорострельность до 7-8 выстр./мин. Модификация ориентирована на экспорт.
  • Тип 83 (Китай) — китайский вариант САУ 2С3 «Акация», с орудием Тип 66.
  • A411 (Румыния) — 152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981 копирующая Д-20, но использующая собственные 152-мм боеприпасы, которые (при длине ствола в 20,5 калибров) имеют максимальную дальность в 17,2 км.

Выстрел из 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Корпусная артиллерия

Ефимов: Системой предусмотрено наличие принятой на вооружение 122-мм корпусной пушки А-19. Ведется проектирование новой 152-мм гаубицы, проходит полигонные испытания два варианта: МЛ-15 и МЛ-20 .

Гамарник: Что делается по минометам?

Ефимов: Минометы такого калибра мы пока проектировать не готовы.

Гамарник: Я бы просил 203-мм мортиру, если нельзя миномет.

Уборевич: Товарищ Ефимов, по 203-мм мортирам у нас какая ситуация?

Ефимов: В феврале 1934 года на НИАП для испытаний с завода «Красный Путиловец» была доставлена 203-мм мортира «Ж». Вес в боевом положении 4 тонны. Дальность стрельбы составила около 5 км. Вес снаряда — 81кг, Начальная скорость – 260 м/с. На заводе «Баррикады» спроектировали еще одну корпусную мортиру «ОЗ». Мортира «03» может стрелять всеми штатными 203-мм снарядами. Так, при стрельбе 80-кг снарядами на полном заряде начальная скорость составляла 310 м/с, дальность — 6991 м, а для 100-кг снаряда — 260 м/с и 5233 м соответственно.

Уборевич: И каков результат?

Ефимов: Артиллерийское управление не нашло необходимым принимать на вооружение эти мортиры.

Уборевич: Почему?

Ефимов: Слишком мала дальность, Иероним Петрович.

Уборевич: Какое будет мнение товарищей, нужна ли кроме пушки и гаубицы в корпусе еще 203-мм мортира?

Воронов: У нас имеется 203-мм гаубица Б-4 с дальностью стрельбы в 19 километров. Полагаю возможным ограничиться этой гаубицей, а мортиры не иметь. Действительно 5 километров для корпусного орудия очень мало. Лучше сосредоточиться на нескольких самых важных направлениях, чем сразу все виды орудий проектировать.

Якир: Повторно напоминаю, что А-19 весит восемь тонн, этот вес для корпуса не приемлем. 152-мм гаубица образца 1909/30 годов весит 3 тонны на марше и имеет дальность около 10 километров. Допускаю, что новая шестидюймовая гаубица будет скажем 4 тонны и дальность километров 12. Значит, ей в пару нужна корпусная пушка, и самое лучшее под 107-мм снаряд, благо он у нас уже есть.

Уборевич: Что скажет товарищ Воронов?

Воронов: Полностью согласен с предложением Ионы Эммануиловича.

Уборевич: А почему действительно 122-мм пушка стоит в корпусном звене, товарищ Ефимов?

Ефимов: Поскольку армий у нас в мирное время нет, а есть только корпуса, и корпусные и армейские орудия сведены в полки корпусного подчинения. Этому вопросу такого внимания не уделялось. Как прикажете, Иероним Петрович, так и сделаем.

Уборевич. Хорошо. Будем рассматривать корпусную артиллерию отдельно от армейской. Есть ли иные мнения? Если будет новый корпусной дуплекс 152-мм гаубица и ей в пару 107-мм пушка, обе артиллерийские системы весом около 4 тонн, какие будут максимальные дальности, примерно?

Петров: Ориентировочно можно говорить о 16..18 километрах дальности для пушки и 11..12 километрах дальности для гаубицы.

Уборевич: Итак, в корпусном звене получается необходимым иметь новую 152-мм гаубицу и новую 107-мм пушку на одном лафете массой 4 тонны, а 122-мм пушку А-19 перевести в армейское звено. Кто за? Кто против? Единогласно.

/Примечание автора: в реальной истории новая 107-мм пушка была принята на вооружение под официальным наименованием «107-мм универсальная дивизионная пушка большой мощности обр. 1940 г.» и после производства 140 единиц была снята с производства в связи с рядом причин, в том числе в связи с упразднением стрелковых корпусов в 1941 году. В отличии от 100-мм пушек под унитарный патрон, 107-мм пушка предусматривала раздельно-гильзовое заряжание и была способна поражать более широкое разнообразие целей.

Проектирование 152-мм гаубицы образца 1938 года (М-10) началось в 1937 году, она была принята на вооружение в 1939 году под официальным наименованием «152-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.». Впоследствии прилагательное «дивизионная» было опущено из официального наименования орудия. Орудие и его дальнейшая модификация Д-1 (гаубица М-10 на лафете 122-мм гаубицы М-30) сыграло важную роль в Великой Отечественной войне/

Какой цемент лучше, Д0 или Д20

Чтобы получить ответ на этот вопрос, подойдите к решению с точки зрения строительной цели. Область применения материала зависит от марки и состава цемента. Поэтому выбирая продукт, ориентируются на назначение объекта строительства, его конструктивные элементы и дальнейшие условия эксплуатации.

Например, характеристики цемента М400 Д0 подходят: для использования в технологиях монолитного строительства и изготовлении сборных конструкций в индивидуальном домостроении, при возведении высотных гражданских зданий и объектов промышленного назначения. Продукт М500 Д0 отличает долгосрочная прочность. Материал используют на работах повышенной сложности, где выдвигаются особые требования к параметрам прочности и надежности: при строительстве мостов, опор ЛЭП, железобетонных труб, аэродромных покрытий.

При этом физико-технические параметры позволяют использовать эти марки стройматериала в жилом и промышленном строительстве для заливки фундамента, устройства плит перекрытия, при изготовлении разнообразных конструкций из железобетона, в кладочных и штукатурных растворах, отделочных работах.

Если конструкции подвергаются агрессивным средам, то рационально использовать портландцемент сульфатостойкий с 20-процентной минеральной добавкой. Продукт хорошо себя ведет также при устройстве конструкций в климатических условиях попеременного замерзания и оттаивания. При ускоренных работах специалисты часто прибегают к быстротвердеющим портландцементам с компонентами-пластификаторами.

Отличия в составе цементов Д0 и Д20 влияют также на ценовой аспект. Чистый цементный продукт стоит дороже, чем варианты с модифицирующими веществами. Поэтому при выборе вяжущего: цемент Д0 или Д20 целесообразно учесть все нюансы, включая финансовую сторону вопроса.

Описание конструкции

Схема 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 года (МЛ-20): а — ствол; б — казённик с затвором; в — дульный тормоз; г — противооткатные устройства; д — щитовое прикрытие; е — колёсный ход; ж — станины

МЛ-20 являлась гаубицей-пушкой, то есть артиллерийской системой, у которой гаубичные свойства преобладают над пушечными. Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант — со свободной трубой). МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката веретённого типа, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела. Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для облегчения заряжания при больших углах возвышения казённик МЛ-20 оснащён механизмом удержания гильзы. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие имело механизм взаимной замкнутости, который препятствует открыванию затвора, если ствол не соединён должным образом с противооткатными устройствами. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа. Накатник и откатник содержат по 22 литра жидкости каждый, давление в накатнике составляет 45 атмосфер.

Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций.

Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами (некоторые ранние орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки обр. 1910/34 гг.), рессоры пластинчатые. Возка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8—10 минут. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4—5 км/ч. Лафет пушки МЛ-20 был признан нормализованным, получил обозначение 52-Л-504А и был использован при модернизации 122-мм пушки А-19. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которые выпускались Харьковским паровозостроительным заводом — разработчиком и первым производителем знаменитого танка Т-34 и оснащались тем же двигателем В-2, что и «тридцатьчетвёрки».

152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Вид слева

152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (МЛ-20) в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург. Вид сзади справа

Обратите внимание на модернизированный колёсный ход. Эти орудия использовались для традиционного полуденного выстрела. 152-мм гаубица-пушка обр

152-мм гаубица-пушка обр

1937 г. (МЛ-20) в музее Batey ha-Osef, Израиль. Вид спереди

152-мм гаубица-пушка обр. 1937 года (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Ещё один вид слева

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, Индекс ГАУ — 52-Г-536А) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 гг.

, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.

История создания

В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М. Свирина в их числе были: Дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10; Высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета; Сложность ремонта и обслуживания орудия;

Занятость заводов №№ 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.

Одной из причин прекращения производства М-10 могло стать также упразднение в 1941 году корпусного звена в РККА (большинство стрелковых корпусов было расформировано в августе-сентябре 1941 года) и, как следствие, корпусной артиллерии.

Однако в том же году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (т. е.

низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи.

Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30).

В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного Комитета Обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний.

5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение.

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.

ПРОИЗВОДСТВО

Производство Д-1, шт. Год 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 Итого Изготовлено, шт. 84 258 715 1050 240 240 240 2827 Номенклатура боеприпасов Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м Калиберные бронебойные снаряды Морской полубронебойный обр. 1915/28 г.

51,07 3,2 ? ? Кумулятивные снаряды Кумулятивный 53-БП-540 27,44 ? 560 3000 Бетонобойные снаряды Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжён тротилом методом шнекования) 53-Г-530 (53-Г-530Ш) 40,0 5,1 508 (полный заряд) 12400 Осколочно-фугасные снаряды Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-530 40,0 5,47-6,86 508 (полный заряд) 12400 Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната 53-О-530А 40,0 5,66 508 (полный заряд) 12400 Старая граната 53-Ф-533 40,41 8,0 ? ? Старая граната 53-Ф-533К 40,68 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533Н 41,0 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533У 40,8 8,8 ? ? Сталистого чугуна старая французская граната 53-Ф-534Ф 41,1 3,9 ? ? Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. 53-Ф-521 41,7 7,7 ? ? Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса 53-Ф-531 44,91 5,7 ? ? Шрапнель Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-501 41,16-41,83 0,5 (680—690 пуль) ? ? Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль) ? ? Осветительные снаряды Осветительный парашютный, время горения 40 сек. 3С1 40,2 ? ? ? Химические снаряды Химический гаубичный 53-ХС-530 38,8 ? ? ? Химический гаубичный 53-ХН-530 39,1 ? ? ?

Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) 3Х3 ? ? ? ?

152-мм буксируемая гаубица «Мста-Б» (2А65)

152-мм гаубицу «Мста-Б» (2А65) можно считать самой последней моделью в длинном списке полевых гаубиц советской, а ныне российской конструкции. Однако о гаубице 2А65, известной также под обозначением «Мста-Б» (на Западе она имеет обозначение М1987), известно относительно немного, хотя в последнее время она активно продвигается на мировой рынок оружия с целью возможных экспортных поставок.

В конструкции гаубицы 2А65 по сравнению с ее предшественницами применено несколько кардинальных нововведений, самым очевидным из которых является длинный тонкий ствол, имеющий, по оценкам, длину около 40 калибров, оснащенный двухщелевым дульным тормозом

Стоит обратить внимание также на двухстанинный лафет, оснащенный убирающимися дополнительными колесиками на каждой станине и гидравлическим домкратом с платформой под поддоном для вывешивания колес при стрельбе

В гаубице реализованы следующие конструктивные решения: — трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %; — двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°; — механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора; — автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.

Расчет из восьми человек приводит гаубицу 2А65 в боевое положение и сворачивает ее за две — две с половиной минуты. Механизм досылки и полуавтоматический затвор позволяют довести боевую скорострельность до семи выстрелов в минуту.

При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль «Урал-4320» с колёсной формулой 6×6. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересеченной местности — до 20 км/ч.

Гаубица «Мста-Б» (2А65) может стрелять большинством существующих типов боеприпасов калибра 152 мм, но специально для нее и других подобных орудий разработано новое семейство боеприпасов. При использовании новых видов боеприпасов в зависимости от задачи выбирается заранее снаряженный картуз одного из трех типов.

При стрельбе осколочно-фугасным снарядом последнего поколения дальность стрельбы составляет 24000 метров, а при использовании ОФС с газогенератором дальность выстрела увеличивается до 29 000 метров. Среди других новых типов 152-мм боеприпасов, впервые появившихся у 2А65, кассеты, содержащие 42 шрапнельные гранаты двойного действия (противопехотные и бронебойные), каждая из которых содержит 45 граммов взрывчатого вещества.

Еще одним новым видом боеприпасов является контейнер, разбрасывающий крошечные радиопередатчики, предназначенные для нарушения неприятельских связных коммуникаций. Кроме того, из гаубицы 2А65 можно стрелять бронебойным корректируемым снарядом с лазерным наведением «Краснополь».

Ствол гаубицы 2А65 в основном аналогичен тому, которым оснащена самоходная гаубица 2С19.

Тактико-технические характеристики гаубицы «Мста-Б»:

Боевой расчет — 8 человек Полный боевой вес — 7000 кг Максимальная дальность стрельбы: — 24 000 м (ОФС); — 29 000 м (ОФС с газогенератором) Начальная скорость снаряда — 810 м/с Масса снаряда — 42,86 кг Максимальный угол склонения/возвышения: —3,5/+70 град. Угол горизонтального наведения – 52 град. Скорострельность — до 7 выст/мин.

https://youtube.com/watch?v=RULDL3I_95I

Просто, надёжно, убойно

122-мм гаубицу Д-30 приняли на вооружение в СССР в 1963 году. Она пришла на смену легенде Второй мировой, гаубице М-30 — орудию, несомненно, прекрасному, но морально устаревшему. Впервые советскую гаубицу разместили на станке с круговым вращением. Это сильно повысило практическую скорострельность — для радикального изменения горизонтального угла наводки уже не требовалось разворачивать лафет вручную.

По хорошей дороге Д-30 можно перевозить со скоростью до 80 километров в час, а подготовить гаубицу к бою — за полторы минуты.

Расчёт гаубицы Д-30 армии Афганистана ведёт огонь

Орудие получилось простым, надёжным, точным и убойным. Эти характеристики — а также тот факт, что советское правительство раздавало гаубицы и лицензии на их производство — сделало Д-30 одной из самых популярных артсистем в мире. Стран-операторов этого орудия можно насчитать с полсотни.

В российской армии Д-30 остаются на вооружении только в соединениях ВДВ, немного в Сухопутных войсках и Росгвардии. И то — в скором будущем они должны уступить место самоходкам. Задумываются о повышении мобильности буксируемых гаубиц и в других странах

При современных средствах артразведки и тучах дронов батарее важно не только быстро отстреляться, но и ещё быстрее смыться от ответного удара. Если денег у вас в военном бюджете немного, а САУ(самоходную артиллерийскую установку) хочется, надо срочно поставить наличные гаубицы на какое-нибудь шасси

Характеристики и свойства боеприпасов

Основные 152,4-мм гаубичные снаряды (для гаубиц М-10 и Д-1): 1 — осколочно-фугасная стальная граната ОФ-530, 2 — осколочная граната сталистого чугуна О-530, 3 — бетонобойный снаряд Г-530

Д-1 могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов.

При установке взрывателя осколочно-фугасной гаубичной гранаты ОФ-530 на осколочное действие её осколки разлетаются на площади 2100 м²: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве гранаты в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.

Кумулятивный снаряд БП-540 пробивал под углом 90° — 250 мм, 60° — 220 мм, 30° — 120 мм; в ходе Великой Отечественной войны не применялся.

Бетонобойный снаряд Г-530 с начальной скоростью 457 м/с на первом заряде проникал в удалённую на 1 км железобетонную стенку при попадании по нормали (окончательная скорость 398 м/с) на 80 см и разрывался внутри неё, обеспечивая пробитие 114 см железобетона.

Для стрельбы из гаубицы предусматривалось 8 видов метательных зарядов. Для осколочных, осколочно-фугасных и бетонобойных снарядов предназначались 7 зарядов, получаемых из полного заряда Ж-536 последовательным удалением равновесных пучков пороха. Таким образом в порядке убывания мощности получались первый, второй, третий, четвёртый, пятый и шестой заряды. Для стрельбы кумулятивным снарядом БП-540 предназначался «специальный» заряд.

Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на самом мощном полном заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.

К концу 1950-х гг. из боекомплекта гаубицы Д-1 были изъяты все снаряды старых типов и в нём остались только осколочная граната О-530, осколочно-фугасная граната ОФ-530, кумулятивный снаряд БП-540 и бетонобойные снаряды Г-530 и Г-530Ш (также не исключено и наличие химических боеприпасов, но по соображениям секретности они не фигурируют в обычных таблицах стрельбы). Позже был разработан 152-мм специальный (ядерный) боеприпас (для орудий МЛ-20, Д-20 и 2С5 «Гиацинт»), однако возможность его использования из Д-1 не выяснена.

Номенклатура боеприпасов
Тип Обозначение Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м
Кумулятивные снаряды
Кумулятивный БП-540 27,44  ? 560 3000
Бетонобойные снаряды
Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжен тротилом методом шнекования) Г-530 (Г-530Ш) 40,0 5,1 508 (полный заряд) 12400
Осколочно-фугасные снаряды
Стальная дальнобойная граната ОФ-530 40,0 5,47-6,86 508 (полный заряд) 12400
Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната О-530А 40,0 5,66 508 (полный заряд) 12400
Старая граната Ф-533 40,41 8,0  ?  ?
Старая граната Ф-533К 40,68 7,3  ?  ?
Старая граната Ф-533Н 41,0 7,3  ?  ?
Старая граната Ф-533У 40,8 8,8  ?  ?
Сталистого чугуна старая французская граната Ф-534Ф 41,1 3,9  ?  ?
Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. Ф-521 41,7 7,7  ?  ?
Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса Ф-531 44,91 5,7  ?  ?
Шрапнель
Шрапнель с трубкой 45 сек. Ш-501 41,16-41,83 0,5 (680—690 пуль)  ?  ?
Шрапнель с трубкой Т-6 Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль)  ?  ?
Осветительные снаряды
Осветительный парашютный, время горения 40 сек. С 1 40,2  ?  ?  ?
Химические снаряды
Химический гаубичный ХС-530 38,8  ?  ?  ?
Химический гаубичный ХН-530 39,1  ?  ?  ?
Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) ЗХЗ  ?  ?  ?  ?

Модификации


152-мм гаубица обр. 1943 года Д-1 в Познаньской цитадели, Польша. Явно нуждается в покраске.

За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. Однако на базе ствольной группы гаубицы Д-1 были разработаны её танковый и самоходный варианты.

Танковая гаубица Д-15

Переход Красной Армии к активным наступательным действиям в середине 1943 года и большая надобность в мобильных средствах по борьбе с вражескими укреплениями неожиданно реанимировали концепцию «артиллерийского» тяжёлого танка КВ с мощной гаубицей вместо штатной 76-мм пушки — фактически возврат к КВ-2. Вероятно, причиной такого поворота событий было снятие с производства средних штурмовых орудий СУ-122 и отвлечение тяжёлых СУ-152 на противотанковые надобности. Главный конструктор завода № 9 Ф. Ф. Петров быстро разработал танковый вариант гаубицы Д-1 путём установки её на монтировку 85-мм танковой пушки Д-5. Такой «гибрид» двух артиллерийских систем получил сначала «совмещённый» индекс Д-1-5, который позже превратился в официальное обозначение Д-15. Было изготовлено одно опытное орудие Д-15, которое отправили танкостроителям в Челябинск, но сведений о его монтаже в башне танка КВ-85 не имеется. С другой стороны, уже в октябре 1943 года ожидались новые танки ИС-2, вооружённые мощной 122-мм пушкой и САУ ИСУ-152 на их базе, поэтому надобность в специализированном артиллерийском танке отпала, проект установки Д-15 на шасси КВ был закрыт.

Проект СУ-Д15

Несмотря на отсутствие надобности в танковом варианте Д-1, гаубицей Д-15 заинтересовались конструкторы средних самоходных установок на базе танка Т-34 во главе с Л. И. Горлицким. Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработок проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению. Однако комиссия также отметила и недостатки — малый возимый боезапас, перегрузку передних катков машины. Вооружение средних САУ столь мощными орудиями было признано излишним в свете развёрнутого серийного производства тяжёлых ИСУ-152, в металле СУ-Д15 не изготавливалась. Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.

Интересные факты о Д-1

  • Как и у других орудий калибра 152 мм, работа заряжающего и подносчика в расчёте была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой свыше 40 кг.
  • Снаряды 53-ОФ-530, которые были разработаны в конце 1930-х годов и использовались гаубицей Д-1, пригодны для стрельбы из более современных гаубиц, состоящих на вооружении Российской армии.
  • Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на полном (самом мощном) заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.
  • В отличие от многих других типов орудий, финской армии, по всей видимости, не удалось захватить ни одной исправной гаубицы Д-1 — в богатейшей экспозиции финского артиллерийского музея в Хямеэнлинна гаубицы Д-1 нет.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector