10 самых дорогих экземпляров средневекового оружия, дошедшего до наших дней

Дюрандаль

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду  — герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности.

Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе.

Однако, по мнению учёных, меч в часовне находится вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов. Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде». Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен — кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной.

Кстати, сейчас меча в часовне нет — в 2011-м году его извлекли из стены и отправили в парижский музей Средневековья. Интересно также, что в французском языке слово «Durandal» женского рода, так что Роланд, вероятно, питал к своему мечу не дружескую привязанность, а настоящую страсть и вряд ли мог швырнуть свою возлюбленную об стену.

Меч Александра Невского обладал волшебными свойствами?

В битве на Неве славянские войска были в меньшинстве, однако многие шведы бежали с поля боя ещё до того, как началось сражение. Был это тактический ход или роковая случайность – не ясно.

Русские воины стояли лицом к восходящему солнцу. Александр Невский был на возвышении и поднял меч вверх, призывая воинов к битве, – в этот момент лучи солнца попали на клинок, заставив сталь светиться и напугав противника.

Согласно летописям, после Невского сражения меч отнесли в дом старейшины Пелгусия, где хранились и другие драгоценные вещи. Вскоре дом сгорел, а погреб был засыпан землёй и обломками.

С этого момента мы начинаем путешествие по шаткому миру домыслов и догадок:

  1. В 18 веке монахи недалеко от Невы возводили церковь. При строительстве они обнаружили сломанный надвое меч Александра Невского.
  2. Монахи справедливо решили, что обломки клинка должны защищать храм от напастей, а потому положили их в фундамент здания.
  3. Во время революции 20 века церковь и сопутствующие ей документы уничтожили.
  4. В конце 20 века учёные обнаружили дневник Андрея Ратникова (это белый офицер), несколько страниц которого были посвящены легендарному клинку.

Сколько весил меч Александра Невского? Одно мы можем сказать наверняка: не 5 пудов, скорее всего как обычный клинок 1,5 кг

. Это был прекрасный клинок, принёсший воинам Древней Руси победу, повернувшую ход истории!

Антикварное холодное оружие никого не оставляет равнодушным. Оно всегда носит отпечаток замечательной красоты и даже магии. Создается ощущение, что попадаешь в легендарное прошлое, когда эти предметы применялись очень широко.

Конечно подобное оружие служит идеальным аксессуаром для отделки помещения. Кабинет, украшенный великолепными образцами старинного оружия станет выглядеть более импозантно и по-мужски.

Такие предметы, как, например, мечи средневековья, становятся интересны множеству людей как неповторимые свидетельства событий, происходивших в старинные времена.

Щиты и одноручные мечи из Средневековья

В те времена главным элементом защиты средневекового ратника было использование щита. Его грамотное применение создавало отличное прикрытие. Иногда он использовался и в качестве атакующего оружия. Небогатые воины просто не имели возможности приобретать дорогое защитное вооружение из металла, поэтому щиты пользовались повышенным спросом. У них и меч был оружием, как правило, без ножен.

Средневековые щиты производили из твёрдых видов деревьев. Их толщина шла от двух сантиметров. Снаружи деревянную основу обшивали кожей и для укрепления применяли металлические заклёпки. Вес щита был небольшим, но он обладал прочной конструкцией. Такое защитное устройство хорошо сопротивлялось ударам меча. В битве щит также мог служить оружием, при случайной потере меча.

В сражениях того времени воины использовали мечи для ранения в те части тела, которые не были скрыты защитой. А также метили туда, где мечом можно было пробить доспехи. Особенности использования меча в битве привели к спецификации данного оружия:

  • мечи как оружие претерпевали изменения и совершенствовались;
  • меч стал более коротким и лёгким, его вес снизился; боец мог теперь держать щит в одной руке, фехтовать мечом другой;
  • клинок меча изготавливали из качественной стали, такой меч мог разрубать доспехи и быть стойким к ударам о щит.

В стратегиях

Shogun: Total War. Необычная картина. Как правило, но-дати очень плохо сочетался с броней.

Похвастаться наличием «японских мечников» (чаще всего — благородного, самурайского происхождения) обычно могут либо стратегии глобального толка (Civilization; Age of Empires), либо стратегии, целиком выполненные в японском антураже (Shogun; Battle Realms), — исключения редки. Как правило, они имеют большую скорость атаки, чем аналогичные европейские подразделения, или какие-либо специальные способности.

Пандарен демонстрирует редкий стиль боя двумя мечами.

В Shogun мы можем полюбоваться на довольно редкий вид меча — но-дати, но почему-то боец вовсю игнорирует требующуюся для этого оружия подвижность и носит полные доспехи. В Battle Realms мы видим очень интересную отрисовку движений, хоть и отличающуюся некоторой показушностью. Кстати, в этой RTS представлен и бой двумя клинками.

Также самурай присутствует в Warcraft III — в роли орочьего мастера клинка, — хотя его меч напоминает катану весьма и весьма отдаленно… Но в целом облик достаточно характерен.

Фальшион Коуниерза (Conyers falchion)

Фальшион Коуниерза (Conyers falchion) – убийца драконов или «меч владения» подтверждающий право семьи Коньер на манор Сокбурн в графстве Дурхем Англия.  1. Убийца Драконов . Существует легенда о фальчионе Коуниерза, повествующая о том, что именно этот меч сэр Джон Коуниерз использовал, когда поразил Сокбурнского Червя в 1063 году. Вероятно, род Коуниерз (Коньер (по Э. Окшотту)) переехал в Англию из Франции во время Норманнского Завоевания (около 1066 года). Им подарили поместье (манор) Сокбурн -на-Тизе, в настоящий момент известное как Сокбурн, в графстве Дурхем в 12 веке за то, что, как гласит легенда, сэр Джон убил дракона. 2. «Меч владения». По мнению Э. Окшотта, фальшион подтверждал право семьи Коньер на манор Сокбурн в графстве Дурхем Англия. Как считает Окшотта, указанные земли перешли во владения семьи Коньеров от епископа Фламбарда, после чего право на указанную землю подтвердил Генрих II Плантагенет, по прозвищу Короткий Плащ (англ. Henry II Curtmantle; 5 марта 1133 — 6 июля 1189). Сама церемония передачи права на владения землей происходила так: в первый раз, когда новый епископ въезжал в свою епархию, владелец манора должен был стоять на мосту через Тис, по которому тот должен был проехать, с фальчионом в руке. Здесь он передавал свой фальчион епископу, который затем возвращал его владельцу и таким образам подтверждал права семьи на обладание землями манора до приезда нового приемника епископа, по приезду которого церемония повторялась. Данная традиция просуществовала до 1771 года, после чего прервалась на 200 лет, в 1994 году церемония возобновилась. По всем признакам становится явным то, что меч не является оригиналом. По-видимому, фальшион был переделан между 1250 и 1270. Как указывает Э. Окшотт, новый фальшион был передан семье Коньеров, скорее всего, либо Генрихом III Плантагенетом I (1207—1272), либо его братом Ричардом Корнуэльским (1209 – 1272) об этом говорят эмалевые гербы, расположенные на обеих сторонах бронзового навершия клинка: на одной три леопарда Англии, на другой черный орел Империи. Два этих герба присутствовали в гербах Генриха III и его брата Ричарда. Фальшион Коуниерза – длина всего клинка – 890 мм, при длине лезвия – 734 мм, вес – 1300 грамм. Рукоять: состоит из трех частей : яблока, черена и крестовины. Бронзовое яблоко сделано в форме диска со скошенной кромкой, на обе его стороны нанесены геральдические знаки. Диаметр навершия – 42 мм, толщина – 20 мм. Деревянный черен сделан из ясеня, длина хвата – 95 мм. Как и яблоко, крестовина (168 мм) изготовлена из бронзы. Она украшена орнаментом из драконов. На навершие имеются эмалевые гербы, о которых мы говорили высшее. Хочется отметить, что при попытке воссоздания полноразмерной копии данного клинка в условиях нашей мастерской, мы столкнулись с проблемой несоответствия веса историчного клинка и его версии для исторической реконструкции. Ведь толщина кромки лезвия клинка, для участников фестивалей исторической реконструкции, должна быть не менее 2 мм. А ведь оригинал был довольно тонок, сам клинок имел изначальную толщину 6 мм, но авторы клинка вывели скосы лезвия от самого обуха оружия. Благодаря этому клинок был легким, но по этой, же причине нужно смирится с тем, что если использовать его форму без изменений в исторической реконструкции, то клинок получится тяжелее оригинала на более чем 15%. Можно с уверенностью предполагать, что клинок не использовался как боевое оружие, этого мнения придерживается Э. Окшотт. Однако есть все основания считать, что данный фальшион был изготовлен аналогично существующим на тот период образцам. Так же, стоит отметить и то, что подобный тип клинка исчезает из употребления к 1300 году.

Основные характеристики

Что представлял собой полуторный меч? Длина его составляла 110-140 сантиметров, причем около метра приходилось на клинковую часть. Данные мечи были промежуточным видом между одноручными и двуручными. Характеристики рукояти такого оружия могли варьироваться в зависимости от места и времени производства. Однако были у всех разновидностей и общие черты. Рукоять имела специфическое узнаваемое деление. Она состояла из двух элементов.

Первая – это цилиндрическая часть у гарды, которая предназначалась для защиты рук от ударов врага

Для воина не было более важной части тела. Именно с помощью рук он использовал полуторный меч

Получить ранение означало стать уязвимым для противника. Гарда появилась с развитием фехтования в позднем Средневековье. Хотя первым ее получил полуторный меч, сегодня больше всего эта узнаваемая часть оружия ассоциируется со шпагами, появившимися в последующие столетия. Вторая часть была конической и располагалась около навершия.

Интересной была эволюция дисковой головки полуторного меча. В XV веке стал распространенным готический стиль. Он принес новый дизайн со стремящимися вверх и узкими формами. С другой стороны, такие новшества появлялись не только из-за перемен в эстетике, а из-за насущной практической пользы. Рифленые и грушевидные головки мечей-бастардов были удобнее для второй руки, которая в бою сжимала эту часть оружия.

Кривой меч

Световой меч из «Звездных войн» на самом деле называется сабля (saber), хотя его «клинок» и не изогнут.

Как изогнутые, так и прямые мечи появились еще в эпоху бронзы. Кривой и прямой мечи различались, в первую очередь, балансом. Центр тяжести прямого меча располагался на уровне гарды или на насколько сантиметров выше. Кривой же меч уравновешивался примерно на середине клинка. В отличие от своего прямолинейного собрата, он предназначался в первую очередь для рубящего удара. Изгиб рубящей кромки делал клинок более прочным, а высокое расположение центра тяжести значительно увеличивало его пробивную силу.

С другой стороны, “низкая” центровка делала прямой меч оружием очень удобным и “быстрым”. Это открывало широкие возможности для нанесения колющих ударов. В качестве рубящего оружия прямой меч оправдывал себя только при весе 2.5-3.5 кг (да и то с грехом пополам). Это вынуждало воина на случай встречи с бронированным противником носить еще и топор.

Обычный на Ближнем Востоке в раннем средневековье, кривой меч весом 1.5 кг и расширяющимся к концу клинком длиной около 50 см разрубал доспехи не хуже, чем вдвое более тяжелый европейский риттершверт (длинный рыцарский меч). Вот только “дальнобойность” его была невелика. А делать кривой меч длинным не имело смысла, ведь при клинке в 100 см. он ничем не отличался бы от секиры.

Короткие кривые мечи — излюбленное оружие «эвильных» рас в фэнтези.

Наконец, кривой меч мог иметь только одну рубящую кромку. А это в эпоху производства оружия путем сварки железа и стали означало вдвое меньший срок службы. Ведь, при ударах клинки стремительно тупились и иззубривались. Зато кривой меч часто имел массивный рифленый обух. Иногда в отверстия на обухе даже вставлялись несколько колец. “Веселее, когда звенят”? Нет… Весело было, когда удавалось принять удар вражеского клинка на это рифление или на сами кольца. Противнику после этого оставалось только бежать за новым мечом…

Сабля — совершенное оружие природы. Саблезубые животные жили примерно 20 млн. лет назад.

Кривой меч имел одни преимущества, а прямой — другие. Но достоинства прямых мечей долгое время перевешивали. Ведь всадникам, сидящим на громадных боевых конях, требовались длинные клинки. Прямыми мечами во времена Крестовых походов вооружались не только европейские рыцари, но и большая часть арабской кавалерии.

Пехота редко вооружалась кривыми мечами. Рубить, стоя в строю, неудобно. Фалангистам требовались мечи колющие, а значит, прямые и короткие — с клинками 25-50 см.

Увесистый кривой меч небольших размеров хорошо подходил для пешего индивидуального боя. Поэтому он получил признание, в первую очередь, в средневековой Азии у лучников и моряков. Не пренебрегали таким оружием и европейцы. Так, например, английские лучники добивали сброшенных ранеными конями рыцарей фальчионами — короткими мечами с расширяющимся клинком, отличавшимися от азиатских аналогов только прямой рубящей кромкой. Фальчионом труднее было рубить, но удобнее колоть. На Руси такие мечи назывались тесаками.

Романский меч ─ оружие эпохи Капетингов

Как свидетельствуют археологи, славянских мечей, выкованных в IX─X веке, обнаружено около сотни. Причём большинство образцов удалось получить во время раскопок, производившихся в районах, являвшихся наиболее густонаселёнными в период Средневековья. К ним относится в первую очередь Юго-Восточное Приладожье, а также отдельные территории Киева, Новгорода, Смоленщины, Чернигова и Ярославля. Интересные находки были обнаружены также на днепровском острове Хортица.

В более поздний исторический период, начавшийся в XI веке и охвативший собой два последующих столетия, получил распространение так называемый романский меч, образцы которого можно увидеть на 4-й и 5-й фотографии в данной статье. Его родиной также является Западная Европа, где по причине своей дороговизны на раннем этапе он являлся атрибутом исключительно рыцарского сословия. Другое, достаточно распространённое название этого меча ─ капетингский. Произошло оно аналогично каролингскому от названия правившей династии, на этот раз Капетингов, прочно утвердившейся к тому времени и имевшей самое широкое влияние на европейскую политику.

У этого меча есть и третье название, появившееся уже в наше время. Вместе с более поздними образцами, относящимися к XIV─XV веку, он отнесён исследователями и коллекционерами к группе, обозначенной общим термином «рыцарские мечи». Под таким названием он нередко упоминается в научно-популярной и художественной литературе.

Меч Уоллеса

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве при Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею.

По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке — старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту.

Вероятно, сэр Уильям действительно мог украсить своё оружие кожей казначея: как патриот своей страны, он ненавидел предателей, сотрудничающих с оккупантами. Однако есть и другое мнение — многие считают, что история придумана англичанами, чтобы создать борцу за независимость Шотландии имидж кровожадного монстра. Истины мы, скорее всего, так и не узнаем.

Кылыс

Кылыс – это своего рода якутский палаш: длинноклинковое однолезвийное оружие специфической конструкции. Кылыс был в ходу у якутов в XV-XVI веках, и свое происхождение он, скорее всего, ведет от прямых мечей монголов.

Выглядел он приблизительно вот так:

Как то, что снизу

Нижний девайс на этом фото подписан как якутская сабля XIX века. Это практически “современная” поделка, в девятнадцатом столетии национальное клинковое оружие в Якутии не использовалось за отсутствием в нем надобности. Русские власти прекратили постоянные междоусобицы, которые вели между собой якутские племена, и оружие у них сохранилось либо универсальное, либо чисто охотничье.

Так что эта “сабля” – вроде красивого сувенира, но историческим формам старинных мечей кое-как соответствует. Хотя именно что кое-как – ятаганного изгиба традиционный кылыс не имел…

Исторический боевой кылыс XV-XVI века, если верить археологическим данным, имел прямой однолезвийный клинок до 1 метра длиной (в среднем 80-90 см), который слабо расширялся к середине, и резко сужался обратно к острию. К сожалению, фотографий настоящих кылысов из музеев я найти не смог, поэтому вот вам иллюстрация из труда Ф. Ф. Васильева “Военное дело якутов”:

Традиционные кылысы из археологических материалов

Подобная форма клинка – прямой обух, но выгнутое к середине лезвие – вообще характерно для многих народов Сибири и Дальнего Востока, особенно для тюркских и тунгусо-маньчжурских.

Кстати, по-хакасски “хылыс” – сабля…)))

На правой голомени кылыса часто находится узкий дол, сдвинутый к обуху. На левой дола нет, зато заточка присутствовала обычно только с левой стороны. Это опять-таки характерно для всего клинкового оружия якутов.

Существовал также и более легкий вариант кылыса – болот, напоминающий шпагу или кончар. Возможно, кстати, что от древних кончаров монгольской тяжелой кавалерии он и ведет свою родословную.

Два крайних справа – болоты

Изогнутое клинковое оружие вроде сабли большого хождения у якутов, в отличие от других тюркоязычных народов, не имело, хотя термин, обозначающий саблю, имелся – “саабылаан”, и он – лингвистическая загадка. Это слово произошло от русского “сабля” – или от древнего прото-тюркского корня, от которого, между прочим, пошел и русский термин? Т. е. “саабылаан” появился в якутском языке до прихода русских, или уже после?

Как бы то ни было, а кривых сабель у якутских воинов как-то не отмечено. В основном все клинковое оружие – прямое, с прямым обухом и выгнутым лезвием.

Кстати, найден и один “полуторный” меч – кылыс с длиной клинка в 116 см, а хвостовика – 17 см. Длина рукояти у него, таким образом, была под 20 сантиметров. Натуральный гранд-фальшион из таежных краев!))

Еще раз повторюсь – уже в XVIII веке якутский меч умер. Прекратились, благодаря внешнему управлению, междоусобные распри, и нужда в боевом оружии исчезла. К тому же русская власть просто-напросто запретила производство мечей.

А вот пальма… Пальма осталась ))

Характеристики

Полуторный меч и ножны для него

Длина полуторного меча от 110 до 140 см., (весом 1200 г. и до 2500 г.) Из них, примерно метр меча — часть клинка. Клинки полуторным мечам ковали разных форм и размеров, но все они были эффективны при нанесении различных сокрушительных ударов. Существовали основные характеристики клинка, по которым они отличались между собой.

В средневековье клинки полуторных мечей тонкие и прямые. Ссылаясь на типологию Оукшотта: постепенно клинки вытягиваются и утолщаются в поперечном сечении, но утончаются на конце мечей. Также видоизменяются и рукояти.

Поперечное сечение клинка разделяется на двояковыпуклые и алмазообразные. В последнем варианте центральная вертикальная линия клинка обеспечивала твёрдость. А особенности ковки мечей добавляют варианты в сечения клинка.

Высокой популярностью пользовались полуторные мечи, чьи клинки имели долы. Дол — это такая полость, идущая от крестовины вдоль клинка. Заблуждение, что долы делали, как кровосток или для легкого изъятия меча из раны. На самом деле отсутствия металла в середине по центру клинка делало мечи легче и маневренней. Долы бывали широкими — почти во всю ширину клинка, до более многочисленных и тонких. Длина долл также различалась: во всю длину или на треть от общей длины полуторного меча.

Рукоятка полуторного меча

Крестовина была удлинена и имела дужки для защиты руки.

Важным показателем качественно выкованного полуторного меча был его точный баланс, распределённый в нужном месте. Полуторные мечи на Руси были сбалансированы в точке поверх рукояти. Брак меча обязательно выявлялся во время сражения. Стоило кузнецам ошибиться и сместить центр тяжести полуторного меча наверх, меч, при наличии смертоносного удара, делался неудобным. Меч вибрировал от удара о мечи противника или доспехи. И это оружие не помогало, а мешало солдату. Хорошее оружие было продолжением руки война. Мастера кузнечного дела умело выковывали мечи, правильно распределяя определенные зоны. Эти зоны — узлы лезвия, при правильном расположении гарантировали качественный полуторный меч.

Недостатки фальшионов

Однако вес фальшиона также мог оказаться и его недостатком. Историки считают, что атака тяжелым оружием предполагает более широкие и размашистые движения, которые оставляют воинов открытыми для удара противника. Это может оказаться не таким критичным в поединке один на одни, но очень неблагоприятно на поле боя, поэтому фальшион являлся лишь вспомогательным оружием рыцарей. Еще одним недостатком является его длина. Большинство фальшионов – мечи короткие, что предполагает ближний бой. Солдаты должны были подпустить своих противников на близкую дистанцию, прежде чем нанести удар, и тем самым подвергали себя опасности.

Агрегатор новостей 24СМИ

В ролевых играх

Neverwinter Nights. Слов нет, одни эмоции.

Здесь катане досталось больше всего. Для начала Wizards of the Coast низвели ее до статуса «просто красивый вариант полуторного меча». Дальше — больше. В Neverwinter Nights мы видим даже не катану, а извращенную пародию на нее; особенно это касается магических образцов. Впрочем, подобным образом дела обстоят со всем оружием. При всех достоинствах этой ролевой игры дизайн предметов в ней рождает ассоциации даже не с развесистой клюквой, а с несколько иными растениями…

Вакидзаси был замечен во втором Fallout, но никаких примечательных особенностей у него нет. Просто очень хороший нож. В «Операции Silent Storm» катана оказывается лучшим оружием для разведчика — быстрым и мощным.

В серии The Elder Scrolls катана (вернее, тати) и но-дати изображены относительно верно, но и здесь не без ляпов. Использование ее в паре со щитом бойцами Клинков выглядит довольно неоднозначным.

Отдельная претензия к компьютерным ролевым играм заключается в полном игнорировании полуторного хвата — возможности держать меч как одной, так и двумя руками. В результате полуторные мечи выглядят просто как улучшенная версия одноручных.

В настольных ролевых играх царит такой же бардак, как и в компьютерных, исключение составляет разве что Legend of the Five Rings. Действие в нем разворачивается на просторах мира Рокуган, во многом скопированного с феодальной Японии, — и с ходу заметно немалое количество прочитанной литературы, как исторической, так и художественной. Надеюсь, что этот мир еще ждет виртуальное воплощение.

Подводим итоги?

Японские мечи — это огромный пласт традиций, культуры и мастерства, каждый клинок — неповторимое произведение искусства… Но, подобно вампирам и личам, они вышли в тираж и превратились в «антуражный меч», породив сотни «как бы самураев» и легионы «американских ниндзя». А также многочисленных мошенников, «последних наследников исчезнувших традиций». Благородное оружие, самый совершенный клинок на Земле, превратилось в откровенное клише и ширпотреб, который суют куда ни попадя. Зачем? Чтобы было. Потому что это модно…

Остается надеяться лишь на то, что это скоро пройдет. В фирмах, занимающихся играми, появится больше людей, не заинтересованных в издевательстве над чужим культурным наследием и наделенных чувством меры…

А до той поры — ждем. И стараемся не попадаться на столь популярную удочку «ложного знания».

Особенный приём

Существовало много разных приёмов. Во время поединка они применялись и, благодаря этим приемам, выжило немало бойцов.

Но есть приём, вызывающий удивление: прием половины меча. Когда воин одной или даже двумя руками брался за клинок меча, направляя его на противника и стараясь просунуть под доспехи. Другая рука лежала на рукоятке меча, придавая необходимую силу и скорость. Как бойцы не ранили руку об острие меча? Дело в том, что мечи затачивали в конце клинка. Поэтому техника полумеча пользовалась успехом. Правда, в перчатках можно держать и заточенное лезвие меча, но, главное, крепко держать, и ни в коем случае не дать лезвию клинка «гулять» в ладони.

Позже, в 17-м веке, итальянские мастера фехтовального искусства сосредоточивают все внимание на рапире и отказываются от полуторного меча. А в 1612 году издаётся немецкое руководство с техникой фехтования полуторным мечом. Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи

Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч)

Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи. Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч).

Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз — даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

Операция «Кровавый орёл»

Британские источники утверждают, что норманны договорились с жителями Кента и беспрепятственно высадились на острове Танет к югу от устья Темзы. Но в одну из последующих ночей они нанесли внезапный удар и разграбили весь Кент, сочтя, что грабежом возьмут больше, чем данью. Королевство ютов пало. Испуганное королевство Восточной Англии, лежавшее за Темзой, предоставило им зимовье в Тетфорде и лошадей в обмен на мир.

Северные источники добавляют, что Ивар Бескостный заранее хитростью завладел Йорком в качестве виры за смерть отца и добился расположения Эллы, после чего тайно переманил к себе его военачальников и убедил братьев начать вторжение. В Йорке он заранее припас продовольствие, чтобы легко переждать осаду.

По англосаксонской хронике, в 866 году нортумбрийцы во главе с королём Эллой осаждали викингов, засевших в Йорке. Они сумели даже ворваться в город, но затем военная фортуна изменила англичанам — в том числе и потому, что часть воинов короля Нортумбрии внезапно повернула мечи на своих. Братья захватили Эллу в плен.

Для мести погубителю отца они использовали самую страшную северную казнь — «кровавый орёл». По Ragnarssona þáttr, «Пряди о сыновьях Рагнара», Ивар приказал вырезать орла на спине Эллы, а затем разрубить мечом вдоль хребта и вырвать внутренности так, чтобы лёгкие были снаружи. Скальды посвятили этому событию строки:

И спину Эллы вдоль хребта разрезать повелел Ивар конунг, Йорвика правитель.

Gesta Danorum и Ragnars saga loðbrókar ok sona hans описывают более умеренный вариант. По ним специально найденный мастер резьбы по дереву «всего лишь» вырезал Элле на спине красивого орла, а для большего зверства всё это сверху посыпали солью и оставили короля умирать.

Над трупом вражеского правителя конунг Ивар Бескостный заявил, что хочет править всей Англией.

Перезимовав в захваченной Нортумбрии, чьи недоразграбленные жители предпочли признать власть захватчиков и заплатить дань, викинги приступили к следующему шагу завоевания.

Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

Конечно, это чистейшей воды вымысел — Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.

Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

Японская терминология

В японском языке слово “меч” обозначается целым рядом терминов. Так, например, кандзи (иероглиф) 刀 может читаться двумя способами. В первом случае, в онном произнесении, он читается как “то”, во втором, в кунном – как “катана”.

И то, и другое обозначают “меч”. Просто меч, без каких-либо уточнений

Это важно

Теперь. Тати в японском языке обозначается парой иероглифов 太刀 – читается “та-ти”, переводится как “большой меч”. Здесь “большой” – это уточнение длины, потому что… Маленькие кинжальчики танто, длиной до 30 см, тоже считаются в японском оружиеведении “то” – “просто мечами”!

Так вот. “Тати” – это меч с клинком длиной от 70 до 90 см по линии лезвия. Катана в этом смысле – тоже тати, потому что меч. Никакого уточнения насчет кривизны клинка эти термины не содержат, потому что для японца легкая кривизна клинка совершенно естественна. Она – результат специфической японской ковки и закалки.

Меч с прямым клинком японец тоже назовет “то”, “катана” или “тати”, если он длинный. Да, в японском языке есть еще термин “кэн/цуруги” (одно и то же, просто в разном прочтении), который обозначает прямой меч. Но! Подразумевается – китайского типа, ибо это название относится к очень старым мечам типа цзянь, заимствованным когда-то у китайцев.

Цзянь и кэн – одно и то же

Японцы испытывают такие же трудности, пытаясь разобраться в европейском оружии, которое европейцы ощущают, продираясь сквозь дебри их языка. Сейчас (и только сейчас) потомки самураев для простоты стали называть прямые европейские мечи и шпаги “цуруги”, а любые мечи хотя бы со слегка изогнутым клинком – “катана”/”то”.

Так, например, фальшион – тоже катана с этой точки зрения )) Если мы считаем катану саблей, то мы и фальшак должны саблей/катаной считать – закон в обе стороны работает.

А что, хороша катана, а?

Фальшион. Один из многих подвидов

Так вот. Основной вывод из всего вышеперечисленного таков: катана, тати и прочие самурайские орудия смертоубийства попросту не лезут в типовую европейскую классификацию. Ни в одну. Формально, по ГОСТу – да, они… двуручные шашки, такая вот закавыка.

А на практике, по механике боя, по способам фехтования, по характеру наносимых ударов и уколов – по всем параметрам, которые зависят от баланса, они в большинстве своем мечи. Поскольку баланс у стандартной катаны расположен по-мечевому – недалеко от гарды-цубы, примерно в 5-7 см от нее.

Обычная точка балансировки катаны

Но и это не стопроцентный, единственно верный вывод, поскольку существовали и катаны с рубящим балансом, ближе к сабельному в европейском понимании. Все зависело от желания заказчика.

Я, лично я считаю катану мечом, поскольку фехтование ею очень сильно смахивает на европейское фехтование полуторным мечом (лонгсвордом). Я занимался и тем, и другим, так что имею возможность сравнивать.

А вот на саблю катана в механике боя совершенно не похожа. На шашку – тем более. Удар ею наносится с двух рук, с использованием “рычага”, и управляется катана в полете точно так же, как лонгсворд, с поправкой на большую массу последнего. Направление удара корректируется левой рукой, которая придерживает меч за конец рукояти (навершия, как такового, у катаны нет). Лично для меня именно это – решающий аргумент – ну а вы думайте сами…)

К слову, термин, обозначающий саблю, в японском языке есть. Он заимствованный, “сабэру”, и относится только к европейским саблям…))

В боевиках

Sword of the Samurai. Так выглядела одна из первых оцифровок самурайских дуэлей. Кстати, делал эту часть игры небезызвестный Сид Мейер.

В боевиках японские мечи представлены во множестве, но все отличия сводятся в основном к антуражу. Как правило, герой просто машет таким клинком перед собой, надеясь в кого-нибудь попасть. Такими были мечи в Daikatana, Hitman, No One Lives Forever 2 и множестве других игр.

Sword of the Samurai. Несмотря на возраст и западное происхождение, игра поражает достоверностью.

В Dark Messiah of Might and Magic катана скрывается под подпольной кличкой «Шелковый меч наги» и отличается от прочих мечей увеличенным шансом критического удара. Негусто…

В древней эпической игре Sword of the Samurai катана представлена сразу в двух качествах. Во-первых, это один из двух видов оружия, доступных герою на заданиях «один против толпы». Во-вторых, в игру органично вписаны дуэли на мечах. Три типа ударов плюс блок — немного, но для погружения в мир хватает. Кстати, дуэльную программу писал небезызвестный Сид Мейер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector