10 крупнейших аварий на подводных лодках
Содержание:
- Исчезли с радаров
- 2. «Мин 361», КНР (2003 г.)
- Подводные базы глубоководных аппаратов
- Вооружение подводных лодок: ядерное и неядерное
- Прозаические причины
- После Второй мировой войны
- Гриф секретности
- «Странные» лодки Хирохито
- «Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»
- Авария в море
- 4. К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»), СССР (1989 г.)
- «Искусственное дыхание»
- ЧП с атомаринами
- Перед второй мировой войной
- Экс-«щука» и не только
- использованная литература
- 7. К129, СССР (1968 г.)
Исчезли с радаров
На протяжении полувека остаются невыясненными причины гибели двух подводных лодок в Средиземном море. 26 января 1968 года с радаров исчезла израильская дизель-электрическая субмарина INS Dakar, а 27 января аналогичная судьба постигла французскую S647 Minerve.
INS Dakar — бывшая британская подлодка HMS Totem класса «Тритон», спущенная на воду в 1943 году. В 1965 году в рамках программы усиления флота Израиль решил купить у Соединённого Королевства несколько подержанных субмарин.
9 января 1968 года Dakar без вооружения отправилась из Портсмута в Хайфу. Прибытие было запланировано на 29 января, однако израильская субмарина быстро прошла мимо острова Крит, и 25 января капитан Dakar Яков Ранаан сообщил командованию, что лодка прибудет в Хайфу на день раньше.
Всё уже было готово ко встрече подлодки, когда она вдруг пропала с радаров примерно в 200 милях к юго-западу от Кипра. На борту находилось 69 членов экипажа. ВМС Израиля, США и Великобритании начали поисково-спасательную операцию, но 31 января были вынуждены её приостановить.
Впоследствии израильские ВМС искали подлодку на протяжении 30 лет. Найти Dakar на дне Средиземного моря удалось лишь благодаря американской компании «Неотикус», которая получила известность после обнаружения «Титаника».
Подлодка была найдена 29 мая 1999 года на глубине 3 тыс. м между Критом и Кипром. Субмарину обследовали с помощью специальных глубоководных аппаратов. В итоге было решено поднять на поверхность рубку. После реконструкции её установили как памятник в военно-морском музее Хайфы. Ещё один мемориал был открыт в Иерусалиме.
- Мемориал, посвящённый катастрофе Dakar, в Иерусалиме
- Reuters
При не менее загадочных обстоятельствах на следующий день после гибели INS Dakar исчезла французская дизель-электрическая субмарина S647 Minerve типа Daphne. Она пропала во время учений в Средиземном море неподалёку от берегов Тулона. На борту находились 52 члена экипажа.
В момент последнего выхода на связь подлодка была на глубине всего 15 м. Командир субмарины передал информацию самолёту морской авиации о погружении в связи с тем, что судно на протяжении десяти минут преследовал неустановленный объект. Субмарина погрузилась на 50 м и после этого уже не выходила на связь.
Несмотря на то что местонахождения Minerve было известно, скорые поиски не увенчались успехом. До настоящего времени субмарина так и не была обнаружена. Также ничего неизвестно и о таинственном объекте, который якобы преследовал подлодку.
2. «Мин 361», КНР (2003 г.)
16 апреля 2003 года, на очередных учениях военно-морского состава в заливе Бохайвань (Желтое море, северо-восточное побережье Китая), на подлодке «Мин 361» случилась нештатная ситуация – поломка диздвигателя. Неисправность поспособствовала скорому сокращению уровня кислорода. Весь состав экипажа (70 чел.) в последствие лишились жизни от удушения.
Тогда китайские власти впервые обнародовали факт катастрофы борта подводного флота. Согласно данным, опубликованным 2 мая 2003 года, «Мин 361» была найдена местными рыбаками, случайно зацепившими перископ своими сетями, на 9 день после трагического инцидента.
Подводные базы глубоководных аппаратов
О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.
Таких субмарин известно немного:
- проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
- проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
- проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
- проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»
Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.
Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».
Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.
Вооружение подводных лодок: ядерное и неядерное
Подводный запуск крылатой ракеты «Томагавк»
Первоначально атомные подводные лодки проектировались в качестве носителей стратегического ядерного вооружения: АПЛ должны были незаметно прорвать оборону вероятного противника и нанести неожиданный удар.
Баллистические ракеты АПЛ первого поколения несли моноблочную часть и не отличались большой дальностью и требовали надводный запуск на относительно спокойной воде (при отсутствии бокового ветра).
Лодки США несли по 16 носителей «Поларис» модификаций А1, А2, А3, «Посейдон» С3, «Трайдент 1» С4 с дальностью от 2200 км у А1 до 7400 км у С4. АПЛ Советского Союза несли по 3 ракеты Р-13, впоследствии замененными Р-21 с дальностью всего 650 км и 1420 км.
Пусковые установки баллистических ракет
Второе поколение АПЛ получило ракеты с разделяющейся головной частью (с 3 или с 7 блоками) количеством от 8 до 16 как в СССР, так и в США. Ранние советские ракеты этого поколения Р-29 получили дальность стрельбы 7800 км, более поздние экземпляры Р-29Р — 9000 км/6500 км (моноблок/разделяемая боеголовка).
Третье и четвертое поколение получило от 16 (проект 955) до 24 баллистических ракет (проект 941 «Акула», «Огайо») Р-29РМУ2 «Синева», Р-30 «Булава-30», UGM-133A «Трайдент II» с дальностью до 9-11 тыс. км.
Кроме баллистических ракет, ракетоносцы несут 4-6 торпедных аппаратов калибра 533 или 650 мм для самообороны и запуска специализированных средств: акустических буёв, мин, спецсредств.
Схема подводного запуска баллистической ракеты с подводной лодки типа «Огайо»
Неядерное (условно, многие управляемые боеприпасы имеют или имели разработанную ядерную боеголовку) вооружение атомных лодок с ранних этапов было представлено как торпедами средних и больших калибров, так и крылатыми ракетами.
«Аметист» и «Малахит» в шахтах стали первым оружием, запускаемым из-под воды. Сегодня их заменяют «Гарпун», «Томагавк» («Сифвулф») и «Калибр», «Оникс», «Циркон» (российские лодки проекта 855 «Ясень»).
Интересно: знаменитые российские низколетящие гиперзвуковые ракеты создавались именно для подводных лодок и сначала предназначались для уничтожения кораблей.
Запуск баллистической ракеты UGM-133 Trident-II
Начиная с четвертого поколения АПЛ-охотников оснастили универсальными пусковыми устройствами с барабанными «магазинами» для запуска торпед, крылатых ракет, а так же ракет класса «поверхность-поверхность».
Им на смену приходят унифицированные варианты для упрощенного запуска из торпедных аппаратов: двигатель ракеты при таком запуске включается далеко от АПЛ, а первая стадия запуска происходит как у торпеды, сжатым воздухом.
Прозаические причины
В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков, капитан 1-го ранга, отметил, что Средиземное море в годы холодной войны было полем для конкуренции СССР с НАТО и Израилем. Однако эксперт сомневается в правдоподобности версии о намеренном уничтожении Dakar и Minerve 5-й оперативной эскадрой.
Эксперт полагает, что Dakar, скорее всего, затонула из-за технической неисправности. По его словам, израильская подлодка была устаревшей, и сбой в режиме контроля погружения мог привести к тому, что субмарина стремительно ушла на глубину 3 тыс. м.
- Остатки корпуса пропавшей подводной лодки Dakar ВМС Израиля
- Reuters
Писатель-маринист, советский офицер-подводник Николай Черкашин также считает, что к трагедиям Dakar и Minerve привели вполне прозаические причины. В то же время он недоумевает, почему Тель-Авив и Париж до сих пор не предали огласке результаты проведённых расследований.
«Поведение властей Франции и Израиля сложно объяснить. Наверное, дело в том, что все державы, теряющие подлодки, стараются забыть о трагедиях, дистанцироваться от этих ЧП, так как они всегда негативно влияют на имидж флота», — сказал Черкашин.
После Второй мировой войны
Название судна | Номер корпуса | Дата потери | Причина | Примерное местонахождение |
---|---|---|---|---|
Кочино | СС-345 | 26 августа 1949 г. | Погиб из-за случайного пожара и взрыва аккумуляторной батареи | Норвежское море |
Скорпион | SSN-589 | Пропал с 22 мая по 5 июня 1968 г. | Причина неизвестна; было выдвинуто множество теорий. Недавние фотографии глубокого погружения указывают на возможность имплозии, подобной взрыву на USS Thresher . |
Северная Атлантика , 400 морских миль (740 км) к юго-западу от Азорских островов |
Колюшка | SS-415 | 20 мая 1958 года | Столкновение с USS Silverstein (DE-534) | Оаху , Гавайи |
Thresher | SSN-593 | 10 апреля 1963 г. | Точная причина неизвестна; Согласно одной из теорий, утечка морской воды привела к остановке реакторной установки, усугубляемой тяжелым дифферентом (избыточная отрицательная плавучесть) и неадекватной системой продувки балластных цистерн . Другая теория состоит в том, что произошла авария реакторной установки для испытаний; дефект привел к невозможности управления ключевыми клапанами реактора и другими клапанами, которые препятствовали аварийному всплытию, или проблема в процедурах аварийного останова вызвала невозможность управления очень важным клапаном паровой установки, что привело к потере тяги. Любая из этих проблем могла привести к тому, что лодка затонула на более глубину. | 200 морских миль (370 км) к востоку от Кейп-Код , Массачусетс |
Дополнительные инциденты
USS Tarpon был списан 15 ноября 1945 года и продан на металлолом 8 июня 1957 года. Корабль Tarpon затонул в глубокой воде к югу от мыса Хаттерас, Северная Каролина, 26 августа 1957 года, когда его буксировали на свалку металлолома.
USS Guitarro затопил и затонул у причала перед вводом в эксплуатацию на военно-морской верфи Мэр-Айленд 15 мая 1969 года. Две команды верфей, очевидно, не подозревая об усилиях друг друга, вели работы по заправке баков как в носовой, так и в кормовой частях подводной лодки. В конечном итоге из-за отсутствия координации произошло затопление носового люка. Подводную лодку подняли, но завершение строительства затянулось на 32 месяца. Guitarro был введен в эксплуатацию 9 сентября 1972 года.
USS Bugara был списан и исключен из Военно-морского регистра 1 октября 1970 года. 1 июня 1971 года, находясь на буксире у мыса Лестери, штат Вашингтон, Bugara затонул и случайно затонул.
USS Bonefish не был отремонтирован после пожара около Флориды 24 апреля 1988 г., в результате которого погибли три члена экипажа. Он был списан 28 сентября 1988 г. и снят с производства 17 августа 1989 г. Корпус позже был приобретен Northrop Grumman для испытаний.
Во время капитального ремонта на верфи Портсмутского военно-морского флота 23 мая 2012 года военный корабль « Майами» пострадал от пожара, в результате которого был нанесен значительный ущерб, хотя человеческих жертв не было. В поджоге признался гражданский рабочий верфи. Хотя рассматривался вопрос о ремонте с использованием компонентов списанного военно-морского флота « Мемфис» (SSN-691) , расчетная стоимость в 700 миллионов долларов была сочтена нерентабельной во время сокращения бюджетов. Майами был выведен из эксплуатации 28 марта 2014 года для утилизации в рамках программы утилизации атомных кораблей и подводных лодок .
Гриф секретности
В зарубежных СМИ можно найти ряд противоречивых версий трагедий, произошедших с Dakar и Minerve. Среди причин гибели субмарин называют потопление другим судном, технические неполадки, ошибки экипажа и даже НЛО.
Долгое время на Западе бытовала версия о том, что обе субмарины стали жертвами 5-й оперативной эскадры СССР, которая в конце января 1968 года проводила учения в Средиземном море. Израильская и французская подлодки якобы могли быть протаранены советскими субмаринами или поражены торпедами.
Также по теме
СМИ: Британская подлодка столкнулась со льдиной при слежке за российскими кораблями
Атомная подводная лодка ВМС Великобритании HMS Talent получила повреждения на полмиллиона фунтов стерлингов, столкнувшись с дрейфующей…
Такая трактовка событий, наряду с другими, упоминалась 1 марта 1968 года в секретном докладе ВМФ Израиля, предназначенном для информирования министра обороны Моше Даяна. Однако результаты исследования обломков Dakar в 1999 году позволили исключить вероятность столкновения или поражения.
Тель-Авив по-прежнему держит в секрете итоги расследования причин гибели подлодки. В 2015 году Минобороны Израиля сообщило родственникам подводников, что из-за некой внутренней технической неисправности экипаж потерял возможность управлять подлодкой и поэтому она затонула.
Некоторые журналисты вспоминают рассказ рыбаков о том, что 25 января (по другой версии — 26 января) в акватории, где пропал Dakar, якобы наблюдался светящийся неопознанный объект овальной формы. Рыбацкое судно, которое его заметило, находилось примерно в 60 км от места гибели подлодки.
Сообщается, что таинственный объект проплыл у поверхности воды почти в 50 м от правого борта корабля, а затем поднялся в воздух и улетел в северо-восточном направлении. Рыбаки уведомили о происшествии службы, проводившие поисково-спасательную операцию.
- Подводная лодка Minerve ВМС Франции
- AFP
По информации СМИ, этот эпизод, больше напоминающий разгулявшуюся фантазию рыбаков, зафиксирован в докладе британских ВМС, которые помогали искать Dakar. Объект был весьма больших размеров и передвигался бесшумно. «След пришельцев» порой усматривается и в исчезновении Minerve, которая пыталась скрыться от преследовавшего её неопознанного подводного объекта.
Примечательно, что рассказы о неких светящихся объектах, которые поднимаются из глубины моря в воздух, достаточно часто встречаются в фольклоре моряков и рыбаков. Столь фантастические версии невольно подкрепляются дефицитом официальной информации о трагедиях Dakar и Minerve. Так, до настоящего времени французское Минобороны не сочло нужным опубликовать отчёт о расследовании. Правда, ожидается, что гриф секретности с документов может быть снят в 2018 году. Данные о катастрофе израильской подлодки рассекречены лишь частично.
«Странные» лодки Хирохито
Идея «скрестить» надводный корабль-авианосец и подводную лодку, как это ни удивительно, тоже появилась в период Первой мировой.
Япония одной из первых ухватилась за такую возможность. Если раньше базирующиеся на борту подводной лодки самолеты применяли лишь в целях разведки, то японцы мечтали о бомбардировках далеких и недосягаемых территорий. Так родилась идея снабдить «подводный» самолет парой бомб. Страна восходящего солнца даже испытала концепцию на практике.
Первую субмарину с возможностью перевозки самолетов японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан. Обеспечить герметизацию щелей в большом люке ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.
В 1935 году японский флот получил лодку – I-6 проекта J-2. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага.
Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что стало несомненным плюсом.
Были слишком очевидны и недостатки лодок I-5 и I-6. Подготовка к старту и сам запуск требовали много времени и сил, что в условиях войны было чревато потоплением субмарины.
Так появился более удачный проект подводного авианосца J-3. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин.
Лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8. Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя всего три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет.
Полученный японцами опыт позволил создать и первый по-настоящему массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1.
Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший воздушный потенциал.
В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы.
Предполагалось, что они спровоцируют пожары в лесных массивах с последующим ущербом для экономики. Но этого не случилось.
Зато субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.
Практически полное отсутствие у Японии тяжелых бомбардировщиков лишало страну возможности ковровых бомбардировок США, так что воздушные авианосцы стали единственной отдушиной.
Настоящей же мини-революцией были японские субмарины типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Главное – в том, что каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, включавшую до четырех бомбардировщиков Aichi M6A Seiran. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке. Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы.
Несмотря на свои недоставки, бомбардировщики Aichi M6A Seiran появись они неожиданно, могли пустить на дно американский эсминец или фрегат, нанести серьезный урон крейсеру или авианосцу.
В целом масштабы войны на Тихом океане были таковы, что подводные авианосцы не могли принести победу Стране восходящего солнца. Даже если бы их построили значительно большей серией. Максимум, на что можно было рассчитывать, — удачное проведение воздушной разведки.
«Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»
Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.
Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.
Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.
К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.
Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.
Авария в море
Дизельная подлодка С-178 21 октября возвращалась с обычных учений в Японском море, тренировка прошла на «отлично». Помимо экипажа на борту находился штабной офицер, капитан второго ранга Владимир Каравеков. Подходили к владивостокской бухте Золотой Рог уже в сумерках. Субмарина шла в надводном положении, часть офицеров вместе с командиром поднялась на мостик рубки.
Как вспоминал старший помощник командира лодки С-178 Сергей Кубынин, он тогда лично запрашивал разрешение на вход на базу у оперативного дежурного, и добро было получено.
Тем временем навстречу субмарине с погашенными сигнальными огнями шел рыболовецкий рефрижератор РФС-13. Приближение грузового судна стало для моряков полной неожиданностью.
4. К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»), СССР (1989 г.)
42 советских военнослужащих пали смертью храбрых (в основном от переохлаждения), 27 членов команды спаслись.
Атомное подводное судно третьего поколения, оснащенное быстрозарядными торпедными аппаратами, на тот момент было рекордсменом по глубине опускания под воду среди других — 1027 метра — был зафиксирован рекорд в 1985 году. Несмотря на свои возможности, «Комсомолец» погиб и затонул в Норвежском море в последствии возгорания в двух смежных отсеках.
Это случилось 7 апреля 1989 года, когда машина шла со скоростью 14,8 км/ч (8 узлов) на небольшой для себя глубине в 380 метров. В результате ЧП были поражены системы ёмкостей главного балласта, через которые субмарину наполнила забортная вода.
«Искусственное дыхание»
Рост у Юрия Сенатского, как он сам шутит, «без пяти два», поэтому в прилетевший с противолодочного крейсера «Ленинград» вертолёт он поместиться просто не смог. В кабине полетели матросы, а капитана первого ранга подвесили на закреплённом к «вертушке» тросе.
«Болтало меня сильно, но благо, лететь было недалеко, — вспоминает Сенатский. — Пока летел, думал: как же нас на рубку лодки высадят? Но пилот, майор Николаев, оказался мастером. Зависнув над подлодкой, его вертолёт начал повторять скачки лодки на волнах. Лодка вниз — и вертолёт на столько же метров вниз, корабль подбрасывает вверх — и воздушная машина повторяет этот манёвр. В общем, перебрались мы с матросами на рубку К-19, спустились в неё. А там возникла проблема: командир лодки наотрез отказался пускать нас на палубу. Его можно было понять: он боялся, что нас непременно смоет за борт, и не хотел, чтобы потом в уголовном деле (ведь обязательно будет заведено дело по факту аварии и гибели людей) приписали бы к уже погибшим двадцати восьми морякам ещё три наших трупа. Пришлось простым флотским языком объяснить ему, кто старше по званию».
Сенатский вспоминает, как они, обвязавшись бросательными концами, выждали, пока лодка взлетела на волну, и рванули от рубки к люку с нанесённой большими белыми буквами аббревиатурой АСО (аварийно-спасательное оборудование). До наката очередного водяного вала успели даже пристегнуться к палубным шпигатам карабинами.
Волны накрывали спасателей с головой, но как только вода уходила, все трое быстро и слаженно откручивали гайки-заглушки с трубопровода главного балласта.
«Только присоединили штуцера, стало слышно, что от компрессора «Бештау» уже пошёл воздух для продувки балласта на К-19, — рассказывает Юрий Сенатский. — Успели! А с вертолёта уже спускали трап. Матросы вновь забрались в кабину, а я опять полетел на подвеске. Как же долго потом не мог разжать пальцы…»
ЧП с атомаринами
Следующее десятилетие XX века принесло и новые трагедии, связанные с подводными лодками с атомной силовой установкой и ядерным оружием. Счёт этим потерям открыла К-8. Она находилась на задании в Бискайском заливе. Предполагалось её участие в учениях «Океан-70», но 8 апреля 1970 года на ней вспыхнул сильный пожар. Пожертвовав жизнью, несколько офицеров успели заглушить ядерный реактор и предотвратить его взрыв. К терпящей бедствие лодке подошёл болгарский теплоход «Авиор» и принял на борт 46 членов экипажа. 22 человека боевой смены с командиром корабля капитаном 2-го ранга Всеволодом Бессоновым продолжили борьбу за живучесть атомарины, невзирая на 8-бальный шторм. Аварийная команда погибла, когда потерявшая остойчивость лодка 12 апреля 1970 года внезапно быстро ушла на дно. Всего трагедия унесла жизни 52 членов экипажа. Командиру К-8 Всеволоду Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Офицеров, мичманов и погибших матросов наградили орденами Красной Звезды, выживших матросов — медалями Ушакова. А ЧП с подводной лодкой К-429 Тихоокеанского флота — редкая история спасения экипажа (106 человек) с почти затонувшей атомарины. Хотя, к сожалению, и здесь не обошлось без потерь. 24 июня 1983 года эта лодка вышла в поход неподготовленной: на ней не провели нужный ремонт, а её экипаж был собран с нескольких других субмарин. Из-за неисправностей произошло затопление четырёх отсеков. В четвёртом из них погибли 14 моряков, задраив люки, чтобы спасти остальных товарищей. Ситуация была сложной: аварийные буи выпустить не удалось, действующих индивидуальных дыхательных аппаратов (ИДА) хватало не на всех, не было аварийного запаса продуктов. Тогда через торпедные аппараты на поверхность отправили двух мичманов с ИДА. Они и сообщили подобравшим их пограничникам об аварии на лодке и невозможности подводников спастись собственными силами. С помощью аварийно-спасательного судна «СС-38», прибывшего к месту происшествия и доставившего индивидуальные дыхательные аппараты, моряки начали выход на поверхность из торпедных аппаратов лодки. При этом погибло ещё два подводника, но остальные благополучно выбрались. Капитана 1-го ранга Николая Суворова, умело руководившего эвакуацией, командование сделало крайним, и суд приговорил к 10 годам заключения. А несчастная лодка, которую в 1984 году подняли и поставили в ремонт, через год затонула ещё раз возле пирса и без жертв. И ещё одна малоизвестная, но очень опасная авария, на этот раз радиационная. 10 августа 1985 года произошло ЧП на подводной лодке К-431 в бухте Чажма Приморского края. При перегрузке ядерного топлива вследствие нарушения мер безопасности произошёл тепловой взрыв. Была сорвана крышка реактора и выброшено наружу отработанное топливо. В результате на месте погибло 10 рабочих судоремонтного завода. От лучевой болезни, по разным оценкам, пострадало от 86 до 950 человек. Из строя были выведены К-431 и соседняя с ней субмарина — К-42. Подверглась радиоактивному заражению и плавмастерская ПМ-33. Однако эта ядерная авария поначалу была засекречена, а потом о ней уже и не вспоминали из-за разразившейся катастрофы в Чернобыле в 1986 году. Хотя первый звонок о возможной беде прозвенел в Чажме ещё за год до трагедии на Украине.
Метки: Загадки истории, СССР, смерть, трагедия, гибель, катастрофа, авария, подлодка, флот
Перед второй мировой войной
Название судна | Номер корпуса | Дата потери | Причина | Примерное местонахождение |
---|---|---|---|---|
Черепаха | NA | Октябрь 1776 г. | Тендерное судно потоплено англичанами | Форт Ли, Нью-Джерси |
Аллигатор | NA | 2 апреля 1862 г. | Вырвался из буксира и затонул | Мыс Хаттерас , Северная Каролина |
F-1 | СС-20 | 17 декабря 1917 г. | Проиграл при столкновении с F-3 | Сан-Диего , Калифорния |
F-4 | СС-23 | 25 марта 1915 г. | Обнаружен из-за утечки кислоты из аккумуляторной батареи. | Гонолулу , Гавайи |
H-1 | СС-28 | 12 марта 1920 г. | Заземление | Магдалена Бэй , Мексика |
О-5 | СС-66 | 28 октября 1923 г. | Столкновение с СС Абангарез | Лимон Бэй , Панама |
О-9 | СС-70 | 20 июня 1941 г. | Основано на тестовом погружении | Айлс оф Шолс , Нью-Гэмпшир |
С-4 | СС-109 | 17 декабря 1927 г. | Столкновение с эсминцем береговой охраны » Полдинг» ; поднят и повторно введен в строй 16 октября 1928 г. | Провинстаун , Массачусетс |
Для мальчиков-5 | СС-110 | 1 сентября 1920 г. | Основан на дайвинге | Делавэр Кейпс , Нью-Джерси |
С-51 | СС-162 | 25 сентября 1925 г. | Столкновение с СС Город Рим | Блок-Айленд , Род-Айленд |
Сквалус | СС-192 | 23 мая 1939 г. | Основан на тестовом погружении; поднял и переименовал Sailfish | Айлс оф Шолс , Нью-Гэмпшир |
Кроме того:
- USS G-2 (SS-27) , списанный как цель, затопил и неожиданно затонул 30 июля 1919 года в канале Two Tree около Niantic, штат Коннектикут, с потерей трех членов экипажа.
- USS S-48 (SS-159) затонул 7 декабря 1921 года на глубине 80 футов во время предпускового погружения. Он был поднят и сдан в эксплуатацию 14 октября 1922 года.
- USS R-8 (SS-85) Списанный 2 мая 1931 года, он стоял у стоянки в Филадельфии до 26 февраля 1936 года, когда затонул у стоянки. Позже поднятый, он был вычеркнут из Регистра военно-морских судов 12 мая 1936 года, а 19 августа он использовался в качестве корабля-мишени для испытаний с воздушной бомбардировкой.
Экс-«щука» и не только
Причина этому была вполне объяснима — советский подводный флот был в своё время одним из самых многочисленных в мире. Понимая, что конкурировать с Америкой по количеству надводных кораблей основных классов не удастся, военным руководством страны было принято решение — сократить отставание отечественного ВМФ за счёт субмарин. Их создавали в большом количестве, на них отрабатывались самые современные приборы, новые виды вооружения, им требовались многочисленные экипажи. К сожалению, в этом мощном подводном флоте нередко происходили аварийные ситуации и настоящие катастрофы. Широкой общественности они стали известны в основном из американских фильмов «К-19» и «Враждебные воды» (речь идёт о ЧП с К-19 и гибели К-219), а также широкого освещения в прессе обстоятельств трагедии с К-278 «Комсомолец» в 1989 году.
использованная литература
- Диамант, Линкольн (2004). Цепи Гудзона: борьба за реку в американской революции . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0-8232-2339-8. OCLC .
- Бауэр, К. Джек; Робертс, Стивен С. (1991). Судовой регистр ВМС США, 1775–1990: Основные комбатанты . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. ISBN 0-313-26202-0.
- Фридман, Норман (1995). Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . ISBN 1-55750-263-3.
- Фридман, Норман (1994). Подводные лодки США с 1945 года: иллюстрированная история проектирования . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . ISBN 1-55750-260-9.
- Сильверстоун, Пол Х., Военные корабли США времен Второй мировой войны , Ян Аллан, 1965, ISBN 0-87021-773-9 .
- Эта статья включает текст из Общедоступного словаря американских военно-морских боевых кораблей .
7. К129, СССР (1968 г.)
К-129 с дизельным двигателем и ядерными боеголовками затонула 8 марта 1968 года в акватории Тихого океана (недалеко от Гавайских островов) вместе с командой в составе от 96 до 98 подводников (данные разнятся). Причина аварии осталась неразгаданной, но было выдвинуто несколько теорий, одна из которых – столкновение с неизвестным кораблем штатов.
Согласно официальному докладу американских ВМС, которые смогли отыскать К-129 в 1974 году, виной трагической катастрофы, случившейся с советской субмариной, был подрыв на борту. При подъеме судна силами ВМС Америки подлодка разломилась на две части, но некоторые части крупных узлов удалось доставить на одну из дислокаций флота неприятеля. Во время их осмотра достали тела шести советских моряков, которых со всеми почестями позже американцы похоронили в море.