Тяжелые танки ис-1 и ис-2

Ссылки [ править ]

  1. Пек, Майкл (2 июля 2014 г.). «Новое оружие украинских повстанцев — танк времен Второй мировой войны» . Война скучна . Проверено 30 октября 2018 года .
  2. ^ http://tank.uw.ru/archive/sebestoimostx/
  3. ^ «Производство ИС-1» .
  4. ^ Николас Моран. «Внутри вождского люка: ИС-7 Часть 2» . Youtube . World of Tanks Северная Америка.
  5. ^ Zaloga & Grandsen 1984 , стр. 176.
  6. ^ Киннер, Джеймс; Сьюэлл, Стивен (29 июня 2017 г.). Советский тяжёлый танк Т-10 и варианты . Bloomsbury Publishing. ISBN 9781472820532.
  7. Николас Моран (9 декабря 2014 г.). «Внутри вождского люка: ИС-7 Часть 1» . World of Tanks Северная Америка . YouTube.
  8. ^ «Тяжелый танк ИС-7 (Объект 260) — Энциклопедия танков» . Танковая энциклопедия . 5 мая 2017.
  9. ^ «Советский тяжелый танк ИС-7 « . Tankmuseum.ru. 2016-01-05 . Проверено 21 февраля 2016 .[ постоянная мертвая ссылка ]
  10. ^ «Тяжелые советские танки» . Tankmuseum.ru. 1945-09-09. Архивировано из оригинального 22 мая 2011 года . Проверено 15 июня 2011 .
  11. ^ а б Залога 1994 , стр. 17.
  12. ^ a b c Миллер 2000, стр. 250.
  13. Гао, Чарли (8 декабря 2018 г.). «Встречайте сталинского монстра холодной войны: тяжелый танк Т-10М» . Национальный интерес .
  14. ^ Залог & Grandsen +1984 , стр. 119, 176.
  15. ^ «ИС-3 образца 1945 года» . onwar.com . Архивировано из оригинала на 2014-08-11.[ ненадежный источник? ]
  16. ^ Миллер, Дэвид (1999). Холодная война: история . ISBN 0-312-24183-6.
  17. ^ Zaloga 1994 , стр. 5-6.
  18. ^ Zaloga 1994 , стр. 19.
  19. ^ Zaloga 1994 , стр. 20.
  20. Никифоров Алексей. «ИС-7: бронированное чудо?» . PKKA CA . Проверено 9 октября 2014 года .
  21. ^ Das letzte Jahr der deutschen Heeres 1944-1945 «фон Вольфганг Флейшер / Podzun-Pallas Verlag
  22. József, Cseh (зима 2012 г.). «Мадьяр Нефадсерег fegyverzettel való ellátásának néhány problémája az 1950-es évek elején» (на венгерском языке).
  23. ^ Марк Эксуорси Корнел I. Scafeş, Cristian Crăciunoiu, третья ось, Четвертый Ally: румынские вооруженные силы в европейской войне 1941-1945 , стр. 221
  24. ^ «Танк» Иосиф Сталин-3 «разгромил блокпост на Донбассе, естьшие»Танк «Иосиф Сталин-3» разгромил блокпост на Донбассе, жертвы]. РИА Новости. 30 июня 2014 г.
  25. ^ «Украинские правительственные войска нацелены на дальнейшие успехи» . Обзор рынка (The Wall Street Journal) . 6 июля 2014 г.
  26. ^ «Украинский флаг поднят над Константиновской городской управой» . ukrinform.ua . Архивировано из оригинала на 2014-07-14 . Проверено 2 августа 2014 .
  27. ^ a b «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ЛЕШАНИ> Основная информация» (на чешском языке). Vojenský Historický ústav Praha. Архивировано из оригинала на 5 мая 2009 года.
  28. ^ «Фонд военных транспортных средств — Коллекция по категориям» . Mvtf.org . Проверено 15 июня 2011 .

Примечания[править | править код]

  1. Желтов И. Г. и др. Танки ИС //Танкомастер (спецвыпуск), 2004
  2. Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.
  3. http://www.battlefield.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=149&Itemid=65
  4. ↑ http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/T34_85/t34_85_2.html
  5. ↑ Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок не указан текст
  6. Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.:Иллюстрированный справочник. — М.:ООО «Издательство Астрель», 2003 стр. 209, ISBN 5-271-02455-5
  7. http://subscribe.ru/archive/radio.oldradio/200203/29020515.html

Кого боятся «большие кошки»

В этом успехе ИС-2 нет ничего удивительного. У его конструкторов и инженеров была возможность досконально изучить самую современную вражескую технику и сразу оценить ее преимущества и слабые стороны. В их распоряжении были результаты анализа реальных боев, которые тоже учитывались при проектировании новой машины. Наконец, к осени 1943 года маховик советской военной промышленности достаточно раскрутился, чтобы она была в состоянии быстро осваивать производство самого сложного оружия и оборудования.

То, что новый тяжелый танк полностью соответствует требованиям и танкистов, и пехоты, стало понятно, как только стали поступать отзывы из боевых подразделений, получивших ИС-2. Фронтовики оценили и толстую броню новой машины, и мощное орудие, дававшее им преимущества в не таких уж и редких дуэлях с немецкими «Тиграми» и «Пантерами», и хорошую подвижность танка при достаточно высокой надежности трансмиссии и ходовой части. Нередкими стали ситуации, когда танковые подразделения Красной Армии, вступавшие в бой с германскими танкистами на тяжелых машинах, в итоге одерживали победу с небольшими потерями или вообще без таковых. Дело дошло до того, что немцы начали попросту уклоняться от боя, если видели, что их противником выступают ИС-2: слишком опасной была встреча с ними даже для новейших «Королевских тигров».

Танк ИС-2 Героя Советского Союза гвардии капитана Федора Липаткина поддерживает штурмовую группу пехоты в бою на берлинской улице

Как всякая новая машина, ИС-2 поначалу продемонстрировал и несколько своих слабых мест, доставшихся ему от предшественников. Например, летом 1944 года танкостроители начали выпускать машины с так называемым «спрямленным носом»: с этой детали корпуса исчезла характерная еще для КВ-1 ступенька, образованная смотровым лючком механика-водителя, поскольку он легко пробивался даже тогда, когда в него ударял отрикошетивший от лобовой брони снаряд, что как минимум выводило танк из строя. Но даже с учетом этой и других «детских болезней» ИС-2 оказался превосходной машиной, полностью выполнявшей свою задачу по прорыву укрепленной обороны противника и поддержке средних танков.

Ему не мешала даже невысокая скорость — всего 10-15 км/ч по пересеченной местности и вдвое быстрее по шоссе. К тому времени советская тактика применения танков уже сложилась: шедшие в боевых порядках пехоты ИС-2 издалека поддерживали Т-34 и другие средние танки огнем, а после взлома немецкой обороны более подвижные «тридцатьчетверки» шли вглубь прорыва, а «исы» оставались вместе с пехотой перемалывать противника. А на последнем этапе войны хорошая подвижность и мощное бронирование и вооружение сделали ИС-2 незаменимым оружием при штурмах городов. Там, где пушки средних танков пасовали против устроенных в зданиях огневых точек, прекрасно справлялись крупнокалиберные орудия «исов». При этом сами они оставались неуязвимы для многих типов противотанковой артиллерии вермахта, а чтобы бороться с опасными «фаустниками», на ИС-2 начали ставить крупнокалиберные пулеметы ДШК, размещая их на турели на башне.

Танки ИС-2 в Москве на улице Горького (ныне Тверская) перед вступлением на Красную Площадь во время Парада Победы 24 июня 1945 года

До конца войны советская промышленность выпустила 3385 штук ИС-2, что сделало эту машину самым массовым тяжелым танком прорыва Второй мировой войны. Для сравнения: «Тигров» Германия успела построить всего 1347 штук, а «Королевских тигров» и того меньше – 489 единиц. Британский «Черчилль» был выпущен в большем количестве – более 5500 экземпляров, но он был пехотным танком, несопоставимым по своим возможностям с «исами». На вооружении армии СССР, а потом и России модернизированные ИС-2 стояли до 1995 года. И пусть в последние годы они выполняли роль долговременных пушечных или подвижных огневых точек, но сам факт такой долгой службы танка говорит о многом, очень о многом. И прежде всего о том, что осенью 1943 года советским танкостроителям удалось создать машину, отвечавшую требованиям не только Второй мировой, но и будущих войн.

Обложка: pinterest.com

ТТХ ИС-7 в сравнении с ИС-4

Практически одновременно с ИС-7 велись работы по проектированию и созданию ИС-4. Машины имели практически одинаковые параметры. ИС-7 получился тяжелее ИС-4 и имел более мощную артиллерийскую систему, но уступал в бронирование. При этом, несмотря на то, что ИС-7 имел больший вес, чем ИС-4, силовая установка большей мощности позволяла машине набирать скорость до 60 км/ч.

В конце сороковых концепция ведения боевых действий, после появления атомного оружия, поменялась. Предпочтение отдавалось бронетехнике, обладающей меньшей массой с возможностью оперативного развертывания в случае военного конфликта.

Модель ИС-4 ИС-7
Масса, мм 60 68
Длина, мм 9790 11170
Ширина, мм 3260 440
Высота, мм 2480 2600
Клиренс, мм 410 410
Лоб корпуса, мм 160 150
Борт корпуса, мм 160 150-100
Корма корпуса, мм 100 100-60
Бронезащита башни (лоб, корма) 250-170 210-94
Вооружение Д-25Т кал. 122 мм, 2 пулемета С-70 кал. 130 мм, 8 пулеметов
Скорость (шоссе/местность) 43/20 60/32
Мощность 750 1050

Танк ИС-7 обладал массой 68 тонн, что сильно затрудняло его транспортировку, как своим ходом, так и железнодорожным транспортом. С другой стороны, характеристики машины позволяли господствовать на поле боя. На тот момент на вооружении бывших союзников проектов бронетехники с такими параметрами не существовало. А нововведения, примененные в проекте, продолжили свою жизнь на следующих, уже серийных основных машинах.

3:0 в пользу завода № 9

Задержка с установкой вооружения и изготовлением опытных машин привела к срыву сроков, указанных в постановлении ГКО №3289 от 5 мая 1943 года. В Челябинске на тот момент и без ИС хватало работы. ЧКЗ и завод №200 были перегружены выпуском Т-34, КВ-1с и СУ-152, и на этом фоне не стоит удивляться, что работы по опытным темам задерживались. Судя по всему, это понимали и наверху.

По причине задержки программу испытаний пришлось переделывать. 6 июля была подготовлена новая программа испытаний. Согласно ей, предполагалось сделать 961 выстрел из пушки С-31, установленной во втором образце ИС, а также 892 выстрела из орудия Д-5Т-85, которое поставили в первую машину. Также программу включала испытания пробегом.

Первый образец ИС с орудием Д-5Т на испытаниях.

Эти же испытания формально должны были помочь определиться с выбором вооружения тяжёлого танка, который должен был стать временной мерой до начала серийного выпуска ИС. Впрочем, на самом деле всё было решено ещё до начала испытаний. 8 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3891сс «О производстве танков КВ с 85 мм пушкой (КВ-85)». Выбор был сделан в пользу Объекта 239, который использовал ту же башню, что и ИС, и вооружался 85-мм пушкой Д-5Т-85.

Объяснялось это решение тем, что в конце июля 1943 года прошли совместные испытания опытных образцов самоходных артиллерийских установок СУ-85 и СУ-122-III. На них явным победителем стала система Д-5С-85. Так КБ завода №9 одержало первую победу над ЦАКБ. Неудивительно, что эту же систему выбрали и для установки в КВ-85. Свердловские оружейники победили своих коллег еще до начала совместных испытаний танков с разным вооружением.

Вторая опытная машина, которая также получила дополнительные топливные баки.

Испытания проходили с 21 по 24 августа на Гороховецком артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП). К тому моменту оба танка получили дополнительны топливные баки.

С-31 с самого начала уступала конкуренту. По замерам полигонных испытателей длина отката этой пушки составляла 480-570 мм, и это было явно больше нормы. Также минусом системы было наличие дополнительных грузов, которыми её уравновешивали. Длина отката Д-5Т-85 оказалась существенно меньшей – 240-300 мм. Более удобным оказался доступ к противооткатным приспособлениям, за счёт более короткого отката гильзоулавливатель получился меньшего размера. Наконец, подвижная бронировка была легче на 270 килограмм. Отсутствовали у этой системы и и дополнительные грузы.

Первый ИС на испытаниях осенью 1943 года.

Реальный объем испытаний оказался меньшим, чем планировалось изначально. Из С-31 сделали 302 выстрела (из них 160 усиленным зарядом), а из Д-5Т-85 – 329 (в том числе тоже 160 с усиленным зарядом). Выяснилось, что кучность у Д-5Т была более высокой. У С-31 наблюдался более высокий угол вылета орудия (угол, образованный направлением оси канала ствола наведённого оружия до выстрела и направлением той же оси в момент вылета снаряда из канала ствола). Скорострельность Д-5Т составила 8-13 выстрелов в минуту, а у С-31 – 7-15 выстрелов в минуту. Д-5Т явно вырывалась вперед.

Формальные сравнительные испытания лишний раз подтвердилась правильность выбора этого орудия в качестве основного вооружения для КВ-85. Итоги испытаний позволили, наконец, окончательно определиться и с выбором нового тяжёлого танка. 4 сентября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС».

Таким один из ИС сохранился до наших дней. Фото сделано в 80-е годы. На переднем плане стоит Н.Ф. Шашмурин, превративший КВ-13, «гадкого утенка» конструкции Цейца, в лучший советский тяжелый танк военного периода

На этом испытания опытных образцов ИС не закончились. К 5 октябрю первый танк прошел 1478 километров, а второй – 1151 километр. В дальнейшем второй ИС перевооружили на 122-мм пушку Д-25. Что же касается первой машины, то она послужила своеобразным испытательным стендом. На ней отрабатывались детали и агрегаты, которые позже использовались в конструкции серийного танка, получившего обозначение ИС-85. К 15 декабря танк преодолел 4243 километра. На нем испытывались траки из стали 27 СГТ и стали ЛВТ №92, новые подшипники и ряд других элементов.

Позже оба опытных танка неоднократно переделывались. Один из них сейчас находится на территории Кировского завода в Санкт-Петербурге. Какая именно это машина – первая или вторая – сказать сложно. Но характерная кормовая плита и кожухи выхлопных труб указывают на то, что перед нами именно опытный танк.

//

Дальнейшая судьба проекта

К середине 1948 года Кировский завод выпустил еще 4 образца ИС-7. После заводских испытаний данные машины направлялись на государственные. Результатами проведенных госиспытаний члены комиссии были полностью удовлетворены.

Но не все тесты танка ИС-7 проходили гладко. При проведении обстрела, снаряд, отрикошетив от борта и попав по ходовой части, вырвал опорный каток вместе с частью подвески от бронелиста. При испытаниях пробегом одной из машин, мотор, с закончившемся гарантийным пробегом, воспламенился. Система по тушению пожара, после 2 попыток, не смогла произвести локализацию возгорания и танк выгорел полностью.

Проведенные госиспытания машины ИС-7 показали неплохие результаты, и в 1949 году поступил госзаказ на выпуск Кировским заводом 50 единиц. Но вскоре вышло постановление о сворачивании работ над бронетехникой, вес которой превышал 50 тонн. В форсированном темпе работы были свернуты, и не один из заказанных ИС-7 так и не был произведен.

Историческая справка

Основная статья: История ИС-3

Не успели первые серийные танки ИС-2 выйти из заводских цехов, как решением № 5583 от 8 апреля 1944 было начато проектирование нового тяжелого танка. Разработка велась в условиях острой конкуренции между КБ опытного завода №100, организованным в марте 1942 года и возглавляемым Ж. Я. Котиным и А. С. Ермолаевым, и КБ Челябинского Кировского завода, возглавляемым Н. Л. Духовым и М. Ф. Балжи.

На 100-м заводе, где ведущими инженерами по танку были Г. Н. Москвин и В. И. Таротько, решили не сильно отходить от освоенной в производстве конструкции ИС-2, но при этом верхнюю лобовую часть корпуса выполнили из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его. Впоследствии такое конструктивное решение получило название «щучий нос». На ЧКЗ пошли чуть более простым путем. Используя наработки по опытным танкам «Объект 244», «Объект 245» и «Объект 248», Ж. Я. Котин перекомпоновал корпус с добавлением в его передней части характерных «скул». В обоих вариантах из экипажа исключался стрелок-радист и курсовой пулемет, что позволяло освободить пространство в отделении управления и улучшить снарядостойкость лобовых бронелистов.

Советская Армия

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй Мировой Войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года.

Другие страны

ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.

Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин, как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962-1967 годах. В составе eгипетской aрмии, ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманевренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа. К Войне Судного дня 1973 года, в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.

Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов, как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин, с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969-1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.

Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской Народной Армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.

История создания[править]

Тяжёлые танки ИС-1 и ИС-2 ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1с и среднего танка тяжёлого бронирования КВ-13 («Объект 233»), созданного в 1942 году в СКБ-2 (позднее Опытный танковый завод) Челябинского Тракторного Завода. Самое непосредственное влияние на темпы изготовления танков ИС оказало появление зимой 1942—1943 гг. на Восточном фронте новейших немецких тяжёлых танков Tiger I. Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП (переименованный Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС. В качестве исходных для них были взяты два последних варианта КВ-13. При этом первый прототип, вооружённый 76,2-мм пушкой ЗИС-3, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «Объект 233», а второй — со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжёлого танка КВ-9 — получил обозначение ИС-2 («Объект 234»). Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 («Объект 233») и более мощном у ИС-2 («Объект 234»). Однако в конце апреля прошли испытания трофейного танка Tiger I на полигоне в Кубинке, которые показали низкую эффективность существующих противотанковых орудий против его бронирования. Постановление ГКО N2 3289сс от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» поставило задачу разработать 85-мм танковые орудия с баллистикой зенитного орудия 52-К для установки в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС. В первой половине июня прототипы новых пушек были готовы для испытаний. Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) предоставило пушку С-31 Горшкова/Грабина, соединив 85-мм ствол с люлькой 76-мм танковой пушки ЗИС-3, что существенно облегчило бы её производство. КБ завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова предоставило пушку Д-5Т на основе 85-мм пушки Д-5С для самоходно-артиллерийской установки СУ-85, с затвором и подъёмным механизмом от 76-мм танковой пушки Ф-34. Д-5Т отличалась малой массой и небольшой длиной отката. Однако уже на этапе компоновки выяснилось, что 85-мм орудие при диаметре башенного погона 1535 мм установить невозможно. Конструкторы расширили погон до 1800 мм под новую трёхместную башню, увеличив объём боевого отделения и длину танка, а в ходовую часть добавили шестой опорный каток. Эти изменения привели к росту массы до 44 т и снижению удельной мощности. В начале июля 1943 года были готовы два прототипа танка ИС, построенные на доработанном корпусе КВ-13 с новой башней под 85-мм пушку: № 1 с пушкой С-31 и № 2 с пушкой Д-5Т. Они получили общее обозначение «Объект 237». Кроме того, на основе корпуса КВ-1с были изготовлены прототипы танка КВ — «Объект 239» (КВ-85) с башней ИС-85 и пушкой Д-5Т, что потребовало модернизации бронекорпуса под увеличенный башенный погон, и «Объект 238» (КВ-85Г) с 85-мм пушкой С-31, установленной в существующей башне от КВ-1с. В июле 1943 года прошли заводские испытания, в результате которых прототипы танков ИС и КВ с пушкой Д-5Т были допущены к государственным испытаниям, проходившим 2-8 августа. Оба прототипа были рекомендованы к принятию на вооружение. 8 августа 1943 года постановлением ГКО № 3891 был принят на вооружение и немедленно запущен в производство КВ-85 с 85-мм пушкой Д-5Т в башне ИС-85. 4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043 был принят на вооружение ИС-85 с пушкой Д-5Т, однако было принято временное решение о продолжении производства СУ-152 и КВ-85, так как развернуть серийный выпуск ИС-85 к этому времени не удалось. Этим же постановлением ЧТЗ было предписано разработать вариант танка ИС с более мощной 122-мм пушкой и разработать на его базе самоходную установку ИСУ-152. Серийное производство ИС-85 началось в октябре 1943 года, но уже в ноябре 1943 года на вооружение был принят танк ИС-122 (ИС-2) «Объект 240», и производство было свёрнуто уже в январе 1944 года.

Оценка танка ИС-2.

Основанная задача, стоявшая перед конструкторами танка ИС, была получение маневренного танка тяжелого бронирования, в умеренных габаритах, вооруженного мощным орудием. При этом было необходимым выделить боевое отделение в достаточно больших габаритах под установку мощной пушки. Что и было получено за счет плотной компоновки МТО. Как результат танк ИС получил наилучшее соотношение между МТО и боевым отделением среди отечественных машин.

Характерной чертой линейки ИС, являлось широкое использование броневого литья. Детали корпуса не нуждались в механической обработке. Обрабатывался только в корпус в целом – бортовые редукторы и подбашенный погон. 

Однако, продольное расположение мотора ИСов привело к большому отношению длины опорной поверхности танка к ширине колеи, что ухудшило поворотливость танка. Маневренность ИС-2, были достаточно хороша, благодаря главным образом трансмиссии. Опыт армейской эксплуатации показал, что имя меньшую максимальную скорость, чем у КВ-1с, танк ИС-2 мог развить среднюю скорость несколько большую, чем Т-34 и КВ-1с. 

ИС-2 — первый серийный танк с планетарным механизмом поворота, который обеспечивал машине несколько преимуществ:

  • увеличение маневренности и средней скорости; уменьшение числа переключения КПП;
  • улучшение условий работы механика-водителя, за счет уменьшения количества переключений и необходимых для этого мускульных усилий.

Хорошая дальнобойность 122-мм орудия, оказалась практически не реализованной. Танковые бои редко проходили на дистанции более дальности прямого выстрела, т.е примерно километра. На меньшей дистанции бронезащита ИС-2 пробивалась танковыми пушками «Пантер» и «Тигров».  

  • Видео 1.
  • Видео 2.

SocButtons v1.5

Проект №260

На следующий год началась разработка нового проекта. Данному объекту был присвоен номер 260, тот же, что и у предыдущего. Конструкторами Кировского завода были созданы чертежи и собраны два прототипа. С первой машиной, собранной 8 сентября 1946 г., были произведены испытания пробегом. Танк прошел 1000 км и смог развить скорость до 60 км/ч. Полученные результаты соответствовали заявленным требованиям. У второго танка, изготовленного 25 декабря 1946, пробег составил 45 км.

Силовой установки, полностью отвечающей заявленным параметрам, не было и принято решение монтировать парную установку, состоящую из 2-х дизельных В-16, выпускающихся на заводе №77. Заводу №800 Минтрансмашом, в это же время, было направлено задание на производство двигателя с необходимыми характеристиками.

В итоге завод №800 мотор не создал, а блок из двух дизелей в назначенный срок не был готов. Дальнейший монтаж блока дизелей и проведения тестирования заводом №100, показал несостоятельность идеи установки 2 моторов. Инженеры Кировского завода, ограниченные во времени, обратились к заводу №500 Министерства авиационной промышленности, где было решено о разработке танкового двигателя на базе авиадвигателя под маркой АЧ-300, мощность которого составила 1500 л.с. Проект дизельного двигателя получил название ТД-30.

Новым агрегатом были снабжены построенные образцы ИС-7. В ходе проведенных испытаний силовая установка показала неплохие результаты, но все результаты испортило низкое качество сборки двигателей.

Силовая передача машины ИС-7 была представлена двумя видами. Первый – коробка переключения передач (6 передач), имеющая 2-ступенчатый механизм поворота. Управление механизмом осуществлялось при помощи гидравлических сервоприводов. Силовая передача, при проведении тестирования, показала неплохие результаты. Разработка второго проекта механической трансмиссии (6 передач) с планетарным четырехступенчатым механизмом поворота проходила совместно с МВТУ им. Баумана. Управление осуществлялось также при помощи гидравлических сервоприводов.

Конструкторским бюро были разработано несколько видов подвески, которые были смонтированы и испытаны пробегом на серийной бронетехнике и на первом выпущенном ИС-7. По итогам испытаний сформировался окончательный проект подвески. На машине внедрены такие новинки, как амортизаторы 2-стороннего типа, усиленные катки с внутренней амортизацией и торсионы пучкового типа. Двигался ИС-7 на гусеницах шириной 710 мм, с литыми траками, соединенных между собой резинометаллическими шарнирами.

Вооружался танк ИС-7 130 мм орудием С-26 с новым типом дульного тормоза (щелевой). На пушке устанавливался механизм заряжания, позволяющий увеличить скорострельность до 6 выстрелов в минуту. На машине монтировалось 7 пулеметов. Шесть имели калибр 7,62 мм, при их работе использовался электропривод.

Турельная установка, состоящая из двух 7,62 мм пулеметов, устанавливалась в районе тылового бронелиста башни. Проведенные испытания показали большие огневые возможности турели. Также предполагалась установка одного пулемета калибра 14,5 мм.

Для испытаний на бронепробиваемость, Ижорский завод дополнительно произвел 2 бронекорпуса и 2 башни. После изготовления, они были транспортированы в Кубинку, на расположенный там полигон, где они были обстреляны из артиллерийских систем калибра 88 мм, 122 мм и 128 мм. Обстрел показал хорошую бронезащиту образцов, что способствовало дальнейшему утверждению проекта.

Примечания[править]

  1. Желтов И. Г. и др. Танки ИС //Танкомастер (спецвыпуск), 2004
  2. Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.
  3. https://www.battlefield.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=149&Itemid=65
  4. ↑ https://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/T34_85/t34_85_2.html
  5. ↑ Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок не указан текст
  6. Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.:Иллюстрированный справочник. — М.:ООО «Издательство Астрель», 2003 стр. 209, ISBN 5-271-02455-5
  7. https://subscribe.ru/archive/radio.oldradio/200203/29020515.html
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector