Беспилотные летательные аппараты мчс россии: виды и классификация

Германия

БПЛА Wingcopter 178 HL во время пробного полета по доставке медицинских образцов для Merck Group .

БПЛА Luna X 2000 для разведки и ESM задач немецкой армии .

  • Aibotix Aibot X6, мультикоптер для картографии и промышленности
  • AiDrones AiD-H14, промышленный вертолетный БПЛА
  • AiDrones AiD-H25, промышленный вертолетный БПЛА
  • AiDrones AiD-H40, промышленный вертолетный БПЛА
  • ЕМТ Аладин , разведчик
  • Argus As 292 , зенитный дрон-мишень (1937 г.)
  • Аргус Фернфейер
  • AscTec Falcon 8, промышленный октокоптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • AscTec Firefly, гексакоптер для исследований и разработок (БПЛА)
  • AscTec Hummingbird, квадрокоптер для исследований и разработок (БПЛА)
  • AscTec Pelican, квадрокоптер для исследований и разработок БПЛА
  • Birdpilot X-4 Multicopter, легкий и долговечный промышленный квадрокоптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • Birdpilot X-8 Multicopter, компактный промышленный октокоптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • Дорнье Кибиц
  • EADS Barracuda , программа под руководством Германии вместе с Испанией
  • EMT Fancopter, разведка
  • ЕМТ Луна , разведка
  • ЕМТ Луна НГ , разведка
  • Зенитный дрон-мишень Fieseler Fi 157 (1937 г.)
  • Globe UAV 6 LTE Hexacopter, компактный промышленный коптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • Globe UAV 8 IXON LTE Octocopter, компактный промышленный коптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • Globe UAV 4L AQUILA LTE Quadrocopter, компактный промышленный коптер для аэрофотосъемки (БПЛА)
  • Globe UAV 8L CEPTOR LTE Octocopter, компактный промышленный коптер для аэрофотосъемки и транспортировки (БПЛА)
  • Globe UAV AVIUM 200 LTE VTOL, компактный промышленный VTOL для аэрофотосъемки и транспортировки (БПЛА)
  • H-Aero
  • Hyfish
  • MikroKopter и варианты QuadroKopter, HexaKopter и OktoKopter
  • ЕМТ Museco , вертолет АТОЛ , разведка и связь
  • ОФИС Гвардия разведки и исследований
  • , разведчик (разработан совместно с США)
  • Sagitta Research Demonstrator , БПЛА с реактивным двигателем, разработанный в рамках инициативы «Открытые инновации».
  • СИРИУС БПЛА (МАВинчи)
  • Летающая бомба V-1 (Vergeltungswaffen V-1 поверхность-поверхность, реактивная бомба воздух-поверхность, также известная как Fieseler Fi 103)
  • Wingcopter 178 Heavy Lift ( Дрон- доставщик ).
  • Ruhrstahl Kramer X-7 (воздух в танк, также известный как Ruhrstahl Kramer 347)
  • Arado Ar E.377 и Ar E.377A (воздух-корабль)
  • Henschel Hs 117 (земля-самолет, воздух-воздух)
  • Henschel Hs 293 (воздух-корабль)
  • Henschel Hs 294 (воздух-корабль)
  • Henschel Hs 298 (воздух-воздух)
  • Blohm & Voss BV 143A и BV 143B (воздух-корабль)
  • Blohm & Voss BV 246 (воздух-поверхность, также известный как Blohm & Voss BV 226)
  • Blohm & Voss BV 950 L10 и BV 950 L11 (воздух-корабль)
  • Messerschmitt Enzian E-4 (земля-самолет)

1.3.1. Беспилотные авиационные системы и комплексы

1.3.1. Беспилотные авиационные системы и комплексы

Как уже указывалось в 1.2.1, необходимо различать понятия беспилотной авиационной системы (БАС) и беспилотного авиационного комплекса (БАК). Разница между ними заключается в том, что БАС является более широким понятием. БАК – это только совокупность материально-технических средств, необходимых для выполнения определенных функций. БАК включает один или несколько беспилотных JIA, управляющее, транспортное оборудование, технические устройства, формирующие каналы связи и передачи информации, устройства обработки информации и др. .

Беспилотная авиационная система (БАС) включает в себя не только авиационный комплекс, но и дополнительные компоненты, формирующие связи различного вида между его элементами (рис. 1.80). Прежде всего это технический персонал и необходимое программное обеспечение (ПО). Еще один важный элемент БАС – средства интеграции с другими системами, позволяющие объединять несколько БАК в систему с единым управлением. Также в систему следует включить совокупность необходимой технической и регламентирующей документации .

Как правило, БАК поставляется с предприятия-изготовителя заказчику в виде законченного комплекса, полностью готового к применению. Но при необходимости этот комплекс может расширяться и интегрироваться в другие системы за счет дополнительных аппаратных и программных средств. Например, в состав поставляемого тактического БАК могут входить: БПЛА, специальный тягач с установленной на нем стартовой катапультой, мобильный командный пункт, выносимые антенно-фидерные устройства, включая ретрансляторы сигналов. Но этот комплекс может использовать не входящие в него: спутниковую систему глобального позиционирования, вспомогательный транспорт для перевозки людей и материальных ресурсов, ангары для хранения техники, инфраструктуру аэродромов включая радиолокационные средства и т.д. (рис.1.81).

Рис. 1.80. Обобщенная структура БАС

БПЛА, входящие в состав БАС и оснащенные соответствующей целевой нагрузкой, определяют ее специализацию. Среди гражданских систем наиболее распространены информационные, получающие в полете видео и фото данные, и передающие их на наземное оборудование для обработки. Для этого необходимо специализированное ПО, реализующее соответствующие алгоритмы.

Стартовые и посадочные средства могут включать в свой состав транспортные машины, пусковые установки, а также аппаратуру и оборудование для пред- и послеполетного контроля БПЛА. Эта часть комплекса обслуживается техническими расчетами, входящими в состав персонала БАС.

Рис. 1.81. Взаимодействие различных элементов БАС

Пункты управления, объединяющие в себе аппаратуру и оборудование для разработки программ полетов БПЛА, полетного контроля их технического состояния, радиокомандного управления выполнением полетных заданий, а также для сбора, обработки и передачи информации, функционируют с помощью расчетов управления, включающих в себя командира расчета и операторов соответствующих специализаций.

Пункты управления в зависимости от масштаба возложенных на систему задач различаются по организации и исполнению. Так, для управления БПЛА стратегического и тактического назначения чаще всего применяют стационарные пункты управления (рис. 1.82). Для управления БПЛА оперативного назначения целесообразно размещать пункты управления на мобильных платформах – на автомобилях (рис. 1.83) или кораблях, а для управления легкими аппаратами небольшого радиуса действия вообще чаще всего используют носимые портативные комплекты, быстро разворачиваемые и собираемые в полевых условиях (рис. 1.84).

Рис. 1.82. Примеры организации рабочих мест операторов на стационарных пунктах управления БАС

а

б

в

Рис. 1.83. Пример мобильного пункта управления (БАК «Дозор» – разработка ЗАО «Транзас», С.-Петербург): а – комплекс в походном состоянии; б – рабочее место пилота-оператора; в – пункт управления с развернутой антенно-фидерной системой

Рис. 1.84. Управление малыми БПЛА в полевых условиях

Вспомогательные обеспечивающие средства предназначены для подготовки БПЛА к полету, обслуживания БПЛА после полета, проведения текущих регламентных и ремонтных работ, а также для хранения средств комплекса. Эта группа средств не входит в состав БАК, но обслуживается персоналом, входящим в состав технического расчета.

1.3 Артиллерийские снаряды большого радиуса действия

Определение:  Артиллерийский снаряд –  вращающееся летящее тело, выпущенное из некоторой пусковой установки.

Развитие современной артиллерии движется по направлениям во многом сходным с развитием бомбового вооружения (увеличение дальности пуска, повышение точности). Рассмотрим современные тенденции на примере артиллерийских снарядов морского базирования Ex-171 ВМФ США. Две пары носовых крыльев (схема «утка») – являются единственным органом управления, позволяющим компенсировать отклонение траектории от номинальной. Задача рассматриваемого вооружения – прицельная и синхронизированная по времени огневая поддержка берегового десанта со стороны ракетного эсминца, находящегося за пределами досягаемости противника . Эта возможность увеличения дальности и точности огневой поддержки со стороны надводных военно-морских сил выведет на новый качественный уровень маневренность боевых действий за счет большей подвижности морской пехоты.

Однако, вследствие рассеяния (переменного ветра, воздействия ускоряющего заряда, ошибки целеуказания и т.д.) дальность стрельбы для современных артиллерийских снарядов ограничена  и они не могут считаться высокоточным оружием. Установка ракетного двигателя, используемого для придания скорости снаряду после его выхода из ствола, увеличивает дальность полета снаряда, однако без бортовой аппаратуры наведения и управления растет неопределенность точности попадания в цель.

Виды дронов

Дроны трудно разделить по видам, так как один и тот же вариант изготовления аппарата может применятся для разных целей. Но все же можно выделить следующие направления использования:

Прежде всего, это растущая потребность населения в использовании беспилотников для «селфи». Такие аппараты не дорогие, бюджетные, укомплектованы фотоаппаратурой высокого разрешения и с дальностью полета до 100 м.

Рис. 9 Дрон для селфи

  • Самые современные и оснащенные БПЛА применяются для военных целей. Они используются как в воздухе, так и под водой, могут длительное время находиться в воздухе, вести разведку и даже наносить бомбовые удары.
  • Появление БПЛА привлекло любителей спортивных гонок и возникновению нового вида соревнований — воздушных гонок летательных аппаратов. Для участия в гонках используют устройства с ручным управлением и дальностью полета в пределах наблюдения до 200 м. 
  • Грузовые дроны имеют захватное устройство и способны доставлять различные грузы по адресу заказчика. На больших предприятиях их применяют для быстрой доставки корреспонденции между подразделениями.
  • Специально оборудованные дроны для обработки сельскохозяйственных полей различными химикатами. Применяют для небольших труднодоступных участков.
  • Подводные дроны. Могут работать вод водой, двигаться и производить фотосъемку.
  • Дроны-игрушки для детей. Могут летать на небольшие расстояния, легкое управления с пульта.

Иногда для разных применений используется один и тот же вид аппарата, с небольшой доработкой для придания ему нужных функций.

Состав нашей команды

  • Дмитрий Девитт — главный заводила, знает вкус победы предыдущих соревнований Аэробот-2019. Видели Noize MC, обвешанного гитарой и укулеле с сэмплером и клавишами? Вот примерно так работает Дима при тестах: в одной руке ноутбук, в другой пульт ручного управления для подстраховки;

  • Дмитрий Пономарев — программист, реализовал фьюзинг нескольких реалсенсов для локализации, генерировал миры в Gazebo; 

  • Илья Севостьянов — студент Университета Иннополис, работал над детекцией полосы и посадочной площадки;

  • Юрий Сухоруков — студент, много занимался сборкой кошерного дрона, 3D-печатью, сделал ворота и параллельно порадовал сайд-проектом по детекции масок с дрона;

  • Роман Федоренко — я, каким-то волшебным образом собрал эту мега-команду и наблюдаю за успехом (спокойствие все же только видимое).

Следующие сотрудники большой команды нашей лаборатории не были в официальном составе соревнований (по регламенту не больше 5 человек с российским гражданством), однако их наработки были очень полезны:

  • Виктор Массагуе — алгоритм инспекции;

  • Гисара Пратхап — сегментация на облаке точек, создание миров в Gazebo;

  • Никита Ермоленко — алгоритмы CV для детекции ворот.

Качество наблюдения

Помимо «Тахиона», на вооружении российской армии стоят также такие БПЛА, как «Элерон-3», «Орлан-10», «Леер», «Гранат» и «Груша».

Все эти беспилотные летательные аппараты военные задействуют в том числе во время учений.

Так, в августе 2019 года более 70 этих комплексов беспилотной авиации Западного военного округа приняли участие в тактико-специальных манёврах, которые проходили одновременно на полигонах в Московской, Ленинградской, Калининградской, Воронежской и Смоленской областях.

Также по теме


«Закрыть стратегические расстояния»: какими возможностями обладают новые российские беспилотники тяжёлого класса

Перспективный тяжёлый беспилотник «Сириус» совершит свой первый полёт в 2022 году. Об этом на полях МАКС-2019 рассказал RT генеральный…

«Поднятые по тревоге расчёты комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Орлан-10», «Леер», «Гранат», «Элерон-3», «Тахион» и «Груша» совершили многокилометровые марши в назначенные районы, где с применением БЛА выполнили разведку местности на высоте от 500 м до 2500 м и передачу командным пунктам мотострелковых, артиллерийских, авиационных и ракетных подразделений данных о скоплениях бронетехники, инженерных укреплениях, расположении войск и объектов условного противника», — отмечается в сообщении Минобороны РФ.

Кроме того, беспилотная авиация России осуществляет и мониторинг местности, преследуя разные цели, например облёт военных городков для уточнения обстановки в них. В июне 2018 года комплексы «Тахион», «Элерон-3» и «Орлан-10» Восточного военного округа провели мониторинг более 90 таких объектов, чтобы отследить состояние их инфраструктуры, передвижение военной техники, пожароопасную обстановку.

С помощью беспилотной авиации ведётся и мониторинг зон возможных кризисных ситуаций. В марте прошлого года российское военное ведомство сообщило, что БЛА воинских частей и соединений Южного военного округа следят за паводковой и пожарной обстановкой в зонах своей ответственности. Указывается, что получаемые данные позволяют командованию «оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и минимизировать последствия стихии». Только за полгода эти расчёты подразделений БЛА отработали в воздухе более 250 часов.

Напомним, в прошлом году модификации беспилотных летательных аппаратов «Элерон», «Тахион» и «Орлан» поступили на вооружение Амурского объединения Восточного военного округа.

А в ноябре стало известно, что батальон беспилотной авиации российской военной базы в Таджикистане получит БЛА «Элерон-3» и «Тахион» в 2020-м. Об этом сообщил журналистам командир базы полковник Сергей Горячев.

  • Военнослужащие запускают беспилотный летательный аппарат во время тактических учений
  • РИА Новости

«С помощью данных БЛА улучшается качество наблюдения за приграничными территориями», — сказал Горячев.

По его словам, новая техника увеличит мобильность подразделения, а также позволит «получать информацию и выполнять задачи быстро, качественно и в срок».

История создания

Сейчас дроны уже не считаются экзотикой, для кого-то это даже не роскошь, а что-то вроде игрушки. Не знаю, задумывались ли вы, кому в голову пришла идея разработки такой штуки, но лично я заинтересовался. Выяснилось, что над созданием прадедушки современного квадрокоптера корпел еще Никола Тесла. Правда, это был не летающий, а плавающий объект. Если уж совсем откровенно, это была лодка, но не простая, а первая в истории, которой можно было управлять дистанционно.

А в 1935 году появился первый беспилотный самолет. И «дроном» его окрестили еще в те времена, в шутку. Шум, исходящий от коптера, ассоциировался у изобретателей со звуком, который издает летающий шмель. На русский переводить название аппарата не стали, так он и остался дроном на всех языках.

Беспилотные аппараты в России

В 1960–80 в СССР были созданы Ла-17Р (разработка началась в 1959), Ту-123 «Ястреб» (сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик), Ту-141 «Стриж» (1979–89), Ту-300 «Коршун». Разработка и испытания разведывательного БПЛА Ла-17Р завершились в 1963. Они показали, что машина, летая на высоте до 900 м, способна осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50–60 км от стартовой позиции, а с высоты 7000 м – объектов на удалении до 200 км. Скорость полёта составляла 680–885 км/ч. В 1960 началось разработка Ту-123 – цельнометаллического моноплана нормальной аэродинамической схемы с треугольным крылом. Хвостовое оперение состояло из трёх цельноповоротных рулевых поверхностей, ориентированных под углом 120° друг к другу и установленных на специальных наплывах, в которых размещались электрические рулевые машинки с водяным охлаждением. Фюзеляж состоял из шести секций. В носовой части размещалась разведывательная аппаратура массой 2800 кг. Носовая часть выполнялась спасаемой (на парашюте). Она соединялась с хвостовой частью четырьмя пневмозамками. Перед пуском БПЛА в автопилот вводилась заранее рассчитанная программа полёта. После старта разведчик летел в автоматическом режиме. На завершающем этапе полёта самолёт управлялся, как правило, в ручном режиме. Это позволяло точнее вывести аппарат в район посадки. Над выбранным местом подавались радиокоманды на выключение маршевого двигателя и выпуск тормозного парашюта. В 1964 система ДБР-1 «Ястреб» принята на вооружение ВВС Советской Армии (размах крыла – 8,41 м, длина – 27,84 м, высота – 4,78 м, максимальная взлётная масса – 35 610 кг, крейсерская скорость – 2700 км/ч, потолок – 22 800 м, максимальный радиус действия – 1400 км). Серийное производство БПЛА Ту-123 и других элементов системы продолжалось в Воронеже до 1972, всего было построено 52 экземпляра беспилотного самолёта-разведчика. В начале 1990-х построен оперативно-тактический многоцелевой дистанционнопилотируемый аппарат Ту-300, который проектировался уже не просто как разведывательный БПЛА, но и как носитель ракетного или бомбового вооружения. В ОКБ Яковлева разработан тактический БПЛА «Пчела-1Т» (первый полёт в 1986). Одна из последних разработок – тактический разведывательный комплекс «Типчак» (прошёл государственные испытания, но не принят на вооружение).

Ныне к основным задачам БПЛА относятся разведка, наблюдение и сбор информации, а также нанесение высокоточных ударов. Однако набор задач, которые могут решать военные БПЛА, гораздо шире, не говоря уже о гражданских применениях. Несмотря на достижения советского периода, сейчас развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. Практически не развивались специфичные технологии, применяемые при создании БПЛА (особенно в области систем управления). В то же время потребности в развитии беспилотной авиации стали ощущаться всё острее. В 2007 ОКБ «МиГ» и «Климов» представили ударный беспилотник «Скат», создаваемый с применением технологии малозаметности. В 2011 сообщалось, что на базе ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) совместно с австрийской фирмой Schiebel налажено производство беспилотных вертолётов Schiebel Camcopter S-100 (российское наименование комплекса – БАК «Горизонт Эйр S-100»). Поступление в Вооружённые силы РФ первых разведкомплексов с БПЛА малой дальности российского производства «Орлан-10» началось в 2013. В 2014 сформирован первый отряд БПЛА «Форпост» на Тихоокеанском флоте. В 2012 завершились войсковые испытания малогабаритного разведкомплекса «Искатель» с беспилотными летательными аппаратами Т-4 российского производства. Комплекс «Искатель» состоит из базовой станции, которая размещается в рюкзаке, планшетного компьютера (на него транслируется изображение с камер беспилотников, он же служит консолью управления беспилотным летательным аппаратом) и двух аппаратов Т-4 массой 1,3 кг каждый. Беспилотники запускаются «с руки», продолжительность полёта аппарата – 40 мин. Оптимальную картинку местности аппарат передаёт с высоты 200 м, но способен подняться на высоту до 4 тыс. м, то есть работать в условиях горной местности. Беспилотник оснащён электрическим двигателем, размах крыла аппарата – 0,6 м. В 2015 в России был разработан для БПЛА свой собственный поршневой двигатель АПД-500, который может обеспечить полёт беспилотной машины на высоте более 6000 м, мощностью около 37 кВт, а его масса составляет 30 кг. Серийное производство двигателя планируется к концу 2017 – началу 2018.

А что в России?

В России робототехника вообще становится популярна, есть кружки, курсы и много STEM-education-движухи. Соревнования дронов в основном проводятся среди школьников и студентов. Мы их и сами проводим. Конкурсов, ориентированных на организации и более сложные задачи, немного (хотя порой и современные школьники делают удивительные вещи). Когда-то компания КРОК проводила интересный конкурс, с тех пор мало подобного было. Пример недавнего конкурса для производителей БПЛА — конкурс от ПАО «Газпром нефть» и AeroNet по перевозке груза, имитирующего пробы нефти. Однако, там задачи больше по аппаратной составляющей БПЛА, чем по планированию движения и обработке сенсорных данных. Можно упомянуть еще Copter Hack, но это конкурс проектов, а не соревнования в которых команды соревнуются в выполнении одних и тех же заданий.

«Пищаль-ПРО» и «Таран-ПРО»: концерн «Автоматика» против БПЛА

Аналогичная разработка есть и у концерна «Автоматика». Его специалисты создали носимый комплекс противодействия БПЛА «Пищаль-ПРО», который также визуально напоминает автомат, только в более футуристичном, чем у «Калашникова», дизайне. Ручной комплекс можно использовать как стационарно, так и в движении. Вес оружия – около 3,5 кг.

Работа с «Пищалью-ПРО» не требует подготовки и также основана на подавлении сигналов навигационных систем и систем связи и управления. С ее помощью можно поражать дроны на расстоянии до двух километров в условиях прямой видимости.

Для исключительно стационарной защиты разработчики «Автоматики» предлагают использовать комплекс «Таран-ПРО». Такое оборудование может применяться на секретных объектах или во время проведения мероприятий, которые нужно защитить от вмешательства дронов. Принцип работы «Таран-ПРО» такой же, как у «Пищали-ПРО» – это воздействие на каналы навигации и управления БПЛА в пределах защищаемой территории. При этом над объектом создается непроницаемый для дронов «купол» радиусом не менее 2,7 км.

Комплекс «Таран-ПРО» может работать при ветровых нагрузках и в условиях температурного режима от -40 до +50 градусов. Дополнительно оборудование детально исследует радиосигналы, локализует их источники, а также создает и ведет архивы радиоизлучений беспилотных летательных аппаратов. «Пищаль-ПРО» и «Таран-ПРО» прошли предварительные государственные испытания и получили положительные оценки.
 

Правила использования ВП

Согласно Федеральным Правилам использования воздушного пространства Российской Федерации: «При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно 2 и более пользователями воздушного пространства устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах воздушного пространства Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства, осуществляемое путем введения временного (ВР) и местного режимов (МР), а также кратковременных ограничений.»

Временный режим

Цитата: Пункт 137 ФП ИВП РФ: «Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности:

е) выполнение полётов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов A и C».

Местный режим

Цитата: «Пункт 137 ФП ИВП РФ: Местный режим устанавливается зональным центром Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности:

г) выполнение полётов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов C и G».

Цитата: Пункт 139 ФП ИВП РФ: «Местный режим на воздушных трассах и местных воздушных линиях, открытых для международных полётов, а также в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полётов, не устанавливается».

1.5 Разработка беспилотных летательных аппаратов в РФ и за рубежом

Рынок беспилотных летательных аппаратов — один из наиболее быстрорастущих сегментов авиационного рынка во всем мире. По прогнозам мировой печати инвестиции в эту область в ближайшее десятилетие будут исчисляться многими миллионами долларов.

На сегодняшний день разработкой БЛА для военных и гражданских целей в РФ занимается ряд фирм оборонного комплекса (ОКБ «Сокол» (Казань), НИИ «Кулон», КБ «Луч») и коммерческих организаций (ООО «ТеКнол»).

Сложно однозначно определить наиболее эффективный подход. С одной стороны, только налаженная кооперация оборонного комплекса способна создать сложный и многофункциональный БЛА, но с другой стороны, с учетом современных тенденций миниатюризации таких аппаратов, подключения частного капитала, а также простотой покупки электроники за рубежом (при условии не использования в изделиях военного назначения) задача по созданию БЛА вполне выполнима и небольшой коммерческой организацией.

1.5.1 Микро БЛА. Военное применение

В настоящее время без БЛА не обходится ни один вооруженный конфликт с участием армий развитых стран. Широкое внедрение подобных ЛА отвечает концепциям повышения автоматизации управления подразделениями и частями и сокращения потерь личного состава. Разведывательный комплекс, основанный на БЛА, служит для обеспечения командира на поле боя воздушной разведывательной информацией о текущей обстановке в его зоне ответственности. Использование такого комплекса позволяет обходиться без заявок на разведку в вышестоящий штаб (связанный с “большой” авиацией) и избавляет от ожидания результатов разведки. БЛА способны и уже активно выполняют задачи, решаемые разведгруппами.

Однако существующие БЛА и ДПЛА (дистанционно пилотируемые летательные аппараты) – это сложная, объемная техника, требующая подготовленных специалистов. Такую технику сложно разместить на переднем крае, не говоря о том, чтобы взять её с собой в разведку. Таким образом, перед разработчиками новых перспективных БЛА встала задача создания мобильных, простых в эксплуатации и дешевых средств ведения воздушной разведки.

Ряд научно – исследовательских учреждений и конструкторских бюро в США и во всем мире подошли к решению этой задачи через уменьшение размеров БЛА и упрощение управления ими, наделяя их большой автономностью – мини- и микро-БЛА. Повышенный интерес в этому классу аппаратов в последнее время, согласно данным Управления перспективных исследований и разработок МО США (DAPRA), является результатом одновременного появления новых достижений в области миниатюризации компонент ЛА и новых военно-технических концепций применения таких аппаратов, лежащих в русле перспективных концепций информатизации вооруженной борьбы. Идея серии БЛА размером с ладонь (MAV – micro air vehicle), была предложена DARPA. Для оценки технической реализуемости аппаратов DARPA проводит работы по основным компонентам таких аппаратов (планеру, энергосиловой установке, двигателю, полезной нагрузке – информационным датчикам, системе управления и навигации). DARPA финансирует работы по ряду таких устройств, в том числе по лёгким батареям и пьезоэлектрическим моторам для машущих крыльев. Последние могут быть эффективны для микроаппаратов нетрадиционных  аэродинамических компоновок, осуществляющих полёт по принципу птиц или насекомых. Целевая потребность в аппаратах этого класса связывается с прогнозируемыми условиями ведения конфликтов в XXI-м веке. При этом особо выделяются боевые действия в нестандартных условиях, например, в городских .

Локально управляемые мини- и микро-БЛА позволят значительно уменьшить время ожидания, свойственное существующим средствам разведки, и, действуя по требованию отдельного солдата, выдавать информацию относительно окружающей обстановки, повышать ситуационную осведомленность и на этой основе повышать эффективность предпринимаемых действий, снижая требования к численности и уменьшая потери среди личного состава подразделений.

1.5.2 БЛА для задач гражданского потребителя

Кроме военных областей применения существует большое количество потенциальных коммерческих приложений БЛА. Они включают оперативный контроль движения, контроль границ, противопожарный дозор и спасательные операции, мониторинг в лесном хозяйстве, наблюдение живой природы, мониторинг и фотосъемку недвижимости и др.

Беспилотные аппараты в Европе

Основные работы в Европе в области БПЛА сосредоточены во Франции, где они ведутся как по национальным программам, так и по общеевропейским. Созданные во Франции различные беспилотники активно применялись во время событий на Балканах в конце 1990-х гг. Наиболее известные французские БПЛА – Sagem Sperwer, разрабатывается разведывательный аппарат Eagle 1, предназначенный для продолжительных полётов на средних высотах (7000–8000 м), а также высотные аппараты HALE, способные в течение 24–36 ч летать на высоте около 18 000 м. В Германии спроектированы разведывательные БПЛА LUNA Х-2000, KZO (Вrevel) и др.

По прогнозу Forecast International, опубликованному в апреле 2014, в ближайшие 10 лет объём продаж БПЛА в мире вырастет с 0,942 млрд. долл. в 2014 до 2,3 млрд. долл. в 2023. Лидерство будут уверенно сохранять США, на долю которых придется 65% рынка. Оставшиеся 35% придутся на остальные страны, среди которых Израиль, Франция, Великобритания, Италия и т. д. Среди различных типов БПЛА по объёмам продаж будут лидировать тактические TUAV (Tactical Unmanned Aerial Vehicle) – 40,7%, на аппараты с большой продолжительностью полёта MALE (Medium-Altitude, Long-Endurance) придётся 34,6%, на высотные с большой продолжительностью полёта HALE (High-Altitude, Long- Endurance) и ударные UCAV (Unmanned Combat Aerial Vehicle) – 21,4%. Объём рынка портативных беспилотников составит 1,7%, на гражданские аппараты придется 1,6%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector