122мм гаубица д-30

Занимательные факты о М-30[править]

  • В советских учебных фильмах для артиллеристов, снятых в 1960-х гг., очень часто демонстрируется именно гаубица М-30, несмотря на то, что тогда уже было принято на вооружение более современное орудие Д-30 того же калибра и назначения. Эти фильмы до сих пор используются в учебном процессе подготовки российских артиллеристов, хотя гаубицы М-30 уже давно не используются даже в качестве учебных орудий.
  • Небольшое количество боеспособных М-30 имеется на складах Российской Армии и в настоящее время.
  • Снаряды ОФ-462, изначально разработанные под М-30, до сих пор состоят на вооружении Российской Армии и годны к стрельбе из более современных орудий.
  • Для транспортировки М-30 использовались самые разнообразные средства — конная тяга, отечественные и поставлявшиеся по ленд-лизу грузовики, тяжёлые джипы Dodge («Додж» 3/4), лёгкие гусеничные артиллерийские тягачи «Сталинец» СТЗ-5 и Я-12. Из мемуарной литературы известны даже факты переката гаубиц М-30 только силами их расчётов.

Двигатель BMW M30B25

Первая модель двигателя М30Б25, она же «М06» имела объем 2,5 литра. 6-цилиндровый двигатель имел конструкцию схожую с M05, показал неплохие параметры и выпускался с 1968 года. Вначале двигатель комплектовался двумя карбюраторами Zenith 35/40 INAT, развивал 150 л.с. мощности и устанавливался на BMW E3 2500 и BMW E9 2,5 CS.

В 1973 году карбюратор Zenith 35/40 был заменен на 32/40, мощность мотора М68 снизилась до 145 л.с. и в этой конфигурации мотор устанавливался с 1973 по 1976 года на BMW E12 525.

С 1976 по 1981 год на E12 525 устанавливался двигатель M68. Вместо прежних двух карбюраторов Zenith INAT был установлен – 4А1. Этот карбюратор позволял избежать проблем с синхронизацией, ранее существовавших с двойной системой. Замена системы питания приводит к более высоким значениям крутящего момента и мощности в 150 л.с. при 5800 об/мин.

С 1981 по 1987 год 2,5-литровый мотор с внутренним обозначением M107 был оснащен электронной системой впрыска Bosch Jetronic. Мотор был установлен под капот BMW E28 525i и BMW E23 725i.

В 1972 году проходили тестирования двигателя M54 объемом 2400 куб.см, но мотор был слишком тяжелый и дорог в производстве, в результате чего проект был закрыт.

Характеристики двигателя BMW M30B25

 М06  М06  М68   М107
 Объем, см³  2494  2494  2494  2494
 Диаметр цилиндра/Ход поршня, мм  86,0/71,6  86,0/71,6  86,0/71,6  86,0/71,6
 Степень сжатия, :1  9,0  9,0  9,0  9,6
 Мощность, л.с. (кВт)/об.мин  150 (110)/6000  145 (107)/6000  150 (110)/5800  150 (110)/5500
 Крутящий момент, Нм/об,мин  215/3700  212/4000  212/4000  215/4000
 Вес двигателя, ∼ кг  145  145  145  139/158

Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .

Конструкция орудия состояла: 

  • ствола;
  • поршневого затвора;
  • лафета. 

Гаубичный ствол – скрепленный с надульником и кожухом, либо ствол-моноблок.Затвор- поршневого типа, открывался направо. Открывание – закрывание поворотом рукояти в одно движение.Однобрусный лафет состоял: 

  • противооткатных устройств установленных в салазках;
  • люльки;
  • станка;
  • орудийного щита;
  • механизмов наведения
  • прицельных приспособлений

При производстве ствола надульник и кожух нагонялись на трубу в нагретом состоянии, после охлаждения они обжимали ее, становясь одной деталью. Эксплуатация 122-мм гаубицы обр.1910 показала малую надежность такого способа крепления, надульник сползал. При модернизации крепление надульника усилили, соединив его со стволом винтовой нарезкой. В старых стволах, поступавших для растачивания, надульник фиксировали стопорами.

Впрочем, даже винтовая нарезка и стопоры не всегда помогали и на практике. Конец трубы иногда выступал на миллиметр и более за надульник, но на стрельбе это не сказывалось. Хотя в случаях, когда труба смещалась вперед как единое целое, становилось трудно открывать затвор. Как следствие требовался заводской ремонт. Для исправления этого недостатка гаубицы обр. обр.1910/30 гг был внедрен ствол-моноблок.

Затвор 122-мм гаубицы обр.1910/30гг состоял:

  • запирающего механизма;
  • выбрасывающего механизма;
  • предохранительного;
  • ударного механизма;
  • облегчения заряжания;
  • удержания гильзы.

Назначение запирающего механизма – обтюрация пороховых газов. Выбрасывающий механизм экстрактировал гильзу из каморы. Предохранительный механизм не давал преждевременно открыть затвор в случае затяжного выстрела. Ударный механизм позволял произвести выстрел. Механизм удержания гильзы удерживал гильзу при заряжании орудия под большими углами горизонтального возвышения.

Противооткатные устройства представляли собой гидравлические тормоз отката и гидропневматический накатник, установленные в салазках. Салазки 122-мм гаубицы обр.1910/30гг соединены со стволом гаубицы и откатывались вместе.

Корытообразная люлька укладывалась в гнездах станка и была соединена с подъемным механизмом. Сверху люльки имелись полозки, которые служили направляющими захватов салазок.

Подъемный механизм гаубицы обр.1910/30гг – секторный.

Орудийный станок служил основанием качающейся части. В задней части станка, которая опиралась на грунт, имелся летний откидной и постоянный сошник. Для грубой наводки гаубицы служило правило.

Боевая ось подрессоривания не имела. Колеса поначалу изготавливали из дерева с железной шиной. С 1937 года металлические с резиновой грузошиной, наподобие тех колес, которые устанавливали на Ф-22. С 1936 г на гаубицы обр.1910/30гг устанавливали металлические колеса с покрышками, которые заполнены губчатой резинной. Колеса по виду похожи по виду на те, что устанавливали на гаубицу М-30.

Прицельные приспособления состояли их панорамы Герца, а и собственно прицела. Прицел зависимый, направление оптической оси панорамы менялось при изменении угла возвышения. Прицел унифицирован и отличался от других орудий креплением и нарезкой шкал.

Буксировка 122-мм гаубицы обр.1910/30гг осуществлялась либо шестеркой лошадей либо мехтягой. Оба случая предусматривали использование передка. Шкворневая лапа гаубицы одевалась на крюк передка, который оснащали сцепным приспособлением. Передки переднего хода и зарядного ящика взаимозаменяемы. Тогда как задний ход зарядного ящика сцепного устройства не имел, вместо него была шкворневая лапа.Короба зарядных ящиков и передков подрессорены полосами из резины. В коробах перевозили боекомплект, а сверху расчет и необходимые вещи для боевой работы и похода.

Устройство

Чтобы обеспечить возможность кругового обстрела, конструкторы Д-30 использовали ранее не применявшуюся схему с лафетом, состоящим из трёх станин. Раздвигаясь, они «ложатся» на грунт и фиксируются в нём забивными сошниками. Верхний станок и качающаяся часть орудия при этом могут свободно вращаться.

Прицельные приспособления гаубицы – механический прицел Д-726, совмещённый с орудийной панорамой ПГ-1М (четырёхкратного увеличения) и оптический прицел ОП-4М. Последний используется при стрельбе прямой наводкой, он обеспечивает увеличение в 5,5-крат и прицельную сетку, включающую дальномерную шкалу, шкалы дальности и боковых поправок.

Механический прицел при стрельбе прямой наводкой служит вспомогательным, а при ведении огня с закрытых позиций является основным. Углы места и прицеливания, которые вводятся в прицел, замеряются с помощью панорамы ПГ-1М.

Перевозилась гаубица Д-30 тягачами АТ-Л и АТ-П, а так же грузовиками ЗиЛ-157. Позже применялись тягачи МТ-ЛБ и грузовики «Урал»-375 или 4320. Подвеска ходовой части – торсионная, вести огонь «с колёс» нельзя – они должны быть вывешены.

На модификации Д-30А щелевой дульный тормоз заменили двухкамерным, а колёса, заполненные губчатой резиной, сменили на пневматические. Это позволило увеличить скорость буксировки.

Как работает?

Как утверждают специалисты, чтобы привести гаубицу в боевое положение расчету понадобится не более трех минут. Одну станину оставляют в неподвижном положении, остальные раздвигают на 120 градусов. Благодаря такой конструкции лафета из орудия стало возможным осуществлять круговую стрельбу без его смещения.

Д-30 оборудована клиновым полуавтоматическим затвором. В течение одной минуты из данной артиллерийской единицы можно произвести до восьми выстрелов. Благодаря особой ствольной компоновке (дульный тормоз и накатник расположены в верхней части) линия огня снижена и составляет 900 м. Как утверждают специалисты, за счет сниженных габаритов Д-30 менее заметна. Благодаря небольшой линии огня, гаубица идеальна для противотанковой обороны.

Варианты

бывший Советский Союз

  • М-30С — Немного доработанный вариант; использовался в качестве основного вооружения штурмового орудия СУ-122 .
  • У-11 — орудие с идентичной баллистикой, но оснащенное более компактным противооткатным механизмом для упрощения установки на транспорт. Его опробовали на опытном СУ-122М и забраковали из-за недостаточной надежности. Вариант того же орудия был также установлен на опытном танке Obiekt 234 , также известном как Iosif Stalin No. 2 (не путать с ИС-2 ).
  • Д-6 — еще одно автомобильное орудие с идентичной баллистикой. Он использовался на опытном СУ-122-III и, как и У-11, оказался ненадежным.

Польша

Wz.1938 / 1985 — существующий Wz.1938, оснащенный поворотным колесом, прицелом ПГО-9Н и вторым ударным механизмом для стрельбы прямой наводкой.

Румыния

M-30M — В 1980-х годах M-30 румынской армии были модернизированы новыми, более крупными пневматическими колесами, новыми тормозами, новым оптическим прицелом для стрельбы прямой наводкой и прицельным механизмом второй высоты для противотанкового боя. Эти модернизированные гаубицы получили обозначение М-30М.

Двигатель BMW M30B30

3,0-литровый мотор был основан на 2,8-литровой версии, диаметр цилиндра которого был увеличен с 86 до 89 мм, в результате чего объем составил 2986 куб.см..

3-литровая версия M20 (M30B30 LU) была представлена в 1971 году и основана на М06. Мотор устанавливался на BMW 3.0 CSi E9 и оснащался электронным впрыском топлива D-Jetronic.
Также существует версия М20 для 3.0 CSL E9 с увеличенным объемом до 3003 куб.см (диаметр был увеличен до 89,25 мм, ход остался неизменным), но это на производительность не влияло.
В 1973 году для BMW 3.0 Si E3 мотор M20 был оснащен системой впрыска L-Jetronic и был обозначен как M57. Этот двигатель имел более низкую степень сжатия и развивал 195 лошадиных сил.

M21 (M30B30V) дебютировала на седане BMW 3.0S/Bavaria E3 с двумя карбюраторами Zenith 35/40 INAT и в дальнейшем был установлен на BMW 3.0 L E3, BMW 3.0 CS E9 и BMW 3.0 CSL E9.

С 1976 по 1979 года 3-литровый двигатель M68 с одним двух-камерным карбюратором Solex 4A1 был установлена на BMW E24 630 CS и BMW E23 730.

M49 в отличии от М21 был оснащен системой впрыска D-Jetronic и развивал максимальную мощность 197 л.с.. Этот мотор выпускался до 1977 года и устанавливался на BMW E12 530 MLE (только для Южной Африки).

С 1977 по 1979 год для экспортных автомобилей в Японию и США производился мотор M73 с механическим впрыском (K-Jetronic) и электронной системой впрыска топлива (L-Jetronic, Motronic).

В 1986 3-литровый мотор М30 был обновлен: изменена система питания. На этот раз установлен электронный впрыск топлива Bosch DME. Эта версия двигателя выпускался до 1994 года и стала последней в хронологической таблице семейства двигателей M30.

Силовой агрегат был установлен на следующих моделях:

  • BMW M530 E12
  • BMW 530i E12
  • BMW M530i E12
  • BMW E24 630 CSi
  • BMW E32 730i и Art Car BMW E32 730i Cesar Manrique
  • BMW E34 530i

Характеристики двигателя BMW M30B30

 M21  M68  M30B30 Kat  M57  M30B30  M20
 Объем, куб.см  2986  2986  2986  2986  2986  2986
 Диаметр цилиндра/ход поршня, мм  89,0/80,0  89,0/80,0  89,0/80,0  89,0/80,0  89,0/80,0  89,0/80,0
 Степень сжатия, :1  9,0  9,0  9,0  9,0  9,2  9,5
 Мощность, л.с. (кВт)/об.мин  180 (132)/6000  185 (136)/5800  188 (138)/5800  195 (143)/5800  197 (145)/5800  200 (147)/5500
 Крутящий момент, Нм/об,мин  260/3700  260/3500  260/4000  267/4300  275/4000  270/4200
 Масса двигателя, ∼ кг  145  145 134  135  132  145

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война. Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

Самоходные установки

Штурмовое орудие СУ-122.

Румынский истребитель танков Mareșal (прототип М-00, установка 122-мм М-30 с дульным тормозом)

бывший Советский Союз

М-30 устанавливался на следующие боевые бронированные машины (ББМ):

  • СУ-122 , советское среднее штурмовое орудие, построенное нашасси Т-34 . Серийное производство продолжалось с декабря 1942 года по сентябрь 1943 года. Всего было построено 638 ​​СУ-122.
  • SG-122 , советские самоходные артиллерийские машины на базе трофейных немецких ББМ Pz Kpfw III или StuG III . Около двадцати было построено в первые месяцы 1943 года.
  • 12,2-cm Kanone (r) auf Geschützwagen Lorraine-Shlepper (f) , немецкая самоходная артиллерийская машина, созданная на базе трофейного французского артиллерийского тягача ( Lorraine 37L ). Была как минимум одна машина этого типа, которая воевала во Франции на железнодорожном вагоне в составе немецкого бронепоезда .

Китайская Народная Республика

Тип WZ302 — комбинация Типа 54 или Типа 54-1 с гусеничной машиной Типа B531 . Военное обозначение — Type 70 SPH . Первоначальная модель имела только 4 опорных колеса, но улучшенный Тип WZ302A или Тип 70-1 имеет 5. Окончательная серийная модель с новым сигнальным оборудованием известна как Тип WZ302B или Тип 70-2 . Все модели имеют базовую нагрузку 40 патронов калибра 122 мм.

Румыния

Mareșal — истребитель танков времен Второй мировой войны, первые четыре прототипа которого использовали 122-мм гаубицу М-30 с прикрепленным к ней дульным тормозом. На смену ему пришла румынская 75-мм противотанковая пушка Reșița M1943 для более поздних прототипов и серийных машин.

Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 году Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ (была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий.

БР-2 – пушка 152-мм образца 1935 года разработана конструкторским бюро завода «Баррикады» в соответствии с этой программой, она предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ.

Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Ствол был скрепленным, его длина составляла 47,1 калибра, длина нарезной части ствола — 36,9 калибра. Масса ствола с затвором достигала 5200— 5300 кг. Проводившиеся с декабря 1935 г. по январь 1936 г. полигонные испытания выявили многочисленные недостатки нового орудия. Тем не менее в марте 1936 г. ГАУ выдало заводу «Баррикады»» задание начать производство орудия, заменив, правда, скрепленный ствол стволом со свободной трубой.

В 1937 г. завод «Баррикады» изготовил малую серию из 7 орудий БР-2. Испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью снаряда 880 м/с живучесть стволов составляет примерно 100 выстрелов. Поскольку пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, срочно провели серию экспериментов со стволом увеличенной длины и с разной глубиной нарезки. По результатам этих испытаний в декабре 1938 г. приняли решение утвердить для серийного производства вариант пушки с углубленной нарезкой. Эта пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг. Снаряд содержал 6,53 кг взрывчатых веществ, при стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с. он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Тренированный расчет мог вести стрельбу из пушки с темпом 1 выстрел в 4 минуты.

Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.

Казённая часть и органы наведения Бр-2, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва

К началу Великой Отечественной войны было выпущено в общей сложности 37 152-мм пушек образца 1935 года. Из них 9 орудий находились в ремонте и на испытательных полигонах, а остальные числились в отдельном тяжелом пушечном полку РВГК и в двух отдельных тяжелых пушечных батареях (в каждой батарее было по 2 орудия). В состав попка входили 4 дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее имелось по 2 орудия. Таким образом. по штату от 19.02.1941 г. в полку было 24 орудия. Кроме того, в нем имелись 104 трактора и 287 автомобилей. Численность личного состава полка составляла 2598 человек.

Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Второй мировой войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.

Пушка Бр-2 в Музее на Сапун-горе, Севастополь

Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 образца 1938 года ведет огонь по Берлину.

122-мм гаубица М-30, известная также на Западе под обозначением M1938, — это стойкий ветеран. Она была разработана еще в 1938 году, и уже в следующем году началось ее промышленное производство. Выпускавшаяся тысячами и широко использовавшаяся в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. М-30, практически не изменившаяся, до сих пор широко распространена в странах СНГ и многих других государствах, хотя в настоящее время во многих армиях она используется только в учебных целях или переведена в резерв.

Резюме

В М-30 подразделения РККА наконец-то получили современную дивизионную гаубицу, удачно сочетающую повышенную огневую мощь и лучшую мобильность с надежностью и простотой использования. Краткую информацию о его применении Красной Армией представил маршал Г. Ф. Одинцов, который сказал: «Нет ничего лучше». Длительное послевоенное применение гаубицы является дополнительным свидетельством ее боевой и оперативной полезности и эффективности.

Трудно сравнивать М-30 напрямую с современными иностранными орудиями, поскольку артиллерия Франции, Германии и США, использовавшаяся в аналогичных целях, была либо значительно меньшей 105-мм пушкой (Великобритания использовала еще меньшую — 87,6-мм — 25-фунтовую артиллерию). гаубица ) или орудия калибра от 150 до 155 мм. Существовали гаубицы аналогичного калибра, но большинство из них были орудиями времен Первой мировой войны, например 114-мм гаубица Vickers, используемая финской армией. Естественно, 150-мм гаубицы были мощнее, но намного тяжелее М-30; 105-миллиметровые орудия были легче, но их меньшие снаряды содержали меньше взрывчатого вещества.

Самым прямым немецким эквивалентом была легкая гаубица 10,5 cm leFH 18 . При массе 1985 кг он имел максимальный угол возвышения 42 °, начальную скорость 470 м / с и максимальную дальность стрельбы 10 675 м. В модернизированной версии leFH 18/40 начальная скорость пули увеличена до 540 м / с, угол возвышения — до 45 °, дальность — до 12,325 м. Примерно равная по дальности немецкая гаубица имела менее мощный фугасный снаряд, а меньшая максимальная высота делала ее менее эффективной против окопавшихся войск, хотя она также весила примерно на 400 кг меньше, чем М-30. Оба орудия хорошо подходили для серийного производства: 16.887 М-30 и 15.388 LeFH 18, построенных в 1941–45.

История создания

В 50-е годы, впрочем, советская артиллерия процветала. Разрабатывались и совершенствовались «зенитки», пушки среднего калибра, противотанковые орудия. А вот дивизионная артиллерия, предназначенная для поддержки дивизий, продолжала использовать разработанную ещё до Великой Отечественной Войны гаубицу М-30 калибра 122мм. Она, хотя и считалась неким «пределом совершенства», имела серьёзные недостатки, выявленные в боях.

Маховики наведения М-30 располагались с разных сторон ствола, делая невозможным наведение на цель силами одного номера расчёта. Если возникала необходимость стрелять прямой наводкой – это мешала сделать неудовлетворительная конструкция прицела и отсутствие в составе прицельной сетки шкал для определения дальности и боковых поправок. А большая масса гаубицы не давала быстро развернуть её, если противник атаковал с неожиданного направления.

Им занялось ОКБ завода №9, находящегося в Свердловске. Коллектив конструкторов возглавил Фёдор Петров. На протяжении 1955 года велась проектировка орудия. К декабрю построили первый прототип.

Доводка орудия затянулась на несколько лет – заказчик требовал устранить любые возможные недостатки до начала массового производства, новые боеприпасы для гаубицы тоже приходилось «обкатывать» с нуля. В 1960-м гаубицу приняли на вооружение под заводским обозначением Д-30 и уточняющим индексом ГРАУ «2А18».

Штаты.

В предвоенное время штат дивизионной артиллерии предусматривал наличие легкого арт. полка в составе 2-х дивизионов ( 8 76- мм пушек и 4 122-мм гаубицы в каждом), гаубичный арт. полк двух дивизионного состава (12 122-мм гаубиц в каждом) и дивизион 152-мм гаубиц (четыре гаубицы). Как мы видим, основу довоенных дивизионных артиллерийских полков составляли гаубицы и орудия калибра 122-мм и выше.

Изменения количества 122-мм гаубиц на примере штатов стрелковой дивизии военного времени можно посмотреть ниже. Изменения в дивизионной артиллерии стрелковых дивизий.

Арт.система Июль 1941 г. Декабрь 1941 г. Март 1942 г. Июль 1942 г. Декабрь 1942 г. Июль 1943 г. Декабрь 1944 г.
обычная гвардейская обычная гвардейская
76-мм пушки 16 16 20 20 20 24 32 36 32
122-мм гаубицы 8 8 12 12 12 12 12 12 20

Моторизованная дивизия располагала меньшим количеством артиллерии, ее арт. полк располагал двумя дивизионами по 4 76 мм пушки и 8 122-мм гаубиц, и гаубичным дивизионом 152-мм гаубиц.

Танковая дивизия имела на вооружении арт. полка только 16 122-мм гаубиц и 12 152-мм гаубиц.

Египетские скворечники и ливанские тираны

Совсем недавно перуанцы решили скрестить ужа с ежом: натовские гусеницы с советскимдрыном». В армии Перу мало денег, но достаточно много напрочь устаревших лёгких танков AMX-13. Штук 30 или 40 из них(может, несколько всё же оставят в качествесветляков-барабанщиков») планируют переделать в самоходные артиллерийские установки со 122-мм гаубицами Д-30(без колёс и опорных станин). Ко всей этой красоте добавили прибор ночного видения и современную рацию. Получившееся чудо назвали AMX-D30 Vulcano.

Могучая перуанская оборонка уже усиливала АМX-13/105 советскими противотанковыми ракетамиМалютка» и украинскими Р-2Барьер», а французов с 75-мм пушками превращала в самоходные ПТРК(противотанковый ракетный комплекс) Alacran с российскими ПТУРКорнет-Э».Вулканами» станут избежавшие пока модернизации танки.

122-мм самоходная гаубица AMX-D30 Vulcano

Перу в деле подобного САУ-строения далеко не первопроходец. История присобачивания буксируемых гаубиц Д-30 на танки началась на Ближнем Востоке. К 70-м годам в египетской армии ещё осталось достаточное количество танков Т-34, присланныхбольшим советским другом», но безнадёжно устаревших. Являться на дуэль даже с израильскимисупершерманами» со 105-мм пушками с калибром 85 мм было уже как-то некомильфо.

Поэтому решили переделать часть устаревших танков в САУ с суперсовременной на тот момент гаубицей Д-30. Потомки фараонов подошли к делу творчески и соорудили вокруг тела орудия огромныйбронескворечник» на частично срезанной башне.

Собственные конверсии на базе знаменитого танка Второй мировой делали и сирийцы. Некоторое количество гаубичных САУ захватили израильтяне и хвастают ими в экспозиции танкового музея в Латруне.

С Т-34 радикально решили разобраться и кубинцы. Они уже десятки лет рихтуют остатки советского наследия, чтобы хоть как-то усилить огневую мощь старой бронетехники. Когда-то в Заливе Свиней Т-34 бодро били по контрреволюционному десанту, а сейчас служат базой для тех же Д-30. Гаубицу умело вмонтировали в разрезанную родную башню, обеспечив круговое вращение.

В Ливане поступили очень просто. Д-30 с урезанными станинами просто приварили к корпусу танка Т-55. Зато расчёту легко дышать горным ливанским воздухом — и никакой проблемы загазованности в боевом отделении. В итоге получилсяТиран», который впервые показали в 2014-м году. Похожие системы поставлял Израиль для армии Южного Ливана во время Гражданской войны в этой стране.

Эритрейские товарищи собрали свою вариацию Су-122 на базе китайского танка Тип-69(копия советского Т-55). Получилось на вид не хуже, чем у Ливана, да ещё и откидные боковые бронелисты есть для защиты экипажа.

Йеменцы решили объединить Д-30 и советский арттягач АТС-59, который таскает эти самые гаубицы. Такие машины даже делали небольшой серией для йеменской армии.

В стране, осиянной светом единственно верного учения Чучхе, рассчитывают только на свои силы, ракеты и тысячи пушек. А гаубицы серийно ставят на переделанные бронетранспортёры модели 1973. Тело орудия со щитом — в открытом сверху корпусе БТРа. Дешёвое и сердитое решение в стиле немецких САУ времён Второй мировой. Впрочем, северным корейцам не впервые швейцарский нож изобретать.

САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР мод. 1973. Парад в Пхеньяне

Получился своеобразный вариант советскойГвоздики». ИменноГвоздику» и её многочисленных клонов можно назвать самым массовым типом самоходок под данное орудие. Хотя и для САУ 2С1 на базе Д-30 разработали специальную версию орудия под индексом Д‑32.

Самоходки 2С1Гвоздика» в Сирии

А вот на китайский аналог поставили не Д-32, а вполне стандартную лицензионную копию Д-30. На шасси БТРа YW 531Н построили несколько сотен машинТип-85» для китайской армии. Сейчас им на смену приходят более современные PLZ-07.

122-САУ PZL-07

В том же Египте применяют ещё один советско-натовский гибрид. На корпус американской САУ М-109 водрузили гаубицу Д-30 в бронерубке. Получилась установка SP-122, которую выпустили достаточно большой серией в 120 единиц.

Свою вариацию на шасси бронетранспортёра М113 соорудили и в Ливии, водрузив гаубицы в десантном отделении — для чего предварительно срезали крышу. Судя по снимку, можно даже говорить о некоейсерийности».

Но сейчас всё большую популярность обретают колёсные САУ и автолафеты с орудиями среднего и крупного калибра.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector