Морская авиация

Командующие морской авиацией Балтийского Флота

В период 1914-1946 гг. морской авиацией Балтийского флота командовали:

Б.П. Дудоров (сентябрь 1914 г. — 1915 г.),А.А. Тучков (1915-1916 гг.),
Б.А. Щербачёв (март 1915г. — ноябрь 1916г., ВрИД),
Б.П. Дудоров (декабрь 1916 г. — июль 1917 г.),
С.А. Лишин (июнь-август 1917 г.),
Б.А. Щербачёв (июль 1917 г., ВрИД),
В.В. Ковалевский (август-ноябрь 1917 г.),
С.А. Лишин (ноябрь 1917 г. — февраль 1918 г., ВрИД),
И.Н. Дмитриев (февраль-сентябрь 1918 г.),
С.А. Лишин (апрель-июль 1918 г., репрессирован в ноябре 1919 г.),
С.М. Кочедыков (июль 1918 г.— сентябрь 1919 г.),
А.П. Онуфриев (с сентября 1919 г.),
Л.М. Порцель (август 1922 г., ВрИД — август 1924 г., погиб в 1932 г.),Г.С. Скрягин (в 1923г., умер),
М.А. Горбунов (1924 г.),
Л.И. Гикса (сентябрь 1924 г. — июль 1927 г.),
Г.И. Силин (август 1927 г. — май 1928 г.),
В.Д. Авсюкевич (1929 — август 1930 г.),
Л.И. Никифоров (август 1930 г. — июль 1932 г., снят, репрессирован в 1938 г.),
В.К. Лавров (июль 1932 г. — январь 1934 г.),
В.П. Баруздин (1935 г.),
Г.П. Галкин (до сентября 1936 г., репрессирован),
М.А. Горбунов (сентябрь 1936 г. — июль 1937 г., репрессирован),
А.И. Ильин (август 1937 г. — июль 1938 г., репрессирован),
А.А. Кузнецов (июль 1938 г. — октябрь 1939г., ВрИД, снят),
В.В. Ермаченков (октябрь 1939 г. — июль 1941 г., снят),
(ГСС) М.И.Самохин (июль 1941 г. — февраль 1946 г.).

После разделения БФ на два самостоятельных объединения их ВВС командовали:

ВВС Южно-Балтийского флота (ВВС 4-го ВМФ) в 1946-1956 гг.:

ГСС М.И. Самохин (февраль 1946 г. — август 1947 г.),
Д.Ф. Бартновский (август 1947 г. — июнь 1950 г.),
Г.Г. Дзюба (август 1950 г. — май 1953 г.),
А.А. Кузнецов (май 1953 г. — февраль 1956 г.),

ВВС Северо-Балтийского флота (ВВС 8-го ВМФ) в 1946-56 гг. :

ГСС А.Х. Андреев (февраль-декабрь 1946 г.),
Д.И. Манжосов (декабрь 1946г. — март 1947 г., ВрИД),
ГСС А.Х. Андреев (март-август 1947 г.),
Б.Л. Петров (август 1947 г. — ноябрь 1955 г.),
ГСС И.И. Борзов (ноябрь 1955 г. — январь 1956 г.).

После соединения 4-го и 8-го ВМФ в единый Балтийский флот его авиацией командовали:

ГСС И.И. Борзов (февраль 1956 г. — декабрь 1957 г.),
Б.Л. Петров (декабрь 1957 г. — февраль 1961 г.),
ГСС С.А. Гуляев (1961-1976 гг.),
А.И. Павловский (1976-1984 гг.),
П.И. Гончаров (1984-1990 гг.),
В.В. Проскурнин (1990-1998 гг.),
А.И. Новиков (1998-2000гг.),
В.Н. Сокерин (2000-2004 гг.),
А.Г. Кулаков (2004-2006 гг., снят),
А.В. Коляко (2006-2009 гг.),
И.О. Комаров (2009-2011 гг.),
А.В. Крупеник (с 2011 г. — ?),
С.Г. Рассказов (2011 — февраль 2013)
А.Р. Костерин (февраль 2013 —  )

Авиация берегового базирования

Противолодочный самолет Ил-38Н

Разработан в ОКБ имени С.В. Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В. Модернизированный Ил-38Н оснащен навигационным поисково-прицельным комплексом «Новелла», который способен обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные — до 320 км. При этом система одновременно сопровождает 32 цели как над водой, так и под водой. Ил-38Н способен также выполнять функции патрульного самолета радиоэлектронной разведки. Первую такую машину флот получил в конце 2014 года. В ближнесрочной перспективе морская авиация планирует получить около 30 самолетов. Экипаж — 7 человек. Максимальная скорость — 650 км/ч, максимальная дальность полета — 9500 км, практический потолок — 8000 м. Вооружен противолодочными торпедами, противолодочными бомбами и морскими минами.

Противолодочный самолет Ту-142М

Дальний противолодочный самолет (по кодификации НАТО: Bear-F). Применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за атомными подводными лодками с баллистическими ракетами. Всего в 1968-1994 годах было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций. В 2013 году стало известно, что в России разрабатывается новый противолодочный самолет на замену Ту-142М3. Экипаж — 9 человек. Максимальная скорость — 855 км/ч, практический потолок — 13 500 м. Вооружен взрывными сбрасываемыми источниками звука, торпедами, противолодочными авиационными ракетами, противолодочными и практическими бомбами, а также морскими минами.

Истребитель Су-30СМ

Двухместный («спарка») многоцелевой тяжелый истребитель поколения «4 +» создан на базе Су-27УБ путем его глубокой модернизации. Обладает сверхманевренностью. В конструкции самолета применено переднее горизонтальное оперение и двигатели с управляемым вектором тяги. Может применяться в качестве самолета для подготовки летчиков для перспективных одноместных истребителей. Максимальная скорость — 2125 км/ч, практический потолок — 17 300 м, дальность полета — 3000 км. Самолет способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Фронтовой бомбардировщик Су-24

Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах. Первый полет прототип совершил в 1967 году. На вооружении с 1975 года. Всего выпущено около 1400 самолетов. Порядка 120 модифицированных единиц планируется заменить на Су-34 к 2020 году. Максимальная скорость — 1400 км/ч, практическая дальность — 2850 км, практический потолок — 11 000 м. Экипаж — 2 человека.

Роман Азанов

Перегоночная авиация ВМФ

В начале 1950-х гг., в связи с перевооружением минно-торпедной авиации на новые реактивные самолёты Ил-28 и Ту-14, возникла необходимость перегонки новой авиатехники с авиазаводов на флоты. Так как части перегоночной авиации (1-й и 2-й АППС) прекратили своё существование ещё в конце 1945 г., командование ВВС ВМФ приняло решение о сформировании в составе ВВС БФ, ЧФ и ТОФ (по СФ данные отсутствуют) специальных перегоночных авиационных эскадрилий. В 1951-1952 гг. были сформированы 716-я, 765-я и 777-я ОАЭПС на Балтике, Чёрном море и Тихом океане соответственно. Лётный состав эскадрилий осуществлял перегонку авиатехники не только в строевые части своих флотов, но и за рубеж (в Китай). К концу 1955 г., выполнив своё предназначение, эти эскадрильи перегонки самолётов были расформированы.

«ФОККЕР F-27 MPA» — защитник побережья

Патрульный самолет (Нидерланды)

F-27MPA оснащен поисковой радиолокационной станцией AN/APS-504, антенна которого смонтирована в обтекателе под фюзеляжем

Фоккер F-27 МРА» используется береговой охраной и Военно-воздушными силами Нидерландов, Испании, Филиппин, Таиланда и некоторых других стран для патрулирования побережья, защиты рыбного хозяйства и ведения поисково-спасательных работ. Он был создан на базе пассажирской машины F-27, разработанной компанией «Фоккер» в 1950-х годах. Его серийное производство началось в 1978 году.

Самолет имеет полностью герметичный фюзеляж с метеорологической радиолокационной системой, размещенной в его передней части, а также фотокамеры и прожектор для наблюдения. В задней части фюзеляжа находится грузовой люк, через который можно осуществлять спасательные работы.

У машины есть две модификации: F-27 «Мэритайм» для простого патрулирования и F-27 MPA, вооруженный противолодочными торпедами, минами, управляемыми ракетами «Гарпун», «Экзосет», «Мэйврик», «Си Скьюа», «Си Игл», глубинными бомбами, гидроакустическими буями.

Под черным носовым обтекателем F-27 MPA находится метеорологическая радиолокационная станция

На фото пассажирская машина, из которой, путем масштабной переделки, получили патрульный «Фоккер F-27 Мэритайм»

Поделиться ссылкой

Состав ВВС и ПВО ВМФ в 1956-1959 гг.

Органы управления Авиации ВМФ — Москва.

  • ЦЛТКУОС (997-й УМТАП, 999-й УИАП), ВМАУ им. И.В.Сталина (954-й, 955-й, 956-й, 958-й, 959-й, 963-й УИАП) до августа 1956 г., ВМАУ им. С.А.Леваневского (950-й, 951-й, 983-й, 992-й, 994-й, 995-йУМТАП) до 1959 г., 33-йУЦ (540-й МТАП, 552-й МТАП, 555-й ПЛСАП) с 1959 г., 12-е ВМАУ (114-й УИАП), 16-е ВМАУ (115-й УАП), 93-е ВМАУ (933-й, 934-й УМТАП), 379-я САД (бывш. 10-я АГ) (218-й ИАП СпН, 221-й ТАП), 918-й ОИАП СпН, 986-й ОИАП СпН, 111-я ОАЭВ ГЦП (с 1956 г.), 277-я ОТАЭ (бывш. 65-й ОАП СпН);
  • ВВС и ПВО БФ;
  • ВВС и ПВО ЧФ;
  • ВВС и ПВО СФ;
  • ВВС и ПВО ТОФ.

Состав Авиации ВМФ в 1960-1980 гг.

Управление Авиации ВМФ — Москва.

  • ЦЛТКУОС: (997-йУМТАП, 999-йУИАП; до 1961 г.), 33-й ЦБП и ПЛС (бывш. 33-й УЦ): 540-й МРАП (ИИ), 552-й МТАП (до 1961 г.), 555-й ПЛВП (ИИ); 379-я САД (до 1961 г.), 210-й гв. ТБАП (в 1962 г.), 299-й КШАП (ИИ), 327-й ОТАП, 400-й ОИАП СпН (бывш. 365-й ОИАП СпН), 555-й ПЛВП (ИИ), 848-й ОСАП СпН, 986-й ОИАП СпН, 90-я ОДРАЭ ОсН, 196-я ОСАЭ ГЦП, 236-й дивизион экранопланов (с 1976 г.);
  • Авиация БФ;
  • Авиация ЧФ;
  • Авиация СФ;
  • Авиация ТОФ.

Буксировочная авиация ВМФ

Первоначально буксировочная авиация появилась на Тихом океане, когда в 1937 г. было сформировано 27-е ОБУККОРАЗ, развёрнутое в 1940 г. в 27-ю ОБУКАЭ ПВО. Эта часть в мае 1941 г. была обращена на формирование 50-го СБАП ВВС ТОФ. Там же имелось 9-е ОАЗ ПВО, которое было расформировано в 1943 г.

Части буксировочной авиации на других флотах появились уже в середине Великой Отечественной войны[] и выполняли важные функции обеспечения подготовки сил ПВО флотов при отработке стрельб по движущимся воздушным целям. В 1942-1943 гг. были сформированы 7-е ОБУКАЗ (ОБУКАО) ВВС БФ, 3-е ОБУКАЗ (ОБУКАО) ВВС ЧФ, 1-й ОБУКАО ВВС СФ, 5-я ОБУКАЭ ВВС ТОФ. За исключением ТОФ, где была сформирована сразу буксировочная эскадрилья, на Балтике, Чёрном море и на Севере 7-е, 3-е ОБУКАЗ и 1-й ОБУКАО только в 1944 г. были переформированы, соответственно, в 3-ю, 4-ю и 30-ю ОБУКАЭ. Однако в послевоенное время они подверглись переформированию, вместе с корректировочными частями ВВС флотов, в единые корректировочно-буксировочные авиационные эскадрильи. Их число даже несколько увеличилось, за счёт переформирования 16-го ОТАО ВВС СФ в 23-ю ОБУККОРАЭ и формирования в составе ВВС СТОФ 231 -й (позднее — 257-й) ОБУККОРАЭ. Все эти части просуществовали вплоть до середины 1960 г., когда, в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», они были расформированы.

В состав Авиаций флотов буксировочная авиация вернулась в середине 1960-х гг., когда на всех четырёх флотах были сформированы четыре (35-я, 48-я, и 188-я)[] отдельные авиационные эскадрильи подготовки и пуска самолётов-мишеней, вооружённые самолётами Ил-28. Кроме буксировки конусов, эти самолёты выполняли запуск планирующих и парашютных мишеней, для выполнения стрельб зенитной артиллерией и ЗРК ПВО флотов. В середине 1970-х гг. эти эскадрильи были преобразованы в отдельные отряды (звенья) подготовки и пуска самолётов-мишеней, которые уже не имели в своём составе самолётов, а только выполняли запуск летающих мишеней типа Ла-17.

Между морем и небом

В этом году День авиации Военно-морского флота (ВМФ) можно назвать юбилейным: 25 лет со дня официального учреждения праздника, 105 лет – морской авиации России. Исторический отсчет начинается 17 июля 1916 года, когда русские морские летчики одержали свою первую победу в воздушном бою. Тогда четыре гидросамолета поднялись в небо над Балтийским морем и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами, которые угрожали русской военно-морской базе на острове Сааремаа. Два вражеских самолета были сбиты, остальные два обратились в бегство. Этот день и принято считать днем рождения морской авиации российского ВМФ.

К началу Первой мировой войны Балтийский и Черноморский флоты уже обзавелись по одному гидроавиационному отряду. Вооружились они передовыми для того времени отечественными летающими лодками М-5 и М-9. Уже к 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала более 250 гидросамолетов. Корабельные самолеты того времени, конечно, не могли так эффектно взлетать и садиться на палубу, как современные. Первые модели нуждались в подъемном кране – спускались с его помощью на воду для взлета и поднимались на корабль с воды после посадки. Однако именно гидросамолетам обязано само зарождение морской авиации.

Школа офицеров морской авиации в Баку, 1917 г. Фото: Корвин-Кербер В. Л. / wikimedia.org

Накануне Великой Отечественной войны морская авиация страны насчитывала около 2,5 тысячи самолетов, из них почти половина – истребителей. Служили они в ВВС Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов, в авиационных частях Каспийской, Амурской, Пинской военных флотилий. Примечательно, что в самом начале Великой Отечественной морским летчикам пришлось повоевать в основном на сухопутных фронтах. В августе 1941 года именно они бомбили Берлин. Уже с 1943 года основные бои велись против кораблей противника. Всего на счету советских морских летчиков свыше 700 потопленных кораблей и более 5 тыс. подбитых самолетов противника.

После войны начинается реактивная эра – морская авиация переходит на реактивные самолеты, вооружается новыми управляемыми и неуправляемыми ракетами, бомбами, торпедами. Появление авианесущих кораблей формирует палубную авиацию.

Сегодня основу российской морской авиации составляют отечественные самолеты и вертолеты различного назначения, которые продолжают совершенствоваться – становятся быстрее, выносливее, мощнее в плане вооружения, могут преодолевать еще большие расстояния. О некоторых легендарных представителях морской авиации страны – в нашей подборке.

Береговая авиация ВМФ

Состав сил авиации военно-морского флота берегового базирования – это боевые и вспомогательные самолёты/вертолёты различных классов, постоянно располагающиеся на военных аэродромах вблизи морских границ РФ и вероятных театров военных действий, а именно:

  • Океаны – Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый.
  • Моря – Чёрное, Балтийское.

Парк авиационной техники включает следующие модели самолётов:

Парк авиационной техники
Модель/модификаций Назначение
Су-27 фронтовой истребитель
Су-30 многоцелевой истребитель
МиГ-31 (Б/БС/БМ) высотный истребитель-перехватчик
Су-24 (М/МР) фронтовой бомбардировщик
Су-25УТГ штурмовик
L-39 учебно-боевой самолет
Бе-12 противолодочный самолет-амфибия
Ил-38 (Н), Ту-142М, А-40 противолодочный самолет
Ил-22 воздушный командный пункт
Ил-20 самолет радиоэлектронной борьбы и разведки

Количество единиц истребительно-бомбардировочной авиации в береговом составе морской авиации ВМФ России – 139 единиц. Противолодочные операции осуществляются с бортов 48 самолётов, РЭБ и общее руководство действиями армейских сил на море – с 4-х. В состав транспортной авиации военно-морского флота входят 53 воздушных судна: многоцелевые транспортные самолёты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, пассажирские борты для перевозки военнослужащих и выполнения специальных задач Ил-18, Ту-134, Ту-154.

Вертолётные части береговой авиации включают следующие типы машин:

Вертолетные части береговой авиации
Модель/модификаций Назначение
Ми-8 (Т/ТМ/АМТШ), Ми-14 (ПС), Ка-226 (Т) многоцелевые
Ми-24 (П) ударный
Ка-27 (М/ПЛ/ПС) противолодочный
Ка-29 транспортно-боевой
Ка-31Р (Ка-27РЛД) вертолет радиолокационного дозора

Винтокрылые машины в полном объёме выполняют функции по снабжению командования морских соединений информацией о расположении и количестве сил вероятного противника, характере их маневрирования и общей надводной обстановке.

Структура авиации ВМФ

Род сил, который до уничтожения Советского Союза (1991 год) носил название «ВВС ВМФ СССР», сегодня называется Морской авиацией военно-морского флота Российской Федерации (МА ВМФ). Его задачи:

  • поиск/уничтожение боевых сил вероятного противника (конвои, десантные отряды, одиночные корабли, самолёты, вертолёты, крылатые ракеты);
  • прикрытие отрядов боевых кораблей во время учений/боевых походов от ударов с воздуха;
  • наведение ударных сил на корабельные соединения противника, выдача целеуказания с целью их уничтожения;
  • проведение минных постановок, радиоэлектронной разведки;
  • воздушные перевозки, десантирование;
  • поисково-спасательные работы.

До 2008 года в состав морских авиационных сил входили боевые части Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийский флотБалтийского флотов, а также части центрального подчинения.

В боевой состав войсковых/учебных частей входили самолёты ракетоносной, истребительной, штурмовой, противолодочной, поисково-спасательной, специальной, транспортной авиации.

Части МА имеют в своём составе ещё несколько родов авиации:

  • разведывательная;
  • противоминная;
  • РЭБ;
  • вспомогательная.

Последнее наименование включает широкий спектр авиационной техники, предназначенной для решения различных задач – радиоэлектронной, противоминной, противолодочной борьбы, обнаружения, наведения, управления, связи, снабжения топливом основных авиационных сил ВМФ, проведение поиска/спасения людей, осуществление транспортных (санитарных) операций.

Будет интересно: Авианосцы США

После унификации структуры боевой состав сил авиации морского флота по местам базирования подразделяется на две категории:

  • Палубная (морская) авиация.
  • Береговая авиация.

Как род сил, подразделения авиационных сил морского базирования выполняют специальные задачи совместно с Сухопутными войсками/Воздушно-космическими силами Министерства Обороны Российской Федерации.

Морская авиация ВМФ РФ

После многочисленных преобразований, смены названий и изменения решаемых задач морская боевая авиация ВМФ РФ свосстановила боеспособность и получила развитие. В настоящее время командующий морской авиацией ВМФ России И. С. Кожин, вступивший в ту должность в 2010 году, в августе. Боевые машины имеют собственные опознавательные знаки, а личный состав – стандартную для ВС РФ форму одежды и смешанные звания.

Форма одежды

Поскольку авиация российского ВМФ не относится к специальным подразделениям, для личного состава принята форма одежды нескольких типов:

  • повседневная – камуфляж последней реформы (куртка и брюки);
  • летно-техническая – тропическая или синяя, комбинезон, костюм, куртка;
  • парадная – черный погон с голубым кантом и просветом такого же цвета.

Форма одежды морской авиации

Опознавательные знаки

В настоящее время авиация ВМФ РФ носит трехцветные звезды – красная обведена жирным синим и тонкой красной линией – и госномером типа FR-00000. Надпись может иметь вид МА ВМФ России» либо «ВМФ России». В планах командования восстановление звезд образца СССР без окантовки синим цветом.

Опознавательный знак морской авиации

Воинские звания

Поскольку авиация ВМФ России одновременно относится к двум родам войск, военнослужащие имеют звания:

  • генерал-полковник, генерал-лейтенант и генерал-майор;
  • полковник и подполковник;
  • майор;
  • капитан, старший лейтенант и лейтенант;
  • старший прапорщик и прапорщик;
  • старшина;
  • старший сержант, сержант и младший сержант;
  • старший матрос и матрос.

Действующий командир И. С. Кожин

Таким образом, в настоящее время морская авиация является родом ВМС РФ, недоукомплектована техникой и личным составом, потому решает ограниченный круг задач, уступает аналогичным подразделениям вероятного противника.

Авиация радиоэлектронного противодействия ВМФ

В отличие от ВВС Советской Армии, в Морской Авиации имелось весьма ограниченное число самолётов радиоэлектронного противодействия. Появились они в середине 1950-х гг., и на первых порах были представлены самолётами Ли-2, Ил-14 и Ил-28, с аппаратурой радиоразведки и РЭБ. Кроме решения задач радио- и радиотехнической разведки, а также радиопротиводействия, эти самолёты использовались также для проведения телеметрических наблюдений за пусками крылатых ракет и имитации головных частей АКР в интересах ПВО флота. Данные по авиационным частям и подразделениям РЭБ ВВС ВМФ, существующих в это время, очень скудные. Это объясняется большой степенью секретности, распространяющейся на . них. Известно о существовании в составе ВВС БФ 12-го ОАО СпН и 37-го ОАО СпН, которые стали предшественниками частей РЭБ в авиации флота. Подобный 37-й ОАО ОсНаз имелся в эти же годы на ТОФ. Данные о наличии подобных частей и подразделений в составе ВВС СФ и ЧФ отсутствуют. В начале 1960-х гг. все эти подразделения были расформированы, а их авиационная техника передана в части МРА и ТрА.

В начале 1960-х гг. на вооружение Авиации ВМФ стали поступать специализированные самолёты радиоэлектронного противодействия Ту-16спс, Ту-16е. Из них в составе полков МРА на всех флотах были сформированы эскадрильи РЭБ. Эти эскадрильи были предназначены для прикрытия боевых порядков ракетоносцев Ту-16к на маршруте и в районе цели. В 15-м и 30-м разведполках Авиации БФ и ЧФ имелось некоторое количество самолётов-постановщиков помех Ту-22пп, которые должны были прикрывать Ту-22р полков.

В августе 1978 г. на аэр. Быхов, путём выделения из состава 170-го гв. МРАП и 240-го гв. МРАП эскадрилий радиоэлектронной борьбы, был сформирован 342-й авиационный полк РЭБ. Он вошёл в состав 57-й MP АД Авиации БФ и стал первой и единственной специализированной авиационной частью радиоэлектронной борьбы в составе Авиации ВМФ.

Спустя два года полк стал отдельной частью Авиации БФ и был передислоцирован на аэр. Веретье (г. Остров).

В 1989 г. 342-й ОАП РЭБ был расформирован, а его подразделения вновь вернули в состав 170-го и 240-го гв. МРАП.

С появлением на вооружении МРА сверхзвуковых самолётов Ту-22м2 и Ту-22мЗ, возникла проблема прикрытия их на маршруте и в районе цели самолётами РЭБ. Расчёты на поставки от промышленности самолётов Ту-22мп не оправдались, и в составе ракетоносных полков остались «старички» Ту- 16спс и Ту- 16е, однако к середине 1993 г. все они были сняты с вооружения. С этого времени Авиация ВМФ лишилась постановщиков помех.

БE-103 — мал, но универсален

Многоцелевой самолет-амфибия (Россия)

Бе-103 может использоваться в транспортном, административном, санитарном, патрульном и экологическом вариантах

В начале 1990-х годов в ОКБ имени Г. М. Бериева началась разработка нового самолета-амфибии под названием Бе-103. Машину предполагалось сделать многоцелевой. Самолет должен был поднимать полезную нагрузку до 350 кг, перевозить ее на расстояние до 3150 км и иметь при этом скорость не ниже 230 км/ч. В салоне предусматривались места для пяти пассажиров, имелся багажный отсек.

Еще до первого полета, в 1996 году, самолет был представлен на международной выставке в Геленджике. После машину доставили в Таганрог и начали готовить к летным испытаниям. 15 июля 1997 года она поднялась в воздух.

В середине августа, совершив около 30 полетов, самолет перебрался в Жуковский, где должен был участвовать в авиационном салоне МАКС-97. Однако за день до его открытия при выполнении тренировочного полета произошла катастрофа, в результате которой погиб пилот.

Особенностью Бе-103 является использование глиссирующего крыла, позволившего отказаться от применения поддерживающих поплавков

К испытаниям следующей машины приступили в ноябре 1997 года, однако 29 апреля 1999 года и этот самолет разбился. Зимой того же года к полетам стали готовить третий самолет, который по настоянию генерального конструктора перед первым полетом освятили.

В 2001 году Бе-103 участвовал в немецкой выставке, после которой испытания продолжились. Машина совершала до 10 полетов в день. Программа закончилась 26 декабря 2001 года, когда самолет получил международный сертификат. В 2003 году три такие машины были поставлены в США.

При наличии твердого пологого берега амфибия способна самостоятельно выбираться на сушу

АН-12ПС — спасающий жизни

Поисково-спасательный самолет (СССР)

На месте кормовой кабины стрелка у Ан-12ПС организован отсек для двух спасательных плотов

Этот самолет создавался для выполнения спасательных операций на больших расстояниях и поиска в море пропавших судов. За основу был взят военно-транспортный самолет Ан-12. Оснащенный специальной аппаратурой, способной услышать издали передаваемый сигнал бедствия, а также катером, находящимся в большой грузовой кабине, он был назван Ан-12Б и начал использоваться в спасательных операциях еще в 1963 году.

Четыре года спустя вышло постановление советского правительства о создании на его основе специальной машины. Самолет под названием Ан-12ПС был готов к государственным испытаниям в 1970 году. В его задачи входил поиск опускающихся на воду космических кораблей и их экипажей.

Для прицельного сброса спасательного катера и других грузов в кабине штурмана установлен прицел НКПБ-7

В состав авиационно-морского поисково-спасательного комплекса входил катер «Ерш», сбрасываемый на парашютах с высоты от 600 до 1500 м прямо с экипажем из трех человек. «Ерш» был способен выполнить свою задачу при качке, достигавшей четырех баллов, и мог принять на борт до восьми человек.

Катер развивал скорость 11 км/ч и самостоятельно преодолевал до 720 км. Он имел на борту все необходимое для оказания первой медицинской помощи и несколько спасательных плотов, готовых принять еще 60 человек. Весь этот караван судно могло тащить на буксире. Сброс катера с экипажем был делом новым, и первые испытания проводились без людей на борту. Только 12 апреля 1976 года, как раз в День космонавтики, Ан-12ПС прошел полноценные испытания. После них самолет с катером на борту начал поступать на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов.

В 1970-х годах в поисково-спасательные машины были переоборудованы несколько военно-транспортных самолетов. В 2000 году Ан-12ПС участвовал в международных учениях поисково-спасательных сил «Сэрекс-Альфа-2000».

В 1983 году при испытаниях на Чёрном море системой спасения был неожиданно обнаружен экипаж потерпевшего аварию канадского самолета

Ан-12ПС оснащен ориентировочными морскими авиационными бомбами, с помощью которых на воде образуется видимое издалека пятно для визуальной маркировки места поиска

История образования дня морской авиации ВМФ России

В Первую мировую военную кампанию морская авиация не прокатило свое совершенствование, и продолжала развиваться. Хотя летчикам теперь предстояло нести службу в боевых условиях, обеспечивая бесперебойную работу кораблей.

Самолеты М-9 в количестве четырех боевых единиц приняли бой с немецкими авиаторами. Германский флот в этой битве потерял две машины. Российская же сторона получила первую свою победу на этом поприще.

Война и последовавшая за ней революция не стали препятствием для дальнейшего формирования воздушных сил морского флота. В 1920 году морская авиация вышла из состава ВМФ и была передана под юрисдикцию Красного Воздушного флота. Это изменило путь ее дальнейшего развития. Но в 1937 году авиация была вновь отдана в зону ответственности морского флота. За этот промежуток времени она прошла огромный эволюционный путь и превратилась в одну из самых грозных сил русской армии, которая насчитывала тысячи разнотиповых крылатых машин.

Авиация, приписанная Балтийскому флоту в 1939 году, стала участницей военной операции против Финляндии. За этот период времени ее самолеты осуществили около 16 тысяч боевых операций, с успехом штурмуя надводные и сухопутные цели. На счету летчиков были десятки поверженных самолетов и множество сорванных атак неприятеля.

Во время ВОВ самолеты морской авиации снова стали незаменимыми участниками боевых действий. Именно наши героические пилоты первыми бомбили Берлин. Соединения авиационных частей Балтийского, Северного и Черноморского флотов взяли на себя существенную долю всех боевых тягот, выпавших на советскую армию и флот. Авиация Тихоокеанского флота в это время заслоняла наши восточные рубежи. После начала военного конфликта с Японией ей также пришлось принять участие в военных действиях. За период времени проведения этой военной компании авиация флота сделала 35 тысяч боевых вылетов и ликвидировала более 5,5 тысячи неприятельских самолетов, а также потопила без малого восемь сотен судов и кораблей, тем самым принеся огромный ущерб как морским, так и сухопутным вооруженным силам противника.

В послевоенные годы авиация морского флота получило такое же интенсивное развитие, что и остальной ВМФ. Быстрыми темпами осваивалась ракетоносная и реактивная авиация, а также вертолетная авиатехника. После чего успешно стала развиваться палубная авиация и современные корабли для нее. Хватило всего несколько десятилетий, чтобы все направления были оснащены мощными группировками, которые способны защитить абсолютно все российские морские рубежи. ВМФ в целом и причисленная к нему морская авиация стали основной составной частью национальной безопасности Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector