Самый большой авианосец в мире

Особенности игры

Одной из особенностей игры на авианосцах является выбор правильного месторасположения корабля — нахождения на краю карты приводит к увеличению времени полёта самолётов, присутствие же на переднем крае непосредственных боевых действий может привести к быстрой гибели корабля. Но удаленность от союзников также может оказаться чреватой — в случае прорыва противника придется перенацелить самолёты для борьбы с ним, т.к. ПМК авианосцев, в большинстве случаев, не отличается высокой эффективностью.

Из-за того, что число самолетов на палубе ограничено, необходимо беречь их. Для этого нужно избегать длительных полётов в районе кораблей противника имеющих мощное ПВО и стараться отрываться от истребителей.
Для того, чтобы не отвлекаться и не стоять на месте, являясь, тем самым, удобной мишенью для прорвавшегося противника, можно использовать автопилот — для этого надо нажать клавишу M и кликнуть левой кнопкой мыши на необходимую точку на тактическом планшете.

Авианосцы Великобритании

Было 3 легких авианосца типа ILLASTRIES («Инвинсибл», «Илластриес», «Арк Ройял») водоизмещение 19 500 т; длина 207,0 м; самолетов 14; скорость 28 узлов.

В июле 1973 года был заложен первый британский авианосец послевоенной постройки «Инвинсибл». Этот корабль, вступивший в строй в 1980 году, имел уникальное авиационное вооружение, состоящее из самолетов вертикального взлета/посадки (СВВП) «Харриер» и достаточно необычный для классического авианосца вид. Его взлетная палуба ближе к носу заканчивалась большим трамплином с углом установки 70, рассчитанным на то, что самолет СВВП может взлетать не только вертикально, но и с коротким разбегом. Это позволяло значительно увеличить вес вооружения, с которым самолет может подняться в воздух. Всего было построено три авианосца этого типа – «Инвинсибл», «Илластриес» и «Арк Ройял». Эти корабли стали родоначальниками абсолютно нового типа авианосцев – носителей СВВП, или авианосцев для самолетов с вертикальным/коротким взлетом/посадкой. До недавнего времени они составляли основу морской мощи Великобритании, хотя их никак нельзя сравнивать с ударными авианосцами ВМФ США – в пять раз меньшее водоизмещение и всего от 14 до 16 СВВП против 80-90 «нормальных» самолетов. В боевом составе британского флота до 2005 года постоянно находились два корабля, третий же выводился в в резерв для прохождения планового ремонта или модернизации.

В 2005 году «Инвинсибл» был списан. «Арк Роял» был списан 11 марта 2011 г. В 2011 отпрвлены на слом.

Авианосец королевских ВМС «Илластриес»  во время возвращения его в Портсмут после его ремонта в Шотландии.  «Илластриес» вернулся на базу 7 июля 2011 после завершения технического обслуживания и обновления стоимостью 40 миллонов £  в Шотландии. «Инвинсибл» торжественно возвращается  после Фолклендского конфликта в 1982 году. Выстроились на палубе вертолеты Sea King из 820 военно-морской авиационной эскадрильи и самолета Sea Harrier FRS1  из 800 военно-морской авиационной эскадрильи.

 В настоящее время ведется разработка проекта авианесущих кораблей, призванных заменить авианосцы типа «Илластриес». Название нового типа «Куин Элизабет» (англ. Queen Elizabeth class carriers). На авианосцах такого типа не будут применяться атомные энергетические установки. На палубе будет две надстройки. В качестве основного двигателя используется интегрированная дизель-газотурбинная-электрическая двигательная система. Палуба авианосцев типа «Куин Элизабет» обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов. В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°. Полное водоизмещение 70,600 т; длина 284 м; Авиационная группа 40 самолётов и вертолётов.

Сравнение размеров авианосцев: новейшего британского «Куин Элизабет», списанного «Инвинсибл», новейшего авиносца США «Джеральд Р. Форд».

История службы

В. С. Высоцкий, командир экипажа ТАКР «Варяг» в 1991-1993 годах

В 1991 году в СССР для строящегося крейсера начали формирование экипажа на базе Тихоокеанского флота. Командиром корабля был назначен капитан 1 ранга Владимир Высоцкий, ранее командовавший ТАКР «Минск». В 1993 году экипаж недостроенного корабля был расформирован.

В составе китайского флота, с 4 ноября 2012 года, только что вступивший в строй авианосец «Ляонин» обеспечивал тренировки морских лётчиков и испытания палубного истребителя J-15 перед его первой посадкой на палубу. После облётов корабля и «конвейерных» пробежек25 ноября 2012 года впервые в истории китайского флота была выполнена посадка истребителя на палубу с зацепом троса.

Авианосец «Ляонин» в открытом море

5 декабря 2013 года в Южно-Китайском море один из кораблей эскорта «Ляонина» едва не столкнулся с американским ракетным крейсером USS Cowpens типа Ticonderoga, который сопровождал китайское авианосное соединение. Как американская, так и китайская сторона обвинили в инциденте друг друга.

7 апреля 2014 года на корабле побывал Чак Хейгел, министр обороны США: находясь с официальным визитом в КНР, он специально попросил о возможности осмотреть первый китайский авианосец. В течение двух часов для министра и его сопровождающих были организованы экскурсии на мостик, полётную палубу, стартовый командный пост (из которого осуществляется управление полётами), а также в лазарет, жилые помещения и столовую младшего офицерского состава. После своего визита Хейгел заявил, что его впечатлила профессиональная подготовка экипажа авианосца, но при этом китайцам ещё предстоит многому научиться в области палубной авиации.

В октябре 2014 года, согласно сообщениям СМИ, во время учебного похода на авианосце произошла авария в машинно-котельном отделении с разрывом одной из магистралей пара низкого давления. В результате корабль на время лишился электроэнергии, но в скором времени проблема была устранена силами экипажа.

В конце сентября 2015 года ряд новостных сайтов сообщил о том, что китайский авианосец пришёл в Средиземное море и 25 сентября ошвартовался в порту Тартус (Сирия). Утверждалось, что корабль пришёл без авиагруппы, которая ожидается к середине ноября 2015 года. Документальных свидетельств или заявлений официальных лиц на эту тему так и не появилось. Поскольку столь крупный корабль практически невозможно было бы провести через Тихий и Индийский океаны незамеченным, а сообщений об его обнаружении в зонах боевого дежурства индийских ВМС или американских флотов не поступало, можно утверждать, что новость о появлении «Ляонина» в Средиземном море была дезинформацией.

Авианосец «Ляонин» с кораблями охранения в походе, декабрь 2016 года

24 декабря 2016 года авианосец в составе отряда боевых кораблей ВМС Китая вышел в западную часть Тихого океана для проведения учений; 25 декабря морские силы самообороны Японии зафиксировали проход китайского авианосного соединения, вышедшего из Печилийского залива на юг. В состав авианосной группы, помимо «Ляонина», входили также эсминцы УРО «Гуаньчжоу», «Хайкоу» и «Чанша», фрегаты УРО «Яньтай» и «Линьи», корвет «Чжучжоу», а также судно комплексного снабжения. Китайское соединение проследовало в Южно-Китайское море, где выполнило демонстрацию силы с полётами палубной авиации и ракетными стрельбами в районе спорных островов Спратли.

В январе 2017 года авианосец через Тайваньский пролив совершил поход в Южно-Китайское море, где занимался боевой подготовкой.

6 июля 2017 года корабль прибыл в Сянган (Гонконг) для участия в торжествах по случаю годовщины возвращения бывшей британской колонии Гонконг под управление Китая. С 7 по 12 июля авианосец был открыт для посещения публикой.

22 апреля 2018 года в составе соединения занимался отработкой учебно-боевых задач в Восточно-Китайском море.

«Адмирал Кузнецов»

Среди авианосцев Европы и Азии выделяется корабль, получивший название в честь великого адмирала МФ СССР, Кузнецова. Этот гигант считается одним из мощнейших и крупнейших.

Разработка авианосца началась в 1982 году. Технические показатели гиганта обещали сделать из него передовой авианосец. Палубу задумали сделать удлиненной, чтобы истребители Су-25 и Су-27 имели возможность взлетать. На военном корабле “Адмирал Кузнецов” впервые применили оптическую систему посадки на авианосец «Луна».

Длина «Адмирала Кутузова» составляет чуть больше трехсот метров, что позволяет размещаться на нем 25 вертолетам и такому же количеству самолетов. Если судить по боевому и радиолокационному оснащению, то наш авианосец непременно займет место среди лидеров. На его палубе находятся двенадцать ПУ «Гранит», восемь «Кортиков», шесть артиллерийских установок АК-630М и четыре установки «Кинжал». Благодаря такому мощному вооружению авианосец может вести бесперебойный огонь длительное время. На данный момент на действующем авианосце решено полностью заменить истребители Су-33 на МиГ-29К, а в дальнейшем приступить к капитальному ремонту.

https://youtube.com/watch?v=yVWIziBwqGw

Примечания

  1. По ватерлинии.
  2. Максимальная
  3. В некоторых источниках — 36.
  4. на HMS Indomitable
  5. На HMS Indomitable ангар сделали двухярусным и за счёт уменьшения его толщины брони авиагруппа была увеличена на 12 самолётов, из-за чего в литературе он порой выделяется в отдельный тип.
  6. На HMS Indomitable — 385.
  7. при угле возвышения орудия в 45°
  8. осколочно-фугасные снаряды с повышенной начальной скоростью HE НV
  9. при угле возвышения орудия в 80°
  10. осколочно-фугасные снаряды с повышенной начальной скоростью HE НV
  11. На HMS Victorious после модернизации 1950 года.
  12. Только на HMS Victorious.
  13. некоторые эскадрильи.
  14. Только на HMS Victorious.

Этот корабль в искусстве

В фантастической повести Е. Л. Войскунского «Командировка» (опубликованной в 2000 году) сюжет разворачивается вокруг недостроенного авианосного крейсера «Дмитрий Пожарский», ещё с советских времён стоящего у причала в городе Приморске на Чёрном море и назначенного для продажи в Латинскую Америку. И город, и корабль в повести вымышлены, но в этом описании легко узнаётся крейсер «Варяг», до лета 2000 года стоявший у достроечной стенки в Николаеве. По сюжету повести, в 2017 году выстрел из пушки крейсера должен был подать сигнал к началу вооружённого восстания, направленного на реставрацию советской власти.

Фантастический роман А. И. Первушина «Операция „ Копьё“» (авторское название «Небесное копьё», впервые опубликован в 2001 году) издавался также под названием «Крейсер „Варяг“». По сюжету романа тяжёлый авианосный крейсер «Варяг», формально купленный туристической фирмой, был на самом деле тайно достроен для ВМФ России и в обстановке строжайшей секретности отправлен к берегам Антарктиды для поисков магического артефакта. В походе «Варягу» противостоит многоцелевая авианосная группа ВМС США, также направленная в район поиска.

Индия

2 авианосца: Viraat («Вираат») полное водоизмещение 28 700 т; длина 198 м; самолетов 21; скорость 28 узлов. «Викрамадитья» водоизмещение полное 45 500 т; длина габаритная 274 м; ширина габаритная 53,2 м; скорость хода максимальная 32 узла; авиационная группа 14-16 самолётов МиГ-29К, 2 МиГ-29КУБ, до 10 вертолётов Ка-28 , Ка-31.

Индия проводит последовательную политику, направленную на развитие своего авианосного флота. В 1986 году было достигнуто соглашение с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес», вошедшего в состав ВМФ Индии под названием «Вираат», и до сих пор находящегося в строю.

Авианосцы: на первом плане «Викрамадитья» (INS Vikramaditya (R33)) и «Вираат» (INS Viraat (R22)) – на заднем вместе с группой самолетов Sea Harrier из Viraat в Аравийском море Дата 3 января 2014 года.

Авианосец «Викрамадитья» сооружен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным авианосцем. В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное.

Бразилия

1 авианосец Sao Paulo («Сан-Паулу») полное водоизмещение 32 700 т; полная длина 265 м; самолетов 12-14; вертолетов 9-11; скорость 32 узла.

Выведенный из состава французского флота осенью 2000 года авианосец «Фош» был куплен Бразилией, получив название «Сан-Паулу».

Италия

1 авианосец Giuseppe Garibaldi («Джузеппе Гарибальди») полное водоизмещение 13 850 т: длина 180,2 м: самолетов 12; скорость 29,5 узла.

Испания

1 авианосец Principe De Asturias («Принсипе де Астуриас») полное водоизмещение 16 700 т; длина 195,7 м; самолетов 17; скорость 26 узлов.

Тайланд

1 авианосец Chakri Nareubet («Чакри Нареубет») полное водоизмещение 11 486 т; длина 167 м; самолетов 10; скорость 26,2 узла.

«Чакри Нареубет» построен испанцами по заказу ВМС Таиланда на базе проекта «Принсипе де Астуриас», хотя и уступает ему в размерах. Не исключено, что на постройку для Таиланда еще одного легкого авианесущего корабля в ближайшее время будет заключен контракт с Германией. 

Ссылки[править | править код]

  • Крылья над морем, часть 1, статья Lenta.ru
  • Крылья над морем, часть 2, статья Lenta.ru
Текущая версия статьи о военной технике. Помогите Традиции, исправьте и дополните её.

Авианосцы Бразилии

В строю:
NAe São Paulo

Выведены из состава флота:
NAeL Minas Gerais

Авианосцы Германии

Только в проекте: Авианосец I (1916)

Недостроены:
Граф Цеппелин |
Авианосец Б |
Зейдлиц |
Де Грасс

Авианосцы Индии

В проекте: Вишал

В строю:
Викрамадитья |
Вираат

Выведены из состава флота или в постройке:
Викрант (R11) |
Викрант

Авианосцы Италии

В строю:
«Джузеппе Гарибальди» |
«Кавур»

Выведены из состава флота или в постройке:
«Спарвьеро» |
«Акуила» |
«Джузеппе Миралья» |
«Европа»

Комплектация

Подготовка авианосца к бою это сугубо индивидуальный процесс, зависящий как от самого авианосца, так и от манеры игры. Также влияние оказывает и финансовая сторона вопроса, т.к. модернизации и камуфляжи платные.
Необходимо учитывать и уровень корабля — часть оборудования и расходников доступны только с определенного.

В первый слот можно поставить только модернизацию «Авиагруппы Модификация 1», которая увеличит скорость возвращения самолетов после атаки на 20%. Во второй — также безальтернативную «Авиационные двигатели Модификация 1», которая увеличит время работы форсажа на 10%. А вот в третьем слоте есть выбор — можно увеличить время атаки штурмовиков («Штурмовики Модификация 1»), или торпедоносцев («Торпедоносцы Модификация 1»), а так же усилить торпедное вооружение («Авиационные торпеды Модификация 1»).
Четвертый слот же предлагает далее продолжить специализацию по типам самолетов (штурмовики или торпедоносцы) — можно выбрать одну из следующих модернизаций на увеличение живучести на 7,5%:

  • «Торпедоносцы Модификация 2»;
  • «Штурмовики Модификация 2»;
  • «Бомбардировщики Модификация 2».

Пятый слот также предлагает альтернативу — на этот раз между снижением заметности (на 10% — «Система маскировки Модификация 1») и снижением времени подготовки и увеличением места на палубе (на 5% и на 2 соответственно соответственно — «Полётный контроль Модификация 1»). Хотя лучшим выбором будет вторая.
А вот в крайнем слоте лучше выбрать модернизацию «Авиагруппы Модификация 2», которая увеличит живучесть самолетов на 7,5% — таким образом, можно при использовании в четвертом слоте какой-либо авиационной модернизации повысить боеспособность одного типа самолетов на 15%. Хотя можно поставить и «Полетный контроль Модификация 2», которая увеличит скорость самолетов на 5%.

Авианосцы имеют собственные навыки командира корабля.
По ним выбор сложнее, т.к. возможны различные комбинации, но из первоочередных можно порекомендовать следующие:

  • I уровень — «Воздушное господство»: уменьшает на 5% время восстановления самолётов;
  • II уровень — «Улучшенные двигатели»: увеличивает на 2,5% скорость эскадрилий авианосца;
  • III уровень:
    • «Мастер борьбы за живучесть»: увеличивает на 25 очков боеспособность самолета за каждый уровень корабля;
    • «Авиационная броня»: снижает на 10% постоянный урона ПВО ближнего, среднего и дальнего действия.
  • IV уровень — «Усиленная авиационная броня»: снижает на 25% урон от разрывов снарядов ПВО.

На текущий момент выбор снаряжения отсутствует.

А вот из боевых флажных сигналов можно выделить следующие, которые могут улучшить характеристики вооружения самолетов:

  • Victor Lima — увеличит на 1% вероятность вызвать пожар осколочно-фугасной бомбой и на 0,5% вероятность вызвать пожар ракетой, а также на 4% вероятность вызвать затопление;
  • India X-Ray — увеличит на 1% вероятность вызвать пожар осколочно-фугасной бомбой и на 0,5% вероятность вызвать пожар ракетой;
  • Juliet Whiskey Unaone — увеличит на 15% вероятность вызвать затопление.

Остальные флажные сигналы — по желанию и при наличии.

Из стандартного камуфляжа можно порекомендовать «Тип 1», который снижает заметность корабля. Хотя если хочется быть поближе к полю сражению, то лучше использовать универсальный «Тип 5», который и маскировку увеличит, и увеличит рассеивание снарядов противника. Ну и при наличии камуфляжей, имеющих экономические бонусы, можно применить и их. Плюс можно вообще использовать постоянный камуфляж, если получить его каким-либо способом.

Черноморские опыты

Родоначальником морской авиации России по праву нужно считать капитана корпуса инженер-механиков флота и одного из первых русских летчиков Льва Мациевича. Именно он в 1909 году обратился к начальнику Морского генерального штаба контр-адмиралу Андрею Эбергарду с идеей размещать на кораблях или вспомогательных судах аэропланы, которые могли бы использоваться для связи судов между собой или с берегом. Идеи применения «этажерок» в боевых целях Лев Мациевич не выдвинул, поскольку в то время на них попросту не устанавливалось никакого вооружения. А вот мысли по поводу того, как запускать и принимать при посадке аэропланы он проработал довольно детально: первое предлагалось делать в том числе с помощью электрической лебедки, а второе — с помощью специальных сетей.

Гибель в авиакатастрофе в 1910 году не позволила Льву Мациевичу довести свой проект до воплощения, хотя Морской генеральный штаб в целом поддерживал эту идею. Особенно внимательно военные моряки отнеслись к той части доклада летчика, в которой он говорил о возможности создания поплавковых гидросамолетов, и это понятно. Такие аэропланы можно было хранить на кораблях, а стартовать они могли с водной поверхности, впрочем, как и приводняться рядом с бортом. Достаточно было предварительно выгрузить гидроплан с судна-носителя или поднять его обратно после выполнения задачи, а такие процедуры можно было проделывать на имеющемся оборудовании, которое требовалось лишь немного доработать.

Именно по этому пути и пошла морская авиация России. В 1913 году сначала на Черном море, а потом и на Балтике начались эксперименты по размещению поплавковых аэропланов «Кертисс» на транспорте «Днепр», яхте «Алмаз» и крейсере «Кагул». Увы, первые опыты нельзя назвать удачными: например, для разборки ангара на «Днепре», где хранились гидропланы, уходило несколько часов, а при спуске и подъеме самолетов штатными грузовыми стрелами страдали их плоскости и элероны. Но эти результаты были учтены позднее, когда дело дошло до постройки настоящих гидроавиатранспортов, то есть кораблей, приспособленных для хранения и спуска-подъема гидропланов — прообразов будущих авианосцев.

Постройка и испытания

Спуск на воду HMS Victorious (16 сентября 1939 года).

28 ноября 1936 года Адмиралтейство огласило тендер на строительство двух новых авианосцев, на который были приглашены компании John Brown, Cammel Laird, Fairfield, Harland and Wolff, Hawtorn Leslie, Scotts, Swan Hinter и Vickers Armstrong. Наиболее дешевое предложение последовало от компании Vickers Armstrong, которые предложили для постройки свои верфи Barrow Yard и Walker Yard города Тайн. Стоимость корпуса оценивалась в 1 млн. 690 тыс. фунтов, машинного отделения — в 705 тыс. фунтов. Общая стоимость постройки корабля составляла 2 млн. 395 тыс. фунтов стерлингов, не считая 17 950 фунтов страховки. Сроки постройки ограничивались 36-ю месяцами. 13 января 1937 года был заключен договор на постройку двух авианосцев типа Illustrious с компанией Vickers Armstrong и первые два корабля серии: HMS Illustrious и HMS Victorious были заложены весной 1937 года. Заказ на третий авианосец HMS Formidable Vickers Armstrong проиграла Harland and Wolff и он был заложен на верфи этой компании в Белфасте 17 июня того же года. Учтя неудачный опыт Vickers Armstrong вновь смогла предложить лучшие условия для четвертого корабля серии HMS Indomitable и уже 10 ноября приступить к его строительству.

Постройка авианосцев велась очень быстро и головной корабль серии (HMS Illustrious) был спущен на воду уже 5 апреля 1939 года, следом — 17 августа — закончили строительство HMS Formidable. HMS Victorious был спущен на воду всего через две недели после начала Второй мировой войны, а HMS Indomitable был закончен 26 марта 1940 года.

Испытания и доводка авианосцев также прошли по плану и вся серия успешно вошла в состав Королевского флота с полугодовыми интервалами с 25 мая 1940 года по 11 октября 1941 года. Ускоренное проектирование и быстрая постройка кораблей привела к тому, что в ходе войны Великобритания поддерживала на довоенном уровне свою авианосную группировку. Новые корабли успевали заменить потерянные в боях.

Авианосный парк США

1 авианосец Enterprise («Энтерпрайз») полное водоизмещение 89 100 т; длина 342,4 м; самолетов 80; скорость 32 узла. Списан 1 декабря 2012 года

9 авианосцев типа Nimitz («Гарри Трумэн», «Джон Стэннис», «Джордж Вашингтон», «Авраам Линкольн», «Теодор Рузвельт», «Карл Винсон», «Дуайт Эйзенхауэр», «Джордж Буш-старший», «Рональд Рейган»). Полное водоизмещение 91 440 т; длина 331,7 м; самолетов 80;  скорость 31 узел.

3 авианосца типа Kitty Hawk («Констеллейшн», «Китти Хоук», «Джон Ф. Кеннеди») полное водоизмещение 80 950 т;  длина 319,3 м; самолетов 95; скорость 33,6 узла.

10 универсальных десантный кораблей (1 – типа «Тарава», который устарел; 8 – совеременные типа «Уосп»; 1 – новейший «Америка». Водоизмещение: 40 тыс. тонн; длина 250 м.

Они способны перевозить и высаживать на берег, а также поддерживать действия экспедиционного батальона морской пехоты (2000 чел.) со всей техникой. Док-камера в корме служит для обслуживания амфибийных десантных барж (типа LCAC) на воздушной подушке, а также традиционных, типа LCU-1610, которые доставляют на берег тяжелую технику. В ангаре под полетной палубой размещается до 40 единиц летной техники, которые действуют с 8-10 посадочных мест на летной палубе.

 Целевая группа пятьдесят один (CTF-51) универсальных десантных кораблей собрались вместе в беспрецедентном до этого формирования во время операции в Персидского заливе. Это был первый раз, когда шесть универсальных палубных десантные кораблей из Восточного и Западного побережий развернули в одном районе операции. Во главе с флагманское судно Тарава (LHA 1), остальные корабли  (слева направо): Боном Ричард (LHD 6), Кирсердж (LHD 3), Батаан (LHD 5), USS Сайпан (LHA 2) , и Боксер (LHD 4). CTF-51 привела десантные войска ​​в регион Персидского залива во время операции по освобождению Ирака. Головной и корабль и первый с левого борта — типа «Тарава», остальные — типа «Уосп». Дата 20 апреля 2003.
 Самая большая группа из 32 кораблей разного класса для  морского десанта собиралась с целью высадки в Инчхон, во время Корейской войны.

Литература и источники информации

Литература

  • Полмар Норман Авианосцы, том 1. — Москва: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 168 с. — ISBN 9785445823094
  • Морозов М.Э., Балакин С.А. Авианосцы мира 1939-1945. — Москва: Морской исторический альманах № 2, 2000 г. (специальный выпуск), 2000. — 111 с.
  • Под редакцией инж. Н.Н.Волкова и инж. Н.Я.Мальцева Авианосцы. Сборник переводов из инопериодики. — Ленинград: ОНТБ, 1939. — 307 с.

Ссылки

  • Авианосцы типа Illustrious(англ.)
  • Авианосцы типа Illustrious(рус.)
  • Авианосцы типа Illustrious(рус.)
  • Авианосцы типа Illustrious.(рус.)
  • Авианосцы типа Illustrious.(рус.)
  • Авианосец с тяжелой наследственностью.(рус.)

История[править | править код]

Eugene B. Ely сразу после взлёта с палубы USS Birmingham

Eugene B. Ely перед посадкой на USS Pennsylvania

Авианесущий крейсер «Новороссийск»

Первый взлёт с палубы совершил 14 ноября американец Eugene B. Ely с борта лёгкого крейсера «Бирмингем» (англ. USS Birmingham (CL-2)). Это стало возможно благодаря установленной на носу судна взлётной платформе.
Через два месяца, 18 января года, он же совершил посадку на борт бронированного (бронепалубного) крейсера «Пенсильвания» (англ. USS Pennsylvania). Специально для этого была смонтирована деревянная взлётная палуба, с которой лётчик вскоре после успешной посадки снова взлетел.

Первым настоящим авианосцем являлся британский авианосец «Арк Роял» (англ. Ark Royal), который был принят на вооружение в году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и проводил бомбардировки турецких позиций. Через некоторое время в США переоборудовали в авианосец угольный транспорт, который получил название «Лэнгли» (англ. USS Langley (CV-1))..

Во время Первой мировой войны и в течение нескольких лет после её окончания в авианосцы были перестроены различные военные корабли, например, линейные крейсеры «Корейджес», «Глориес» и «Фьюриес» и линкор «Альмиранте Кохрейн» (авианосец «Игл») в ВМФ Великобритании, линкор «Беарн» в ВМФ Франции, линейный крейсер «Лексингтон» в ВМФ США.

В начале Второй мировой войны, в связи с нехваткой полноценных авианосцев, ВМФ Великобритании и ВМФ Нидерландов начали применять обычные торговые суда, переделанные в торговые авианосцы и катапультные авианесущие транспорты. Однако, после вступления в войну США на американских верфях для собственных нужд и для нужд союзных флотов было построено большое количество эскортных авианосцев.

Во второй мировой войне японские и американские авианосцы уже играли ведущую роль в тихоокеанских сражениях. Например, знаменитая атака на Пёрл-Харбор была произведена с помощью пикирующих бомбардировщиков, дислоцированных на шести японских авианосцах.

После окончания Второй мировой войны и по сей день, авианосцы активно используются ВМФ США в конфликтах различной интенсивности (Вьетнам, Ирак, Афганистан, Косово).

Первый авианосец с ядерной двигательной установкой был введён в строй в году. Им стал «Энтерпрайз» (англ. USS Enterprise (CVN-65)), который, имея длину 336 метров, является крупнейшим боевым кораблём за всю историю человечества.

Особым типом авианесущих судов являлись плавучие базы гидросамолётов, авиаматки, классифицировавшиеся в разных флотах как авиатендеры или гидроавианосцы. Данный тип кораблей мог обеспечить перемещение и взлёт гидросамолётов, но не обеспечивал их посадку, вследствие чего самолёты садились на воду и в последствии поднимались на борт судна кранами.

В СССР первые предэскизные проекты авианосцев были выполнены в году. Тем не менее, после смещения адмирала Н. Г. Кузнецова с должности Главкома Военно-морского флота в году, все проекты постройки авианосцев были закрыты новым Главкомом С. Г. Горшковым. Авианосцы клеймились советской пропагандой как орудие агрессии. Их боевые возможности и живучесть занижались, а роль и возможности советских ракетных крейсеров завышались. После прихода к власти Брежнева и назначения министром обороны А. А. Гречко в году, Горшков изменил своё мнение. Результатом этого стала постройка авианосцев «Минск», «Киев», «Новороссийск» с размещением на них самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-36МФ.

Ввиду переоценки боевых возможностей СВВП постройка авианосца, способного нести самолёты традиционного типа откладывалась. Из-за этого первый и единственный авианосец такого типа, Проект 1143.5, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», был спущен на воду только в и принят на вооружение в году.

Все советские и российские авианосцы обозначаются как «авианесущий крейсер» для того, чтобы иметь возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход авианосцев по которому не разрешается на основании Конвенции о режиме проливов от 1936 года.

«Императорские» авиатранспорты

«Орлица» так и осталась единственным кораблем-носителем гидропланов в составе Балтийского флота. Остальные одиннадцать русских гидроавиатранспортов, которые успели переоборудовать до выхода России из Первой мировой войны, служили на Черном море. Это были уже упомянутые транспорт «Днепр», яхта «Алмаз» и бронепалубный крейсер «Кагул», а также бывшие пассажирские пароходы «Император Александр I» и «Император Николай I» и переоборудованные из румынских грузопассажирских судов «Дакия», «Император Траян», «Король Карл», «Принчипесса Мария» и «Румыния».

Оба «императорских» гидроавиатранспорта до начала войны принадлежали Русскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ) и ходили на Черном море, а затем были мобилизованы и превратились во вспомогательные крейсеры II класса. Примечательно, что один из этих крейсеров — «Император Александр I» — первоначально носил имя «Император Александр III», он был переименован после призыва на военную службу, поскольку в составе Черноморского флота уже служил линкор с таким же именем. Оба гидроавиатранспорта наряду с «Алмазом» и «Румынией» в самом конце декабря 1916 года вошли в состав первого в истории русского флота настоящего авианесущего соединения — отряда (позднее дивизиона) корабельной авиации. Согласно утвержденному в конце ноября 1916 года «Положению о дивизионе корабельной авиации», он был предназначен «действовать вдали от своих прибрежных районов, независимо от постоянных прибрежных воздушных станций» и состоял из тридцати двух гидросамолетов и четырех кораблей.

Два корабля из состава дивизиона — те самые «императорские» гидроавиатранспорты — участвовали 7 февраля (23 января по ст. ст.) 1916 года в налете на Зонгулдак и в других боевых операциях. Активно воевал и гидроавиатранспорт «Алмаз», который нес на борту сначала два, а затем четыре гидросамолета М-5 конструкции Дмитрия Григоровича. В самом начале войны бывшая яхта, ставшая крейсером II ранга, участвовала в поисках переданного Турции германского крейсера «Гебен», а ее гидросамолеты вели противолодочную разведку и выполняли связные функции. Всего же за годы Первой мировой войны с участием «Алмаза» были потоплены шесть судов противника. Крейсеры «Память Меркурия» и «Кагул», тоже переоборудованные под размещение гидросамолетов, не менее активно воевали, хотя и не как гидроавиатранпорты, а как обычные боевые корабли. А вот «Днепр» в серьезных операциях не участвовал, поскольку к тому времени был уже сильно устаревшим и служил учебным судном для морских летчиков Черноморского флота.

По-разному сложилась и судьба переданных России 9 сентября 1916 года пяти румынских грузопассажирских пароходов, которые с самого начала решено было переоборудовать под гидроавиатранспорты. Из них в серьезных боевых операциях довелось участвовать прежде всего «Румынии», чьи гидросамолеты М-9 в 1917 году вели аэрофотосъемку босфорских укреплений и бомбардировали их, а «Дакия» и «Король Карл» в августе 1917 года поддерживали огнем бортовой артиллерии и вылетами своих гидропланов операции Румынского фронта. Остальные два «румынских» гидроавиатранспорта принять участие в боевых действиях не успели, а после революции все пять кораблей были возвращены Румынии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector