Первые реактивные самолеты

МИГ-21 — гроза вьетнамских небес

Многоцелевой истребитель (СССР)

МиГ-21 в боевой раскраске венгерских ВВС

Самолет МиГ-21 был разработан ОКБ имени А. И. Микояна и М. И. Гуревича в 1953— 1956 годах. Перед конструкторами поставили задачу создать маневренную машину с самой высокой на то время сверхзвуковой скоростью. Это повлекло за собой конструктивные решения, изменившие форму самолета: появились сигарообразный фюзеляж и треугольное крыло с небольшим удлинением, круглый воздухозаборник и коническая форма центральной части тела истребителя.

Первый МиГ-21 (тогда он имел обозначение Е-2) был поднят в воздух в 1955 году летчиком-испытателем Г. К. Мосоловым. В 1956 году В. А. Нефедов проверял опытный образец самолета Е-5, после чего за ним окончательно закрепилось название МиГ-21.

Он стал одним из самых знаменитых в мире реактивных истребителей второго поколения, к которому относят самолеты, обладающие сверхзвуковой скоростью, оснащенные радарами и радиоуправляемыми ракетами. Впервые МиГ-21 проявил себя в небе над ГДР в 1966 году, сбив американский самолет-разведчик RB-66.

Третье поколение МиГ-21 широко применялось в воздухе над воюющим Вьетнамом, где истребители успешно сражались с американскими «Фантомами F-4». Последняя модификация, названная МиГ-21бис, по летным характеристикам уже не уступала даже F-16A.

Самолет узнали и оценили во многих уголках планеты: он состоял на вооружении 25 стран мира. Даже сейчас он стоит на службе в 21 стране. МиГи выпускались по лицензии в Индии, Чехословакии и Китае.

За всю историю было выпущено около 11 500 единиц техники данной модели.

По данным на 1999 год в строю все еще находилось около 3300 самолетов этого семейства.

Наша вечная борьба хорошего с еще лучшим

В конце 70-х годов два советских авиационных КБ боролись за то, чтобы их истребители получили оборонный заказ. У каждого из них были свои преимущества и, конечно же, недостатки. В пользу Су-27 говорили его лучшие летные характеристики, мощная бортовая РЛС и большая полезная нагрузка. МиГ-29 отличался меньшей стоимостью, неприхотливостью, способностью взлетать и садится на малоподготовленных аэродромах, имея при этом также очень неплохие ЛТХ. Логично было бы запустить в серию оба самолета, отдав количественное преимущество микояновцам, но советское Министерство обороны решило строить больше «Сухих». Сравнение МиГ-29 и Су-27 производилось по формальным признакам, без учета практического опыта применения машин различных классов. Генеральный конструктор Михаил Петрович Симонов сумел убедить руководство МО СССР в безусловном превосходстве своего самолета.

Затем случилась всеобщая перестройка, и денег в государственной казне стало меньше, что вынудило правительство существенно урезать оборонные расходы. МиГ отошел на второй план, в 90-е программа получала вдвое меньшее финансирование, чем Су. Микояновцам нужно было что-то предпринимать для спасения своего детища от полного забвения.

Другие форсунки

Большинство людей используют термин «реактивный самолет» для обозначения воздушно-реактивных двигателей на основе газовых турбин , но и ракеты, и ГПВРД также приводятся в движение реактивным двигателем.

Крылатые ракеты — это одноразовые беспилотные реактивные самолеты, приводимые в действие в основном прямоточными или турбореактивными двигателями, а иногда и турбовентиляторными двигателями, но они часто будут иметь ракетную силовую установку для начальной тяги.

Самым быстрым реактивным самолетом с воздушным дыханием является беспилотный ГПВР X-43 со скоростью около 9–10 Махов.

Самый быстрый пилотируемый (ракетный) самолет — X-15 на скорости 6,85 Маха.

Space Shuttle , в то время как гораздо быстрее , чем X-43 или Х-15, не рассматривается в качестве воздушного судна во время подъема , как это осуществлялось баллистическим ракетным тяги, а не воздух. При входе в атмосферу он был классифицирован (как планер) как самолет без двигателя. Первый полет был в 1981 году.

Белл 533 (одна тысяча девятьсот шестьдесят четыре), Локхид ХН-51 (1965), а также Sikorsky S-69 (1977-1981) являются примеры соединения вертолета конструкции , где струя выхлопных газов добавляются к передней тяге. Хиллер YH-32 Хорнет и Фейри Ультра легкого вертолет был среди многих вертолетов , где роторы были вызваны наконечником струями .

Реактивное питанием wingsuits существует — питание от реактивных двигателей модели самолетов — но непродолжительны и необходимости быть запущена на высоту.

Несколько интересных фактов

Сейчас существуют лайнеры, способные вмещать в себе большое количество пассажиров и грузов, обладающие огромными размерами и невообразимой скоростью свыше 3000 км/час, оборудованные современной боевой экипировкой. Но есть несколько поистине удивительных конструкций; в число реактивных самолетов-рекордсменов входят:

  1. «AirbusA380» – самый вместительный аппарат, способный принять на своем борту 853 пассажира, что обеспечено двухпалубной конструкцией. Он же по совместительству один из роскошнейших и дорогостоящих авиалайнеров современности. Авиа предлагает клиентам многочисленные удобства, здесь есть турецкая баня, VIP-апартаменты и каюты, спальные комнаты, бары и лифт. Но такие опции есть не во всех аппаратах, все зависит от авиакомпании.

Самый крупный пассажирский лайнер в воздухе

  1. «Boeing 747» – более 35 лет считался наиболее пассажировместительным двухэтажным лайнером и мог расположить 524 пассажира;
  2. «АН-225 Мрия» – грузовой летательный аппарат, который может похвастаться грузоподъемностью в 250 тонн;
  3. «LockheedSR-71» – реактивный самолет, достигающий во время полета скорости 3529 км/час.

Проблемы первых реактивных самолетов

Ошибок немецких конструкторов было несколько. Во-первых, двигатель был выбран жидкостно-реактивный. В нем использовались метанол и перекись водорода. Они выполняли функции горючего и окислителя.

Разработчики предполагали, что эти реактивные самолеты смогут развивать скорость до одной тысячи километров в час. Однако на практике удалось добиться скорости только в 750 километров в час.

Во-вторых, у самолета был непомерный расход топлива. С собой его приходилось брать столько, что авиасудно могло удалиться максимум на 60 километров от аэродрома. После ему требовалась дозаправка. Единственным плюсом, в сравнении с другими ранними моделями, стала быстрая скорость набора высоты. Она составляла 60 метров в секунду. При этом в судьбе этой модели определенную роль сыграли субъективные факторы. Так, она просто-напросто не понравилась Адольфу Гитлеру, который присутствовал на одном из пробных пусков.

Сравнение

Региональные самолеты
Модель Доставка Построено Сиденья / ряд Места 1-го класса Крыло (м²) Взлетная масса (т) Двигатели Диапазон (миль)
SE 210 Каравелла 1959-1972 гг. 282 5 90–131 147 43,5-58 2 × Avon / JT8D 890–1 800
BAC One-Eleven 1965–1989 244 5 89-119 91-95,8 35,6–47,4 2 × Спей 720–1621
Яковлев Як-40 1968–1981 1,011 4 32 70 15.5 3 × АИ-25 970
Fokker F28 1969–1987 241 5 65–85 76,4-79 29,5–33,1 2 × Спей 900–1550
Туполев Ту-134 1970–1989 852 4 72–84 127,3 47 2 × Д-30 1 000–1 600
BAe 146 1983–2001 гг. 387 5 70–112 77,3 38,1–44,2 4 × ALF 502 1,800–2090
Fokker 100 / 1988–1997 330 5 79–122 93,5 39,9–45,8 2 × Тай 1,323–1841
CRJ100 / 200 1992–2006 1,021 4 50 48,4 24 2 × GE CF34 1,650–1,700
Embraer ERJ 1997–2020 гг. 1,231 3 37–50 51,2 20-24,1 2 × AE 3007 1,650–2,000
Дорнье 328JET 1999–2002 гг. 110 3 30–33 40 15,7 2 × PW300 1,480
CRJ700 / 900/1000 2001-настоящее время 845 4 78-104 70,6–77,4 34-41,6 2 × GE CF34 1,378–1622
Embraer E-Jet 2004-настоящее время 1,566 4 72-116 72,7–92,5 38,6-52,3 2 × GE CF34 2 150–2450
Антонов Ан-148 /158 2009-настоящее время 47 5 85-99 87,3 43,7 2 × Д-436 1,300–2400
Сухой SSJ100 2011-настоящее время 172 5 108 83,8 45,9–49,5 2 × SaM146 1,646–2472
Comac ARJ21 2015-настоящее время 45 5 90-105 79,9 43,5–47,2 2 × GE CF34 1,800–2,000
Узкофюзеляжные реактивные авиалайнеры
Модель Доставка Построено Сиденья / ряд Места 1-го класса Крыло (м²) Взлетная масса (т) Двигатели Диапазон (миль)
de Havilland Comet 1952-1964 гг. 114 5 99 187–197 50-71 4 × Призрак / Эйвон 1,300–2,802
Боинг — 707 / 1958–1978 1019 6 156–194 226-283 104–151,5 4 × JT3C / 4A / 3D / RB.80 2 800–5 000
Дуглас DC-8 1959-1972 гг. 556 6 177–259 234 124–161 4 × JT3C / 4A / 3D / RB.80 3 760-5 200
Convair 880 / 1960-1963 102 5 110–149 190-209 83,7-115 4 × GE CJ805 2,472–3,302
Туполев Ту-154 1962-2006 гг. 1,026 6 180 201,5 98-104 3 × НК-8 / Д-30 1 300–2850
Боинг 727 1964–1984 1832 6 125-155 153 76,7-95,1 3 × JT8D 1 900–2550
HS Trident 1964–1978 116 6 101–180 126-136 48,5-68 3 × Спей 1,170–2350
Виккерс VC10 1964-1970 54 6 151 265 152 4 × RB.80 Конвей 5 080
Дуглас DC-9 1965–1982 976 5 90–135 86,8-93 41,1-54,9 2 × JT8D 1,200–1500
Ильюшин Ил-62 1967–1995 292 6 186 280 165 4 × Д-30 5 400
Боинг 737 Оригинал 1968-1988 1,144 6 103-130 91 50-58,1 2 × JT8D 1,540–2600
Яковлев Як-42 1980-2003 гг. 185 6 120 150 57,5 3 × Д-36 2200
МДД МД-80 1980–1999 1,191 5 130-155 112 63,5–72,6 2 × JT8D -200 1,800-2,900
Боинг 757 1983-2004 гг. 1,050 6 221–280 185 115,7–123,8 2 × RB211 / PW2000 3 400–3915
Боинг 737 Классик 1984-2000 гг. 1,988 6 122–168 91 60,6–68 2 × CFM56 2 060–2 375
Airbus A320ceo 1988-настоящее время 8 073 6 117–199 124–128 68-93,5 2 × CFM56 / V2500 / PW6000 3 100–3750
MD-90 / B717 1995–2006 272 5 117–163 93-112 54,9–75,3 2 × BR715 / V2500 1,430-2,237
Туполев Ту-204 1996-настоящее время 86 6 156-215 184 103-111 2 × ПС-90 / РБ211 2,500–3600
Боинг 737НГ 1997-настоящее время 7 065 6 123-215 124,6 65,5–85,1 2 × CFM56 2 935–3 010
Airbus A220 2016-настоящее время 135 5 120–150 112 63,1–69,9 2 × PW1000G 3 350–3400
Airbus A320neo 2016-настоящее время 1,499 6 160–240 124–128 75,5-97 2 × CFM LEAP / PW1000G 3,500–4,000
Боинг 737MAX 2017-настоящее время 387 6 153-204 127 80,3–88,3 2 × CFM LEAP 3 300–3 850
Embraer E-Jet E2 2018-сейчас 29 4 88-146 103 44,8–61,5 2 × PW1000G 2,017–2850
Широкофюзеляжные авиалайнеры
Модель Доставка Построено Сиденья / ряд Тип. сиденья Крыло (м²) Взлетная масса (т) Двигатели Диапазон (миль)
Airbus A300 / Airbus A310 1974–2007 816 8 220-247 219–260 144-172 2 × JT9D / PW4000 / CF6 2 900–5150
Боинг 767 1982-настоящее время 1,200 7 214–296 283-291 143-204 2 × JT9D / PW4000 / CF6 / RB211 3 900–6590
Локхид L-1011 1972–1984 250 9 246–256 321-329 200-231 3 × RB211 4 250–6 090
Airbus A330 / Airbus A330neo 1994-настоящее время 1 506 8 246-300 362 233–251 2 × PW4000 / CF6 / Трент 700 — Трент 7000 6,350-8,150
Боинг 787 2011-настоящее время 992 8/9 242–330 377 228–254 2 × GEnx / Трент 1000 6 430-7 635
Ильюшин Ил-86 / Ил-96 1980-настоящее время 136 9 263–386 300–350 215–270 4 × НК-86 — ПС-90 / PW2000 2,700-6,900
Дуглас DC-10 / MD-11 1971-2000 гг. 586 9 270-323 339 195-286 3 × JT9D / PW4000 / CF6 3,500-6,725
Airbus A350 2015-настоящее время 398 9 315-369 442-464 280-316 2 × Трент XWB 8 100-8 700
Боинг 777 1995-настоящее время 1,649 9/10 313–396 428-437 247-351 2 × PW4000 / Трент 800 / GE90 5 240–8 555
Airbus A340 1993–2011 гг. 377 8 250–370 363-437 275–380 4 × CFM56 / Трент 500 6,700–9,000
B747 / 747SP / 747-400 / 747-8 1970-настоящее время 1,558 10 276-467 511-554 318-448 4 × JT9D / PW4000 / CF6 / RB211 — GEnx 4 620–7 730
Airbus A380 2007-2021 гг. 243 11 575 845 575 4 × Трент 900 / GP7200 8 000

«ЛОКХИД-БОИНГ F-22 РАПТОР» — самолет-невидимка XXI века

Многоцелевой истребитель (США)

Для быстрого достижения сверхзвуковой скорости «Раптор» использует форсаж

«Локхид/Боинг F-22 Раптор» — единственный в мире истребитель пятого поколения, находящийся в серийном производстве. Исследования по такой машине — малозаметной для вражеских локаторов, имеющей сверхзвуковую крейсерскую скорость, способной создавать радиолокационные помехи и бороться с ними, обладающей автоматическими системами ведения огня и управления, — в СССР и США начались одновременно в 1981 году. В СССР тогда никто не помышлял о грядущей перестройке и о том, что работы не будут доведены до конца.

В 1982 году облик американского истребителя стал приобретать конкретные очертания. Первоначально предполагалось, что машина будет наносить удары не только по воздушным, но и по наземным целям. Однако в 1983 году это требование сняли

Появившиеся к тому времени советские истребители Су-27 и МиГ-29 заставили переключить все внимание на борьбу с ними. Вместо обеспечения многофункциональности была поставлена задача достижения высокой маневренности в ближнем бою

В памяти еще оставались свежи уроки Вьетнама.

F-22 после посадки движется по рулежной дорожке к месту стоянки

В 1985 году ВВС США объявили конкурс на создание такой машины. Примерно через год появились сообщения о выходе в финал двух участников: компании «Локхид» совместно с корпорацией «Боинг» и предприятия «Нор-троп» с концерном «Макдоннел-Дуглас». Оба получили контракты на постройку опытных самолетов: YF/A-22 и YF-23. Выбрать американскую машину XXI века предстояло именно из них. Первый самолет напоминал истребитель F-15. Второй имел ромбовидное крыло и специально расположенные двигательные сопла, выводившие выхлопные газы так, чтобы снизить заметность машины. У обоих претендентов была интегральная компоновка, напоминавшая о Су-27.

В 1990 году машины поднялись в воздух. Победил маневренный YF/A-22. Это качество перевесило более высокую скорость и меньшую заметность YF-23. В следующем году началось проектирование серийной машины F/A-22. Она имела очевидное преимущество перед создаваемыми в то же время общеевропейским «Еврофайтером» и французским «Рафалем» за счет способности идти на сверхзвуковой скорости в течение нескольких минут и малой радиолокационной заметности. По оценкам специалистов, с F/A-22 мог сравниться только советский Су-27М. Однако этот самолет не обладал радиолокационной малозаметностью.

Весной 1997 года, вопреки усилиям американского конгресса, который возражал против создания сверхдорогой машины, ставшей, по мнению многих, ненужной после распада СССР, было объявлено о дате первого полета — 29 мая. Самолет получил имя «Раптор» (Raptor), что значит «орел-могильщик». Однако дебютный полет все время откладывался. «Раптор» впервые поднялся в воздух 21 сентября 1997 года. Конструкция истребителя выполнена целиком по стелс-технологии (от англ. stealth — тайный, скрытный).

При пилотировании F-22, обладающего сверхвысокими скоростными, высотными и маневренными характеристиками, у летчиков часто появлялась гипоксия, поэтому в 2008 году были введены

Малоотражающие формы машины, радиопоглощающие материалы и покрытия — все подчинено задаче снижения заметности самолета. На кабину пилота нанесено специальное напыление, создающее помехи радиолокационным системам противника. Собственная радиолокационная система способна обнаруживать и вести до 20 целей одновременно, перехватывая их на расстоянии до 18 км. Помимо разнообразного арсенала тактических ракет большой и средней дальности «Раптор» имеет встроенную пушку, предназначенную для ближнего боя. На декабрь 2011 года было выпущено 187 таких машин, не считая опытных образцов.

Поделиться ссылкой

Модули

  • Таблица
  • Дерево

Двигатель

Уровень Двигатель Мощность двигателя, л.с. / Тяга Тип Масса, кг Стоимость,
IX NAME_MODULE_RD-21_SPEC_TOP_MIG-9_1 1050 реактивный 1320 148000
IX РД-21 1050 реактивный 1320 148000

Конструкция

Уровень Конструкция Живучесть Масса, кг Стоимость,
IX И-308 420 3440 193000
IX NAME_MODULE_I-308_PLANER_SPEC_TOP_MIG-9_1 420 3440 193000

Фюзеляжное вооружение

Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
IX 23-мм НС-23КМУ (Ф) 23 1760 140 420 90 84500
X 23-мм НР-23 (Ф) 23 2000 170 480 90 85000
X WEAPON_NAME_G23MM-NR-23-F_SPEC_TOP_MIG-9_1 23 2000 170 480 90 85000

Фюзеляжное вооружение

Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
VIII WEAPON_NAME_G37MM-N-37-F_SPEC_TOP_MIG-9_1 37 1440 290 180 120 91000

Двигатель

IX

ДвигательNAME_MODULE_RD-21_SPEC_TOP_MIG-9_1

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с. 1050
Тип реактивный
Масса, кг 1320

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

IX

2xNAME_MODULE_RD-21_SPEC_TOP_MIG-9_1

IX24800

ДвигательРД-21

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с. 1050
Тип реактивный
Масса, кг 1320
Стоимость:
Стоимость исследования 24800
Стоимость покупки 148000

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

IX24800

2xРД-21

IX

ДвигательРД-20

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с. 800
Тип реактивный
Масса, кг 1246

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

IX

2xРД-20

Конструкция

VIII

КонструкцияИ-300

Характеристики:
Живучесть 380
Масса, кг 3398

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

VIII

И-300

IX25200

КонструкцияИ-308

Характеристики:
Живучесть 420
Масса, кг 3440
Стоимость:
Стоимость исследования 25200
Стоимость покупки 193000

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

IX25200

И-308

IX

КонструкцияNAME_MODULE_I-308_PLANER_SPEC_TOP_MIG-9_1

Характеристики:
Живучесть 420
Масса, кг 3440

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

IX

NAME_MODULE_I-308_PLANER_SPEC_TOP_MIG-9_1

Фюзеляжное вооружение

VIII

Пулемёт23-мм НС-23КМ (Ф)

Характеристики:
Калибр 23
Начальная скорость снаряда, м/с 1760
Урон 130
Скорострельность, выстр/мин 420
Масса, кг 90

Применяемость:Яковлев Як-15, Сухой Су-9, Лавочкин Ла-160, Микоян, Гуревич МиГ-9

VIII

2×23-мм НС-23КМ (Ф)

IX38000

Пулемёт23-мм НС-23КМУ (Ф)

Характеристики:
Калибр 23
Начальная скорость снаряда, м/с 1760
Урон 140
Скорострельность, выстр/мин 420
Масса, кг 90
Стоимость:
Стоимость исследования 38000
Стоимость покупки 84500

Применяемость:Яковлев Як-15, Сухой Су-9, Микоян, Гуревич МиГ-9

IX38000

2×23-мм НС-23КМУ (Ф)

X47200

Пулемёт23-мм НР-23 (Ф)

Характеристики:
Калибр 23
Начальная скорость снаряда, м/с 2000
Урон 170
Скорострельность, выстр/мин 480
Масса, кг 90
Стоимость:
Стоимость исследования 47200
Стоимость покупки 85000

Применяемость:Лавочкин Ла-15, Ильюшин Ил-40, Яковлев Як-30, Микоян, Гуревич МиГ-15бис, Яковлев Як-15, Яковлев Як-19, Микоян, Гуревич МиГ-9

X47200

2×23-мм НР-23 (Ф)

X

ПулемётWEAPON_NAME_G23MM-NR-23-F_SPEC_TOP_MIG-9_1

Характеристики:
Калибр 23
Начальная скорость снаряда, м/с 2000
Урон 170
Скорострельность, выстр/мин 480
Масса, кг 90
Стоимость:
Стоимость покупки 85000

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

X

2xWEAPON_NAME_G23MM-NR-23-F_SPEC_TOP_MIG-9_1

XМиГ-15бис →

Вооружение отсутствует

Фюзеляжное вооружение

VIII

Пулемёт37-мм H-37KM (Ф)

Характеристики:
Калибр 37
Начальная скорость снаряда, м/с 1440
Урон 290
Скорострельность, выстр/мин 180
Масса, кг 120

Применяемость:Лавочкин Ла-160, Микоян, Гуревич МиГ-9

VIII

37-мм H-37KM (Ф)

VIII

ПулемётWEAPON_NAME_G37MM-N-37-F_SPEC_TOP_MIG-9_1

Характеристики:
Калибр 37
Начальная скорость снаряда, м/с 1440
Урон 290
Скорострельность, выстр/мин 180
Масса, кг 120
Стоимость:
Стоимость покупки 91000

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

VIII

WEAPON_NAME_G37MM-N-37-F_SPEC_TOP_MIG-9_1

Вооружение отсутствует

Вооружение отсутствует

Премиумный самолет Подарочный самолет

Первый серийный образец

Несмотря на неудачу с первым образцом, именно немецким авиаконструкторам удалось раньше всех запустить реактивные самолеты в серийное производство.

На поток был поставлен выпуск модели Me-262. Первый пробный полет этот самолет совершил в 1942 году, в самый разгар Второй мировой войны, когда Германия уже вторглась на территорию Советского Союза. Эта новинка могла существенно повлиять на окончательный исход войны. На вооружение немецкой армии это боевое воздушное судно поступило уже в 1944-м.

Причем выпускался самолет в различных модификациях — и как разведчик, и как штурмовик, и как бомбардировщик, и как истребитель. Всего до конца войны было произведено полторы тысячи таких самолетов.

Эти реактивные военные самолеты отличались завидными техническими характеристиками, по меркам того времени. На них были установлены два турбореактивных двигателя, в наличии имелся 8-ступенчатый осевой компрессор. В отличие от предыдущей модели эта, широко известная как «Мессершмитт», потребляла не так много топлива, имела хорошие летно-технические показатели.

Скорость реактивного самолета достигала 870 километров в час, дальность полета составляла более тысячи километров, максимальная высота — свыше 12 тысяч метров, скорость набора высоты — 50 метров в секунду. Масса пустого воздушного судна была менее 4 тонн, полностью снаряженного достигала 6 тысяч килограммов.

В ходе Второй мировой войны «Мессершмитты» уничтожили 150 самолетов. Потери немецкой авиации составили около 100 воздушных судов. Эксперты отмечают, что количество потерь могло бы быть намного меньше, если бы пилоты были лучше подготовлены к работе на принципиально новом летательном аппарате. К тому же имелись проблемы с двигателем, который быстро изнашивался и был ненадежен.

1990-е годы

К концу 1980-х годов модели DC-10 и L-1011 приближались к пенсионному возрасту, что побудило производителей разрабатывать конструкции замены. Макдоннелл Дуглас начал работу над MD-11 , расширенным и модернизированным преемником DC-10. Компания Airbus, благодаря успеху своего семейства A320 , разработала среднемагистральный двухрежимный самолет A330 и соответствующий четырехреактивный дальнемагистральный самолет A340 . В 1988 году компания Boeing начала разработку двухрежимного самолета 777 , используя двухмоторную конфигурацию с учетом прошлых успехов в конструкции, прогнозируемых разработок двигателей и преимуществ снижения затрат. Кроме того, Boeing также выпустила крупное обновление своего 747 — 747-400 .

Тандем Микояна и Гуревича

Отечественная история знает несколько конструкторских тандемов, самым известным из которых по праву считается сотрудничество самолетостроителей Артема Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича. Они удачно дополняли друг друга, но, несмотря на старшинство и блестящее образование, Гуревич всегда оставался в тени коллеги.

Конструкторы познакомились в ОКБ Николая Поликарпова, «отца» первых советских истребителей. Боевые действия 1930-х годов на Дальнем Востоке и в Испании показали, что советские истребители И-15, И-16 и новый И-153 «Чайка» по характеристикам уступают немецким «Мессершмитам» Bf 109Е. ВВС Красной армии требовался современный истребитель, который мог бы развивать скорость свыше 600 км/ч, иметь большой практический потолок и современное вооружение.

Авиаконструкторы Михаил Иосифович Гуревич и Артем Иванович Микоян с моделью истребителя МиГ-3

Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война и вооруженный конфликт СССР с Финляндией обострили необходимость немедленного обновления самолетного парка ВВС Красной армии.

Уже в ноябре 1939 года на крупнейшем самолетостроительном предприятии страны – авиационном заводе №1 был выбран проект нового самолета – это был скоростной истребитель И-200 ОКБ Поликарпова. Специально для его создания был сформирован особый конструкторский отдел. Руководителем нового ОКО стал Микоян, а его заместителем – Гуревич.

В фантастически короткие сроки – за 132 дня – был создан истребитель И-200, позже названный в честь конструкторов «МиГ-1».

Развитием МиГ-1 стала его улучшенная модификация МиГ-3 с увеличенной дальностью полета. Самолет мог развивать скорость 640 км/ч, что было рекордом того времени для серийных машин.

В годы Великой Отечественной войны 27 летчикам, воевавшим на МиГ-3, было присвоено звание Героя Советского Союза. Особая роль принадлежит истребителям МиГ-3, защищавшим в годы войны небо Москвы и Ленинграда в составе авиации ПВО, так как истребительная авиация являлась главным средством борьбы с воздушным противником. Именно на МиГ-3 начал свой победоносный путь летчик-ас Александр Покрышкин.

Истребитель МиГ-3

За успешное выполнение задания правительства коллектив завода №1 и ОКО получили высокие правительственные награды, а Микоян и Гуревич стали лауреатами Сталинской премии первой степени.

Весной 1942 года ОКО Микояна возвращается из Куйбышева, куда в 1941 году был эвакуирован авиазавод №1. Появляется новое предприятие − опытный завод №155 (ОКБ-155), директором и главным конструктором которого назначают Артема Ивановича. За годы войны коллектив Микояна и Гуревича создал несколько опытных образцов авиационной техники, но в серийное производство они не пошли. Однако эти работы помогли ОКБ сохранить свой потенциал, чтобы уже после войны начать разработку реактивных самолетов, которые выдвинули ОКБ Микояна в мировые лидеры авиастроения.

Почему сверхзвуковой самолёт больше не эксплуатируют

Сверхзвуковой самолет Туполева часто называют «потерянным поколением». Межконтинентальные рейсы признаны неэкономичными: за час полета сверхзвуковой самолет сжигал в восемь раз больше горючего, чем обычный пассажирский. По той же причине не оправдали себя дальние перелеты — в Хабаровск и Владивосток. Нецелесообразно использовать сверхзвуковой «Ту» в качестве транспортного лайнера из-за его небольшой грузоподъемности. Правда, пассажирские перевозки на нем все же стали престижным и прибыльным делом для Аэрофлота, хотя билеты считались по тем временам очень дорогими. Даже после официального закрытия проекта, в августе 1984 года, руководитель Жуковской летно-испытательной базы Климов, начальник конструкторского отдела Пухов и заместитель главного конструктора Попов при поддержке энтузиастов сверхзвуковых полетов восстановили и ввели в строй два лайнера, а в 1985 году добились разрешения выполнять полеты для установления мировых рекордов. Экипажами Аганова и Веремея установлено более 18 мировых рекордов в классе сверхзвуковых самолетов — по скорости, скороподъемности и дальности полета с грузом.

16 марта 1996 года в Жуковском началась серия научно-исследовательских полетов Ту-144ЛЛ, который положил начало разработке второго поколения сверхзвуковых пассажирских лайнеров.

95-99 годы. Сверхзвуковой самолет с бортовым номером 77114 был использован американским НАСА как летающая лаборатория. Получил название Ту-144ЛЛ. Основное предназначение – исследования и испытания американских разработок для создания собственного современного сверхзвукового самолета для пассажирских перевозок.

Советские самолеты – рекордсмены.

В 1952г. начинают государственные испытания МиГ19. Девятнадцатый бьет рекорды по скорости – 1,5 Маха, скороподъемности, и высоте. В том же пятьдесят втором, испытывается истребитель дальнего патрулирования ЯК-25. 1956г. советский реактивный самолет СУ-7 превышает скорость звука в 2 раза, а в 1959г., после модернизации, у него появляется способность нести на борту тактическое ядерное оружие.

МиГ-19

В 1952г. впервые производит взлет с воды реактивный Р-1 ОКБ Бериева.  Он стал первой в мире реактивной летающей лодкой. А в 1956г. поднимается в воздух БЕ-10, на котором установлено 12 мировых рекордов.

БЕ-10

Также читайте — «Кто изобрел вертолет?»

В 1953г. идет в серию ТУ-16 ОКБ Туполева. И только в 1993г. он снимается с вооружения при правлении Ельцина.

ТУ-16

1956г, производит испытательные полеты стратегический реактивный бомбардировщик-рекордсмен 3М – 19 мировых рекордов по высоте и скорости.

С 1958г. серийно выпускается самый массовый реактивный самолет МиГ-21, который до сих пор стоит на вооружении в некоторых странах и участвует в боевых действиях. Со стапелей сошло более 10 000 самолетов различных модификаций.

МиГ-21

И это далеко не все советские реактивные самолеты. Таким образом Советский Союз оставил в наследство новой России огромное количество авиационной техники и наработок, которые используются до сегодняшнего дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector