Президент финляндии урхо кекконен

Часть Королевства Швеция, с Средневековья до 1809 года.

Финляндия как составная часть Швеции при короле Швеции (Руотсин кунингас).

Некоторые тексты предполагают, что шведское правление Финляндией началось еще во времена Сверкеров и Эрика ( Сверкер I из Швеции 1130–1156 гг. И Эрик Святой 1156–1160 гг.). Но первые исторические документы, свидетельствующие о правлении шведских королей в Финляндии, не ограниченном редкими крестовыми походами и завоеваниями, датируются примерно 1249 годом.

Фолькунги

  • 1250–1275: Вальдемар I ( Вальдемар Биргеринпойка

    регент: Биргер Ярл

    )

  • 1275–1284: Магнус I ( Мауну I Ладонлукко )
  • 1284–1291: Бенедикт I ( Bengt Birgerinpoika )
  • 1291–1302: Биргер ( Birger Maununpoika )
  • 1302–1319: Вальдемар II ( Вальдемар Маунунпойка ) и его первая жена
  • 1319–1353: Ингеборг Эриксдоттир из Норвегии , вдова Вальдемара II
  • 1353–1356: Бенедикт II ( Pentti Algotinpoika )
  • 1357-1359: Эрик I
  • 1359: Магнус II ( Мауну II ) и Эрик I
  • 1359–1364: Магнус II ( Мауну II ) и Хокон , сыновья Магнуса II

Правители Кальмарского союза и регенты ( Valtionhoitaja , Riksföreståndare )

Карл Кнутссон Бонд

  • 1389–1412: Маргарет I из Дании ( Margareeta ), вдова шведского короля Хокона, мать Олафа IV и наследница датского владения Эстонии.
  • 1396–1439: Эрик II ( Эрик XIII Поммерилайнен , умер в 1459 г.), двоюродный брат, дважды удаленный от Хокона I из Швеции.
  • 1438–1440: Карл Кнутссон Бонд, регент ( Kaarle Knuutinpoika )
  • 1441–1448: Кристофер Баварский ( Кристоффер Байерилайнен )
  • 1448–1448: регенты Бенгт и Нильс Йонсон Оксеншерна (( Пентти Йонсинпойка Хярантахти и Ниило Йонсинпойка Хярантахти ))
  • 1448-1457: Карл I ( Kaarle я Knuutinpoika ), он был 1442-48 Шателен и маркграф Выборгского округа
  • 1457–1457: регенты Йонс Бенгтссон, архиепископ Оксеншерна, и Эрик Аксельссон Тотт ((arkkipiispa Jöns Pentinpoika и herra Eerik Akselinpoika ))
  • 1457–1464: Кристиан I из Швеции ( Кристиан I )
  • 1464–1470: Карл I (восстановлен)
  • 1470–1497: Регент Стен Стуре-старший ( Sten Sture vanhempi ) — также 1483–1501 гг., Замок и маркграф округа Вийпури.
  • 1497–1501: Иоанн I ( Юхана I )
  • 1501–1503: Регент Стен Стуре старший ( Sten Sture vanhempi )
  • 1504–1511: Регент Сванте Нильссон ( Svante Niilonpoika, Ekesiön herra , он не использовал имя Стуре)
  • 1512–1512: Регент Эрик Тролль
  • 1512–1520 годы: Регент Стен Стуре младший ( Стен Стуре nuorempi , он взял имя Стуре из семьи своей прабабушки из соображений имиджа и из-за его престижа)
  • 1520–1521: Кристиан II Швеции ( Кристиан II )

Дом Васа

Юхана III

  • 1521–1560: Густав I ( Кустаа I Вааса )
  • 1560–1569: Эрик XIV ( Eerik XIV )
  • 1569–1592: Иоанн III (восстановлен), принял титул Великого князя Финляндии (Suomen suuriruhtinas) около 1580 г.
  • 1592–1599: Сигизмунд ( Сигизмунд ) (титулованный Великий князь Финляндии ) и Иоанн III ( Юхана III )
  • 1599-1606: Иоанн III ( Юхана III )
  • 1606–1632: Густав II Адольф Великий ( Кустаа II Адольф ), также названный Великим князем Финляндии
  • 1632–1654: Кристина Швеция ( Kristiina ), также называемая Великой принцессой Финляндии.

Дом-Пфальца Цвайбрюкене

  • 1654–1660: Карл X Густав ( Kaarle X Kustaa ), также названный Великим князем Финляндии.
  • 1660–1697: Карл XI ( Kaarle XI ), также названный Великим князем Финляндии.
  • 1697–1718: Карл XII ( Kaarle XII ), также названный Великим князем Финляндии.
  • 1719–1720: Ульрика Элеонора из Швеции ( Ulriika Eleonoora ), также названная Великой принцессой Финляндии.

Дом Гольштейн-Готторпского

Кустаа III

  • 1751–1771: Адольф Фредерик ( Aadolf Fredrik ), великий принц Финляндии
  • 1771–1792: Густав III ( Кустаа III

    1792–1796: Карл, герцог Сёдерманланд в качестве регента ( Södermanlannin herttua Kaarle )

    ), великий князь Финляндии

  • 1792–1809: Густав IV Адольф ( Кустаа IV Адольф ), великий принц Финляндии

Внешняя политика

Основополагающая идея внешней политики современной Финляндии, в течение длительного времени определяющая поведение политического руководства страны и её полномочных представителей (послов, консулов и дипломатов разного уровня) на международной арене – военное неприсоединение и самооборона.

Несмотря на это, однако, Финляндия в настоящее время имеет статус наблюдателя НАТО, принимает невоенное участие в манёврах НАТО на Балтике (в частности, в вопросах отработки взаимодействия в аварийно-спасательных операциях), а в официальном докладе по аспектам внешней политики и национальной обороны страны 2016 года идёт речь о развитии военного и оборонного сотрудничества с США и Швецией.

История[править | править код]

Должность президента Финляндии была учреждена Конституционным Актом 1919 года, утвержденным регентом Маннергеймом 17 июля 1919 года.

Первый президент был избран в году парламентом. С по год проходили непрямые выборы президента коллегией выборщиков, которая избиралась населением страны. В году президентские выборы проходили по смешанной схеме: если ни один из кадидатов не набирал 50 % + 1 голос на прямых выборах, то президента избирала коллегия выборщиков. Начиная с года проводятся прямые президентские выборы.

Имели место несколько исключений. В и годах президент избирался коллегией выборщиков года, поскольку Финляндия находилась в состоянии войны. В году, после отставки Маннергейма, и в году, президент избирался парламентом.

Кроме того, в первые годы независимости Финляндией управляли два регента и выборный монарх. 18 мая года парламент Финляндии дал свое согласие на назначение регентом спикера сената Пера Эвинда Свинхувуда. 12 декабря того же года парламент принял его отставку и утвердил новым регентом Карла Маннергейма. 9 октября 1918 года парламент избрал на трон Финляндии под именем Väinö I немецкого принца Friedrich Karl fon Hessen (Fredrik Kaarle в финской транскрипции), который отрекся от трона 14 декабря того же года, после распада Германии.

Выборы [ править ]

Кандидаты в президенты могут быть выдвинуты зарегистрированными партиями, получившими не менее одного места на предыдущих парламентских выборах. Кандидата также могут выдвигать 20 000 граждан, имеющих избирательные права. В период с 1919 по 1988 год президент избирался косвенно коллегией выборщиков, состоящей из выборщиков, выбранных избирателями на президентских выборах. На президентских выборах 1988 года прямые и непрямые выборы проводились параллельно: если ни один кандидат не мог получить большинство, президент избирался коллегией выборщиков, сформированной на тех же выборах. С 1994 года президент избирается прямым голосованием.

Если выдвинут только один кандидат, этот кандидат становится президентом без выборов. В противном случае первый тур голосования проводится в четвертое воскресенье января года выборов. Выборы проходят в два этапа . Если один из кандидатов получает более половины поданных голосов, этот кандидат избирается президентом. Если ни один из кандидатов не набирает большинства на первом этапе, два лучших кандидата повторно баллотируются на втором этапе через две недели . Избирается кандидат, который затем набирает больше голосов. В случае равенства голосов, выборы решаются по жребию. Правительствоподтверждает исход выборов и при необходимости проводит жеребьевку. Президент вступает в должность в первый день месяца, следующего за выборами (1 февраля или 1 марта, в зависимости от того, были ли выбраны один или два тура).

Было несколько исключительных президентских выборов. Первый президент, Каарло Юхо Стольберг , был выбран финским парламентом в связи с переходным правилом конституции, а также военным положением . В 1940 и 1943 годах коллегия выборщиков 1937 года выбрала президента, поскольку считалось, что всенародные выборы не могут быть организованы из-за военного положения (1940) и войны-продолжения (1943). В 1944 году специальный закон прямо предусматривал, что маршал Маннергейм будет избран президентом на шесть лет после Ристо Рюти.ушел в отставку в середине срока. В 1946 году специальное законодательство уполномочило парламент выбрать преемника на оставшийся срок полномочий Маннергейма (до 1950 года), последний ушел в отставку. Затем премьер-министр Юхо Кусти Паасикиви был избран президентом парламентом. В 1973 году специальное законодательство продлило срок полномочий президента Урхо Кекконена на четыре года до 1978 года, когда он регулярно переизбирался.

Итоги президентских выборов 2018 года:

Кандидат
Партия
Голоса
%
Саули Ниинистё Независимый 1 875 342
62,6
Пекка Хаависто Зеленая лига VIHR
371 254
12,4
Лаура Хухтасаари Партия финнов PS
207 337
6.9
Пааво Вяюринен Независимый 185 305
6.2
Матти Ванханен Центральная партия КЕСК
122 383
4.1
Туула Хаатайнен Социал-демократическая партия SDP
97 294
3.2
Мерья Кюллонен Левый Альянс ВАШ
89 977
3.0
Нильс Торвальдс Шведская народная партия РКП
44 776
1.5
Общий
2,993,668
100%
Действительные голоса
2,993,668
99,7
Отклоненные голоса
9 042
0,3
Оказаться
3 002 710
66,8
Зарегистрированные избиратели
4 498 004

Политические партии

Финляндия – демократическая республика с давно и прочно устоявшейся многопартийной политической системой. Этой системе без малого сто лет. По данным четырёхлетней давности, в стране были зарегистрированы и имели места в её парламенте следующие политические организации:

  • «Финляндский центр» или просто «Центр» (сокращённо ФЦ),
  • «Истинные финны»,
  • «Национальная коалиция» («Коалиционная партия»),
  • «Социал-демократическая партия» (СДП),
  • «Зелёный союз» (так называемые «Зелёные»),
  • «Левый союз» («Союз левых сил»),
  • «Шведская народная партия» (партия шведского национального меньшинства),
  • «Христианские демократы» и другие, общим числом 19 политических партий.

Из вышеперечисленных партий в течение нескольких последних десятилетий большинство в парламенте страны с переменным успехом и с той или иной степенью прочности удерживали местные эсдеки из СДП, центристы из «Финляндского центра» и «Национальная коалиция».

Во многом такая многопартийная политическая система существует и благополучно функционирует благодаря неизменной финансовой поддержке государства. Денежные квоты распределяются на каждую партию исходя из числа занимаемых ею мест в парламенте.

Развитие Финляндии

Среди всех руководителей страны важную роль в ее жизни сыграли несколько из них. Свинхувуд получил от В.И.Ленина акт о признании независимости Финляндии. Маннергейм помог стране возродить армию и сохранить независимость во время советско-финской войны.


Фото: Пресс-служба Президента России

Кекконен и Койвисто внесли большой вклад в развитие государства, помогли ему занять достойное место в международной политике и войти в Евросоюз. Нужно сказать, что высший пост занимала и Тарья Халонен, которую руководила государством в период с 2000 по 2012 год.

Действующий президент Финляндии занимает активную позицию в области внешней политики, разработал и внедряет программу по привлечению в страну иностранных инвестиций.

Неоднократно посещал Россию с официальным визитом и встречался с Владимиром Путиным. Нынешний президент Саули Нийнистё будет управлять государством до 2024 года. В следующем нашем материале мы расскажем вам об особенностях политики Финляндии, где вы узнаете о ее устройстве, а также о внешнем и внутреннем политическом курсе.

Состав

Правительство — важнейший исполнительный орган Финляндии, состоящий из министров. Его высшие полномочия основаны на Разделе 3 Главы 1 Конституции Финляндии (и Законе о подчиненном правительстве 2003 года):

Кабинет, министры, министерства

Правительство возглавляет премьер-министр , который считается практически самым влиятельным должностным лицом в Финляндии и часто является лидером крупнейшей политической партии.

Правительство состоит из 11 министерств и канцелярии премьер-министра. Каждое министерство возглавляет как минимум один министр. В отличие от различного количества и портфелей министров, количество и названия министерств закреплены в законе. Все министры входят в состав правительства.

Правительство само предлагает количество министров и их роли для утверждения парламентом Финляндии , и есть возможность перестановки портфелей в течение жизни правительства. Нет старших или младших министров, а министры без портфеля больше не допускаются в соответствии с конституцией 2000 года. Министры не обязаны быть членами парламента (депутаты), хотя часто они таковыми являются. Каждому министру помогает государственный секретарь ( финский : valtiosihteeri ; шведский : statssekreterare ), политический назначенец, который действует по желанию министра.

Хотя портфели министров разделены между участвующими политическими партиями, правительство несет коллективную министерскую ответственность , и ожидается, что министры будут следовать правительственной программе, согласованной в ходе переговоров о формировании правительства.

Список министерств

Министерство Финское имя Шведское имя
Канцелярия премьер-министра Valtioneuvoston Kanslia statsrådets kansli
Министерство иностранных дел ulkoministeriö утрикесминистериет
Министерство юстиции oikeusministeriö Justitieministeriet
Министерство внутренних дел sisäministeriö inrikesministeriet
Министерство обороны puolustusministeriö Försvarsministeriet
Министерство финансов valtiovarainministeriö финансы
Министерство образования и культуры opetus- ja kulttuuriministeriö Undervisnings- оч культурминистериет
Министерство сельского и лесного хозяйства maa- ja metsätalousministeriö Йорд- оч скогсбруксминистериет
Министерство транспорта и коммуникаций liikenne- ja viestintäministeriö связь
Министерство экономики и занятости työ- ja elinkeinoministeriö arbets- och näringsministeriet
Министерство социальных дел и здравоохранения sosiaali- ja terveysministeriö социальный- och hälsovårdsministeriet
Министерство окружающей среды ympäristöministeriö miljöministeriet

Министерские комитеты

Премьер-министр может заседать с частью правительства в министерском комитете ( комитете кабинета министров), когда нет необходимости или желательности созыва всего правительства. В дополнение к четырем уставным министерским комитетам существуют правительственные и факультативные министерские комитеты:

  • Комитет министерских финансов ( raha-asiainvaliokunta );
  • Министерский комитет по внешней политике и политике безопасности ( ulko- ja turvallisuuspoliittinen Ministerivaliokunta ; официально с 1922 года, а неофициально до этого);
  • Министерский комитет по экономической политике ( talouspoliittinen Ministerivaliokunta ; официально с 1977 г. и неофициально до этого); а также
  • Министерский комитет по делам Европейского союза ( Euroopan unionia koskevien asioiden Ministerivaliokunta ; создан в 1995 году для замены Министерского комитета по делам Европейского экономического сообщества ).

Особенности президентских полномочий

Оборонные и военные инициативы были переданы на контроль парламента и министерства обороны, несмотря на то что президент всё ещё имеет статус главнокомандующего ВС Финляндии. Он также дистанцирован от рутины государственных дел и стратегических корректировок политического выбора. Чем же он занимается?

Президент — опора и своеобразный буфер, благодаря которому разрешаются возникающие конфликты между государственным советом и парламентом. Поэтому личные качества главы государства важнее его талантов финансиста или хозяйственника. Он должен быть прежде всего дипломатом и политиком, ловко лавируя посредине, сближая позиции правительства и парламента.

История

Должность президента Финляндии была учреждена Конституционным Актом 1919 года, утверждённым регентом Маннергеймом 17 июля 1919 года.

Первый президент был избран в 1919 году парламентом. С 1925 по 1982 годы проходили непрямые выборы президента коллегией выборщиков, которая избиралась населением страны. В 1988 году президентские выборы проходили по смешанной схеме: если ни один из кандидатов не набирал 50 % + 1 голос на прямых выборах, то президента избирала коллегия выборщиков. Начиная с 1994 года проводятся прямые президентские выборы.

Имели место несколько исключений: в 1940 и 1943 годах президент избирался коллегией выборщиков 1937 года, поскольку Финляндия находилась в состоянии войны; в 1946 году, после отставки Маннергейма, а также в 1973 году президент избирался парламентом.

Кроме того, в первые годы независимости Финляндией управляли два регента и выборный монарх. 18 мая 1918 года парламент Финляндии дал своё согласие на назначение регентом спикера сената Пера Эвинда Свинхувуда. 12 декабря того же года парламент принял его отставку и утвердил новым регентом Карла Маннергейма. 9 октября 1918 года парламент избрал на трон Финляндии Фридриха Карла Гессен-Кассельского (Fredrik Kaarle в финской транскрипции), который отрекся от трона 14 декабря того же года, после падения Германской империи, так и не прибыв в страну. Популярный журналист Олли предложил дать монарху имя Вяйнё I (фин. Väinö I)

В период президентства Мауно Койвисто сложилась традиция комплексного медицинского обследования нового президента с официальным заключением консилиума врачей о состоянии его здоровья.

Политическая деятельность

Создание «национальной идеи» стало для Урхо Кекконена основной задачей. Кроме того, он понимал риски радикального национализма. Он посетил Германию, но был негативно поражен тем, что происходило при Гитлере. Он решил, что борьба за национальную идею в его стране никогда не должна дойти до такой крайности.

Закончилась Вторая Мировая. Финляндия стала маленькой, зажатой между крупными, сильными державами страной. Она находилась между социализмом и капитализмом. Это было опасное, сложное время.

Кекконен видел будущее Суоми — только независимость, укрепление связей с соседними государствами. А еще, по стратегии президента, хорошо было бы наладить дружеские отношения с развивающимися странами, оказать им поддержку.Шел долгий период «политики, переговоров, компромиссов». Посетите оплот на море — остров Свеаборг.

1956 год — он становится президентом Финляндии.

Первое, что решил сделать Кекконен — укрепить отношения с Советским Союзом. Это поспособствовало экономическому и промышленному подъему страны. Дипломатические отношения стали гораздо теплее, продуктивнее.

Далее — найти достойное место для Суоми на международной арене. Показать, что с интересами свободной Финляндии нужно считаться.

Урхо Кекконен хотел сделать страну важным членом международного сообщества. Защитить свои национальные идеи, идеалы. Не задевая при этом интересов и идеалов других стран. Его путь всегда был мирным. Его выбор — взаимопомощь стран, сотрудничество, эффективные международные сделки.

В 1969 году Урхо Кекконен вместе с Алексеем Косыгиным решили обсудить важные вопросы государства в неформальном походе. Представляете себе переход через Кавказский хребет этих двух лидеров? Кстати, оба были в хорошей физической форме даже в свои 60 с лишним лет. Эта «прогулка» их очень сблизила. Планируете переезд в Финляндию? Я расскажу как.

Народ Суоми любит, помнит своего президента, который вел сложную политическую борьбу всегда элегантно и тонко, с чувством такта. Он сумел добиться очень много, современная Финляндия обязана Урхо Кекконену своим положением в мире.

В моей прошлой статье музей современного искусства Киасма.

Политическое устройство Республики Финляндия

Глава финского государства – президент, избираемый сроком на шесть лет. Он же – главковерх, то бишь, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Финляндии.

Во главе правительства стоит премьер-министр, избираемый парламентом из парламентского большинства (премьером становится председатель крупнейшей партийной фракции) и формально утверждаемый на эту должность главой государства.

Законодательная власть

Согласно основным положениям конституции, законодательная власть в Финляндской республике принадлежит однопалатному парламенту и президенту. Парламент из двух сотен депутатских мест, избираемый каждые четыре года всенародным голосованием, является высшим органом государственной власти в стране.

Исполнительная власть

Многопартийному Государственному совету, исполняющему роль правительства страны, делегированы полномочия и функции высшего органа исполнительной власти, и эту власть он делит с президентом Финляндии.

Государственный совет Финляндии избирается парламентом страны. В его полномочиях решение вопросов, связанных с государственным бюджетом страны и одобрение международных соглашений, так или иначе касающихся Финляндии.

Судебная власть

Высшая судебная инстанция страны – Верховный суд.

В основе законов Финляндской республики традиционно лежат шведские законы и установления, а в более широком плане в стране главенствует римское и гражданское право. Институты высшего суда страны, областных (они же – региональные или провинциальные) апелляционных и местных судов составляют государственную судебную систему.

Судебную власть в Финляндии вершит суд, в юрисдикцию которого входят дела гражданского и уголовного судопроизводства, при этом особый административный суд ведает вопросами, регулирующими взаимоотношения частных лиц с административными органами страны.

Кроме того, в стране функционируют апелляционные суды.

Канцлер юстиции наделён полномочиями высшего прокурорского надзора в стране.

Недееспособность и преемственность

У президента Финляндии нет вице-президента . Если президент временно лишен возможности выполнять свои обязанности, премьер-министр или заместитель премьер-министра становится исполняющим обязанности президента до тех пор, пока президент не прекратит недееспособность. Если президент умирает при исполнении служебных обязанностей или если правительство заявляет, что президент постоянно не может выполнять свои должностные обязанности, новый президент избирается как можно скорее. Если президент, премьер-министр и заместитель премьер-министра временно недоступны, исполняющим обязанности президента становится самый высокопоставленный министр правительства за годы службы. Парламент может отменить эти правила посредством чрезвычайной поправки к конституции, принятой большинством не менее 5/6, и делал это неоднократно.

Действующее правительство

Нынешний кабинет Марина является 76-м правительством Финляндии, которое было принято 10 декабря 2019 года. В его состав входят 19 министров и 5 партий: Социал-демократическая партия , Центристская партия , Зеленая лига , Левый альянс и Шведская народная партия .

Министры

Действующие 19 министров и их портфели перечислены ниже.

портфолио Министр Вступил в должность Левый офис Вечеринка
премьер-министр   Санна Марин Декабрь 2019 г. Действующий Социал-демократический
Заместитель министра премьер-министра   Катри Кульмуни Декабрь 2019 г. Июнь 2020 г. Центр
  Матти Ванханен Июнь 2020 г. Сентябрь 2020 г. Центр
  Анника Саарикко Сентябрь 2020 г. Действующий Центр
министр финансов   Катри Кульмуни Декабрь 2019 г. Июнь 2020 г. Центр
  Матти Ванханен Июнь 2020 г. Май 2021 г. Центр
  Анника Саарикко Май 2021 г. Действующий Центр
Министр иностранных дел   Пекка Хаависто Декабрь 2019 г. Действующий Зеленая лига
Министр внутренних дел   Мария Охисало Декабрь 2019 г. Действующий Зеленая лига
Министр по развитию сотрудничества и внешней торговли   Вилле Скиннари Декабрь 2019 г. Действующий Социал-демократический
Министр юстиции   Анна-Майя Хенрикссон Декабрь 2019 г. Действующий Шведская народная
Министр занятости   Туула Хаатайнен Декабрь 2019 г. Действующий Социал-демократический
Министр обороны   Антти Кайкконен Декабрь 2019 г. Действующий Центр
Министр по европейским делам и управлению собственностью   Титти Туппурайнен Декабрь 2019 г. Действующий Социал-демократический
Министр местного самоуправления   Сирпа Паатеро Декабрь 2019 г. Действующий Социал-демократический
Министр транспорта и коммуникаций   Тимо Харакка Декабрь 2019 г. Действующий Социал-демократический
Министр образования   Ли Андерссон Декабрь 2019 г. Декабрь 2020 г. Левый Альянс
  Юсси Сарамо Декабрь 2020 г. Действующий Левый Альянс
Министр науки и культуры   Ханна Косонен Декабрь 2019 г. Август 2020 г. Центр
  Анника Саарикко Август 2020 г. Действующий Центр
Министр окружающей среды и изменения климата   Криста Микконен Декабрь 2019 г. Действующий Зеленая лига
Министр сельского и лесного хозяйства   Яри ​​Леппа Декабрь 2019 г. Действующий Центр
Министр экономики   Мика Линтиля Декабрь 2019 г. Действующий Центр
Министр социальных дел и здравоохранения   Айно-Кайса Пеконен Декабрь 2019 г. Действующий Левый Альянс
Министр по делам семьи и социальных служб   Криста Киуру Декабрь 2019 г. Действующий Социал-демократический
Министр Северного Сотрудничества и Равенства   Томас Бломквист Декабрь 2019 г. Действующий Шведская народная

Смешанные выборы

В 1988 году впервые были опробованы смешанные выборы президента Финляндии. Условия таковы: если всенародным голосованием никто из кандидатов не получал пятидесяти процентов голосов плюс один голос, тогда выборы становились косвенными, и в дело вступала коллегия выборщиков. Таким образом, на второй срок был переизбран Койвисто Мауно Херник.

С 1994 года в республике было закреплено законом прямое народное голосование, что усиливало легитимность президентского поста и поднимало ответственность его перед своими избирателями. Основной закон новой Конституции 2000 года уравновесил влияние парламента и президента на принятие решений. Но главное изменение — это новые полномочия: теперь президент формирует государственный совет, то есть правительство. Парламент выбирает премьер-министра, а президент чисто формально пишет указ о назначении его на эту должность. Однако принятие главных внешнеполитических решений относится исключительно к функциям президента.

Политическая география

Нетронутая природа на огромных территориях живописной Скандинавии, маленькие города — всё это является ответом, где находится Финляндия среди благополучных и социально ориентированных скандинавских стран. Десять процентов площади страны занимает вода — около 188 тысяч больших и малых озёр, а побережье на юге и юго-западе состоит из 150 тысяч маленьких островов — это самый большой архипелаг в мире.

Север — Лапландия, родина Санта-Клауса, привлекает туристов полярными сияниями и сияющей зимней красотой природы, а центр страны и её южная часть собирает любителей-рыбаков всего мира. Это одна из самых часто посещаемых стран в силу высокой транспортной доступности. Особенно много среди туристов россиян, поскольку визовая поддержка достаточно лояльна. Страна ухоженная, климат благодаря Гольфстриму очень мягкий: среднемесячная температура января — 6 градусов со знаком +.

Правительство и президент Финляндии целиком и полностью берут на себя все заботы о народе. Очень развито фермерство, народные промыслы, среднее образование обязательно для всех, а финская школа считается одной из лучших в мире.

Президентские заседания

Президент Саули Ниинистё проинспектирует почетную роту, за которой, в частности, выступят уходящий в отставку президент Тарья Халонен и командующий Силами обороны генерал Ари Пухелойнен .

Президент осуществляет свои правительственные полномочия «в совете» с правительством Финляндии , вторя королевской курии . Сеанс обычно проводится один раз в неделю. Существует кворум из пяти министров и канцлер юстиции также присутствуют. На заседании соответствующие министры представляют тему и предложения для решения. На основании предложения президент принимает решение. Президент может отступить от предложения и может вернуть его в Правительство для повторного рассмотрения. Голосование не проводится и, как правило, нет выступлений, кроме упомянутых предложений. За исключением утверждения новых законов и назначений, Правительство может представить вопрос Парламенту , который примет окончательное решение по вопросу по предложению Правительства.

Прием по случаю Дня Независимости

Актер Тармо Манни приветствует жену президента Урхо Кекконена Сильви Кекконен на приеме в честь Дня независимости 1965 года в Президентском дворце .

Традиционный прием по случаю Дня независимости (по-фински: Linnanjuhlat , « Бал в замке ») в Президентском дворце 6 декабря — одно из ключевых ежегодных событий в президентском календаре. Он зародился как праздник национальной независимости и гордости Финляндии, и хотя в настоящее время некоторые считают его прославленным светским приемом, прием транслируется каждый год по финскому телевидению и имеет очень высокие рейтинги зрителей. Количество приглашенных гостей варьировалось от 1600 до 2000. За исключением послов в Финляндии, приглашаются только финские граждане.

История приема в День Независимости уходит корнями в 1919 год, когда в Президентском дворце прошел первый послеобеденный прием . В 1922 году президент и Стольберг устроили во дворце первый вечерний прием, который начинался в девять часов. Среди гостей были представители правительства, дипломаты, члены парламента, высокопоставленные офицеры, высокопоставленные государственные служащие, артисты и другие известные люди. В программе были музыка и танцы, а прием длился до поздней ночи. С тех пор подобные приемы проводятся, хотя вначале они стали менее регулярными.

С 1946 года прием по случаю Дня Независимости проводится в Президентском дворце ежегодно за шестью исключениями. В 1952 году он был отменен из-за болезни президента Паасикиви. В 1972 году он проводился в зале «Финляндия» в связи с концертом, посвященным Дню независимости, с участием премьер-министра в связи с ремонтом Президентского дворца. В 1974 году он был отменен в связи со смертью жены президента Кекконена всего за несколько дней до приема. В 1981 году он проводился в зале «Финляндия» после концерта в День независимости с участием заместителя премьер-министра Эйно Ууситало в качестве принимающей стороны, поскольку президент Кекконен ушел в отставку в октябре, а заместитель президента Мауно Койвисто вел кампанию за президентство. В 2013 году прием проходил в зале Тампере в центре Тампере , поскольку в то время в Президентском дворце в Хельсинки проводился ремонт. Впервые за время независимости прием проходил за пределами Хельсинки. В 2020 году прием отменен из-за продолжающейся пандемии COVID-19 .

В начале вечера президент и его супруга встречают гостей индивидуально в Государственном зале. Позже есть танцы, музыка гвардейского оркестра и традиционный фуршет.

Обыкновенный фашизм

После этого ещё дважды народное голосование подменялось коллегией выборщиков. Однако для каждого такого случая были характерны форс-мажорные обстоятельства. Например, в 1937 году президент Каллио перенёс инсульт, а в 1940-м пришлось поработать коллегии выборщиков, и был избран президентом Ристо Рюти, который был нацелен на укрепление и углубление дружбы с Германией.

Поскольку народ и к 1943 году любовью к своему президенту не проникся, всё той же коллегией он был избран вновь. Это, кстати, единственный президент, которому впоследствии вынес обвинительный приговор суд. В 1946 году Рюти приговорили к десяти годам заключения, однако через три года по состоянию здоровья он был отпущен на волю и помилован.

История

К. Дж. Стольберг , 1-й президент Финляндии, в своем офисе в 1919 г.

После обретения Финляндией независимости и гражданской войны в Финляндии вопрос о том, должна ли Финляндия быть республикой или конституционной монархией, вызывал много споров (см. Фредерик Карл Гессенский ), и результатом стал компромисс: довольно монархическое, сильное президентство с большим полномочия по иностранным делам Финляндии , назначение правительства и должностных лиц государственной службы . В 2000 году в Конституцию были внесены изменения, в соответствии с которыми часть этих полномочий была передана парламенту и правительству. Конституция определяет, как должны соблюдаться принципы парламентаризма

Что наиболее важно, президент больше не может назначать премьер-министра или отдельных министров самостоятельно. Например, эта власть ранее использовалась для формирования правительств, из которых исключена мажоритарная партия

Что касается права на роспуск Парламента, консультации с премьер-министром и главами парламентских групп были сделаны обязательными до того, как Парламент мог быть распущен и назначены новые выборы. Кроме того, некоторые полномочия по назначению, такие как назначение губернаторов провинций и глав департаментов в министерствах, были переданы правительству .

Законодательство

Кабинет Ванханена II на заседании парламента Финляндии в 2007 году.

Правительство инициирует большинство законодательных актов . Предлагаемый закон ( финский : laki ; шведский : lag ) составляется в соответствующем министерстве под руководством его министра, после чего он рассматривается правительством и направляется в качестве правительственного предложения ( финский : hallituksen esitys ; шведский : regeringens proposition ) в Парламент для обработки и возможных поправок. Однако, поскольку коалиционные правительства стали нормой в Финляндии, партии, представленные в правительстве, обычно составляют большинство в парламенте, что делает процесс несколько более гармоничным. С 1957 года все правительства были правительствами большинства . Прежде чем предложение станет законом, оно должно быть подтверждено президентом Финляндии . Таким образом, президент имеет право отложить вето в качестве проверки против политики большинства и потенциальных нарушений международных соглашений. Периоды сожительства , когда президент и правительство занимают разные политические позиции, могут вызвать раздоры. Президентское вето может быть отменено парламентом, хотя на практике этого не происходит. Партии также могут согласиться не голосовать по партийной линии, а оставить решение на усмотрение отдельных депутатов, хотя это случается редко.

Пока Парламент принимает законы, правительство или отдельное министерство издает указы ( финский : asetus ; шведский : förordning ) в качестве делегированного законодательства . Декреты разъясняют, конкретизируют и направляют исполнение акта парламента, но не могут ему противоречить. Они похожи на действующие исполнительные приказы США . Типичный пример — указание фактических денежных сумм для пособий, описанных в общих чертах в акте. Указы образуют важный свод законов наряду с актами парламента.

Где находится Финляндия?

Между Швецией и Россией лежит страна тысячи озёр, входившая попеременно то в состав Российской империи, то в Шведское королевство. Собственная история как независимого государства у Финляндии невелика. Но молодой внутригосударственный демократический механизм работает без сбоев, развиваясь и наращивая здоровье вплоть до сегодняшнего дня.

Новая Конституция была принята в марте 2000 года, а до этого основными законами являлись четыре: с 1919 года не менявшаяся форма правления (президент Финляндии), с 1928 года не менявшийся парламентский устав, однопалатный парламент (Эдускунта) мог по специальному акту контролировать и Канцлера юстиции, и Государственный совет. Четвёртый документ — акт о государственном суде.

Все эти законы позиционировали Финляндию как республику с президентским правлением. Однако до 1919 года страна была колонией. И лишь два месяца 1918 года — монархией. А после всем известный Маннергейм взял правление в свои руки. И соорудил вышеперечисленные четыре документа. Так появился президент Финляндии. 2016 год не определил будущих кандидатов. До выборов остался год. Однако подготовительная работа в этом направлении идёт в штабе каждой партии. Всё говорит о том, что 2018-й годом лёгкого выбора не станет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector