Рс-18

Ракетные испытания РС-24 «Ярс»

В середине 2007 года военные произвели пробный пуск РС – 24 на плесецком полигоне, а в конце того же года осуществили повторные испытания. Все два запуска РС-24 прошли успешно. Третий запуск был произведен в 2008 году и тоже стал успешным.

Экспертное сообщество было очень удивлено небольшим числом пробных испытательных пусков, предшествующих передачу ракет на постановку на боевой пост. Но разработчики заверили обеспокоенное сообщество в том, что «Ярс» испытывали, придерживаясь специальной программы с применением новейших компьютерных технологий.

Программные компоненты этой разработки позволяют моделировать возникновение вероятных ситуаций и снижать количество реальных пусков ракет. Так как ядерные испытания были запрещены в 1989 году, термоядерные заряды РС-24 не испытывались в процессе создания.

Из нескольких источников поступала различная информация о завершении конструкторских работ и испытаний ракетного комплекса. Так, в СМИ сообщали, что специалисты завершили разработки в 2010 году, а ведущие конструкторы утверждали, что комплекс был полностью готов к полномасштабному выпуску в конце 2009 года.

Производство существенно удешевилось за счет привязок параметров и технических характеристик «Ярса» к уже выпускавшимся серийно «Тополю – М» и «Булаве».

Стратегический ракетный комплекс РС-24 «Ярс»

Последовательное развитие передвижных стратегических ракетных комплексов «Тополь» и «Тополь-М» привело к созданию комплекса РС-24 «Яре». Комплекс разработан Московским институтом теплотехники. Первый испытательный пуск ракеты комплекса был произведен 29 мая 2007 г. Серийное производство развернуто на Боткинском машиностроительном заводе. Комплекс заменит на дежурстве комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами РС-12, РС-18 и РС-20 по мере окончания их гарантийных сроков.

Перевооружение ракетных войск стратегического назначения на ракетные комплексы «Яре» идет сравнительно быстрыми темпами. По сообщениям российских СМИ, до 2025 г. комплексами РС-24 «Ярс» будут вооружены 4 из имеющихся в составе РВСН 12 ракетных дивизий.

Полк мобильных комплексов «Ярс» обычно включает два-три ракетных дивизиона, каждый из которых имеет три самоходные пусковые установки и мобильный командный пункт на шасси МЗКТ.

По своей конструкции межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 комплекса «Ярс» в целом аналогична ракете РС-12М2 комплекса «Тополь-М» и максимально унифицирована с ней, за исключением платформы разведения блоков, головного обтекателя, системы управления и полезной нагрузки.

РС-24 — трехступенчатая твердотопливная ракета. Ее корпус изготовлен из композитного материала высокой прочности на основе арамидного волокна. Ракета не имеет стабилизаторов для управления полетом. Их функцию выполняют сопла двигателей каждой ступени. Сопловые насадки и раструбы сопловых блоков также изготовлены из композитных материалов.

Читать: Крылатые ракеты морского базирования США

Ракета имеет инерциальную систему управления полетом. Всю информацию обрабатывает бортовой вычислительный комплекс, который может корректировать полет, учитывая информацию от навигационных спутников системы ГЛОНАСС.

Примечательно, что в связи совершенствованием систем противоракетной обороны в конструкции РС-24 реализованы технические решения, позволившие существенно повысить живучесть ракеты. В частности, было сокращено время полета, уменьшен активный участок полета, на котором ракета наиболее уязвима. Кроме того, ракета получила возможность сразу после пуска совершать маневры, затрудняющие ее перехват силами противоракетной обороны (ПРО) противника. При этом важную роль играет и установленный на ракете комплекс преодоления ПРО. На определенном участке траектории ракета выбрасывает множество ложных целей, практически неотличимых от настоящих боевых блоков во всех частях электромагнитного спектра.

Согласно имеющимся сведениям, каждая ракета может доставить в район поражения от трех до шести боевых блоков мощностью до 300 кт каждый. Следует отметить, что созданный для оснащения блоков термоядерный заряд испытаний не проходил, так как ядерные испытания с 1989 г. запрещены.

Известны два варианта ракеты РС-24: 15Ж67 — для мобильных пусковых установок производства Минского завода колесных тягачей и 15Ж55М — для шахтных пусковых установок (ШПУ). В этой связи следует отметить, что для размещения ракет 15Ж55М используются шахтные пусковые уста- новки ракет УР-100 НУТТХ (РС-18Б) и РТ-23 (РС-22), снятых с вооружения или уничтоженных в соответствии с договором СНВ-2. Также разработан проект использования ШПУ ракет Р-36М УТТХ (РС-20А) и Р-36М2 (РС-20Б).

Читать: Тяжелый транспортный самолет АН-124 «Руслан»

Старт РС-24 как мобильного, так и шахтного базирования, — минометный, с использованием порохового аккумулятора.

Ха-ха

Вау

Доволен

Печально

Злюсь

Voted Thanks!
  • Стратегический ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой…
  • Стратегический ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой…
  • Стратегический ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой…
  • Ракетный комплекс тактического назначения 9К79П «Точка-У»
  • Ракетный комплекс оперативно-тактического назначения «Искандер»
  • Самоходный зенитный ракетный комплекс 9К37 «Бук»

Сравнительная характеристика

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет третьего поколения
Наименование ракеты РСД-10 УР-100 НУ МР УР-100 Р-36М, Р-36М УТТХ
Конструкторское бюро МИТ НПО «Машиностроение» КБ «Южное»
Генеральный конструктор А. Д. Надирадзе В. Н. Челомей В. Ф. Уткин
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор ВНИИЭФ, С. Г. Кочарянц ВНИИП, О. Н. Тиханэ ВНИИЭФ, С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор ВНИИЭФ, Б. В. Литвинов[источник?] ВНИИЭФ, Е. А. Негин
Начало разработки 04.03.1966 16.08.1976 09.1970 02.09.1969
Начало испытаний 21.09.1974 26.10.1977 26.12.1972 21.02.1973
Дата принятия на вооружение 11.03.1976 17.12.1980 30.12.1975 30.12.1975
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса 30.08.1976 06.11.1979 06.05.1975 25.12.1974
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 405 360 150 308
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса 1990 1995
Максимальная дальность, км 5000 10000 10000+10320 11000+16000
Стартовая масса, т 37,0 105,6 71,1 210,0
Масса полезной нагрузки, кг 1740 4350 2550 8800
Длина ракеты, м 16,49 24,3 21,6 36,6
Максимальный диаметр, м 1,79 2,5 2,25 3,0
Тип головной части разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения
Количество и мощность боевых блоков, Мт 1×1; 3×0,15 6×0,75 4×0,55+0,75 8×0,55+0,75
Стоимость серийного выстрела, тыс. руб. 8300 4750 5630 11870
Источник информации : Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 25–26 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9.

Авангардный прорыв в гиперзвук

Именно это и вызвало реакцию недоверия. Действительно, лететь длительное время в атмосфере со скоростью, в десятки раз превышающей звуковую, да еще и маневрировать, для современной ракетной техники кажется действительно невозможно. Как же российским конструкторам удалось этого достичь?

Так и хочется сказать словами великого сыщика: элементарно, Ватсон. Еще в 1970-х годах в СССР практически создали космический истребитель «Спираль». Название «Спираль» было выбрано за характерный спуск истребителя на землю, который осуществлялся по баллистической спирали. И скорость при этом была гиперзвуковой. Хотя уникальный по всем параметрам космический истребитель, испытания которого проходили весьма успешно, на вооружение так и не стал, наработки остались. Они, скорее всего, и послужили основой для «Авангарда».

По элементной базе мы в чем-то отстаем от Запада, но при этом наши конструкторы умудряются создавать лучшее в мире оружие

Конечно, конструкция этой боеголовки и ее характеристики пока строго секретны. Но можно предположить, как все-таки она летает. Баллистическая ракета УР-100Н УТТХ выводит боеголовку на околоземную орбиту. Она может находиться в космосе достаточно долго, совершая виток за витком вокруг Земли. В урочное время «Авангард» входит в плотные слои атмосферы и летит к обозначенной цели. Причем войти в атмосферу он может за тысячи километров от объекта, который должен быть уничтожен. И дальше лететь к нему по той же спиральной траектории, как когда-то космический истребитель.

Поскольку боеголовка, естественно, одноразовая, то теплозащита может быть не такой мощной, как у «Спирали» или многоразового «Бурана». Соответственно, боевая часть как раз может быть очень мощной.

Так что и нашим ракетчикам, и руководству страны есть чем гордиться. А вот недругам России поводов для радости нет.

На Западе были уверены, что гиперзвуковой двигатель они создадут раньше нас — с технической точки зрения это действительно очень сложная задача. И гиперзвуковые летательные аппараты, в том числе ракеты, у них появятся раньше. Никто не ожидал поистине авангардного конструкторского креатива русских инженеров.

По элементной базе в конце ХХ века мы отставали от США — это факт. Но при этом нашим конструкторам удавалось создавать такие образцы вооружения, которые в реальности оказывались лучшими в мире. Как рассказывал мне покойный создатель ракетного оружия Сергей Павлович Непобедимый, когда в его КБ доставили захваченный в Афганистане «Стингер», он сразу понял — скопировать его невозможно. Именно в силу отсталости нашей элементной базы. Зато под руководством Непобедимого был сделан переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла», который по своим характеристикам «Стингер» превзошел полностью.

Точно так же у нас появились С-300, по начинке, может быть, и уступавшие американским системам ПВО, а по боевым характеристикам полностью их превзошедшие. И истребитель-перехватчик МиГ-25 ни одна из зарубежных самолетостроительных фирм повторить не смогла, не говоря уже о МиГ-31.

P-36M (СС-18 Сатана), Россия (СССР) – 16 000 км

  • P-36M (СС-18 Сатана) является межконтинентальной ракетой с самой большой в мире дальностью полета -16 000 км. Точность попадания 1300 метров.
  • Стартовая масса 183 тонны. Максимальная дальность достигается при массе боевой головки до 4 тонн, при массе боеголовки 5825 кг, дальность полета ракеты составляет 10200 километров. Ракета может оснащаться разделяемыми и моноблочными боеголовками. Для защиты от противоракетной обороны (ПРО), при подлете в зону поражения ракета выбрасывает ложные цели для ПРО. Ракета была разработана в конструкторском бюро «Южное» им. М. К. Янгеля, Днепропетровск, Украина. Основное базирование ракеты – шахтное.
  • Первые Р-36М поступили в РВСН СССР в 1978 году.
  • Ракета двухступенчатая, с жидкостными ракетными двигателями, обеспечивающими скорость около 7,9 км / сек. Снята с вооружения в 1982 году, заменена на ракету следующего поколения на базе Р-36М, но с повышенной точностью и возможностями по преодолению систем ПРО. В настоящее время ракета используется в мирных целях, для выведения на орбиту спутников. Созданная гражданская ракета получила название Днепр.

Сравнительная характеристика

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет третьего поколения
Наименование ракеты РСД-10 УР-100 НУ МР УР-100 Р-36М, Р-36М УТТХ
Конструкторское бюро МИТ НПО «Машиностроение» КБ «Южное»
Генеральный конструктор А. Д. Надирадзе В. Н. Челомей В. Ф. Уткин
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор ВНИИЭФ, С. Г. Кочарянц ВНИИП, О. Н. Тиханэ ВНИИЭФ, С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор ВНИИЭФ, Б. В. Литвинов ВНИИЭФ, Е. А. Негин
Начало разработки 04.03.1966 16.08.1976 09.1970 02.09.1969
Начало испытаний 21.09.1974 26.10.1977 26.12.1972 21.02.1973
Дата принятия на вооружение 11.03.1976 17.12.1980 30.12.1975 30.12.1975
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса 30.08.1976 06.11.1979 06.05.1975 25.12.1974
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 405 360 150 308
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса 1990 1995
Максимальная дальность ,км 5000 10000 10000+10320 11000+16000
Стартовая масса ,т 37,0 105,6 71,1 210,0
Масса полезной нагрузки ,кг 1740 4350 2550 8800
Длина ракеты ,м 16,49 24,3 21,6 36,6
Максимальный диаметр ,м 1,79 2,5 2,25 3,0
Тип головной части разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения
Количество и мощность боевых блоков ,Мт 1×1; 3×0,15 6×0,75 4×0,55+0,75 8×0,55+0,75
Стоимость серийного выстрела , тыс. руб. 8300 4750 5630 11870
Источник информации : Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 25–26 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9.

Ракета «Стилет» характеристики

  • Масса ракеты при старте – 105 т 600 кг.
  • Вес забрасываемой части – 4 т 350 кг.
  • Длина МБР – 24 м 30 см.
  • Диаметр – 2,5 м.
  • Возможная дальность заброса боеголовки – свыше 10 000 км.
  • Точность поражения – 350 метров.
  • Двигатель – жидкостного типа.
  • Общая мощность ядерных боеголовок – 3300 кт.

В ракете используется разделяющаяся головная часть (ГЧ) относящаяся к типу MIRV, то есть, состоящая из блоков, несущих боевой заряд, каждый из которых снабжен собственной системой наведения и возможностью изменения конечных точек прицеливания непосредственно перед пуском. Всего в ГЧ ракеты установлено шесть таких блоков.

Также «Стилет» оборудован совершенным средством преодоления систем ПРО противника.

На замену «Воеводе»

«Сармат» относится к классу тяжёлых жидкостных ракет стратегического назначения. Данный тип вооружения обладает более высоким, чем твердотопливные МБР, объёмом полезной нагрузки.

По данным Минобороны, 200-тонная РС-28 способна вместить до 20 боевых блоков малого, среднего и повышенного классов мощности. Они способны наносить удары по противнику с любых географических направлений, в том числе со стороны Южного полюса.

  • Загрузка образца ракеты «Сармат» в шахтную пусковую установку
  • РИА Новости

Головным разработчиком «Сармата» является АО «ГРЦ Макеева» (Миасс, Челябинская область). В соединениях РВСН российская ракета должна заменить комплекс Р-36М2 «Воевода», который был разработан в конце 1980-х годов специалистами КБ «Южное» (Днепропетровск).

«Воевода» представляет собой усовершенствованный вариант советской жидкостной ракеты, которой за колоссальные энергетические возможности в НАТО был присвоен шифр SS-18 Satan — «Сатана». На этом оружии могло быть размещено до 14—16 боевых блоков. Максимальная дальность стрельбы в зависимости от снаряжения оценивалась в 11—16 тыс. км.

«Воевода» — улучшенная модификация «Сатаны», это ракета четвёртого поколения с примерно теми же характеристиками. Но по большому счёту ракета своё отслужила. Современные РВСН нуждаются в оружии с лучшими эксплуатационными и боевыми качествами. К тому же, по крайней мере раньше, её обслуживание не обходилось без участия Украины», — говорит Корнев.

«Сармат» будет базироваться в ШПУ, где сейчас размещены Р-36М2. Однако, как следует из заявлений официальных лиц, эти пусковые установки будут модернизированы, чтобы повысить защищённость.

Ключевым достоинством «Сармата» считается его неуязвимость для любых средств противоракетной обороны, в том числе перспективных комплексов. РС-28 имеет короткий активный участок, оснащена самыми современными боезарядами и системами преодоления ПРО.

Также по теме


«Такие ракеты перехватить невозможно»: как Россия реализует программу создания гиперзвукового оружия

В России создаётся новая гиперзвуковая ракета большой дальности Х-95. Об этом сообщил начальник Военной академии Генштаба ВС РФ…

В частности, с принятием на вооружение «Сармат» станет носителем уникального гиперзвукового крылатого блока «Авангард», способного разгоняться до 27 Махов. Блок может совершать полёты в плотных слоях атмосферы и маневрировать на несколько тысяч километров в разные стороны и по высоте.

«Авангард» был создан коллективом ВПК «НПО машиностроения» (Реутов). Ключевую роль в разработке сыграл почётный генеральный директор этого предприятия Герберт Ефремов. За выдающиеся заслуги президент РФ Владимир Путин в сентябре 2020 года наградил учёного орденом Святого апостола Андрея Первозванного с мечами.

При этом российские специалисты не останавливаются на достигнутом. В апреле гендиректор и генеральный конструктор ВПК «НПО машиностроения» Александр Леонов заявил, что предприятие работает над созданием оружия преодоления ПРО, которое было бы ещё более эффективным, чем «Авангард».

Как сообщил ранее в интервью газете «Красная звезда» командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, получателем первых образцов «Сарматов» станет 62-я ракетная Ужурская Краснознамённая дивизия, дислоцированная в Красноярском крае.

ТТХ боевых железнодорожных ракетных комплексов

БЖРК «Молодец»

Дальность стрельбы 10 450 (10 100) километров
Круговое вероятное отклонение 0,2-0,3 (0,5-0,7) километра
Стартовый вес ракеты 104,8 тонны
Забрасываемый вес 4050 кг
Вес пусковой установки 126 тонн
Вес вагона с ПУ и ракетой Более 200 тонн
Длина ракеты (полная) 23,3 метра
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс 31
Тип головной части Разделяющиеся ГЧ индивидуального наведения
Количество боевых блоков 10
Мощность заряда 550 килотонн
Время приведения ракеты в боевое положение 80 секунд
Максимальная скорость БЖРК 80 км/ч
Количество ракет 3

https://youtube.com/watch?v=29i3BwNP7OQ

БЖРК «Баргузин»

Многие характеристики МБР РС-24 «Ярс» в настоящее время остаются засекреченными. Кроме того, непонятно, до какой степени готовности был доведен БЖРК ракетный комплекс «Баргузин». Поэтому сегодня можно привести лишь предполагаемые ТТХ этого поезда с шестью ядерными ракетами на борту:

Дальность стрельбы Около 12 000 километров
Круговое вероятное отклонение 150 метров (западные оценки)
Стартовый вес ракеты 46,5-50 тонн (приблизительные данные)
Забрасываемый вес Не менее 1200 кг (по аналогии с «Тополь-М»)
Длина ракеты Около 23 метров
Тип головной части РГЧ ИН
Количество боевых блоков От 3 до 6
Мощность заряда От 150 до 500 килотонн

Согласно информации, попавшей в открытую печать, вес пускового модуля БЖРК «Баргузин»  не превышает 65-70 тонн, что примерно соответствует характеристикам обычного грузового вагона. Нетрудно заметить, что сокрушительная мощь «Молодца» намного больше, чем у его современника, однако, этот недостаток компенсируется возросшей точностью ракет и использованием специальных блоков для преодоления ПРО.

Несмотря на свой немалый «возраст», концепция «ядерного поезда» остается актуальной и сегодня. Во всяком случае, для России с её огромной территорией и разветвленной сетью железных дорог БЖРК – это оружие, которое необходимо сегодня и останется нужным завтра. Появится ли оно вновь – сказать сложно. Конструкторам мешают и нехватка денег, и технологический разрыв, возникший после распада СССР, и постоянно меняющийся политический фон. Ясно одно – даже небольшое количество ракетных поездов могло бы резко повысить обороноспособность страны.

Особенности конструкции

  1. Р-36М — двухступенчатая ракета, применяющая последовательное разделение ступеней. Баки горючего и окислителя разделены совмещенным промежуточным днищем. Вдоль корпуса проходит бортовая кабельная сеть и трубопроводы пневмогидравлической системы, которые закрыты кожухом. Двигатель 1-ой ступени имеет 4 автономных однокамерных ЖРД, которые имеют турбонасосную подачу топлива по замкнутой схеме, они шарнирно закреплены в хвостовой части ступени на раме. Отклонение двигателей по команде системы управления позволяет управлять полетом ракеты. Двигатель 2-ой ступени включает однокамерный маршевый и четырехкамерный рулевой ЖРД.
  2. Все двигатели работают на азотном тетраксиде и НДМГ. В Р-36М реализовано много оригинальных технических решений, к примеру, химический наддув баков, торможение отделившейся ступени при помощи истечения газов наддува и тому подобное. На Р-36М монтирована инерциальная система управления, работающая благодаря бортовому цифровому вычислительному комплексу. Его использование позволяет обеспечить высокую точность стрельбы.
  3. Конструкторы предусмотрели возможность совершить пуск Р-36М2 даже после ядерного удара противника по району расположения ракет. «Сатана» имеет темное теплозащитное покрытие, которое облегчает прохождение через радиационное пылевое облако, появившееся после ядерного взрыва. Специальные датчики, которые измеряют гамма- и нейтронное излучение на время прохождения ядерного «гриба» регистрируют его и выключают систему управления, но двигатели при этом продолжают работать. После выхода из опасной зоны автоматика включает систему управления и корректирует траекторию полета. МБР данного типа имели особо мощное боевое оснащение. Было два варианта ГЧ: РГЧ ИН с восемью ББ (по 900кт.) и моноблочная термоядерная (24Мт.). Имелся и комплекс преодоления систем ПРО.

Концепция Челомея

В начале осени 1969 года центральное КБ машиностроения, которое возглавлял В. Н. Челомей, совместно с Филиалом №1 ЦКБМ, которым руководил В. Н. Бугайский, начало разработку межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 «Стилет», класса «земля-земля».

Начиная работу над проектом, В. Н. Челомей старался следовать концепции, в основе которой лежало создание надежного и эффективного ракетного комплекса, который при этом имел бы низкую стоимость. Такой подход позволил бы увеличить общее количество развертываемых ракет, что практически на 100% гарантировало нанесение ответного удара в случае ядерной агрессии, так как противник просто не смог бы подавить многочисленные раскиданные по всей стране пусковые установки.

Первые испытания ракеты на полигоне Байконур начались в апреле 1973-го, и успешно завершились в октябре 1975 года. В конце декабря того же года РС-18 была принята на вооружение стратегическими силами СССР.

Особенности

В головной части РС‑18 установлена двигательная установка разведения ядерных блоков. Это устройство предназначено для того, чтобы во время полёта над территорией противника ракета могла постепенно сбрасывать боеголовки над указанными в её полётном задании целями. Помимо этого, в машине реализован комплекс мер по преодолению противоракетной обороны противника.

Вопрос-ответ

Что представляет собой ракета-носитель «Рокот»? Ракета помещена в транспортно‑пусковой контейнер, который обеспечивает температурный режим в течение всего периода эксплуатации. Она находится в высокозащищённой шахте в заправленном состоянии.

Единожды заправленные, ракеты не требуют обслуживания средствами заправки вплоть до снятия с боевого дежурства.

На основе МБР УР‑100Н и УР‑100Н УТТХ в НПО «Машиностроение» разработана космическая ракета‑носитель «Стрела», а в Государственном космическом научно‑производственном центре имени М. В. Хруничева — космическая ракета‑носитель «Рокот».

Разновидности БЖРК

На протяжении последних шестидесяти лет было придумано немалое количество самых разных проектов боевых поездов, однако, в большинстве случаев смелый конструкторский замысел оставался на ватмане в виде чертежа или эскиза. Построены же были только два  комплекса – РТ-23 УТТХ «Молодец» и более современный «Баргузин», который, впрочем, незавершён.

Еще один музейный экспонат – РТ-23 УТТХ в модификации 15Ж60 (шахтного базирования). От «железнодорожной» отличалась в основном обтекателем

БЖРК «Молодец»

Первый и пока единственный серийный боевой железнодорожный комплекс создавался очень долго. Правительственное задание предусматривало одновременную разработку как спецпоезда, так и предназначенной для него ракеты РТ-23, которую впоследствии на Западе по классификации, принятой в НАТО, обозначали как SS-24 Scalpel (не путать с SS-19 Stiletto).

Поначалу казалось, что всё закончится неудачей. Испытания двигательных установок ракеты так затянулись, что в 1973 году проект поезда был «заморожен», а все усилия переключили на разработку стационарного «шахтного» варианта  оружия, обозначенного в документах как 15Ж44.  Всё это происходило на фоне постоянного повышения планки требований со стороны основного заказчика – министерства обороны СССР.

В 1979 году конструкторам были даны сразу два указания: во-первых, установить на РТ-23 боевой блок с разделяющимися головными частями, во-вторых, вернуться к проблеме создания «состава специального назначения». Испытания «шахтной» ракеты начались в 1982 году, а спустя два года состоялся первый запуск РТ-23 (в модификации 15Ж52) из боевого поезда. Он был построен всего в одном экземпляре и представлял собой сугубо опытный образец для отработки технологий и обучения. Пробные запуски были в основном успешными, однако, военных не устраивала как дальность, так и точность попадания в цель. Решить эти проблемы удалось лишь после создания  РТ-23 УТТХ, она же 15Ж61 или SS-24 Scalpel mod. 3 по классификации НАТО.

Один «Молодец» обслуживался целым полком ракетных войск, а из четырех полков составлялась дивизия

Наиболее существенными особенностями конструкции «Молодца» стали:

Замаскированные под рефрижераторы трёхвагонные пусковые модули, установленные на тележки с удвоенным количеством осей;
Выдвижные упоры для фиксации платформы перед стартом ракеты;
Специальная система, с помощью которой убирались в сторону и заземлялись провода контактной сети.

Для того чтобы уменьшить габариты 15Ж61, конструкторы создали для неё специальный раскладной обтекатель. На 15Ж52 он был надувным. Нестандартным был и запуск: вначале выполнялся «минометный старт» — ракета выбрасывалась вверх без включения двигателей, затем пороховой ускоритель придавал её корпусу наклонное положение, и только после этого начинала работать силовая установка. Благодаря использованию такой схемы, раскалённые газы отводились в сторону и не могли повредить поезд или рельсы.

БЖРК «Баргузин»

Разработку нового боевого железнодорожного комплекса, официально стартовавшую в 2012 году, поручили Московскому институту теплотехники (МИТ). При этом предполагалось задействовать межконтинентальные РС-24 «Ярс», вес которых более, чем в два раза меньше, чем у советских «Скальпелей». Снижение массы пусковой установки давало возможность отказаться от применения усиленных колесных тележек. Кроме того, новый поезд уже не требовал усиления железнодорожных путей. Повышалась и скрытность, ведь ранее очень специфические вагоны пусковых модулей «Молодца» могли быть распознаны при внимательном наблюдении.

«Идеальный вариант» скрытного размещения МБР. Возможно, его удастся хотя бы частично реализовать на «Баргузине»

В 2014-2015 годах несколько раз публиковались официальные сообщения об успешной разработке отдельных компонентов системы, однако, затем наступило молчание, которое тянулось вплоть до декабря 2017 года, когда, наконец, было объявлено о полном прекращении всей деятельности по проекту.

Официальной причиной столь плачевного исхода стал банальный дефицит финансирования. Казалось, что на этом всё и завершится, но в первые месяцы 2020 года журналисты заговорили о возможном  возобновлении создания «Баргузина». На сей раз причиной стал выход США из договора о запрете ракет средней дальности. Поэтому СМИ уже «перевооружили» новый БЖРК, заявив, что теперь решено установить на него РС-26 «Рубеж». Оценить уровень  достоверности подобных информационных «вбросов» сегодня крайне трудно.

Головная боль американской ПРО

При этом следует учитывать еще два обстоятельства. Во-первых, уж слишком мало ТАСС отводит времени на то, чтобы получить новую (более того, нового поколения) ракету. Новая твердотопливная ракета «Тополь» создавалась с 1975 по 1988 год, то есть 13 лет. «Тополь-М» был разработан быстрее, поскольку это модификация «Тополя», – за 11 лет. С «Ярсом» дело шло еще быстрее. Но исключительно потому, что саму ракету не трогали, заменили лишь моноблочную боеголовку на систему индивидуального наведения ББ.

А вот ракету «Булава» для подводных лодок, начав разработку с нуля, с большим напряжением доводили до ума почти 20 лет. Так что довольно странно было бы, начав ОКР в 2023 году, завершить ее через семь лет. Впрочем, это сейчас сплошь и рядом – после конечного срока получения конкретного продукта переносить этот срок дважды, а то и трижды.

Во-вторых, создавать новую ракету, когда предыдущая еще не успела «состариться», – это не слишком верная стратегия. Потому что в технологическом отношении она не будет особо отличаться от своей предшественницы. И новые комплексы ПРО, которые появятся в странах НАТО в ответ на «Ярс» (а они до сих пор еще не появились), будут перекрывать доступ к североамериканскому материку и «Ярсу», и «Кедру».

Но пока до этого далеко. «Ярс» – ракета в высшей степени эффективная. К ней могли бы подступиться средства перехвата, которые будут построены по перспективным технологиям, чего пока нет.

У «Ярса» короткий активный участок траектории, то есть время работы маршевых двигателей, когда ракета наиболее уязвима. А также настильная (низкая) траектория. А это существенно затрудняет ее раннее обнаружение радарами системы предупреждения о ракетных атаках.

Также вместо одиночного боевого блока использована разделяющаяся головная часть с боеголовками индивидуального наведения. Их может быть до десяти. И каждую из них комплексам ПРО необходимо перехватить, что практически невозможно.

Помимо этого, головная часть ракеты оснащена комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс выбрасывает ложные цели, в облаке которых летит ракета. И они для радаров по площади эффективного рассеяния неотличимы от самой ракеты. Предположительно их два десятка. Соответственно для перехвата одного «Ярса» необходимо истратить 21 противоракету. Но современные американские средства ПРО, впрочем, и перспективные, такой производительностью и скорострельностью не обладают.

Есть еще два механизма, делающие перехват «Ярса» крайне проблематичным, если не сказать невозможным. После отделения от ракеты боевые блоки предпринимают хаотичное маневрирование и по курсу, и по тангажу. Также используется комплекс радиоэлектронной борьбы, создающий радиопомехи и для РЛС противника, и для головок самонаведения противоракет. В ходу и уголковые отражатели, и тепловые маневрирующие ловушки. И в этом облаке поймать действительную цель для нынешних систем ПРО крайне маловероятно.

Короче, с «Ярсом» неспособны справиться ни наземные мобильные комплексы THAAD, ни морская интегрированная на группах кораблей система ПРО «Иджис», вооруженная ракетами семейства «Стандарт». Ни даже базирующиеся на Аляске мощные шахтные ракеты Ground-Based Interceptor, предназначенные для перехвата в космосе.

Максимум, на что способны все эти американские комплексы, – это перехват ракет средней дальности, летящих по строгой баллистической траектории, не маневрируя и не используя никаких элементов комплекса самообороны. Правда, периодически Пентагон устами своих высокопоставленных чиновников заявляет, что система ПРО уже совсем подступилась и к МБР. Но для этого, разумеется, необходимо увеличить финансирование соответствующих разработок.

Конечно, техника не стоит на месте. И наступит время, когда ракеты «Ярс» станут уязвимы для новых комплексов ПРО. Но в первой половине века этого уж точно не произойдет. Так стоит ли сейчас создавать новую ракету, которая по сути не будет значительно отличаться от «Ярса» с точки зрения ее перехвата? И не устареет ли она к тому моменту, когда в США появятся качественно новые комплексы перехвата МБР? Не лучше ли начать ее разработку, когда технологии еще больше продвинутся вперед?

Железо тоже стареет

Нынешняя картина такова. Шахтные комплексы: «Воевода», РН-100Н УТТХ, «Тополь-М», «Ярс». Ожидается поступление в РВСН в 2022–2023 годах ракеты «Сармат». Подвижные грунтовые ракетные комплексы: «Тополь-М» и «Ярс».

Но эта картина изменится через три – пять лет. Будет снята с боевого дежурства «долгожительница» РН-100Н УТТХ. Сейчас эти ракеты оснащают гиперзвуковыми маневрирующими блоками «Авангард», развивающими скорость 27 Махов. Именно поэтому в апреле продлили на три года ресурс «Стилета», как называют эту ракету в НАТО. Дальше продлевать срок службы уже некуда.

Также будут выведены из состава РВСН ракеты «Тополь-М» как шахтного базирования, так и подвижного грунтового. Они постепенно вытесняются «Ярсами».

Если же с испытаниями МБР «Сармат» все будет нормально, на что мы очень надеемся, то они начнут замещать МБР «Воевода». Но этот процесс более длителен. На боевое дежурство заступят все запланированные «Сарматы» уже ближе к концу этого десятилетия.

И тогда РВСН будут располагать двумя МБР:

“ Для перехвата одного «Ярса» необходимо истратить 21 противоракету. Но современные американские средства ПРО, впрочем, и перспективные, такой производительностью и скорострельностью не обладают ”

  • РС-28 «Сармат», оснащенный гиперзвуковыми планирующими боевыми блоками «Авангард». Эта ракета разрабатывается в Государственном ракетном центре им. академика В. П. Макеева (город Миасс). Она станет самой мощной из всех баллистических ракет как наземного, так и морского базирования, имеющей самую большую забрасываемую массу (до 10 тонн) и рекордную дальность (до 18 тыс. км.). «Сармат» способен достигать территории США по любой траектории – через Северный или Южный пояс, обходя зоны противоракетной обороны. Ну а боевой блок «Авангард» даже теоретически неспособны перехватить как существующие, так и перспективные комплексы ПРО стран НАТО;
  • РС-24 «Ярс» шахтного (15П165М) и подвижного грунтового базирования (15П155М), созданный в Московском институте теплотехники (МИТ). К концу третьего десятилетия этой ракете исполнится всего лишь 20 лет. Для МБР это не возраст. Более того, произведена модернизация комплекса до модификации «Ярс-С». И через год-два все комплексы будут обновлены.

В связи с этим возникает ощущение, что это сообщение, транслированное ТАСС от неведомого источника в оборонной промышленности, представляет собой подмену действительного желаемым. И МИТ тут можно понять. Для поддержания института в это непростое время требуется какое-то новое финансирование. Потому что тема «Булава» давно завершена. Баллистические ракеты для подводных лодок уже стоят на вооружении стратегических ракетоносцев проекта «Борей». И теперь их изготавливают на Воткинском заводе. Правда, существует информация о том, что проводится модернизация этой ракеты с целью увеличения дальности полета. Разработка боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» прекращена в 2017 году в связи с сокращением военного бюджета.

По программе конверсии МИТ создает поезд на магнитной подушке. Но это не слишком большие деньги. Нужна крупная тема, чтобы сохранить коллектив института, обладающий громадным опытом в создании стратегического ракетного вооружения. А ведь именно МИТ, учитывая его специализацию по созданию легких мобильных МБР, и должен заниматься «Кедром».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector