Самые большие танки в мире

10 Landkreuzer P. 1500 Monster


Десятую позицию занимает сверхтяжелый немецкий танк Landkreuzer P. 1500 Monster. Проект создания данного “Сухопутного крейсера” так и остался нереализованным.

В 1942 году немецкие конструкторы предложили Министерству по вооружениям проект нового сверхтяжелого танка Landkreuzer P. 1500 Monster. Адольф Гитлер заинтересовался и разрешил создание самоходной боевой машины массой 1500 тонн.

Планировалось оснастить экспериментальную модель вооружением общей массой 500 тонн, надежной броней и вспомогательными деталями. При таких огромных габаритах перед конструкторами встала основная проблема — как такому гиганту обеспечить возможность передвижения? Решением стали четыре двигателя MAN (каждый по 6500 л.с.), которые используются на подводных лодках. Однако, даже с такими мощными двигателями, танк не смог бы ехать со скоростью выше 20 км/ч и на его обслуживание потребуется 100 членов экипажа.

В случае постройки, Landkreuzer P. 1500 Monster использовался бы против надежно укрепленных сооружений и мог стрелять снарядами по 7 тонн не далее, чем на расстояние в 37 м. Из-за крупных размеров, большой массы и малой маневренности, танк сложно было бы применять в боевых действиях. При этом, он стал бы отличной мишенью для авианалетов штурмовиков. Учитывая все эти причины, в начале 1943 года было принято решение о закрытии проекта по созданию сверхтяжелой машины.

VI уровень

VK 30.02 (М)

  • DPM — 2011 л.с.
  • Бронепробиваемость — 150 мм.
  • Время сведения — 2,21 с.
  • Максимальная скорость — 55 км / ч.
  • Самая толстая броня — 100 мм

Заключение

  • Настоящий предшественник Пантеры. 
  • Как и у Пантеры, броня корпуса у него довольно слабая. Его башня может отскакивать от некоторых снарядов VI уровня, особенно от маски орудия, но это не вызывает доверия. Получение урона не представляет большого труда благодаря его высокому уровню здоровья. 
  • Отличное орудие для среднего танка VI уровня. Превосходная точность и DPM с хорошей проникающей способностью. Без сомнения, можно играть на дальней дистанции. Холмы не будут проблемой при 8-градусной депрессии, не лучше, но все же делают свое дело.
  • С отличным двигателем Maybach он может легко достичь максимальной скорости. Скорость тоже неплохая.
  • Проблема в его нации. Как и у многих немецких танков, его двигатель может выйти из строя при лобовом проникновении. (Коробка передач находится в нижней части корпуса.) И его боеукладка тоже уязвима. Его большой силуэт позволяет легко поражать цели.

Если кому интересно разжевано поподробнее.

Да и физиономии немецких танкистов отнюдь не выражают брезгливость и печаль от того, что они воюют на французских танках с ущербным дизайном.

Наоборот. Полно фотографий где немцы старательно позируют с этой самой техникой.

Дальше начинается совсем любопытное. Например, то, что ‘устаревшие’ танки Рено ФТ на тот момент использовались вовсю в Европе. Причем не только нищими странами — типа прибалтийских или Польши. Нет, Франция вполне воевала этими машинами.

Вот битые польские ФТ.

Вот битые французские ФТ.

Вот битые югославские ФТ.

И что характерно — немцы тоже ими воевали.

Это сами же немцы не отрицают. И снимков этого достаточно. Я взял только для примера несколько.

Потому как если сравнивать Рено ФТ с Тиграми и Пантерами — то конечно танчик этот не пляшет. А вот если сравнивать, например, с пулеметными танками СССР — Т-37, Т-38, БТ-2, двубашенным Т-26 то результат такой встречи между пушечным ФТ и пулеметным советским предсказуем.

От Царь-пушки к Царь-танку

Царь-танк Лебеденко

Он представлял собой колесную боевую машину, напоминающую гигантский орудийный лафет с двумя спицевыми колесами диаметром 9 метров и задним полутораметровым катком, с помощью которого танк управлялся. Вооружение танка состояло из нескольких пулеметов и двух орудий, расположенных в центральной и боковых рубках. Предполагалось, что он будет передвигаться со скоростью 17 км/ч. Его жизнь, однако, закончилась на первом же испытании в 1915 году, когда задний каток безнадежно увяз в грязи. Хоть проект Лебеденко и не продвинулся дальше опытного образца, он вошел в историю военной техники, как самый большой танк в мире. Статья про Царь-танк

Разница заметна?

Но нам сначала врали (или умалчивали) из политических соображений спецы из ГЛАВПУРа, которым партийные боссы не велели говорить о вкладе Польши, Чехии, Словакии и прочих стран Варшавского Договора и соцлагеря в войну на стороне Рейха, потому как это было не комильфо, также под запрет о таких рассказах автоматом попадали Франция и Финляндия (как партнеры по торговле, не вступившие в НАТО). Нет, мы отлично знали про Войско Польское, но куда хуже — про то, что Польша была гиеной Европы и про Армию Крайову — тоже нам не говорили, книга Богомолова поэтому вызвала шок, мы знали про эскадрилью ‘Нормандия — Неман’ и не знали про Французский легион и дивизию Шарлемань. Знали про Налепку и его партизан, но не в курсе были про погибшую под Сталинградом словацкую авиацию и словацкую дивизию, откуда собственно Налепка и взялся. Ну, они же наши союзники, они же тоже социалистические прогрессивные страны! То, что перед этим они были надежными союзниками вермахта не педалировалось.

И сейчас это аукается. Европейцы опять готовят нам головомойку — аккурат и время приходит, визиты западного сообщества к нам в гости в милитари стайл происходили раньше пару раз в сто лет, вот после разгрома очередного визита эта публика так напугалась, что сидела тихо семьдесят годов. Но все хорошее кончается, теперь враждебность Европы к нашей стране видна достаточно ярко, а пятая колонна традиционно представленная либералами врет как нанятые. Не люблю Главпур, но современные брехуны на порядок гаже.

Начало этой лжи положил Витя Резун, рассказавший, что в СССР было 24 тысячи танков, а у немцев и 4 тысяч не набралось.

Не могу удержаться, чтобы не поместить несколько не слишком известных фото. На них взятые трофеями советские танки. Те самые — из 24 тысяч грозных машин. Только вот нюанс — эти коробки предназначались для установки в виде БОТов. Вот эту ‘машину смерти’ установить успели.

А эти так и остались стоять на задворках. Без двигателей, без гусениц. Со снятым оборудованием, неспособные передвигаться, с оружием, зачастую разношенным и некомплектным. Но и они заботливо подсчитаны нашими ‘объективистами’.

Далее эта тема получила развитие. Мухин, пожалуй, первым упомянул 5 тысяч только трофейных французских и 400 английских танков и бронемашин экспедиционного корпуса. Это вызвало у ‘просвещенных объективистов’, как называют себя обожатели Рейха, визг бешенства.

Основные возражения можно изложить так:

  1. Общеизвестно, что Мухин сумасшедший.
  2. Общеизвестно, что французские танки дизайном и компановкой немцам не понравились совсем.
  3. Потому немцы применяли их в крайне незначительных объемах. Тут для подтверждения притягивается за уши Мюллер-Гиллебрандт, умеющий умалчивать неприятное почище наших главпуровских генералов.

Однако при более внимательном (хотя и достаточно поверхностном изучении материала) оказалось, что все вышеизложенное является враньем. Оставим в стороне заявление о сумасшествии Мухина, потому как даже если он и сумасшедший — факт попадания в немецкие руки ВСЕГО вооружения ВСЕЙ Франции (а это лучшая технически армия Европы) и всей промышленности, выпускающей это вооружение, остается. Количество франкских железяк тоже оказывается соответствующим.

Средние танки

Далее рассмотрим категорию «танков артиллеристских», которые предназначались для макси­маль­ного приближения к противнику мощного огневого воздействия по живой силе и боевым средствам.

Танки артиллерийской поддержки пехоты изначально не предназначались для борьбы с себе подобными целями. Отличительной особенностью танков этой категории являлись коротко­ствольные пушки (у танка T-IV длина ствола в калибрах L равна 24), начальная скорость снаряда которых и, следовательно, пробиваемость этих орудий была весьма низкой (45-мм советская пушка 20К превосходила по бронепробиваемости 75-мм немецкую пушку танка T-IV на всех дистанциях). Для борьбы с пехотой наш танк Т-28 (благодаря наличию двух отдельных пулеметных башен) был вооружен лучше. Кроме того, некоторая часть танков Т-28 последних годов выпуска была вооружена более длинноствольными пушками и экранирована дополнительными броне­плитами толщиной 20-30 мм. Аналогичная модернизация в части усиления брони происходила и с немецкими танками (танки T-IV первых серий А, В, С и др. имели броню лоб – 30 мм, борт – 20 мм). Что касается короткоствольной пушки, то ее замена на длинноствольную (L 43) произошла только в апреле 1942 года. Широкие гусеницы советского танка Т-28 обеспечивали ему лучшую проходимость. В целом, по всей совокупности тактико-технических характеристик эти танки были равнозначными.

Рассмотрим, наконец, самое лучшее, что было на вооружении танковых дивизий вермахта и танковых дивизий РККА на 22 июня 1941 года, условно включенных в категорию «средних танков».

«Самые лучшие» это не мое мнение, а мнение государственной комиссии (из полсотни инженеров, конструкторов и разведчиков), которая под руководством наркома Тевосяна трижды в 1939–1941 годах подробно ознакомилась с состоянием немецкого танкового производства и из всего увиденного отобрала для закупки только единственный танк марки T-III. Самым лучшим танк T-III серий H и J стал благодаря двум обстоятельствам: новой 50-мм пушке KwK-38 и лобовой броне корпуса толщиной 50 мм. Все остальные типы танков наших специалистов не заинтересовали.

Этот танк на советском полигоне был всесторонне изучен и испытан стрельбой по бронецелям. Поэтому наше военно-политическое руководство прекрасно было осведомлено об уровне немецких танков и состоянии танковой промышленности Германии в целом.

В Красной Армии «самым лучшим» из категории «средних танков» был танк Т-34.

По всем показателям — подвижности, бронезащите, вооружению танк Т-34 превосходил самый лучший на июнь 1941 года немецкий танк T-III серий Н и J. Длинноствольная 76-мм пушка Т-34 пробивала любую броню самых защищенных немецких танков на дистанции 1000–1200 метров. В то же время ни один танк вермахта не мог поразить «тридцатьчетверку» даже с 500 метров.

А мощный дизель обеспечивал не только быстроходность и относительную пожаробезопасность, но и позволял на одной заправке пройти более 300 км.

Самую полную и квалифицированную оценку советскому танку Т-34 дал немецкий генерал Б. Мюллер-Гиллебранд:

И далее он пишет:

Подобные отзывы делают и другие генералы вермахта.

III уровень

Т-70

Разработан в октябре — ноябре 1941 года в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством Н. А. Астрова. Принят на вооружение в январе 1942 года. Серийное производство было прекращено в октябре 1943 года. Всего был выпущен 8231 танк. Применялся до конца войны.

БТ-7

Советский легкий танк с высокой скоростью, но посредственной маневренностью. Из-за последнего фактора, а также слабого бронирования, на нем предпочтительнее ехать «светить» там, где вас точно не ждут. Таких мест в процессе боя становится все больше, и это надо иметь в виду.

БТ-7 артиллерийский

В 1934–1935 годах КБ Харьковского паровозостроительного завода был разработан артиллерийский вариант серийного танка БТ-7. В новую эллиптическую башню увеличенного размера была установлена 76,2-мм пушка КТ-28. Кроме того, часть машин получила новые радиостанции. Всего было выпущено 155 танков БТ-7 артиллерийский, которые приняли участие в боях на Карельском перешейке, в Маньчжурии и в первом периоде Великой Отечественной войны.

Т-46

Советский легкий танк с посредственной броней, но большой огневой мощью. Обладает неплохой подвижностью: при должном умении он способен быстро занять огневую позицию на фланге, разбить врага на этом направлении и, прорвавшись к вражеской артиллерии, уничтожить и её.

БТ-СВ

Этот танк представляет собой попытку усилить бронирование танков серии БТ. Бронирование сравнительно тонкое, но за счёт наклона склонно к рикошетам и непробитиям. Несмотря на высокую скорость, не очень пригоден для света — мешают плохой обзор и слабая рация.

Причина появления Е-серии

Литера “Е” в названии танка означает, что он принадлежит к опытной серии машин, объединенных единым проектом под названием Entwicklung (с немецкого – «развитие»).

Основной задачей инициативы было создание и разработка перспективной бронетехники со взаимозаменяемыми узлами и агрегатами. Параллельно проводилась доработка уже существующих агрегатов линейных машин.

Причина запуска Е-серии заключалась в наличии у Третьего Рейха нескольких танковых веток. Это порождало низкую унификацию между ними и, как итог, снижение ремонтопригодности и сложность производства. Особенно возникала проблема с Т-5 и Т-6.

Итогам работ по Е-серии должны были стать следующие машины (цифра в названии обозначает массу машины):

Картинка Название Описание

E-10 Планировался, как замена легким чешским танкам серии Pz. 38. Представлял из себя легкий истребитель танков с орудием, калибра 75 мм (Как га “Хетцер”). Машина получилась низкой, с сильным наклоном передней верхней бронеплиты. Конструкция отличалась простотой и не имлеа лишних деталей. Подвеска – шахматная. Интересной особенностью танка является наличие изменяемого клиренса

E-25 Легче всего охарактеризовать, как более тяжелую версию предыдущей модели. Планировалась установка пушки 75-мм PaC L/70. Отсутствовала гидравлическая система для изменения клиренса

E-50 Планировался как стандартный средний танк, который заменить менее технологичную Пантеру и Пантеру 2. Заявлялась высокий уровень унификации с Е-75. По факту у них различалось только степень бронирования. Проект находился на стадии ранней разработки на момент окончания войны

E-75 Тоже самре, чир и Е-50. Только планировалось заменить не Т-5, а “Королевских Тигров”

E-100 Сверхтяжелый танк

История, которая не началась

В конце лета 1943 года началась сборка предсерийного образца, а уже в январе стартовали полигонные тесты, выявившие проблемы с ходовой частью. Это и стало приговором «Мышонку» — на устранение требовался самый дефицитный в Третьем Рейхе ресурс – время, а его как мы знаем было ничтожно мало.

Впрочем, необходимость использования других тоже сказала своё решающее слово, когда стало ясно, что их недостаток всё равно не позволит поставить новый танк на конвейер, Гитлер распорядился приостановить все работы по его созданию.

Немецкий танк «Маус» Танковый музей в Кубинке

Оценивая «панцер» в целом должен отметить, что у немцев получилась весьма добротная машина с хорошими возможностями и немаленьким потенциалом для модернизации. Разумеется, не лишённая определённых недостатков, при этом, однако, вполне устранимых в ходе дальнейшего развития танка.

Пожалуй, нам приходится неслабо порадоваться тому, что, «сумрачный тевтонский гений» не смог довести дело до конца. Что касается созданных прототипов, то при подходе частей РККА к Куммерсдорфу их постарались уничтожить, тем не менее, советские танкостроители смогли потом собрать из того, что от них осталось рабочий образец, который в начале 50-х тестировался на полигоне в Кубинке, где его можно увидеть и сейчас.

Конструкция

Инженеры решили не изобретать велосипед и построили Е-100 по классической для немецкого танкостроения схеме. Внутренне пространство машины разделалось на три условные части: отсек управления, боевое отделение и место силовой установки. На крыше боевого отделения размещалась башня от танка Maus (Планировался второй, более технологичный вариант со спрямленными плитами) на погоне диаметром в 3 метра.

В носовой части корпуса устанавливались элементы трансмиссии, передающие момент на ведущие колеса. Также там располагались механик-водитель и радист.

В боевом отделении ютились еще 4 члена экипажа: командир, наводчик, пара заряжающих. Причем последние 3 человека действовали в башне танка. Вероятно, в боевом отделении предусматривались места для снарядом от орудия.


Чертеж танка Е-100 (фото)

Корма танка стала пристанищем двигателя. Проект предполагал использование Maybach HL 230P30, мощностью 700 л/с. Однако во время проектирования конструкторы пришли к выводу, что нужен более мощный вариант. Поэтому в проект внесли движок Maybach HL234. В природе его не существовало, но перспективу никто не отменял. К слову, HL234 должен был форсироваться до 1200 лошадей.

Практика показала, что двигатели подобной мощности появились только в 70-х – 80-х гг. Кроме, непосредственно силовой установки в отсеке размещались топливные баки, радиаторы и прочие агрегаты.

Защиту экипажа и внутренних узлов обеспечивала броня в 200 мм.

В передней проекции толщина металла составляла 200 мм на верхнем и нижнем бронелисте (башня, предположительно, 100 – 200 мм).

Борта достигали 120-мм и прикрывались экранами толщиной в пределах 50. Корма имела толщину 150 мм, а днище – 80 (зачем — непонятно). Борта и корма башни составлялись из 80-мм листов. Вторую башню для е100 так и не сделали. Ее внешний вид неизвестен, а чертежи оказались уничтоженными.


Различные варианты камуфляжа для Е100 (фото)

Ходовая часть имела гусеницы шириной 1 метр. Это позволило добиться снижения удельного давления на грунт до 1,4 см/квадратный. Как у Т-6 предусматривались транспортные гусеницы шириной 55 сантиметров. Их планировалось снаряжать при транспортировке танка на железнодорожной платформе.

Кстати, боковые экраны также планировалось снимать для облегчения массы танка. Подвеска основывалась на пружинах Бельвиля, вместо торсионов. Такое решение позволило сэкономить заброневое пространство и облегчило ремонт при поломке. Хотя имелся негативный фактор: конструкция пружин сложнее, чем у торсионов.

Одна из главных частей танка – орудие.

В линейную версию е100 планировалось устанавливать 128-мм пушку KwK 44 L/55. Данное орудие являлось аналогом пушек, устанавливаемых на Маус. Имело хорошую баллистику и высокую пробивающую способность. Однако, инженеры решили не останавливаться на достигнутом. Во второй вариант башни, по планам, размещалось орудие калибром 155-мм KwK 44 L/38.

Видимо, инженеры не особо заботились о здоровье потенциальных заряжающих танка, которые тягали бы снаряды для этого орудия. Причиной увеличения калибра пушки проста – мощность фугасного снаряда напрямую зависит от данного параметра. А осколочно-фугасные снаряды стоят дешевле остальных.


Фото Ягпанзер Е100 (чертеж)

+Т-14 Армата

Танк Армата стал воплощением уникальных разработок прошлых лет и достижений современного ВПК России. Т-14 уникальная боевая машина 3-го поколения. Возможно, после проведения всех испытаний, Армата получит звание самый лучший и мощный танк в мире. Его особенностью является то, что экипаж располагается не в башне, а в бронированной капсуле, обеспечивающей выживание даже при детонации боекомплекта. Этот новейший танк России был впервые продемонстрирован в 2015 году на параде Победы.

Из уникальных технических характеристик стоит отметить: конструктивные особенности, делающие танк слабо заметным на радарах противника, в инфракрасном и магнитном диапазоне и даже трудно различимым на местности при визуальном контакте, по сути применена технология «стелс». Также в машине применена новейшая активная защита «Афганит», способная предотвратить попадание противотанкового снаряда, а броня 4-го поколения «Малахит» защищает практически от 100% выстрелов из ручных гранатометов. Огневая мощь обеспечивается 125 мм гладкоствольным орудием с боекомплектом 45 снарядов и двумя пулеметами: Корд (12,7-мм) и ПКТМ (7,62-мм). По автотрассам Т-14 развивает скорость до 90 км/ч.

Немецкие танки Второй мировой войны в начале вторжения в СССР

Танки вермахта должны были стать «джокером» в войне с Советским Союзом, сыграв решающую роль в блицкриге – «молниеносной войне». В соответствии с этой стратегией, гитлеровская Германия и формировала свою броневую мощь.

Лёгкие немецкие танки 2 мировой

1. Танк Pz.Kpfw.I (Т-I) производства компании «Крупп» выпускался с 1933 по 1938 гг.; и ещё три года после этого его гусеничное шасси выпускали только в качестве командирских и разведывательных машин (без башен), а также в виде основы для самоходных артиллерийских установок.

Т-I

Орудия эти лёгкие танки не имели: только 2 спаренных 7,92-мм пулемёта, смонтированных в общей маске. В общей сложности, в 1933-1938 гг. было выпущено 1867 танков Pz.Kpfw.I.

Т-II

Часть Pz.Kpfw.II была огнемётными, с двумя огнемётами, стреляющими на 50 м. На шасси этого делались самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи, перевозчики боеприпасов. Всего за годы производства было сделано 3500 шасси Т-II, из них 2050 – именно танков.

3. Pz.Kpfw.II Luchs (Т-II Лукс), также от «МАН» и «Даймлер-Бенц» – специальный разведывательный танк с двух-, а не одноместной башней (как обычный Pz.Kpfw.II). 

Т-II Лукс

Эти немецкие танки ВОВ выпускались в 1942-1944 гг.; их было сделано ровно 100 штук.

Средние танки вермахта Второй мировой войны 1939 1945

3. PzKpfw III (Т-III) разработки компании Даймлер-Бенц с 1937 года поступал на вооружение танковых подразделений вермахта и ваффен СС. Танк выпускался в следующих модификациях: с 37-мм орудием; с 50-мм орудием; с 75-мм гаубицей; с огнемётом; командирская машина; и разведывательно-наблюдательная машина.

Т-III

Кроме пушки, на PzKpfw III также устанавливали 2 или 3 7,92-мм пулемёта MG-34. За годы производства (1936-1943) эта бронетехника вермахта была выпущена в количестве 6166 единиц.

4. PzKpfw IV (Т-IV). Эти танки вермахта 1941 1945 – самые массовые в Германии: их было выпущено 8588 штук. Данная модель, разработки и производства компании Крупп, выпускалась с 1937 по 1945 гг.

Т-IV

Танки Т-IV оснащались 75-мм орудиями различных модификаций и длины, а также одним или двумя 7,92-мм пулемётами. В связи с регулярным увеличением толщины брони, вес выпускаемых бронемашин в ходе производства возрастал от 17 тонн до 24,6 тонн. PzKpfw IV – самые широко представленные в музеях мира танки Германии Второй мировой войны.

ИС-1 и ИС-2

Еще один пример того, насколько важны для обороны углы наклона. У первой и второй модели толщина брони одинаковая, борт – 90 мм, лобовая – до 120 мм. Но во втором случае увеличили углы наклона, и это сделало танк более защищенным. ИС-2 – лучшая из всех советских бронемашин по классу брони.

Если Т-34 брали своей массовостью, то конкурентные особенности этих – броня и пушка.

Если говорить про вторую модификацию, то это одна из самых сильнейших моделей в мире. Именно это и позволило ей сыграть решающую роль в войне, они показали себя в штурме городов, именно они штурмовали Берлин. К плюсам относится и невысокая металлоемкость, при равной Пантере массе он защищен гораздо лучше. Недостаток в том, что ради достижения характеристик компоновка была очень плотной, место для топливных баков нашлось только в отеле управления. Это означало, что при повреждении брони у танкистов было очень мало шансов выжить. Сильнее других рисковал механик, так как у его места не было люка.

Char 2C, 75 т

Char 2C — это французский танк, который был разработан в период Первой мировой войны. Но стоит отметить, что в военных действиях он участия не принимал.

Попытки построить такую машину начались еще в 1917 году. Его выпуск был одобрен, и 1919 году предполагалось, что будет выпущено около 300 единиц такой техники. Но после окончания войны производство завершилось. В результате чего изготовили всего 10 таких танков.

Каждая машина была оборудована специальными инженерными препятствиями. Внешне представляла ромбическую форму, которая охвачена гусеничными лентами

Большое внимание уделяли и наблюдению изнутри.
Конструкторы поставили внутрь несколько наблюдательных колпаков. Экипаж состоял всего из 12 человек

Первые танки Первой мировой

Британский Mark I

Mark I выпускался в двух вариантах – «мужском» и «женском». Отличие – в вооружении. «Мужчины» имели на вооружении две пушки калибром 57 мм и 4 пулемета. «Женская» версия была представлена пятью пулеметами – 1 «Гочкинс» и 4 «Викерса». Во всем остальном – никаких различий: вес порядка 30 тонн, размеры 8,05 х 4,26 х 2,24 м, средняя скорость около 6 км/ч при запасе хода не более 20 км, экипаж во главе с офицером – 8 человек.

В ответ немцы создают 30-тонный А7V на базе трактора Holt. Работы по его созданию были поручены группе инженеров, возглавляемых Йозефом Фойлером. Своими размерами танк не многим отличался от Mark I (7350 х 3060 х 3300 мм), но был в 2 раза быстрее и мог проехать на 15 км больше. Впечатляюще выглядел экипаж из 18 человек. А7V был вооружен 57-мм пушкой и пятью пулеметами MG-08.

Немецкий танк A7V с экипажем

На едином шасси

В декабре 1943 года директор завода «Хеншель» в Касселе Герд Штилер фон Хайдекампф стал главой Танковой комиссии, сменив на этом посту Фердинанда Порше. Как опытный управляющий, фон Хайдекампф считал, что немецкая танковая программа была сумасбродной. По его словам, тяжёлой промышленности не хватало опыта крупносерийного производства, присущего автомобильным предприятиям, разработка новых конструкций никогда не велась рационально, что приводило к чрезмерно широкому модельному ряду, а в некоторых случаях конструкции были слишком сложны. При фон Хайдекампфе Танковая комиссия потеряла роль независимого конкурента и генератора новых идей, зато в целом немецкое танкостроение стало развиваться более согласованно. В этих условиях немцы наконец-то взялись за свой зоопарк.

Pz.Kpfw.III/IV — средний танк на едином шасси

4 января 1944 года на заседании Танковой комиссии утвердили требования на средний танк Pz.Kpfw.III/IV. Как следует из названия, это была новая машина на едином шасси, объединяющем удачные наработки по «тройке» и «четвёрке». От Pz.Kpfw.IV взяли башню с орудием и систему охлаждения, от — Pz.Kpfw.III коробку передач ZF SSG 77 и механизм поворота. Двигатель остался прежним HL 120 TRM, но бортовые передачи по типу «тройки» усилили. Ходовую часть сделали заново. Она состояла из шести опорных катков диаметром 660 мм с внутренней амортизацией на борт.

Блокированная подвеска на листовых рессорах выполнялась по типу Pz.Kpfw.IV, а траки шириной 540 мм сделали с оглядкой на «Тигр II». Клиренс повысили до 520 мм. Новый корпус получил хорошую наклонную броню. Толщина верхней лобовой детали составляла 80 мм под углом 50°, верхняя часть борта защищалась бронёй толщиной 30 мм при 36°. Правда, для упрощения немцы решили питать башню гибким электрическим проводом, поэтому у неё не было кругового вращения (только поворот на 270° в обе стороны). Зато боезапас увеличился до 100 выстрелов.

Фрагмент чертежа Sturmgeschütz auf Pz.IV от 17 января 1944 года. Видны 540-мм траки, новые опорные катки и наклонные борта, а все окна для воздуха «переехали» на крышу. Эти наработки использовали на едином шасси III/IV

Одновременно на едином шасси проектировали истребитель танков leichter Panzerjäger III/IV. Он классифицировался как лёгкий (leichter), поскольку немецкие истребители танков делились только на лёгкие и тяжёлые. На единое шасси поставили удачную рубку от Jagdpanzer IV с 75-мм орудием PaK 42 L/70 и 80-мм лобовой бронёй под углом 50°.

В марте 1944 года Отдел №6 Управления вооружений заключил контракты на производство трёх опытных единых шасси. В июне обсуждалось начало производства Pz.Kpfw.III/IV на заводе «Крупп» с февраля 1945 года, но через месяц было решено бросить все силы на производство самоходного орудия Panzerjäger III/IV, которое получил название Panzer IV lang (E). По планам «Алькетт» и MIAG переключались на выпуск новой машины в ноябре 1944 года, «Крупп» — в январе 1945 года, а VOMAG и «Нибелунгенверке» — в марте. Таким образом, зоопарк из Pz.Kpfw.IV, StuG III, StuG IV, Jagdpanzer IV, Panzer IV/70 (V) и Panzer IV/70 (A) заменялся единой машиной. Это было здравое решение, ведь единый истребитель танков вооружался мощным орудием PaK 42, но в отличие от Panzer IV/70 (V) и (A) не имел проблем со слабыми бортовыми передачами и перегруженной ходовой частью.

Перспективное самоходное орудие Panzer IV lang (E) было призвано заменить сразу несколько типов машин

Немцы провели испытания разных типов подвесок для перспективного шасси, а фирма «Дойче Эдельшталь» в сентябре 1944 собрала бронекорпус для Panzer IV lang (E), но уже через месяц программа единого истребителя танков была остановлена в пользу ещё более простой и дешёвой альтернативы.

Производство

Планы Вермахта изменились в конце 1943 года. Во-первых, главный инспектор бронетанковых войск Гейнц Гудериан потребовал выпустить установочную партию из пяти танков, обкатать их на фронте, выявить недостатки, устранить, а потом уже запускать машину в серийное производство:

Второе, и главное — Королевские ВВС Великобритании планомерно разрушали производственные мощности Рурской области, промышленное сердце фашистской Германии. Так, во время «Битвы за Рур» бомбили заводы «Крупп», а также военные объекты, расположенные в городе Эссен, включая конструкторские бюро.

После налетов в марте и апреле 1943 года была уничтожена документация на башню и всё вооружение «Мауса», что отодвинуло сроки на 4 месяца. Решающий удар был нанесен в конце июля, когда в ходе 50-минутной бомбардировки было уничтожено 51 заводское здание, а 83 получили серьёзные повреждения

Оценив разрушения, стало ясно — выпуск даже нескольких «Маусов» в год невозможен, поскольку производство корпусов и пушек уничтожено «под ноль». 5 ноября 1943 года серийное производство отменили, а установочную партию для обкатки сократили до 2 машин, которые уже имели готовые корпуса.

Тогда же, в конце ноября, Королевские ВВС высыпали еще несколько тысяч бомб на Берлин, разрушив производственные мощности «Сименс» и «Алкетт». Теперь собирать Pz.Kpfw. Maus было не только не из чего, но и негде.

Тяжёлые танки

Но в Красной Армии с декабря 1939 года находился на вооружении тяжелый танк КВ. Советский 48-тонный танк КВ-1, имея лобовую броню в 95 мм (башня – 100 мм), а бортовую – 75 мм, был неуязвим для танков и самых лучших немецких противотанковых пушек. Единственным средством борьбы с ним были немногочисленные немецкие зенитные пушки 88-мм калибра со спецснарядом. Форсированный дизель В-2К развивал мощность 600 л.с, обеспечивая скорость 35 км/час. Пушка Ф-34 76 мм калибра могла летом 1941 года расстреливать любые немецкие танки на любых дистанциях под любым углом стрельбы. Танки KB до 22 июня 1941 года выпускались в двух моди­фи­кациях: КВ-1 с пушкой 76 мм калибра и 52-тонные КВ-2 с гаубицей 152 мм калибра. С началом войны производство танков КВ-2 было прекращено.

Кроме того в РККА был еще один тяжелый пятибашенный танк Т-35.

Только в 1942 году в вермахте появился тяжелый танк Т-VI H «ТИГР»

PzKpfw VI

В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд.

1 января 1943 года запущен в серийное производство средний танк Т-V «ПАНТЕРА» PzKpfw V Panther («Panzerkampfwagen V Panther»)

PzKpfw V

Вот что записал в своем дневнике подполковник фон Грюндхерр непосредственно после первого боевого использования » Пантер» на Восточном фронте:

Впоследствии большая часть этих проблем была успешно устранена, и «Пантеры» снискали заслу­женную славу лучшего боевого танка панцерваффе.

И конечно же нельзя забывать о таком тяжелом танке, как Т-VI В «КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР» Panzer­kampf­wagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182)

PzKpfw VI Ausf. B «Königstiger»

Танк «Королевский тигр» разработан в 1943 г. фирмой «Порше» и с 1944 г. начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков «Тигр». Так же, как и его предшественник, «Королевский тигр» был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200 мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт «Пантеры», конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Для противодействия Тиграм и Пантерам в СССР в спешном порядке был создан танк ИС-1

ИС-1

Боевая масса – 44 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение: 85-мм танковая пушка Д-5 и 3 пулемета ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 120 км.

Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. 1 гв.ТТПП, имевший на вооружении ИС-85, вступил в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500–1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИСов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИСа со 150–200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй – 4.

Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его брони­рования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122 (другое название ИС-2).

ИС-2

Этот танк оказался очень удачным. Последние маневры с участием ИС-2М состоялись в 1982 году в Одесском округе, а официально эти танки сняты с вооружения только в 1995 году.

Появление «Тигров»


Смотреть галерею

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась война. За два года победного шествия по Европе немецкие военные не замечали отсутствия в своих рядах тяжелых танков, но со вступлением на советскую территорию они столкнулись с КВ-1 и Т-34, и вермахт начал пробуксовывать. Сразу активизировались работы над проектами новых тяжелых машин.

Из двух проектов выбрали танк , а Фердинанду Порше пришлось довольствоваться вторым местом. Машину назвали «Тигр». И вот в августе 1942 года вблизи станции Мга под Ленинградом первые немецкие тяжелые танки пошли в бой. Первый блин оказался комом: один танк сломался, второй захватили советские войска. Массовое применение тяжелых «Тигров» пришлось на лето 1943 года, на время знаменитой Курской битвы, которая ознаменовала собой коренной перелом в войне. Однако аппетит приходит во время еды, и немецкие конструкторы задумались о сверхтяжелых танках. Как и в прошлый раз, разработку поручили двум конкурентам: «Хеншелю» и Порше. Первая фирма начала разработку Е-100. Танк же, который проектировал Фердинанд Порше, назвали «Маусом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector