20-мм пушка швак

История создания

В связи с развитием военной авиации в конце 1920-х годов, с увеличением скорости полёта самолётов и веса полезной нагрузки, возникла необходимость в новом вооружении. 9 февраля 1931 года вышло постановление советского правительства о разработке авиационного пулемёта калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемёта ДК (Дегтярёв крупнокалиберный). Такой пулемёт был спроектирован С. В. Владимировым, конструктором пулемётного КБП в Туле на основе конструкции 7,62 мм пулемёта ШКАС. Пулемёт был представлен на испытания 28 мая 1932 года и успешно их прошёл. В 1934 году новый образец был принят на вооружение. Серийный выпуск был начат в 1935 году.

История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Применение в бою

Б-20 – достаточно легкая пушка с хорошей мощностью, что позволяет истребителям, на которых она установлена, не только с легкостью сбивать самолеты, но и вступать в виражные бои, если на истребитель поставить зажигательно-трассирующие снаряды, то можно смело идти на бомбардировщики и сбивать их. Используя Б-20 для оборонительной цели на бомбардировщиках, можно спокойно зажимать (стрелять длиной очередью) по подсевшим на хвост (и не только) самолетам. Так же пушка хорошо справляется с мало бронированными наземными единицами, можно легко уничтожить бронеавтомобиль или ПВО.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Малая отдача.
  • Хорошая кучность стрельбы.
  • Хорошая мощность.
  • Достаточно медленно перегревается.
  • Широкий выбор лент позволяет угодить почти каждому лётчику.
  • Не требуется исследование снарядов для максимальной эффективности.

Недостатки:

  • Малый боекомплект.
  • Требует умение использования (новичку достаточно трудно будет использовать пушку с малым БК).
  • Малый вес патрона не позволяет сбивать самолеты на дальних расстояниях.

ШВАК 12.7 мм авиационный пулемёт

ШВАК 12.7 мм авиационный пулемёт (в расшифровке по буквам читается Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный) — первый авиационный пулемёт крупного калибра, спроектированный в СССР к 1931 году советским оружейником С. В. Владимировым. Хотя данный образец авиационного крупнокалиберного вооружения был первой системой принятой на вооружение ВВС СССР под официальным названием 12,7-мм авиационный пулемёт калибра 12.7 мм системы Шпитального и Владимирова, увековечив имена своих создателей, он применялся и на других устройствах, вплоть до тачанок на конной тяге..

Шпитальный Борис Гавриилович История создания пулеметаШВАК стала зарождаться в связи с развитием вооружения для военной авиации в конце 1920-х годов и напрямую связана с временем когда увеличение скорости, дальности полёта самолётов и веса носимой полезной нагрузки, возникла острая необходимость в новом более мощном вооружении. Зимой 1931 года вышло очередное постановление советского правительства о обязательной разработке абсолютно нового авиационного пулемёта, адаптированного под калибр 12,7 мм стандартного патрона 12,7-мм армейского пулемёта ДК (расшифровка Дегтярёв крупнокалиберный).

Семен Владимиров.

Заказанный пулемёт был быстро спроектирован С. В. Владимировым, опытным конструктором пулемётного КБП, находящегося в Туле на принципе устройства 7,62 мм пулемёта ШКАС. Данный опытный пулемёт был представлен государственной комиссии на испытания в начале лета 1932 года, которые показали отличные результаты. В дальнейшем новый образец авиационного вооружения был принят к серийному производству, который был был начат в начале 1935 года.

Принцип действия и особенности конструкции работы автоматики полностью основывались на применении силы энергии пороховых газов выстрела, отводимых из канала ствола через специальное отверстие. Запирание ствола осуществлялось перекосом затвора. В общем, принцип работы, основные детали конструкции, подобны работе автоматики пулемёта ШКАС. Можно сказать это получился его крупнокалиберная версия, учиттывая то, что во время создания ШВАКа Владимиров подверг часть деталей существенной переработке и модернизации.

Питание боеприпасами 12,7-мм пулемёта ШВАК производилось специально модернизированными под него патронами размерами 12,7×108R, отличавшихся от штатных патронов к пулемёту ДК обязательным наличием на гильзе специальной выступающей закраины, что было очень кстати из-за особой системы экстракции патронов из ленты: с помощью специального винтового паза расположенного на ствольной коробке, в который попадали фланцы гильз. Номенклатура патронов и типы пуль у патронов к новому пулемету абсолютно совпадали с боеприпасами с ДК. Обычные пули пробивали с легкостью броню толщиной не менее 20 мм на расстоянии до 350 м, а патроны с пулями бронебойно-зажигательно-трассирующими — били ее на дальности дальности до 300 м и имели очень высокую дальность горения трассера до полутора километров.

После всех испытаний и проверок пулемёт ШВАК выпускался в четырёх вариантах: турельном, крыльевом, синхронном (для ведения огня через винт самолёта) и новом на то время моторном месте, когда стрельба велась внутри оси винта самолётов с одним мотором.<Пулемёт ШВАК оказался очень эффективным видом вооружения благодаря своей исключительной надёжности, унаследованной от от своего старшего брата ШКАСа, и крупному калибру применяемых боеприпасов. Патрон номенклатуры 12,7×108R показал отличную бронепробиваемость и прекрасное зажигательное действие. Стоит признать — эффективность разрывных пуль была признана слабой, что и привело в дальнейшем к созданию 20-миллиметровой пушки ШВАК.

Сама конструкция и сборка пулемёта также не была полностью избавлена от недостатков. Чрезвычайно сильная сложность устройства некоторых узлов, особенно механизма подачи и извлечения стреляной гильзы, создавала серьезные проблемы при обслуживании. Данный факт кроме того, усложнил его производство. .

Особенно заметна была трудоёмкость сборки и изготовления механизма питания и ствольной коробки. В целой серии неполадок доступ к указанным механизмам был практически невозможен — в отдельных, особо сложных случаях, для устранения задержек при ведения огня требовалась разборка пулемёта частичная или полная, которую невозможно сделать во время полёта. Также этот пулемет применялся в наземных боях, он оснащался треногой или мог вести огонь со станка или на колесном ходу, использовался как зенитный пулемет.

Технические характеристики

По своим боевым характеристикам авиапушка ШВАК уступала большинству одноклассников. Исключением была немецкая авиапушка MG-FF, но и её скоро сменили более совершенные образцы вооружения. Английским же 20 мм Испанам ШВАК уступала полностью.

Характеристика ШВАК(крыльевой вариант, без доп устройств) MG/FF Hispano Mk.I
Масса, кг 38 28 46
Длина ствола, мм 1255 820 1714
Начальная скорость снаряда, м/сек 750-800 580-600 (700 М-g) 860-900
Скорострельность, выстр/мин 700-850 560-600 600-640
Магазин/лента Лента рассыпного типа Магазин или лента, в зависимости от исполнения Магазина на 60 выстрелов
Патрон, тип 20х99R 20х80RB 20х110
Масса патрона, гр 183 160-183
Масса снаряда, гр 96-99 82-115 140-160
Масса ВВ, гр 5-6 3-4 (M-g 22 гр.) 12-20

К недостаткам ШВАК как пушки, можно отнести слабость заряда, не очень хорошие баллистические характеристики, но все компенсировалось высоким темпом стрельбы, вместо 1-2 снарядов Испаны, советский истребитель успевал всадить в противника 4-6 снарядов, что зачастую становилось достаточным для выхода врага из боя.

К тому же нужно отметить и стиль ведения огня, в отличие от западных пилотов советские истребители открывали огонь с расстояния, на котором было «видно заклёпки на борту самолёта противника». Это компенсировало слабую баллистику патронов ШВАК.

Боеприпасы

Питание 12,7-мм пулемёта ШВАК производилось специально разработанными патронами 12,7×108R, отличавшимися от патронов к пулемёту ДК наличием на гильзе выступающей закраины, что было необходимо из-за особой системы извлечения патронов из ленты: с помощью винтового паза на ствольной коробке, в который входили фланцы гильз. Номенклатура и виды пуль у патронов к ШВАК совпадали с таковой у патронов к ДК. Обычные пули пробивали броню толщиной 20 мм на дальности до 350 м, а бронебойно-зажигательно-трассирующие — на дальности до 300 м и имели дальность горения трассера до 1500 м.

Эскиз гильзы 12,7-мм патрона к пулемёту ШВАК.

САМОЛЁТ ПРОТИВ ТАНКА

Не остались в стороне и советские конструкторы. Уже к началу войны была создана мощная 23-мм пушка ВЯ. Большие габариты и сильная отдача не позволили поставить орудие на истребитель. Но и в качестве вооружения штурмовика Ил-2 пушка, придающая 200-граммовому снаряду скорость 900 м/с, не оправдала надежд. Даже против лёгких танков её пробивная способность оказалась недостаточной. При штурмовке же автоколонн и батарей 20-мм пушки ШВАК показывали себя не хуже.

Первоначальное решение Ильюшина строить Ил-2 одноместным оказалось неверным. Потери модифицированных двухместных Ил-2 оказались ниже благодаря возможности отстреливаться.

В результате уже в конце 1942 года каждый двадцатый «Ильюшин» стали вооружать парой 37-мм пушек ШФК-37, а затем НС-37. 740-граммовые, вылетающие со скоростью 890 м/с снаряды действительно оказались способны поражать лёгкие и средние танки. Но результат боевых вылетов оказался неудовлетворительным. Лётчик на Ил-2 попросту не мог толком прицелиться из ШФК-37: отдача крыльевых установок раскачивала самолёт, сбивая наводку.

Вскрылось и ещё одно неприятное обстоятельство. Достойную 37-мм бронебойных снарядов цель ещё требовалось найти! Палить же не дающими осколков болванками по пехоте и грузовикам было бессмысленно. В результат средний расход боекомплекта за вылет был весьма низок — не более 40%.

Аналогичные проблемы возникли и у немцев с их противотанковыми штурмовиками Junkers Ju.87G и Heinkel Hs.129b-2/Wa, вооружёнными 37-мм пушками ВК 3.7. При равном с НС-37 весе последние имели вчетверо меньшую скорострельность. И хотя отчёты штурмовых асов Люфтваффе содержат свидетельства бесчисленных побед, испытания трофейной техники, проведённые впоследствии в СССР, показали: ВК-3.7 броню Т-34 вообще не пробивала.

Носовая пушка Ш-37 стала прототипом легендарной НС-37. На рисунке — занимательная схема установки авиапушки прямо внутри V-образного авиадвигателя М-105.

Для борьбы с катерами, малоуязвимыми для пулемётов и легко уклоняющимися от бомб и торпед, применялся морской штурмовик North American B-25G/H Mitchell с 75-мм короткоствольной пушкой.

Более удачным советским самолётом оказался появившийся в 1943 году Як-9Т, у которого одна НС-37 с 32 снарядами располагалась в развале мотора. Отдача мощного орудия распространялась вдоль центральной оси машины, и точность стрельбы от неё не страдала.

Буква «Т» в обозначении самолёта обозначала «танковый»: машина создавалась специально для охоты на танки и катера. Правда, как раз в этом качестве она никак себя не зарекомендовала. Зато конструкторам удалось в полной мере сохранить манёвренность Яка-9, позволяющую ему вести воздушный бой против вражеских истребителей, чем «танковый» Як, обладающий весом секундного залпа 4,1 кг и отличной дальностью стрельбы, с успехом и занимался.

Опыт был признан удачным, и послевоенные советские МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 вооружались одной 37-мм и двумя 23-мм пушками. Американцы же ограничивались более скромным калибром. По весу секундного залпа МиГ-15 и вооружённый шестью 12,7-мм пулемётами North American F-86 Sabre были равны. Но советский истребитель мог обстреливать тяжёлые и хорошо бронированные бомбардировщики, оставаясь за пределами досягаемости их турелей. Для этого он и был создан. Sabre же предназначался только для боя с машинами равного класса.

Авиация ШВАК (пушка) — Боекомплект

Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение гильзы после выстрела начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки, что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах, за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом.

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.

Снаряды 20×99 мм R

Советская номенклатура снарядов Американская номенклатура снарядов Масса пули Дульная скорость Описание
ОЗ HEI 96.0 770 с головным взрывателем , 2.8 г. взрывчатого вещества + 3.3 г. зажигательного
ОЗТ HEI-T 96.5 770 с головным взрывателем , 2.8 g взрывчатого вещества + 3.3 g зажигательного, трассер
ОФ HE-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем , 6.7 g HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗ HEI-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем, 0.8 г. взрывчатого вещества + 3.8 г. зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗ API-HC 96.0 750 твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2.5 г. зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке
БЗ API-HC 99.0 750 как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ API 96.0 750 сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТ API-T 96.0 750 как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУ TP 96.0 770 гремучая смесь в взрывчатой оболочке
ПУТ TP-T 96.5 770 цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости
ШВАК (пулемёт) ШКАС >>>
Авиация по странам Авиамоделизм Авиапочта Авиасалоны Авиасимуляторы Авиационная инфраструктура Авиационная медицина Авиационная метеорология Авиационно-космические системы Авиационные документы Авиационные научные учреждения Авиационные происшествия Авиационные профессии Авиационные работы Авиационные СМИ Авиационные термины Авиационные учебные заведения Авиационный спорт

Литература

  • Новиков В. Н. Оружие победы, 1941-1945. — М.: Машиностроение, 1985. — 302 с.
  • Новиков В. Н. Накануне и в дни испытаний. — М.: Издательство политической литературы, 1988. — 397 с. — (Оружие воздушного боя).
  • Болотин Д. Н. Советское стрелковое оружие. — 3. — М.: Военное издательство, 1986. — 320 с. — (Военно-историческая библиотека).
  • Болотин Д. Н. История советского стрелкового оружия и патронов. — М.: Полигон, 1995. — 303 с.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. — Мн.: Харвест, 2001. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6 (ошибоч.).
  • АУ РККА. Специальные патроны стрелкового вооружения. — М.: Воениздат, 1940. — 47 с.
  • Меньщиков Н. Г. Альбом конструкций патронов стрелкового и крупнокалиберного автоматического оружия (от 6,5 до 37 мм). — М.: Артакадемия им. Дзержинского, 1946. — 196 с.

Устройство

По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Типовые характеристики
Варианты установки Крыльевой Турельный Мотор-пушка
Длина 1679 мм 1726 мм 2122 мм
Вес 40 кг 42 кг 44,5 кг
Длина хода подвижных частей
185 мм
Темп стрельбы
700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда
815 м/c
Патрон 20×99 мм R
Тип ОЗ БЗ
Масса (г) 96 96,6
Длина снаряда (клб.) 2,4 3,1

Авиационный 12,7-мм синхронный пулемет УБ

В августе 1938 года советское правительство поставило перед оружейниками задачу создания 12,7-мм синхронного пулемета. Наиболее успешно эта задача была выполнена М. Е. Березиным, который предложил систему, отличавшуюся простотой конструкции, малыми габаритами и надежностью в боевом применении.

КОНСТРУКЦИЯ

12,7-мм авиационный пулемет Березина относится к системам автоматического оружия, действие которого построено на принципе отвода пороховых газов через специальное отверстие в стволе. Запирание канала клиновое. Характерной особенностью его устройства была подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как у подавляющего большинства пулеметов, а при накате их, т. е. от возвратной пружины пулемета. Для обеспечения требуемой надежности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной. Ударный механизм ударникового типа действовал от специальной боевой пружины. Экстракция стреляной гильзы производилось зацепами затвора, ее отражение — последующим патроном. Пулемет снабжен буфером подвижных частей, смонтированным в затыльнике. Крепление ствола в ствольной коробке осуществлялось с помощью клина.

К достоинствам пулемета Березина относились: удачная компоновка всего автомата и отдельных механизмов; высокий темп стрельбы; простое заряжание и разряжание, устранение задержек и быстрая смена ствола; сравнительно небольшое число деталей и простое устройство механизма.

Читать: Легкий пехотный огнемет ЛПО-97

ВАРИАНТЫ

М. Е. Березин разработал универсальный пулемет УБ (универсальный Березина) в трех вариантах в зависимости от места установки, — турельный, крыльевой и синхронный. Основные детали и механизмы всех трех вариантов пулемета были сохранены, за исключением спускового и ударного механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой их применения. В синхронном (УБС) и крыльевом (УБК) вариантах было осуществлено дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе в воздухе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях. В связи с невозможностью использовать пневматическую перезарядку на турельном пулемете (УБТ) из-за габаритов кабины конструктор Г. И. Никитин разработал для него рукоятку перезаряжания рычажного типа. Проведенные усовершенствования значительно повысили боевые качества 12,7-мм пулемета системы Березина, надежность его эксплуатации в различных условиях. В ходе испытаний пулемет УБ безотказно работал на девяти километровой высоте при ±48°С, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании.

Читать: БМПТ «Терминатор»

Масса пулемета Березина в синхронном варианте — 21,45 кг, крыльевом — 21,14 кг, турельном — 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте 700-800 выстр./мин, крыльевом и турельном 800-1050 выстр./мин. Боекомплект и баллистика одинаковы с 12,7-мм пулеметом ШВАК.

В дальнейшем, в 1944 году, Березин без всяких конструктивных изменений путем замены ствола создал надежно действующую 20-мм авиационную пушку Б-20 под штатный патрон от 20-мм пушки ШВАК. Создание этой системы, наряду с уже существующим и положительно себя зарекомендовавшим образцом ШВАК, было вызвано тем, что конструктивная схема ШВАК оказалась не вполне рациональной в применении к 20-мм калибру и большему. При сравнительно легком патроне масса пушки, а также ее габариты оказались чрезмерно большими. Это значительно ограничивало боевые возможности системы и ее использование, особенно на подвижных установках.

Пушка Б-20 при тех же начальной скорости снаряда и темпе стрельбы была почти вдвое легче своей предшественницы и незначительно отличалась от 12,7-мм пулемета УБ. Это дало возможность устанавливать ее как на встроенных неподвижных установках, так и на подвижных установках с дистанционным управлением. Выполненная в крыльевом, турельном и синхронном вариантах, она на завершающем этапе войны находилась на вооружении самолетов Ил-2, Як-3, Як-7, а затем Ил-10 и Ту-4.

Ха-ха

Вау

Доволен

Печально

Злюсь

Voted Thanks!

Возможно вам будет интересно:

  • 12,7/20-мм авиационный пулемет ШВАК
  • Единый пулемет «Печенег» (6П41)
  • Единый пулемет ПК/ПКС (6П6/6П3)
  • Крупнокалиберный пулемет «Корд»
  • 12,7-мм пулемет «Виккерс» — корабельный, зенитный, танковый
  • Пулеметы Калашникова и их модификации

https://youtube.com/watch?v=5OFi0JcR2-I

Модификации

Пулемёт ШВАК изготавливался в четырёх вариантах: крыльевом, турельном, синхронном (для стрельбы через винт самолёта) и моторном (устанавливался внутри оси винта одномоторных самолётов).

Пушка ШВАК

Основная статья: ШВАК (пушка)

В —1936 годах при проведении испытаний было установлено, что существует техническая возможность увеличить калибр пулемёта до 20 мм, не меняя габариты подвижных деталей. Поэтому на базе 12,7-мм пулемёта ШВАК была создана 20-мм пушка ШВАК, запущенная в серийное производство в 1936 году. Практически сразу после этого 12,7-мм пулемёт ШВАК был снят с производства.

Модификации[ | ]

Пулемёт ШВАК изготавливался в четырёх вариантах: крыльевом, турельном, синхронном (для стрельбы через винт самолёта) и моторном (устанавливался внутри оси винта одномоторных самолётов).

Пушка ШВАК

Основная статья: ШВАК (пушка)

В 1935—1936 годах при проведении испытаний было установлено, что существует техническая возможность увеличить калибр пулемёта до 20 мм, не меняя габариты подвижных деталей. Поэтому на базе 12,7-мм пулемёта ШВАК была создана 20-мм пушка ШВАК, запущенная в серийное производство в 1936 году. Практически сразу после этого 12,7-мм пулемёт ШВАК был снят с производства.

Историческая справка

Трех пушечный Ла-7

Пушка Б-20 была создана М.Е.Березиным путем переделки своего 12,7-мм пулемета УБ под патрон 20-мм ШВАКа для конкурса. Б-20 была принята на вооружение постановлением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегчённой авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» от 10 октября 1944 года. Известно, что с марта 1945 до конца войны было выпущено 368 «трёхпушечных» Ла-7, все на заводе № 381. Но уже после установки выяснилось, что пушка не удовлетворяет требованиям надежности. На испытаниях в НИИ ВВС осенью 1945 года пушка из трёх «трёхточечных» самолётов Ла-7 (на каждом по три Б-20), принимавших участие в испытаниях, ни на одном не удалось достичь требуемого показателя в 5000 снарядов, отстрелянных с одного самолёта без отказов – в среднем этот показатель составил 3200 снарядов с самолёта. По данным Широкорада за весь период войны было выпущено 9515 экземпляров Б-20, а за все время 15352 экземпляра. По воспоминаниям Новикова, основным производителем пушек был Ковровский завод № 2 им. Киркижа, который во время войны выпустил около 9 тысяч пушек. По данным же А. С. Яковлева, только за время войны было изготовлено аж 32 тысячи пушек.

Модификации пушки:

  • Б-20М – мотор-пушка (для установки в развале блока цилиндров).
  • Б-20С – вариант с синхронизатором (для стрельбы через воздушный винт).
  • Крыльевой вариант пушки, но данных о ней нет (не подтверждено).
  • Б-20Т-Э – использовалась в составе ААУ (Авиационная артиллерийская установка) ВУ-9 на серийных Ил-10 с августа 1945.
  • Б-20Э (электрифицированная) – использовалась в качестве оборонительного вооружения на стратегическом бомбардировщике Ту-4.
  • В 1951 году на заводе № 23 выпускались бомбардировщики Ту-2С с пушками Б-20ЭН. В следующем году эти пушки устанавливались на штурмовики Ил-10М в составе авиационной артустановки ВУ-9М – модификации ВУ-9 с электроприводом.

Конструкция и принцип действия

Автоматика пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов. При выстреле пороховые газы, проходя через канал ствола, проходят в газоотводную трубку, толкая шток затворной рамы, а она в свою очередь, передает энергию на работу механизмов пушки:

  1. Отпирается ствол, затворная рама откатывается назад под действием пороховых газов, одновременно сдергивается и удаляется гильза из патронника, взводится спусковой механизм. Проворачивается барабан. Сжимается возвратная пружина и буферы.
  2. В это же время гребенчатый барабан захватывает новый патрон с лентой, проворачивается, сдвигая рант патрона по спиральной канавке, приближая его к патроннику, и постепенно вытягивая его из ленты. Звено ленты выбрасывается из механизмов.
  3. Затвор, откатившись назад, под действием буферов и возвратной пружины начинает движение вперёд. По дороге затвор захватывает патрон из гребенчатого барабана и досылает его в патронник, в очередной раз проворачивая барабан. Спускается ударник, производится следующий выстрел, цикл повторяется снова.

В реальности схема выстрела выглядит несколько сложней. Но основной признак ШКАС и ШВАК – это использование гребенчатого барабана, который постепенно подаёт патрон к патроннику. Именно применение этой механики и давало высочайшую скорострельность этим образцам вооружения.

Отдельно стоит отметить работу газового регулятора, именно он контролировал скорострельность ШВАК. Этот регулятор при выпуске авиапушки с завода имел четыре позиции-отверстия – 5 мм, 4,5, 3,5 и 3 мм. Заводской установкой было положение 5 мм.

После настрела в 180-230 выстрелов ввиду некоторого износа механизмов скорострельность пушки вырастала до критических размеров, 800-850 выстр/мин, вместо технических 700.

После этого оружие имело ресурс в 100 выстрелов, лишь после отстрела этого количества патронов регулятор должны были установить на следующее деление. На 3,5 авиапушка работала до замены газового поршня. Затем регулятор ставили на 4,5 и цикл повторялся.

Подобные технические мелочи, учитывавшие ресурс оружия несколько осложняли уход за вооружением, но с другой стороны это упрощало её ремонт и обслуживание.

External links

Paste links to sources and external resources, such as:

  • topic on the official game forum;
  • other literature.
Germany aircraft cannons
15 mm  MG 151
20 mm  MG 151 · MG C/30L · MG FF · MG FF/M
30 mm  MK 101 · MK 103 · MK 108
37 mm  BK 3.7
50 mm  BK 5 · Mk.214a
75 mm  BK 7.5
  Foreign:
20 mm  Hispano Mk.V (Britain) · M24A1 (USA) · M61 (USA) · M61A1 (USA) · ShVAK (USSR)
23 mm  GSh-23L (USSR) · NR-23 (USSR) · VYa-23 (USSR)
30 mm  DEFA 552 (France) · GSh-30-2K (USSR) · NR-30 (USSR)
37 mm  N-37D (USSR)
USSR aircraft cannons
20 mm  B-20E · B-20M · B-20S · ShVAK
23 mm  GSh-23-2 · GSh-23L · NR-23 · NS-23 · NS-23K · PTB-23 · VYa-23
30 mm  2A42 · GSh-6-30 · GSh-30-2K · NR-30
37 mm  N-37 · N-37D · NS-37 · SH-37
45 mm  NS-45
  Foreign:
20 mm  Hispano Mk.II (Britain) · MG 151 (Germany)
37 mm  M4 (USA) · M10 (USA)
China aircraft cannons
20 mm  AN/M2 (USA) · B-20E (USSR) · Hispano Mk.II (Britain) · Ho-3 (Japan) · Ho-5 (Japan)
  M39A1 (USA) · M39A2 (USA) · M61 (USA) · M61A1 (USA) · ShVAK (USSR) · Type 99 Model 1 (Japan)
23 mm  NR-23 (USSR) · NS-23 (USSR) · NS-23K (USSR) · Type 23-2K
30 mm  Type 30-1
37 mm  Ho-203 (Japan) · N-37D (USSR)
France aircraft cannons
20 mm  GIAT M.621 · Hispano 404 · Hispano HS.9 · M50
30 mm  DEFA 541 · DEFA 551 · DEFA 552 · DEFA 552A · DEFA 553 · GIAT M781
  Foreign:
20 mm  AN/M2 (USA) · Browning-Colt Mk12 Mod 3 (USA) · M3 (USA) · M24A1 (USA) · M39A1 (USA) · MG 151 (Germany) · ShVAK (USSR)
37 mm  M10 (USA) · NS-37 (USSR)
USSR naval cannons
20 mm  ShVAK
25 mm  2M-3
30 mm  AK-230 · 30 mm/54 AK-630 · BP «Plamya»
37 mm  37 mm/67 70-K · V-11
45 mm  45 mm/46 21-K · 45 mm/68 21-KM · 45 mm/89 SM-20-ZIF
57 mm  AK-725
75 mm  75 mm/50 Canet patt.1892
76 mm  34-K · 39-K · 76 mm/60 AK-176M · AK-726 · D-56TS · F-34 · Lender AA gun, pattern 1914/15
85 mm  85 mm/52 92-K · 85 mm/54.6 ZIS-C-53 · 90-K
100 mm  100 mm/56 B-34 · 100 mm/70 SM-5-1 · Minizini
102 mm  Pattern 1911
120 mm  120 mm/50 pattern 1905
130 mm  130 mm/50 pattern 1913 · 130 mm/58 SM-2-1 · B-13
152 mm  152 mm/57 B-38
180 mm  180 mm/57 B-1-P · 180 mm/60 B-1-K
305 mm  12-inch/52 pattern 1907
  Foreign:
40 mm  2pdr QF Mk.IIc (Britain)
47 mm  3 pdr QF Hotchkiss (Britain)

Боеприпасы[ | ]

Питание 12,7-мм пулемёта ШВАК производилось специально разработанными патронами 12,7×108R, отличавшихся от патронов к пулемёту ДК наличием на гильзе выступающей закраины, что было необходимо из-за особой системы извлечения патронов из ленты: с помощью винтового паза на ствольной коробке, в который входили фланцы гильз. Номенклатура и виды пуль у патронов к ШВАК совпадали с таковой у патронов к ДК. Пули пробивали броню толщиной 20 мм на дальности до 350 м, а бронебойно-зажигательно-трассирующие — на дальности до 300 м и имели дальность горения трассера до 1500 м.

Эскиз гильзы 12,7-мм патрона к пулемёту ШВАК.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector