Т-60
Содержание:
Предприятия-изготовители
15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации производство было остановлено уже 26 октября. Всего в Москве сделали 245 танков Т-60. Вместо предполагавшегося вначале Ташкента предприятие отправили в Свердловск, где вскоре заработал новый танковый завод № 37. Собранные на нем с 15 декабря 1941 года в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые два десятка Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по свердловским улицам. Всего же до сентября 1942-го на Урале построили 1144 Т-60, после чего завод № 37 перепрофилировали на изготовление узлов и агрегатов к Т-34, а также боеприпасов.
К производству броневых корпусов танка Т-60 были привлечены цехи Коломенского машиностроительного завода имени Куйбышева. В октябре 1941 года часть из них, включая те, что выпускали корпуса танков Т-60 для завода № 37, эвакуировали в Киров, на площадку тамошнего машиностроительного завода НКПС имени 1 Мая. Здесь был создан новый завод № 38 и уже в январе 1942-го из его ворот вышли первые Т-60. С февраля 38-й начал их плановое производство, одновременно снабжая остальные предприятия литыми траками гусениц, которые ранее делал только СТЗ. За I квартал изготовили 241 машину, до июня – еще 535 единиц.
Т-30
Т-40
Т-70
Привлекался к производству Т-60 и завод № 264 (Красноармейский судостроительный завод в городе Сарепте под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера). Техдокументацию на танк он получил своевременно, но в дальнейшем вел машину самостоятельно, не прибегая к помощи головного предприятия, однако и не пытаясь ее модернизировать. 16 сентября 1941 года в заводской коллектив влились знакомые с танкостроением работники эвакуированного ХТЗ, которые еще в Харькове начали заниматься освоением производства Т-60. Они приехали на 264-й с уже подготовленным заделом инструмента, лекал, штампов и заготовок танка, поэтому первый бронекорпус сварили к 29 сентября. Агрегаты трансмиссии и ходовой части должен был поставлять СТЗ (завод № 76). Загруженное изготовлением Т-34 и дизель-моторов В-2, к тому же оказавшееся в конце 1941 года их единственным производителем, сталинградское предприятие и поставлявший ему бронекорпуса и сварные башни для «тридцатьчетверок» завод № 264 не могли уделять легкому Т-60 столько же внимания. Тем не менее в декабре удалось собрать первые 52 машины. Всего же по июнь 1942 года здесь было выпущено 830 Т-60. Значительная их часть участвовала в Сталинградской битве, особенно в начальной ее фазе.
Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н. А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора предприятия по танкостроению, а в начале 1942-го он получил Сталинскую премию за создание Т-40 и Т-60.
В короткий срок ГАЗ завершил изготовление нестандартной технологической оснастки и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) № 177, позже – Муромский паровозоремонтный завод им. Дзержинского № 176 с его мощным котельным производством, технологически подобным танковому корпусному, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в городе Кулебаки. Затем к ним присоединилась эвакуированная в Саратов на территорию местного паровозоремонтного завода часть подольского завода № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение массового производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали на ГАЗе. В сентябре в Горьком изготовили всего три танка Т-60. Но уже в октябре – 215, в ноябре – 471. До конца 1941-го здесь выпустили 1323 машины.
В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось на ГАЗе по апрель (всего за 1942-й – 1639 машин), на свердловском заводе № 37 – по август, на заводе № 38 – по июль. За 1942 год на всех заводах было сделано 4164 танка. Последние 55 машин завод № 37 сдавал уже в начале 1943-го (по февраль). Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.
САМОДЕЛКИН ДРУГ
Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» из представленного автором материала вы узнаете как он создавал рабочую модель танка Т-60 в натуральную величину. А так же видеозаписи с испытаний машины и участие в реконструкциях боев Великой Отечественной Войны. На сегодняшний день довольно популярны сообщества реконструкторов и моделистов в одном из которых и состоит наш автор. На форуме «Луноходов нет» зарегистрирован под ником «Консерватор» Данную модель танка создавалась на протяжении 3 х лет, была проведена колоссальная работа по сбору и анализации информации по танку Т-60, потому как в мире осталось всего 6 машин и хранятся они в музеях, один в Финляндии остальные 5 разбросаны по Матушке России.
Танк у автора получился очень похожим на оригинал, гусеницы правда такие как у настоящей машины найти не удалось, но мастер сделал свои по виду хорошо схожи с натуральными, для чего использовал транспортерную ленту, а траки и направляющие клыки из металла, скрепленные болтами.
Материалы
- листовой металл 3 мм
- проф труба квадратного сечения
- двигатель «ОКА»
- ведущий мост от «Форд-Скорпио»
- транспортерная лента
- КПП ВАЗ 2108
- тормоза 2108
- аккумулятор
- катки сварные
- рессоры (КАМАЗ)
- пушка газовая «пропан-кислород»
Инструменты
- сварочный аппарат
- УШМ (болгарка)
- горелка
- токарный станок
- набор гаечных ключей
- штангенциркуль
- дрель
- сверлильный станок
- молоток
- плоскогубцы
Процесс создания модели танка Т-60 своими руками
И так, первым делом автор приступил к изготовлению корпуса машины, каркас изготавливается из проф трубы квадратного сечения.Устанавливается торсионная подвеска. Корпус танка обваривается листовым металлом. Опорные и направляющие катки самодельные, автор сварил из трубы и уголка.Моторный отсек расположен так же как и на оригинальном танке, возле механика-водителя с правой стороны. Затем мастер изготовил гусеницу, для ее создания он использовал транспортерную ленту, траки и направляющие клыки тоже самодельные. Так грунтозацепы выглядят непосредственно с лицевой стороны. После чего начинает установку и натяжку гусеницы на опорные катки танка.К великому сожалению у автора очень мало фотографий осталось с процесса постройки танка( Что ж давайте дальше рассмотрим уже готовый и собранный танк Т-60. Испытание ходовой машины на полигоне.Подвеска прекрасно выполняет свою функцию, гусеница уверенно расположена на катках.И вот собственно готовый танк предстает перед нами во всей своей красе. Так же автор участвует в исторических реконструкциях на своем танке, вот еще несколько фотографий с боев.Остановка у деревни для дозаправки и отдыха.Боец «Красной Армии» на фоне танка.
А вот для сравнения сам танк Т-60 образца 1941 года. Механик-водитель проводит ремонт машины.
Проведена колосальная работа и хочется передать автору Огромное Спасибо! Если Вам понравился материал, то ждем у нас в группе
Так же мастер приложил к материалу видео с полевых испытаний танка, который вы можете просмотреть.
Большое Спасибо за внимание! источник
Tweet
3 Поделились
Орудие
С точки зрения огневой мощи, как это очень часто бывает, есть свои преимущества и недостатки. Можно сказать, что в нашем случае пушка заслуживает уважения, но далеко не во всем, сейчас вы сами поймете, о чем идет речь.
В первую очередь хочу отметить, что у Т-60 орудие
имеет невысокий разовый урон, не самую хорошую скорострельность, а посему уровняется всего около 890 единицам, что мало даже по меркам второго уровня.
С другой стороны, нас сразу же ждет серьезнейшее преимущество, ведь Т-60 World of Tanks
является владельцем превосходного по меркам одноклассников пробития, которое позволит вам уверенно наносить урон даже третьим уровням, не говоря уже о боях вверху списка.
В плане точности новости вновь неутешительные. Опять-таки, по сравнению с другими легкими танками на уровне, советский танк Т-60
может похвастаться хорошей точность (насколько это может быть), однако, наша проблема состоит в очень длительной перезарядке и отсутствующей стабилизации.
Но закончим обзор характеристик вооружения мы все-таки на приятной ноте, так как Т-60 танк WoT
стал обладателем отличных углов вертикальной наводки. Наш опускается на 10 градусов вниз, так что играть от рельефа местности будет в удовольствие.
Планирующий танк
Один Т-60 был переоборудован в планер в 1942 году и предназначался для буксировки бомбардировщиком Петляков Пе-8 или Туполев ТБ-3 и должен был использоваться для обеспечения партизанских сил легкой броней. Танк облегчили для использования в воздухе за счет удаления вооружения, боеприпасов, фар и оставления очень ограниченного количества топлива. Даже с модификациями бомбардировщику Т-3 пришлось отказаться от планера из-за плохой аэродинамики Т-60 во время его единственного полета, чтобы избежать столкновения. Т-60 приземлился на поле у аэродрома и после сброса крыльев и хвоста планера вернулся на базу. Из-за отсутствия достаточно мощного самолета для его буксировки проект был отменен и больше не возобновлялся.
Боевое крещение
Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.
На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна история их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.
Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.
Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.
Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.
К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили эти легкобронированные и слабовооруженные машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 – братская могила на двоих.
Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку Волховского фронта к началу операции 16 января 1944 года имелось в наличии лишь 10 боевых машин: два Т-34, два Т-70, пять Т-60 и даже один Т-40.
На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944). Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.
Описание конструкции танка.
Общая компоновка Т-60 аналогична таковой у танка Т-40:
- отделение управления танка Т-60 -в передней части машины;
- боевое — средней части корпуса;
- трансмиссия — в передней части бронекорпуса по правую сторону по ходу;
- двигательное отделение -в вдоль средней части правого борта
- баки — в корме.
Т-60 управлял экипаж из 2х танкистов, который размещался в передней части (мех.вод), а также башне и подбашенном пространстве(командир). В средней части бронекорпуса впродоль правой его стороны находился мотор ГАЗ-202. Его ведущие колеса передней части корпуса.
Корпус танка Т-60 делали из катанного гомогенного броневого листа (20, 15, 13,10,6 мм). Начиная с 1942 года часть боевых машин приобрела корпуса и башни, экранированные (20-35 мм), а феврале производство освоило выпуск бронекорпуса из 20-35 мм листа. Листы лба броневого корпуса соединялись под большим наклоном. Борта корпуса делались из 2х листов соединенных сваркой. Верх корпуса состоял из подбашенного листа, съемного заднего листа, листа над МТО.
Днище танка состояло из 3х листов. В нем находились: аварийный люк- под местом мехвода, лючки слива масла и топлива.
Мехвод располагался в середине малой бронерубки, закрытой откидным лобовым щитком. Над его головой входной люк. Наблюдение — посредством прибора «триплекс».
Башня сварной конструкции, восьмигранная усеченная к верху. Толщиной 25 мм, позднее — в конце февраля месяца — 35 мм. Часть Т-60 имела, экранированные 10-мм бронелистами башни, а часть машин выпуска ГАЗ и зав. № 38 снабжались башнями конической формы, типу таковых у Т-40. Борта башни оборудованы револьверными портами и наблюдательными приборами. Лобовая часть башни спереди закрыта сварной маской амбразурами для прицела, ТНШ, ДТ.
В крыше башни обустроен люк, в котором прорезано сигнальное отверстие. Часть машин имела там же вентиляционное отверстие под броневой крышкой.
На танке Т-60 ставился 4х тактный, 6 цилиндровый бензиновый мотор ГАЗ-202. Пуск мотора осуществлялся электрическим стартером либо заводной рукоятью в случае отказа.
Мотор питался авиабензином Б-70 либо КБ-70. Оба бензобака совместной емкостью 320 л в кормовом отсеке слева по борту и были выгорожены бронепергородко. Справа от баков радиатор и вентилятор охлаждения двигателя.
Вооружение танка в башне и заключалось в 20-мм ТНШ и спаренного 7,62-мм ДТ. Ствол орудия — 82,4 калибра. Для простоты эксплуатации пушка смещена в правую сторону от продольной оси. ДТ устанавливался в шаровой установке и при необходимости легко снимался. УВН оружия от -7 до +25°.
Для нацеливания орудия использовались телескопичный прицел ТМФП, и так же прицел прямой наводки механического типа. Дальность стрельбы по прицелу из Т-60 — 2500 м, темп огня ТНШ -до 750 в/мин. В боекомплект ТНШ входили — БЗТ, ОЗТ, ОЗ выстрелы.
Боекомплект включал в себя :
- 754 20 мм унитарных выстрелов (158 выстрелов уложенных в 13 коробок);
- 945 винпатронов к ДТ (набитых в 15 дисков.
Трансмиссия состояла:
- главная передача;
- КПП автомобильного типа — четыре передачи вперед и одна назад;
- бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;
- 2х однорядных бортовых редукторов;
- бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;
Ходовая — торсионная. Мелкозвенчатая гусеница 260 мм шириной и шагом трака в сто миллиметров.
Ранние танки Т-60 оборудовали светосигнальной связью между экипажем, но от нее очень позднее отказались. Для борьбы с огнем – 2 тетрахлорных ручных огнетушителя.
ТТХ танков Т-60.
ТТХ танков Т-60
Т-60 | Т-60 усил.брон. | |
Длина,мм. | 4100 | 4100 |
Ширина, мм. | 2290 | 2290 |
Высота, мм. | 1750 | 1750 |
Колея, мм. | 1660 | 1660 |
Ширина гученицы, мм. | 260 | 260 |
Боевая масса,м. | 5800 | 6200 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 |
Бронирование, корпус. мм/град. | ||
ВЛД | 15/65 | 15/65 |
ПЛД | 20/70 | 35/70 |
НЛД | 10/15 | 10/15 |
Борта | 15/90 | 15/90 |
ВКЛ | 13/76 | 15/76 |
НКЛ | 13/30 | 25/30 |
Крыша | 13/0 | 15/0 |
Днище | 6-10/0 | 6-10/0 |
Бронирование, башня. мм/град. | ||
Лоб | 20/90 | 35/90 |
Борта | 15/25 | 25/25 |
Корма | 25/25 | 25/25 |
Вооружение | 1х20-мм ТНШ обо.1941 г.
1х7,62 ДТ |
1х20-мм ТНШ обо.1941 г. 1х7,62 ДТ |
ТТХ танков Т-60 (продолжение).
ТТХ танков Т-60 (продолжение)
Т-60 | Т-60 усил.брон. | |
Боекомплект, шт. | 780 снарядов
945 патронов |
780 снарядов 945 патронов |
Углы наведения
оружия, град. |
-7/+25 | -7/+25 |
Приборы наведения | ТМФП | ТМФП |
Средства связи | Флажки | Флажки |
Двигатель | ГАЗ-202 | ГАЗ-202 |
Мощность, л.с | 70 | 70 |
Максимальная скорость, км/ч. | ||
по бездорожью | 25 | 25 |
по шоссе | 45 | 45 |
Запач хода, км. | ||
по бездорожью | 285 | 280 |
по шоссе | 300 | 300 |
Преодолеваемый брод, мм. | 900 | 900 |
Максимальный угол подъема, град. | 29 | 29 |
Не поплывём, так поездим и постреляем
Ещё до войны в СССР «на всякий случай» озаботились созданием специального плавающего танка. Правда, плавали Т-37 и Т-38 так себе — лучше всего это у них получалось при спокойной воде и на буксире за пароходом. Да и следующий Т-40 получился не сильно лучше. Начавшаяся же Великая Отечественная война вполне ясно показала: вопрос форсирования Рейна или даже Ла-Манша утратил актуальность. Вместо плавающих танков Красной армии срочно требовались обычные боевые машины.
Плавающий лёгкий танк Т-40 (https://waralbum.ru/)
Уже 20 июля 1941 года с подачи конструкторов лёгких танков Астрова и Окунева вышло постановление ГКО № 222сс «Об изготовлении 10 тысяч лёгких танков». При этом какие именно танки будут делать в таких количествах, в тот момент было ещё не до конца ясно.
Фактически вместо Т-40 начали делать сразу несколько машин. Т-30 был почти такой же, но с утолщённой до 20 мм бронёй и без водоходного оборудования. Ещё одним вариантом нового лёгкого танка на базе уже освоенного Т-40 стал как раз Т‑60.
Лёгкий танк Т-30
Особенно больным для новых танков оказался вопрос вооружения. Изначально предполагалось, что они будут вооружены, как и Т-40, пулемётом ДТ и крупнокалиберным ДШК. Но быстро выяснилось, что ДШК производится довольно мало, да и вообще эти пулемёты остро нужны в ПВО. Конструкторы приуныли, потому что в 1941 году вооружать танк простым пулемётом было как-то не очень, да и вообще, это уже получалась какая-то танкетка.
В этот момент кто-то вспомнил, что у авиаторов есть много пушек ШВАК. Изначально это был тоже крупнокалиберный — 15-мм — пулемёт, который в процессе испытаний раскормили до 20 мм. Поскольку главный создатель ШВАК товарищ Шпитальный поначалу отпихивался от идеи с криками «не барское это дело, авиапушку в танк совать», к доработке пришлось срочно привлечь ещё и таубинское ОКБ-16, где в тот момент персонал был не такой гордый. Получившийся в результате агрегат назвали ТНШ (Танковая Нудельмана-Шпитального) и срочно запустили в серию.
Танки Т-60 на Красной площади во время парада 7 ноября 1941 года (https://waralbum.ru/)
Первые Т-60 были изготовлены ещё в сентябре 1941 года, но полноценное серийное производство началось в октябре. Т-60 успели отметиться в знаменитом параде на Красной площади. Но действительно массовым их дебютом стало контрнаступление под Москвой, когда именно Т-60 составили значительную часть танков Западного фронта.
Не едут… и не стреляют…
Вместе с массовым применением с фронта стали приходить столь же массовые рапорты о проблемах с Т-60. Выяснилось, что лёгкий танк недостаточно лёгкий, чтобы его держал наст. Из некоторых бригад прямо писали, что Т-60 могли действовать, только если дорогу в снегу перед ним проложил Т-34 или КВ.
Из доклада начальнику АБТУ Западного Фронта.
Доношу вывод по использованию танков Т-60, Т-40 и Т-30 в зимних условиях. Из опыта войны с немецкими захватчиками в течение с 30.11.41 по 16.01.42 выявлено следующее. Лёгкие танки Т-60, Т-40, Т-30 в условиях снежного покрова 30-40 см по снегу двигаться не могут. Узкая гусеница прорезает снег до грунта, днищем садится на прессованный снег и буксует. Примеры: 13.1.42 при наступлении на Ильинское 145 Тбр было применено танков Т-60 в количестве 17 штук. Все танки, как только свернули с дороги для развёртывания, застряли на опушке леса. Экипажам танков Т-60 31-й тбр в количестве 5 штук была поставлена задача овладеть Аксёново. Личный состав принимал все меры для выполнения этой задачи и, несмотря на это, ни один танк ни дошёл до Аксёново. Все танки застряли в снегу в момент развёртывания».
(Фото: ЦА МО РФ) На ту же тему Вместо Т-34: танковая альтернатива Сталина
В итоге одни танкисты скромно намекали, что Т-60 годятся только для преследования противника по дорогам, а другие честно говорили, что оставляли их охранять в тылу разные нужные на войне вещи: штабы, склады или, скажем, баню.
С наступлением тепла и солнышка снег начал пропадать, и проблем у Т-60 поубавилось. Однако когда земля не просто очистилась от белого покрова, но прогрелась и начала пылить, выяснилась ещё одна неприятная вещь.Спущенная с небес» авиационная пушка, несмотря на все старания приспособить её для танка, оказалась чересчур нежной. Иногда её клинило после одного-трёх выстрелов, иногда ещё раньше. С фронта снова массово пошли рапорты, но теперь уже на темуцелые батальоны ходят в бой как пулемётные танки».
Немецкий солдат идет мимо подбитого и горящего советского танка Т-60 во время наступления на Сталинград(источник фото)
Впрочем, даже когда ТНШ работала, шансов у Т-60 против немецких танков было немного. Лучшей тактикой для Т-60 было попытаться заманить вражеские панцеры поближе к противотанковым пушкам или болеевзрослым» танкам.
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на Т-60
- В сети Интернет
- Т-60 // Википедия
- «Быстрый» танк Т-60 // Военно-исторический портал Warspot
- Малый танк большой войны // Военно-исторический портал Warspot
- Т-60 тяжёлого периода // Военно-исторический портал Warspot
- Танк со сталинградских окраин // Военно-исторический портал Warspot
- Свердловские Т-60 // Военно-исторический портал Warspot
Техника СССР
Лёгкие танки | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Средние танки | III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 (Б) • VIII Т-44-100 (К) • VIII Т-44-100 (М) • VIII Т-44-100 (Р) • VIII Т-44-100 (У) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Объект 274а • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А |
Тяжёлые танки | V Черчилль III • V КВ-220-2 • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р) • VI КВ-85 • VI Объект 244 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122 • VII ИС-2М • VII ИС-2 экранированный • VII ИС-2 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII ИС-6 Ч • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730) • VIII ИС-3 с МЗ • VIII КВ-4 Креславского • VIII Объект 252У Защитник • VIII Объект 252У • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260 • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний • X СТ-II |
ПТ-САУ | II АТ-1 • III СУ-76И • IV СУ-85Б • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII ИСУ-152К • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4 |
САУ | II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261 |
Лёгкие танки
Техника СССР | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Техника Германии | I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D • II MKA • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f) • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15 • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm • VIII leKpz M 41 90 mm GF • VIII HWK 12 • VIII HWK 30 • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen |
Техника США | I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6 • II T2 Light Tank • II T7 Combat Car • III M22 Locust • III M3 Stuart • III MTLS-1G14 • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI M24E2 Super Chaffee • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92 • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan |
Техника Франции | I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua • II AMR 35 • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57 • VII AMX 13 57 GF • VIII Panhard EBR 75 (FL 10) • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90 • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105 |
Техника Великобритании | I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI A46 • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore |
Техника Китая | I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64 • VII Type 62 • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D • IX WZ-132A • X WZ-132-1 |
Техника Японии | I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho |
Техника Чехословакии | I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38 |
Техника Польши | I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm • II 7TP • III 10TP • IV 14TP |
Техника Швеции | I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60 • III Strv m/40L |
Техника Италии | I Fiat 3000 • II L6/40 |
Преимущества и недостатки
Для уверенной и результативной игры, можно даже сказать доминирования на поле боя, важно не просто знать характеристики своего танка, но также понимать его преимущества и недостатки. Давайте же выделим основные сильные и слабые стороны Т-60 World of Tanks. , а для простоты восприятия разобьем их по пунктам
Плюсы: • Рикошетная лобовая броня; • Низкий силуэт и хорошая маскировка; • Отличные показатели пробития; • Неплохая точность по меркам ЛТ-2; • Комфортные углы вертикально наводки. Минусы: • Небольшой запас обзор и запас ХП; • В целом посредственное бронирование; • Плохая подвижность (особенно динамика и маневренность); • Невысокий альфастрайк и урон в минуту; • Медленное сведение и плохая стабилизация
, а для простоты восприятия разобьем их по пунктам. Плюсы: • Рикошетная лобовая броня; • Низкий силуэт и хорошая маскировка; • Отличные показатели пробития; • Неплохая точность по меркам ЛТ-2; • Комфортные углы вертикально наводки. Минусы: • Небольшой запас обзор и запас ХП; • В целом посредственное бронирование; • Плохая подвижность (особенно динамика и маневренность); • Невысокий альфастрайк и урон в минуту; • Медленное сведение и плохая стабилизация.
Немецкие танки “Тигр” и “Фердинанд”
Новые танки имели ряд преимуществ, так «Тигр» имел броню толщиной 10 см и был практически неуязвим. Вопреки ожиданиям немцев, однако, прорыв не удался, наступление встретило отчаянное сопротивление. К концу дня в южной части фронта 4-я танковая дивизия немцев продвинулась лишь на 15 км, 9-я дивизия на севере – только на 10 км, неся при этом большие потери. За два дня поле битвы было усеяно десятками тысяч погибших, сотни сожженных, догорающих танков.
Уничтоженные самоходные артиллерийские установки “Фердинанд” на Курской дуге
С 13 июля, когда командование немецкими войсками приняло решение об отступлении, Советская армия перешла в контрнаступление и, фактически взяла инициативу ведения войны до самого 9 мая 1945 года. Стоит отметить, победа в битве на Курской дуге Советским Союзом была скорее не следствием успеха в боях, а наличием значительно больших резервных сил. Если сравнить потери с обеих сторон, легко заметить, что немецкие войсковые части пострадали меньше советских. Так, потери со стороны СССР составляли:
-
убитые, взятые в плен, пропавшие без вести – более 250 тыс. человек;
-
раненные – более 600 тыс. солдат и офицеров;
-
потери танков и САУ – 6 064 шт.
Со стороны Германии эти цифры выглядят так:
-
убитые, пропавшие без вести – более 100 тыс. человек (по данным Германии, по данным, СССР более – 500 тыс. общих потерь),
-
ранены – 433 933 солдат и офицеров,
-
потери танков и – САУ 2 900 шт.
Преимущество новых танков фашистской Германии после Курской битвы стало очевидным. Танкисты говорили, что с «Тиграми» и «Пантерами» в бронированных Т-34, они чувствуют себя будто голые. Факты это подтверждают, если эффективная дальность стрельбы по танку Т-34 для «Тигра» составляла 2 км, для «Пантеры» – 1,5 км, то Т-34 наносила урон новым боевым машинам с расстояния не больше чем 300-500 м. Единственным преимуществом в бою легендарного танка оставалась маневренность и скорость.
Задачей советских конструкторов стала усилить броню и бронебойную силу Т-34 с максимальным сохранением его скоростных качеств
В условиях войны, к тому же важно было, чтобы производство нового танка не требовало значительной переделки техники производства, так как это требовало больших затрат времени и ресурсов
|
Новый танк приобрел башню, внутри которой размещалась пушка с 85 мм калибром, вместо 76 мм, башня имела усиленную броневую защиту, количество бойцов в экипаже увеличилось с 4 до 5. Броня Т-34 по-прежнему уступала тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр», однако главное достоинство танка по сравнению с тяжелыми танками Германии сохранилось – скорость.