Танк т-62: знаменитый ветеран «холодной войны» и локальных конфликтов

Историческая справка

СССР требовалось обновить свои модели танков, поэтому было принято решение создать новый средний танк с гладкоствольным орудием. На роль нового танка претендовали два разных опытных образца.

Первый из них был Объект 430 создавался в Харьковском КБ под руководством Александра Морозова.

Объект 140 был разработан в Нижнем Тагиле под руководством Леонида Карцева.

В 1957 году после испытании у Объекта 140 выявились серьезные недостатки. Сам главный конструктор признал, что танк получился очень сложный для производства, поэтому этот проект закрыли.

В Харькове дела шли лучше, броня у Объекта 430 была лучше, чем у предшественников. На испытаниях так же выявились проблемы в двигателе и трансмиссии танка. Но проблема была решаема. Так же в момент разработки ситуация обострилась тем, что Англичане создали новое, чрезвычайно мощное 105-мм танковое орудие. Главной задачей было превзойти потенциального противника. После доработки, установки орудия 115-мм и прохождения полевых испытаний, танк был принят на вооружение СССР 9 января 1962 года. Танк серийно производился с 1961 по 1962 года, было выпущено 25 моделей, далее проект был свернут из-за новых прототипов.

Основные тактико-технические характеристики

Прямыми аналогами Т-62 стоит считать американский танк М60 и поздние серии британского «Центуриона». М60, ведущий родословную от танков времён Второй Мировой Войны, должен был стать «переходным» между прежними машинами и новыми ОБТ. «Центурион», созданный ещё в 40-е, постоянно совершенствовался, пока не уступил место новому «Чифтену».

Т-62 М60 Центурион Mk.10
Масса, т 37 46 52
Длина, м 6,6/9,3 6,9/9,3 7,2/9,8
Ширина, м 3,3 3,6 3,3
Высота, м 2,4 3,2 2,9
Лобовая броня, мм 100 93 120
Бортовая броня, мм 80 74 50
Вооружение 115мм пушка, 12,7мм пулемёт, 7,62мм пулемёт 105мм пушка, 12,7мм пулемёт, 7,62мм пулемёт 105мм пушка, 7,62мм пулемёт
Максимальная скорость, км/ч 50 48 38

По габаритным размерам и весу Т-62 уступал всем аналогам. Это делало его менее заметным и уязвимым, но с другой стороны – малые углы вертикального наведения ограничивали возможности танка по стрельбе из укрытий. Американский танк уступал советскому Т-62 по подвижности, но решающих преимуществ по огневой мощи и броне не имел никто.

Британский «Центурион» со времени своего появления получил более достойную броню и мощное вооружение. Его слабейшим местом оставалась отвратительная подвижность – следствие применения капризного и ненадёжного карбюраторного двигателя. Следует заметить, что американское 105мм орудие было лицензионной копией британского варианта – то есть они были одинаковыми.

Т-62М и Т-62М-1. Полный комплект модернизации

Т-62М. Полный комплект мероприятий по модернизации машины выпуска до 1972 г. Фото В. Кузьмин

Т-62М. Полный комплект мероприятий по модернизации. Фото В. Чобиток

Установка прицела 1К13 на башне Т-62М. Вариант бронировки прицела с надбоем

Т-62М-1. Полный комплект за исключением термокожуха. На машине установлен двигатель В-46-5М (справа на надгусеничной полке бронированный короб с воздушным фильтром внутри)

По техническому описанию на Т-62М , разработанному в соответствии с конструкторской документацией по состоянию на 1.12.1985, модернизация включает следующие мероприятия.

По вооружению

  • Комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна» (индекс приводится по , в ряде других источников «Шексна» обозначается как 9К116-2) с прицелом-прибором наведения 1К13 и выстрелами 3УБК10-2 управляемых противотанковых ракет 9М117.
  • Система управления огнём «Волна» с квантовым дальномером КДТ-2 или КДТ-1-1, телескопическим прицелом с независимой стабилизацией в вертикальной плоскости ТШСМ-41У, стабилизатором танкового вооружения «Метеор-М1» (2Э15М-1) и баллистическим вычислителем БВ-62.
  • Термозащитный кожух ствола орудия.

По защите

  • Дополнительное бронирование лобовой части башни и верхнего наклонного лобового листа корпуса от кумулятивных и бронебойных подкалиберных снарядов.
  • Сплошные резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны. Также предусмотрена установка дополнительных съемных открывающихся бортовых щитков-экранов (такие же как для танка Т-64А).
  • Для повышения противоминной стойкости: дополнительная броневая защита днища, распорная стойка рядом с сиденьем водителя, амортизационное ограждение передней пары торсионов и быстросъёмная подушка на сиденье механика-водителя.
  • Дополнительная защита от проникающей радиации (надбой) — введена с 1984 г.
  • Внедрены мероприятия по защите от огнесмесей типа напалм.

По подвижности

  • Новый двигатель В-55У (620 л.с.) или В-46-5М (690 л.с.)
  • Для повышения плавности хода увеличен динамический ход катков, внедрены конструктивные изменения: применены торсионы, выдерживающие высокие скручивающие напряжения (двойное заневоливание при термообработке); отменены резиновые буфера балансиров; установлены упоры, обеспечивающие большой угловой поворот балансиров; дополнительно установлены гидроамортизаторы на подвесках вторых опорных катков; установлены увеличенной длины рычаги гидроамортизаторов и тяги между рычагами гидроамортизаторов и балансирами; перестановлены на корпусе танка упоры первой и второй подвесок.
  • Для снижения вероятности сброса гусеницы введены ограничительный диск на ведущем колесе и отбойники на стыках бортов и кормы корпуса.
  • Гусеница с ОМШ заменена на гусеницу с РМШ и улучшенными сцепными качествами, используемую на Т-72 (уже применялась на более ранних Т-62).

Системы воздухоочистки и выпуска двигателя В-46-5М. Нагнетатель занял часть объема ранее выделявшегося под воздухоочиститель, из-за этого пришлось перекомпоновать размещение ступеней воздухоочистителя. Первая ступень воздухоочистки (циклонный аппарат) вынесена за корпус танка в надгусеничный бронированный отсек. Кассеты второй ступени установлены вертикально

Вид на крышу МТО Т-62М-1 справа. Хорошо видно размещение бронированного отсека ВО

По связи, специальным системам и оборудованию

  • Радиостанция заменена на Р-173, а радиоприёмник на Р-173П.
  • Установлена система пуска дымовых гранат 902Б «Туча».
  • На некоторых машинах крепления и упоры для установки тралов и навесного оборудования на лобовой части корпуса.

Из вышеуказанного выделим те основные визуальные признаки, которыми модернизация Т-62М в полной комплектации явно отличается от ранее выпускавшихся Т-62: дополнительное бронирование башни, лобовой части и днища корпуса; сплошные бортовые экраны; характерная форма броневой головки и крышки окна прицела 1К13; гранатометы системы 902Б; термозащитный кожух ствола орудия; надбой на башне

Модификация Т-62М-1 (обратить внимание на дефис перед «1») с двигателем В-46-5М отличается также бронированным коробом на правой надгусеничной полке напротив двигателя, куда вынесен воздушный фильтр циклонного типа

В этот перечень не включены приёмопередатчик дальномера и новая гусеница по той причине, что они уже использовались на некоторых Т-62 ранее.

С модификациями Т-62М и Т-62М-1 в полной комплектации разобрались, перейдем к другим известным вариантам.

Т-62М. Полный комплект мероприятий по модернизации. Кубинка, сентябрь 2002 г. Фото В. Чобиток

Для сравнения: башня Т-62 обр. 1975 г. Установлен ночной прицел типа ТПН-1

Наборы с новыми премиум танками

С

25 Май

10:01Время по UTC

ДО

15 Июн

8:59Время по UTC

Премиум танки M60A1 RISE и T-62M-1 поставляются в разных наборах. Со скидкой до 20% вам достанутся новые танки с 3D-стилями, героические 3D-командиры, слот в Ангаре и полный боекомплект, часть которого составляют премиум снаряды.

У героических командиров на старте открыто 3 слота умений. Кроме того, они получают 130% опыта командира за каждый бой!

С 25 мая в Магазине будут доступны наборы «Полная боеготовность». Наборы «К бою готов!» доступны с 1 июня. Базовые наборы (без скидки и дополнительного имущества) доступны с 8 июня.

M60A1 Patton RISE: полная боеготовность

Доступен с 25 мая

В составе:
• M60A1 RISE, средний танк периода эскалации (Западный блок);
• Героический 3D-командир «Лис пустыни» Дэниелс;
• стиль для M60A1 RISE;
• 63 снаряда APFSDS-T M735;
• 13 снарядов HEAT-T M456A2;
• слот в Ангаре.

M60A1 Patton RISE: к бою готов!

Доступен с 1 июня 

В составе:
• M60A1 RISE, средний танк периода эскалации (Западный блок);
• Героический 3D-командир «Лис пустыни» Дэниелс;
• 63 снаряда APFSDS-T M735;
• 13 снарядов HEAT-T M456A2;
• слот в Ангаре.

M60A1 Patton RISE Base

Доступен с 8 июня 

В составе:
• M60A1 RISE, средний танк периода эскалации (Западный блок);
• 63 снаряда APFSDS-T M735;
• 13 снарядов HEAT-T M456A2;
• слот в Ангаре.

T-62M1: полная боеготовность

Доступен с 25 мая

В составе:
• T-62M-1, средний танк периода эскалации (Восточный блок);
• героический 3D-командир «Эксперт» Орлов;
• стиль для T-62M-1;
• 40 снарядов 3БМ21;
• 8 снарядов 3БК4;
• слот в Ангаре.

T-62M1: к бою готов!

Доступен с 1 июня 

В составе:
• T-62M-1, средний танк периода эскалации (Восточный блок);
• героический 3D-командир «Эксперт» Орлов;
• 40 снарядов 3БМ21;
• 8 снарядов 3БК4;
• слот в Ангаре.

T-62M1: базовый набор

Доступен с 8 июня 

В составе:
• T-62M-1, средний танк периода эскалации (Восточный блок);
• 40 снарядов 3БМ21;
• 8 снарядов 3БК4;
• слот в Ангаре.

Миф про афганский «Т-62Д»

* Михаил Павлов, соавтор книги «Современные танки» , сообщил: «… в таблице у Т-62Д не поставлен плюсик на наличие активной защиты (пропущенная опечатка) — (приказ МО от 1983 г.)»

Т-62М1. Дальномер снят, на крыше башни видны элементы его установки

Т-62М1. Вариант машины без дальномера. Таким машинам приписывается модификация «Т-62Д»

Всего лишь из-за одной технической ошибки в издании , когда для таблицы «Т-62» отсутствует строка «Активная защита» (в последующее издание ошибка* перекочевала в виде прочерка), там же этой машине «вменяется в вину» отсутствие КУВ и СУО «Волна», любителями и пластиковыми моделистами распространен миф, о якобы имевшей место афганской модификации «Т-62Д», для которой литера «Д» означает не КАЗ «Дрозд», а дополнительное бронирование, как это было у БМП-2Д. Этот контингент легко идентифицирует «афганские Т-62Д» по отсутствию дальномера на маске пушки, все остальные машины у них — Т-62М.

В этих рассуждениях не учитывается тот простой факт, что БМП-2Д разработана в 1981 году в КБ Курганмашзавода, не имевшего никакого отношения к производителям средних и основных танков, с одной стороны. С другой стороны, Т-55АД (у которого «Д» однозначно «Дрозд») и Т-62Д приняты на вооружение одновременно в 1983 году. Было бы несусветной глупостью, если бы родственные машины от одного производителя, в одно и то же время получили к индексу одинаковую дополнительную литеру, означающую при этом совершенно разные варианты модернизации.

Распространению указанного мифа помог тот факт, что для танков Т-62 модернизация установкой КАЗ «Дрозд» не производилась — Т-62Д остался на бумаге (более поздний опытный Т-62М с КАЗ Т2А2 таковым очевидно не является). Поэтому можно выделить определенную группу машин и обозвать их Т-62Д, придумав объяснение, что это «дополнительное бронирование» или более экзотическое «ДРА» (тогда уж лучше Т-62Ф «аФФганистан» — ярко и не перепутаешь).

Как было показано выше, выделение подобной модификации (Т-62Д) по отсутствию дальномера не выдерживает критики, поскольку при одинаковом уровне модернизации только дополнительным бронированием среди модернизированных машин будут экземпляры как без дальномера, так и машины образца 1975 года с дальномером, по которому, как было показано выше, определить наличие СУО «Волна» можно только в одном случае из четырех. Точно так же тезис «Т-62Д это Т-62М без КУВ» несостоятелен, поскольку Т-62М без КУВ это Т-62М1.

Да, автору неизвестно, выделялся ли для машин модернизированных только дополнительным бронированием отдельный индекс и какой, но указанные в настоящей статье аспекты, влиявшие на комплектацию Т-62М, а так же множество реальных примеров разнородной комплектации машин позволяют утверждать, что по внешнему облику нет разницы между Т-62М1 без 902Б и ошибочно именуемыми Т-62Д (поскольку к таким машинам относились и модернизированные Т-62 обр. 1975 с дальномером). А если нет разницы, зачем городить огород?

«Объект 430»

Работы над перспективным танком начались в 1951 г., а к 1953 г. в Харько­ве уже был разработан предэскизный проект, который по всем основным параметрам превосходил серийный Т-54. Машина получила обозначение — «объект 430». Кстати, первая цифра в обозначении послевоенной советс­кой бронетехники почти всегда опре­деляет КБ-разработчика машины. На­пример, цифра 4 означает, что машина разработана КБ-60 при харьковском заводе №75, цифра 1 — это техника, спроектированная в ОКБ-520 заво­да №183 (или УВЗ) в Нижнем Тагиле.

По проекту «объект 430» вооружал­ся 100-мм танковой пушкой Д-54ТС, для наведения которой впервые на среднем танке был установлен опти­ческий прицел-дальномер ТПДМС. Его броневая защита была усилена за счет некоторого увеличения толщины броневых деталей и установки их под большими углами наклона.

Опытный образец среднего танка «объект 430» со 100-мм танковой пушкой Д-54ТС

Опытный образец «объекта 430» имел сварной корпус, изготовленный из катанных броневых листов. Его но­совая часть представляла собой мно­гослойную броневую преграду с раци­ональным углом наклона передних и скуловых листов. Башня сферической формы с узкой амбразурой для уста­новки пушки имела дифференциро­ванную трехслойную броневую защи­ту.

Пушка Д-54ТС, спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКТ, стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором тан­кового вооружения “Метель” и имела механизм выброса стреляных гильз. На танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПД-43 (ТПДМС) с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке планировалось установить зенитно-пулеметную ус­тановку, оснащенную 14,5-мм пуле­метом КПВТ.

На танке был установ­лен более мощный пятицилиндровый двигатель 5ТД (580 л.с.). Трансмиссия — механическая планетарная. «Объ­ект 430» имел новую ходовую часть с опорными катками малого диаметра с внутренней амортизацией (вместо больших катков применявшихся на­чиная еще с танков БТ и Т-34) и гу­сеничной лентой с металлическим шарниром. Система подрессоривания танка — индивидуальная, торсионная с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом и шестом узлах подвески.

Танк оснащался сис­темой коллективной защиты от ОМП и автоматической системой ППО. В 1957 г. были готовы три опытных об­разца харьковского «объекта 430».  

Испытания «объекта 430» прошли в целом успешно, хотя и выявили ряд недоработок. В заключении комис­сии по испытаниям было записано, что требования задания Научно- технического комитета ГБТУ были в целом выполнены, а опытный танк по своим характеристикам превос­ходит серийные средние танки. Но добиться существенного повышения его огневой мощи по сравнению с Т- 54 проектировщикам не удалось, а учитывая тот факт, что его конструк­ция была совершенно новой, при его серийном производстве возникли бы неизбежные проблемы при органи­зации обслуживания, переучивании личного состава и ремонта. Поэтому принятие на вооружение «объекта 430» посчитали нецелесообразным. Такой же точки зрения придер­живался и сам его конструктор — А.А. Морозов.  

«Объект 165»

Таким образом, несмотря на дли­тельные усилия двух конкурирующих между собой танковых КБ, к 1957 г. Советская Армия так и не получи­ла новый средний танк, который бы существенно превосходил уже име­ющиеся в войсках Т-54. Ситуация обострилась еще больше после того как военной разведкой была получена информация о разработке в Англии нового чрезвычайно мощного 105-мм нарезного танкового орудия L7А1.

За счет очень длинного ствола (62 калиб­ра) и высокого давления в его канале (5500 кг/см) бронебойно-подкалиберный снаряд этого орудия имел началь­ную скорость 1470 м/с и по бронепробиваемости существенно превосходил снаряды советской пушки Д-10Т.

В 1958-1959 гг. ожидалось поступление на вооружение английских тяжелых танков «Центурион» модификаций Мк IX и Мк X с этими пушками, в перспективе она же должна была ус­танавливаться в ходе модернизации и на ранее выпущенные «Центурионы» модификаций Мк V и Мк IV. Кроме того, к 1960 г. должно было начаться серийное производство нового амери­канского среднего танка М60 с этой же 105-мм пушкой, изготавливаемой по лицензии в США под маркой — М68. Учитывая эту тревожную информа­цию, ГБТУ потребовало от конструк­торов немедленно повысить огневую мощь советских средних танков.  

В результате в КБ УВЗ в срочном порядке возобновились работы по усилению вооружения Т-54, для чего предполагалось использовать пушку Д-54ТС с механизмом выброса стре­ляных гильз. Проект танка получил обозначение «объект 165». С целью снижения технического риска и мак­симально быстрого запуска танка в производство для него использова­лись узлы и агрегаты Т-54/55.

Одна­ко, учитывая опыт, накопленный при испытаниях «объекта 137» и «объекта 140», и то, что новая 100-мм пушка имела несколько большую казенную часть и более длинный выстрел, чем Д-10Т, а ГБТУ запрещало вводить раз­дельно-гильзовое заряжание, конс­трукторам пришлось проектировать для установки Д-54ТС новую цельно­литую башню с увеличенным диамет­ром погона — 2245 мм вместо 1825 мм у Т-54. Заодно увеличили и толщину ее бронирования — до 240 мм в передней части.

Для облегчения работы заряжающего, а также что бы решить проблему удаления крупных стреля­ных гильз, которые уже было нера­ционально, как раньше, укладывать обратно в стеллажи, на ограждении пушки (как и на разработанном ранее в этом КБ «объекте 140») установили механизм выброса стреляных гильз. Гильзы выбрасывались через неболь­шой люк в кормовой части башни. Но­вая большая башня уже не помещалась на старом корпусе, поэтому пришлось удлинить его переднюю часть и сдви­нуть назад моторно-трансмиссионное отделение.

В результате был спроекти­рован новый корпус — более длинный и несколько более широкий. Толщина его лобовых листов не изменилась, ос­тавшись равной 100 мм, но на осталь­ных направлениях толщину брони пришлось несколько сократить при сильном ее дифференцировании, для облегчения танка. Это было необходи­мо для сохранения его подвижности на прежнем уровне, так как мощность силовой установки не изменилась — моторно-трансмиссионное отделение со всеми агрегатами осталось таким же, как на Т-55.

Практически неизмен­ной осталась и ходовая часть — опор­ные катки, ведущие и направляющие колеса (увеличилось только количес­тво траков в гусеничной ленте — 97 вместо 90 у Т-54, за счет удлинения корпуса), но для сохранения правиль­ной центровки танка изменили распо­ложение опорных катков (в отличие от Т-54, у которого имелся большой про­межуток между первым и вторым кат­ками, катки на Т-62 были сконцентри­рованы в передней, наиболее тяжелой, части корпуса). В результате цепочки таких изменений, вызванных исполь­зованием более мощной пушки, и воз­ник «объект 165» — будущий Т-62А.

Относительно новой системой, кото­рая устанавливалась на «объект 165», стала система противоатомной защи­ты (ПАЗ), которая предназначалась для защиты экипажа и оборудования внутри танка от воздействия ударной волны атомных боеприпасов, а так же для защиты экипажа от воздействия радиоактивной пыли на радиоактив­но зараженной местности. Подобная система как раз в это время устанав­ливалась в КБ УВЗ на модернизиро­ванный вариант «пятьдесятчетверки», получивший в серийном производстве название Т-55. Забегая вперед, можно сказать, что Т-62 стал вторым серий­но выпускавшимся советским танком (после Т-55), имевшим систему ПАЗ.  

В 1958 г. были изготовлены три опытных экземпляра «объекта 165» со 100-мм пушками Д-54ТС. Их испы­тания проходили довольно быстро и без особых осложнений, т.к. почти все узлы и агрегаты были уже отработаны на ‘Г-54/55 и производились серийно.

Выживаемость и бронирование

По запасу прочности в лидеры выходит Т-62А, так как имеет 1950 очков при 1900 у Об. 140. Это дает возможность на практике выдержать Т-62А один дополнительный выстрел.

Но более важную роль играет бронирование. Самое крепкое место советских СТ – это всегда башня. В случае Т-62А она крепче, так как имеет менее уязвимые командирские лючки. Кроме того, башня у Об. 140 – составная, а у Т-62А – литая. Таким образом, крыша у объекта намного тоньше, что не дает ей возможности отбивать снаряды танков Х-уровня. И хотя выцелить ее сложно – уязвимое место остается уязвимым.

Стоит отметить, что не так давно разработчики обещали немного апнуть Объект 140 и «зашить»
ему крышу башни.

Что касается брони корпуса, то здесь Об. 140 выходит в лидеры. Дело в том, что толщина его лобовой плиты хоть и идентична Т-62А, но наклон у нее достигает 65 градусов, против 60. Таким образом, общая приведенная броня у него выше.

С бронёй борта всё еще куда интересней. У Объекта 140 она имеет наклоны (капельку приближенные к Объекту 907 и Т-22 ср), в то время как у 62-ки наклоны отсутствуют. Однако у 62 весь борт имеет 80мм, а у 140 есть зоны разной толщины. Всё таки, из-за наклонов отбить снаряд бортом будет проще на Объекте 140.

Боевое применение и эксплуатация танков Т-62 и их модернизаций

По состоянию на 2010 год на вооружении РФ стоят 150 танков Т-62 разных модернизаций и 350 танков находятся на хранении. Т-62 активно используют страны ближнего востока, Африки, Азии и страны СНГ, а так же около 1000 танков находится на вооружении Кубы. Самое большое количество состоящих на вооружении Т-62 в КНДР, там их около 4000, а в Сирии находится 1000 танков. Остальные страны не так много содержать танков Т-62, в основном не более 300. Всего количество выпущенных штук на данный момент превышает 20 тысяч!

Всего случаев применения этого танка 17 из них 7 раз применялись советскими и российскми войсками.

«Объект 140» с пушкой Д-54ТС. Прародитель Т-62А

Т-62М-1 на параде

Танк Т-62 на испытаниях

comments powered by HyperComments

Сравнение Т-62А с другими средними танками 10 уровня.

Характеристики

Т-62А (СССР)

E-50 Ausf. M (Германии)

М48А1 (США)

Bat Chatillon 25 t (Франция)

Прочность

1950 HP

2050 HP

2000 HP

1800 HP

Масса (т)

39.8 т

67 т

50.35 т

28 т

Мощность двигателя (л.с.)

580 л.с.

1200 л.с.

810 л.с.

720 л.с.

Максимальная скорость (км/ч)

50 км/ч

60 км/ч

45 км/ч

65 км/ч

Скорость поворота (град/сек)

56 °/с

44 °/с

50 °/с

42 °/с

Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм)

102/75/45 мм

120/80/80 мм

110/76/35 мм

60/40/30 мм

Бронирование башни (лоб/борта/корма в мм)

240/161/65 мм

185/80/80 мм

178/76/51 мм

50/30/15 мм

Урон базовым снарядом

320 HP

390 HP

390 HP

390 HP

Бронепробиваемость базовым снарядом (мм)

264  мм

270 мм

268 мм

259 мм

Скорострельность орудия (выстр/мин)

9.09 мин-1

6.25 мин-1

6.82 мин-1

5.59 мин-1

Скорость поворота башни (град/сек)

48

30

40

38

Обзор (м)

400 м

400 м

420 м

400 м

Дальность связи (м)

850 м

720 м

745 м

745 м

Плюсы:

  • Отличное орудие с высокой скорострельностью.
  • Отличная проходимость и динамика танка.
  • Быстрое сведение.
  • Отличное бронирование башни.
  • Малая заметность и низкий силуэт.
  • Высокий ДПМ.

Боевое применение

Первой боевой операцией, в которой оказались задействованы советские танки Т-62, стал ввод войск стран Варшавского Договора на территорию Чехословакии в августе 1968 года. До реальных боестолкновений дело тогда не дошло. А вот события 1969 года на советско-китайской границе вокруг острова Даманский привели к первой потере. Причём подразделение из 9 новейших и на то время секретных советских боевых машин оказалось в зоне боевых действий случайно.

Один из танков, выступивших на помощь атакованным советским пограничникам, был подбит китайскими гранатомётчиками, его экипаж при этом погиб. В ходе дальнейшего боя этот Т-62 ушёл под лёд реки Уссури, но позже китайцы сумели поднять танк и переправить его на свой берег. Впоследствии этот трофей был выставлен в экспозиции Военно-революционного музея в Пекине, где находится и до сих пор.

Весьма активным оказалось участие Т-62 в арабо-израильской «Войне Судного дня» 1973 года. Эти машины в больших количествах стояли на вооружении армий Сирии и Египта, и в условиях примерно равного соотношения танковых сил воюющих сторон смогли добиться некоторого перевеса на Синайском полуострове, понеся серьёзные потери на Голанских высотах.

В дальнейшем сирийская армия смогла нанести заметный урон израильским «Паттонам» и «Центурионам» в Ливанском конфликте 1976-1982 годов, но и потери Т-62 при этом были также значительными. Кроме того, около 70 подбитых и захваченных в 1973 году Т-62 Израиль смог восстановить, а затем модернизировал и включил в состав своей армии под названием «Тиран».

Танки Т-62 применялись Советской Армией в Афганистане. Там эта машина зарекомендовала себя в целом успешно. Тем не менее, применение противником всё более совершенного противотанкового вооружения выявило уязвимость бронетехники. Для защиты Т-62 от кумулятивных зарядов на башнях стали устанавливать металлические щитки, борт и ходовую часть прикрыли экранами из армированной резины и усилили бронирование лобовой части корпуса. Комплекс этих мероприятий отразился в двух модернизациях танка, что позволило избежать заметных потерь.

Танки Т-62 применялись в большинстве вооружённых конфликтов, вспыхнувших на территории бывшего СССР после его развала. Российские войска применяли эти машины во время первой и второй военных кампаний в Чечне, а также во время войны с Грузией в 2008 году. Украинские войска применяли модернизированные Т-62 в боевых действиях в Донбассе.

Использование в армии Ирака

Советские танки Т-62 активно и массированно применялись в боевых действиях армией Ирака, начиная с 1980 года. К тому моменту на вооружении Ирака состояло около 700 танков данного типа. В ходе ирано-иракской войны их основными противниками стали американские танки М60 и британские «Чифтены».

В январе 1981 года в долине Хархи близ города Сусенгерд в иранской приграничной провинции Хузестан состоялось крупнейшее танковое сражение этой войны. В нём приняло участие около 300 танков с каждой из сторон. Иракским Т-62 удалось заманить самые современные иранские танки в подготовленную ловушку и уничтожить более 200 из них, потеряв около 40 машин. Это сражение продемонстрировало успешное пробитие брони «Чифтенов» снарядами из советской 115-мм танковой пушки.


Подбитый иракский Т-62 в Кувейте

К моменту вторжения иракских войск в Кувейт и операции «Буря в пустыне», проведённой в основном вооружёнными силами США при поддержке крупных контингентов войск других стран Запада, Т-62 уже являлись весьма устаревшими на фоне не только новейших западных танков, но и иракских же Т-72. Сколь-нибудь крупных танковых сражений в этой войне не случилось, так как значительная часть иракских танков была уничтожена ударами авиации, а оставшимся в строю иракским танкам в Кувейте удалось либо отступить успешно отступить вглубь Ирака, либо почти бесконфликтно сдаться Межнациональным силам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector