Лучшие танки второй мировой войны: фото, названия, описания, история создания

Сравнение танкеток Германии и СССР

К «танкеткам» отнесем немецкие танки T-I и T-II и советские Т-26, Т-37, Т-38 . Для сравнения возьмем немецкий «пушечный» танк T-II и наш устаревший, снятый к началу войны с производства Т-26.

Хотя толщина брони танка T-II в 2 раза больше, чем у танка Т-26, он от этого не превратился в танк с противоснарядным бронированием. Пушка советского танка Т-26 типа 20К 45-мм калибра уверенно пробивала такую броню на дальности 1200 м, в то время как снаряд 20-мм пушки KwK-30 сохраняет необходимую пробиваемость только на дальности 300–500 м. Такое сочетание параметров брони и вооружения позволяло советскому танку при грамотном его использовании практически безнаказанно расстреливать немецкие танки, что подтверждалось в боях в Испании. Танк T-II был негодным и для выполнения основной задачи — уничтожения огневых средств и живой силы противника, поскольку снарядик 20-мм пушки был совершенно не эффективен для выполнения этой задачи. Для поражения цели требовалось прямое попадание, как от винтовочной пули. В то же время под нашу пушку был разработан «нормальный» осколочно-фугасный снаряд весом 1,4 кг. Таким снарядом поражались цели типа пулеметное гнездо, минометная батарея, бревенчатый блиндаж и др.

Оружие Победы: советские танки на завершающем периоде ВОВ

Накануне Победы, к началу 1945-го года РККА имела довольно хорошую насыщенность танками, САУ и другой бронетехникой. Всего на тот момент было 24 танковых корпуса, из которых большинство заслужили в боях гвардейские звания. Они входили как в состав 6 танковых армий, так и действовали в подчинении фронтов и армий как отдельные соединения. К тому времени сформировалась общая концепция танковых войск, согласно которой они использовались для глубоких обходов и ударов по тылам противника – к 1945-му году советские военачальники уже научились воевать.

Уничтожение опорных пунктов и бои в городах не были свойственны советским танкистам на заключительном периоде войны, однако бывали и исключения. Как, например, в ходе Берлинской операции, когда две танковые армии были введены непосредственно в немецкую столицу, а еще две – участвовали в ее окружении. Вызвано подобное решение было тем, что это была последняя битва войны, которую сами советские солдаты хотели закончить как можно быстрее. Поэтому и участвовали в боях за город 1 гвардейская танковая армия 1-го Белорусского фронта и 3 гвардейская танковая армия 1-го украинского фронта. А потом еще был бросок на Прагу, когда три танковые армии ворвались в город с разных сторон и поставили жирную точку в летописи Победы.

Лучшие танкисты Второй мировой войны – от 20 до 29 побед

Широко известны подвиги танкистов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., на счету которых свыше 20-ти, но менее 30-ти боевых побед. Таких танковых асов в Красной Армии 30 человек. Большинство из них командовали танками Т-34. Семеро воевали на тяжёлых танках КВ-1 или ИС-2; четверо возглавляли экипажи самоходных артиллерийских орудий.

Герой России Василий Брюхов

Интересно, что в этом списке есть и танкисты – герои России. Точнее, имеется один такой случай. Василий Павлович Брюхов, на счету которого 28 подбитых танков противника, 10 ноября 1944 г. представлялся к званию Героя СССР, но это представление не было утверждено «наверху». Лишь 16 декабря 1995 г. Указом Президента РФ Брюхову В.П. было присвоено звание Героя Российской Федерации. 

27 танков противника, уничтожил 9 минометов, 10 пушек, 17 пулеметов около 30 единиц автотранспорта, 13 бронеавтомобилей.

Хорошилов со своим экипажем и необычным танком

На башне «Беспощадного» был нарисован силуэт краснозвёздного танка, стрелявшего в Гитлера, который разлетался от этого на части. А рядом – два бодрых четверостишия от Маршака и название «Беспощадный» крупными буквами.

В марте 1943 г. КВ-1 получил в бою сильные повреждения, 2 члена экипажа погибли (в том числе и Павел Максимович Хорошилов), остальные получили ожоги и ранения. Танк удалось отремонтировать и пустить в ход с другим экипажем, но в августе 1943 г. он получил повреждения, исключающие его восстановление, и был отправлен на переплавку.

Танки ИС

Советские конструкторы постоянно совершенствовали свои боевые машины. Опыт боёв показал, что основная часть вражеских снарядов попадает в лобовую часть и в башню танков. Вот поэтому на новом тяжёлом танке, преемнике КВ, решили сделать лобовой бронелист и башню толще, броневые листы установить под большим углом (так их и пробить сложнее, и снаряды от них могут рикошетировать).

ИС-1

Новый танк был у́же, чем КВ. Его вес снизился за счёт того, что лобовой, кормовой, верхний и нижний бронелисты стали уже. Выигрыш в массе конструкторы направили на увеличение толщины брони лобовой детали корпуса и башни. 120-мм лобовой лист отлили так, что снаряды отскакивали от брони по касательной. Бортовую броню довели до 90 мм. Бронестойкость башни обтекаемой формы повысилась за счёт утолщения до 100 мм. Раньше танк не могли сделать уже: в узкий корпус не входила коробка передач с бортовыми редукторами. Но инженеры сделали малогабаритные механизмы поворота, а конструкторы уменьшили ширину бронекорпуса. На эту боевую машину поставили длинноствольное 122-мм орудие. Толстая броня, надёжный мотор и мощная пушка соединились в единое целое. Танк получил название ИС.

Подгонка огромной 122-мм пушки требовала времени. Поэтому с осени 1943 г. первые танки (ИС-1) выпускали с 85-мм пушками. Но уже в январе 1944 г. на фронт пошли ИС-2 со 122-мм орудием. На танке ИС не было стрелка-радиста. Но курсовой пулемёт, жёстко закреплённый на корпусе танка, остался. Стрелял из него механик-водитель, наводя пулемёт на цель поворотом всего танка. Ещё один пулемёт был спарен с пушкой, а третий располагался в кормовой части башни. Зенитный пулемёт установили на крыше башни.

Вооружение ИС-2 проверили при обстреле трофейной «Пантеры». 122-мм снаряд с дистанции 1500 м проломил лобовую броню, прошил корпус машины и «вынес» кормовой бронелист!

В конце войны на вооружение Красной армии начал поступать танк ИС-3. Его новая башня бронёй как бы обтекала внутренние механизмы. За счёт удачного компоновочного решения толщину брони в лобовой части довели до 230 мм (у ИС-2 – 160 мм). При этом масса башни не возросла! На ИС-3 в лобовой части корпуса бронелисты поставили так, что получилась конструкция в форме носика утюга (она получила прозвище «щучий нос»). В лобовых листах ИС-3 не было вырезов под смотровой люк механика-водителя, а значит, не было ослаблений в бронеплитах. Их снарядостойкость улучшилась.

Водитель ИС-3 забирался в свой отсек через верхний люк и наблюдал за местностью через перископические приборы, установленные на крыше бронекорпуса

Сравнение лёгких танков

Дальше рассмотрим сравнительные боевые характеристики второй категории — «легких танков». К ним отнесем все танки вермахта, вооруженные пушкой 37 мм калибра и пулеметами. Это танки немецкого производства T-III серий D, Е, F и танки чешского производства 35(t) и 38(t). С советской стороны примем для сравнительного анализа легкие танки БТ-7 и БТ-7 М.

По параметрам «броня, подвижность и вооружение» наши «легкие танки» БТ-7, по меньшей мере, по двум не уступают немецким «тройкам», а чешские танки по всем параметрам значительно превосходят. Лобовая броня толщиной в 30 мм танкам T-III указанных серий, так же как танкам T-II, не обеспечивала противоснарядную защиту. Наш танк с 45 мм пушкой мог поражать немецкий танк на километровой дальности, оставаясь при этом в относительной безопасности. Что касается подвижности и запаса хода, танки БТ-7 (7М) были лучшими в мире. Осколочный снаряд (610 г) танковой пушки фирмы «Шкода» 37-мм калибра был в 2 раза меньше снаряда советской пушки 20К, что обуславливало значительно меньшее поражающее действие по пехоте. Что касается действия по бронецелям, пушки 37-мм калибра были малоэффективными (в немецких войсках их прозвали «армейскими дверными колотушками»).

Загадочная машина Гротте

Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.

Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.

Немецкие танки Второй мировой войны

Германия вступила во Вторую мировую войну с танковым парком, насчитывающим около 3200 машин. Это были легкие танки Т-I и Т-II различных модификаций, а также средние танки Т-III и Т-IV. Немецкие танки создавались, как средство реализации концепции «молниеносной войны», поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами, способными создать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 75-мм короткоствольных пушек средних немецких танков, а также недостаточную броневую защиту всех танков. В ходе боев на советско-германском фронте эти недостатки привели к снятию с вооружения танков Т-I, Т-II и Т-III, а также к необходимости радикальной модернизации оставшегося на вооружении танка Т-IV. На фоне общего провала концепции «молниеносной войны» немецкое руководство было вынуждено срочно перевооружать свои бронетанковые войска, то есть переходить на производство принципиально новых типов танков. В 1943 году появились немецкие танки Т-V «Пантера» и Т-VI «Тигр», а позднее и танк «Королевский Тигр» (Т-VI «Тигр В»). Однако немецким конструкторам не удалось в своих новых разработках добиться тех высоких качеств, которыми обладали советские танки.

Для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было характерно:

  • использование танков трех типов: легких — весом до 9 т; средних — весом до 26 т; тяжелых — весом от 45 до 70 т;
  • создание и использование большого количества самоходных артиллерийских установок с широким использованием для этой цели устаревшей и трофейной бронетанковой техники;
  • использование, начиная с 1942 г., в танках и САУ мощных для того времени артиллерийских систем калибра 75,88 и 128 мм;
  • использование при создании бронетанковой техники главным образом четырехтактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л.с.;
  • выпуск и широкое применение большого количества бронеавтомобилей, бронетранспортеров различного назначения;
  • низкая маневренность тяжелых машин на местности, недостаточная надежность ходовой части;
  • расположение в ходовой части катков с индивидуальной торсионной подвеской в шахматном порядке.

Всего за вторую мировую войну было выпущено 53800 немецких танков и САУ. Основными тактическими соединениями подвижных (танковых) войск Германии были танковые и моторизованные дивизии. Танковая дивизия в сентябре 1939 г. состояла из танковой и моторизованной бригад, артиллерийского полка, мотоциклетно-стрелкового, разведывательного и саперного батальонов, истребительно-противотанкового дивизиона, батальона связи и типовых служб. В ней насчитывалось 11,7 тысяч человек личного состава, 324 танка и 130 орудий и минометов. В ходе второй мировой войны в связи с большими потерями живой силы и техники на советско-германском фронте из дивизии были исключены штабы бригад, два танковых и мотоциклетно-стрелковый батальоны, а включены зенитный и танково-истребительный дивизионы. При этом в ходе войны наблюдалась тенденция сокращения числа танков в дивизии:

  • в 1939 г. было 324 немецких танка,
  • в 1941 г. — 150-221,
  • в 1943 г. — 100-150,
  • в 1945 г. — 45 единиц.

Всего в 1941-1945 гг. было сформировано 26 танковых дивизий. Моторизованные дивизии предназначались для совместных действий с танковыми дивизиями и состояли из трех моторизованных и одного артиллерийского полков, разведывательного и саперного батальонов, батальона связи и истребительно-противотанкового дивизиона. В дивизии было 16,4 тысячи человек личного состава, 282 орудия и миномета, около 4 тысяч автомашин и мотоциклов. Танков в ней не было. В ходе второй мировой войны из ее состава был исключен один моторизованный полк. Всего было сформировано 17 моторизованных дивизий. Танковые и моторизованные дивизии, а также общевойсковые соединения объединялись в моторизованные (с 1942 года — танковые) корпуса. Высшим объединением подвижных войск была танковая группа. В начале 1942 г. имевшиеся четыре танковые группы были преобразованы в танковые армии. Всего в годы Второй мировой войны было сформировано 7 управлений танковых армий.

Недоступная броня

По их подсчетам, в армиях НАТО танков 11 тысяч, а у России их около 22 тысяч единиц.

В СССР на полную мощь работали четыре огромных танковых завода — в Ленинграде, Харькове, Нижнем Тагиле и Омске. Столь масштабного производства бронетехники, кстати, очень качественной, не было ни в одной стране мира. Общее количество танков в Советском Союзе и странах Варшавского договора измерялось десятками тысяч.

Если немецкие «Тигры» поражали Т-34 на дальности в 2000 метров, то сейчас немецкий «Леопард» не сможет подойти к Т-90 и на пять километров

Стратеги НАТО признавали, что в случае начала масштабной войны в Европе эту бронированную лавину остановить было невозможно. Задержать на какое-то время ее мог лишь встречный ядерный удар. В любом случае через два-три дня советские танки были бы у берегов Ла-Манша.

Давно нет Советского Союза. Но какие-то фантомные страхи на Западе, похоже, остались. А какую бронетехнику сегодня имеют Сухопутные войска Российской Федерации?

На вооружении стоят три типа танков — Т-72, Т-80 и Т-90. До недавнего времени в отдаленных гарнизонах были еще Т-62, которые даже смогли отметиться во время боевых действий на Северном Кавказе в середине 1990-х. Сейчас они в глубокой консервации, наряду с Т-55 и, как ни странно, сохранившимися тяжелыми Т-10 — глубокой модернизацией ИС-3. Также в консервации находятся плавающие танки ПТ-76 и какое-то количество Т-64, оставшихся на нашей территории после распада Союза.

Если сравнивать качество российских бронемашин с зарубежными аналогами, то эксперты в своем мнении едины — наши лучшие. Это подтверждается в том числе и тем, что в различных уголках планеты продолжают реально воевать и Т-55, и Т-62, и даже Т-34. А Т-72 стал самым массовым по своему выпуску танком после Второй мировой войны. Интересно, что в начале 1990-х, вскоре после распада СССР, на Западе в инициативном порядке была разработана программа глубокой модернизации Т-72. Там посчитали, что слабая тогда Россия не сможет поддерживать на должном уровне именно эти машины, широко распространенные в армиях многих стран мира. Которые, по мнению маститых зарубежных экспертов, были по своей конструкции почти идеальными и при их надлежащем уходе могли служить десятилетиями. Естественно, прибыльное дело обслуживания и обновления советских танков за пределами РФ, которые кому-то казались уже бесхозными, не могло не привлечь.

Однако Россия оправилась от шока девяностых и сама смогла модернизировать свои танки, поставленные на экспорт еще во времена СССР. Более того, мы нарастили продажу Т-72 за рубеж. А в Индии наладили лицензионное производство Т-90.

ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / РИА НОВОСТИ

Т-90 имеет самый низкий силуэт среди основных современных танков. У него многослойная противоснарядная броневая защита. Лобовая многослойная броня корпуса и башни эквивалентна более чем полуметровой гомогенной броне. Общая стойкость против обстрела подкалиберными снарядами оценивается как эквивалентная 850 мм броневой стали. То есть почти метру.

Основное вооружение Т-90 — гладкоствольная 125-мм пушка. При стрельбе бронебойными кумулятивными и подкалиберными боеприпасами максимальная прицельная дальность составляет 4000 м, управляемыми ракетными боеприпасами — 5000 м, осколочно-фугасными боеприпасами по баллистической траектории до 10 000 м. У всех зарубежных конкурентов дальность танкового выстрела не превышает трех километров.

Если на Курской дуге немецкие «Тигры» поражали Т-34 на дальности в 2000 метров, то сейчас немецкий «Леопард» не сможет подойти к Т-90 и на пять километров.

В полной мере сказанное выше относится и к Т-72, и к Т-80. Чем еще отличается российская бронетехника? Она очень надежна. Проста в эксплуатации и ремонте. Наши танки очень маневренны и обладают, пожалуй, лучшими в мире скоростными характеристиками. По совокупности своих боевых качеств не уступает, а по ряду показателей превосходит все западные образцы, которые, надо отметить, значительно дороже российских аналогов.

Как известно, в нашей стране, а именно в Нижнем Тагиле, первыми в мире смогли спроектировать и подготовить к серийному выпуску танк нового поколения — Т-14 «Армата». Эта машина уже определила развитие мирового танкостроения в ХХI веке.

Если говорить о количестве российских танков, то оно определяется континентальными размерами нашей страны, которую требуется защищать. Впрочем, атаки танковыми лавинами ушли в прошлое. Победа достигается все-таки не числом, а умением. А то, что наши танкисты — профессионалы высшего уровня, равных которым в мире нет, можно убедиться на международном танковом биатлоне, который ежегодно проходит в подмосковном Алабино.

Первые послевоенные танки

Англичане в годы войны начали проектировать универсальный танк, в дальнейшем названный «Центурионом». Внедряя всё лучшее, что было в танках разных типов, его постоянно модернизировали. «Центурион» выпускали с 1947 по 1962 г. Американцы улучшали свой тяжёлый танк М-26 «Першинг», появившийся в конце войны. Совершенствуя ходовую часть, меняя форму корпуса и башни, усиливая вооружение и мощность силовой установки, они довели эту конструкцию до совершенства. Так получился танк М-60 «Паттон», оснащённый 105-мм пушкой и защищённый 120-мм бронёй в лобовой части корпуса и 175-мм – в башне. Созданный в 1960 г. М-60 до сих пор состоит на вооружении ряда стран.

Вооружение «Центуриона» усилили: калибр пушки с 76 увеличили до 105 мм

Американский танк М-60 «Паттон» строился в 60-е гг. ХХ в.

Самым известным послевоенным танком стал советский Т-54. Благодаря улучшенному дизельному двигателю, установленному в корпусе танка не продольно, как прежде, а поперечно, удалось укоротить моторный отсек и сделать корпус ниже. Эти работы были выполнены ещё в конце войны на Т-44. Уменьшение размеров танка, улучшение ходовой части позволило увеличить толщину лобовой брони до 100 мм! Постепенно менялась и башня. На Т-54 она стала полусферической, а толщина в лобовой части достигла 200 мм! Т-54 получил и 100-мм пушку.

Вслед за Т-54 в СССР создали танк Т-55 с более мощным двигателем, увеличенным боекомплектом, системой автоматического пожаротушения и оснащённым приборами ночного видения. Последним танком данного семейства стал Т-62, вооружённый гладкоствольной 115-мм пушкой, что позволяло стрелять оперёнными бронебойными снарядами, вылетающими из ствола с огромной скоростью. Дальность прямого выстрела у Т-62 составляла 4 км.

Особенностью Т-55 была система противоатомной защиты

Танк ИС-2

Танковая эволюция развивалась стремительно. Противники постоянно выводили на «ринг» все более усовершенствованных бойцов. ИС-2 стал достойным ответом СССР. Тяжелый танк прорыва оснащался 122 мм гаубицей. Если снаряд из этого орудия попадал в здание, то от него, по сути, оставались лишь руины.

Кроме гаубицы, в арсенале ИС-2 числился 12,7 мм пулемет ДШК, расположенный на башне. Пули, выпущенные из этого оружия, пробивали даже самую толстую кирпичную кладку. Поэтому у врагов практически не было шансов спрятаться от грозного металлического монстра

Другое важное достоинство танка — это его бронирование. Оно достигало 120 мм.

Не обошлось, конечно, и без минусов. Главное — топливные баки в отделении управления. Если противник умудрялся пробить броню, то у экипажа советского танка практически не было шансов спастись. Хуже всего приходилось механику-водителю. Ведь у него не было собственного люка.

Немецкий сверхтяжелый танк «Маус»Хтоническое «чудо-оружие»

Во время Второй мировой немцы изобрели много изощренных вещей, которые должны были стать супероружием окончательной победы: ракеты, реактивные двигатели для самолетов, да и ядерное оружие. Среди прочего, сумрачным германским гением был создан мегатанк «Маус».

В 1942 году Адольф Гитлер одобрил создание огромного танка с двумя башенными пушками — 150-мм и 75-мм — и огнеметом. В итоге от огнемета отказались, а калибр основной пушки снизили до 128-мм (но и это все равно титанический масштаб).

Работающий образец танка «Маус» (то есть «Мышонок») весил 188 тонн, был длиной более девяти метров, а высотой более трех. По шоссе он двигался со скоростью до 20 км в час. Но самая монструозная часть этой махины — броня толщиной 200-240 мм почти по всему танку.

Даже сами немцы понимали, что такую громадину крайне сложно использовать в бою, и предполагали, что это будет скорее передвижной дот, чем танк. Было собрано всего два работающих образца, но оба они были взорваны немцами при отступлении. Из них потом собрали одного целого кадавра и выставили в музее Кубинка для забавы потомкам. Танк был скорее психологическим ходом генштаба, чудо-оружием, призванным в момент постройки — а это уже 44-45 годы — показать населению, что все не так плохо, а поражения на фронте временны.

Сейчас каждый из этих танков смотрится в лучшем случае странно,  в худшем — сумасбродно. Но нужно понимать, что это были не ублюдочные плоды эволюционного древа, а его альтернативные, просто менее жизнеспособные, ветви. Как и в случае с эволюцией, выжила самая оптимальная схема. Но времена меняются, и однажды она тоже не сможет пройти проверку временем. Тогда кто-нибудь из этих «уродцев» вполне может вдохновить конструкторов будущего.

Скорость и мощность

Еще одно неоспоримое преимущество этого танка Второй мировой, фото которого вы можете рассмотреть в этом материале, это скорость. «Тигр» — оставался одним из самых быстрых и стремительных танков своего времени.

В движение боевую машину приводил силовой агрегат производства «Майбах» на 700 лошадиных сил. Также танк обладал гидромеханической коробкой передач, разгоняясь до 45 километров в час.

Немцы старались заставить экипажи бережно относиться к танкам, для этого в каждой памятке по техническому использованию боевой машины, содержалась надпись, которая гласила, что его стоимость составляет 800 000 немецких рейхсмарок и призывала беречь его. Геббельс — один из людей, сформулировавших нацистскую идеологию, считал, что немецкие танкисты будут гордиться тем, что им доверили такое дорогое и смертоносное орудие. Но в реальности все происходило с точностью до наоборот. Солдаты только боялись, что с этим дорогим танком может что-то произойти, и стремились лишний раз не рисковать.

Основной танк Т-34

Самые знаменитые и массово производившиеся танки СССР 1941-1945 годов – «тридцатьчетверки». Лучшей машины конструкторам воюющих стран так и так не удалось создать. И дело не в сверхтолстой защите или уникальном калибре орудия. Главным достоинством этого танка стала потрясающая живучесть, подвижность, способность отражать удары снарядов, и технологичность производства. Всего этого удалось достичь благодаря правильной компоновке узлов. Силуэт конструкторы понизили, разместив ведущие катки сзади, и убрав карданный вал. Масса брони уменьшилась, улучшились ходовые качества. Модификация 1944 года получила литую башню шестигранной формы и пушку увеличенного до 85 мм калибра. Об этом танке сказано и написано много, он того заслуживает, несмотря даже на недостатки, без которых, впрочем, ни один образец техники не обходится.

ИС – Сталин в металле

Для того чтобы назвать именем вождя танк, нужно было иметь смелость, но и при ее наличии не лишней оставалась и осторожность. Однако на Кировском заводе нашлись обладатели обоих достоинств

Без сомнения, это были самые мощные и неуязвимые танки СССР. Вторая мировая война своим чудовищным маятником уже качнулась на Запад, Советская Армия пошла в наступление, но враг был еще силен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу, выпуская на поля сражений все новых чудищ с вытянутыми хоботами дальнобойных орудий. В 1943 году закончились испытания ИС-1, представлявших собою глубоко модернизированную версию КВ. У этой машины калибр был относительно невелик, как у последней модели Т-34 (85 мм). ИС-2 стал дальнейшим развитием этого ряда (калибр 122 мм), а для ИС-3 придумали новую форму отражающей поверхности лобовой брони, прозванную «щучьим носом».

После войны были созданы многие выдающиеся танки, считающиеся и поныне лучшими в мире. Основу науки и практики производства бронетехники положили танки ВОВ. СССР стал ведущей танкостроительной державой. Традиция эта продолжается и в новой России.

«Тигр»

Самым известным германским тяжёлым танком, созданным в годы Второй мировой войны, был «Тигр». Он появился в начале 1942 г. в результате конкурса двух известных фирм – «Порше» и «Хеншель». Правда, конструкторы фирм «Хеншель» и «Порше» проектировали не танк в целом, а только ходовую часть и корпус. Башню разработала знаменитая оружейная фирма «Крупп».

Установка мощной и тяжёлой пушки, а также толстая броня резко увеличили массу танка «Тигр»: она превысила 50 т

Профессор Фердинанд Порше был настолько уверен в превосходстве своего проекта, что даже отдал распоряжение начать серийное производство тяжёлых танков. Но просчитался. Победила фирма «Хеншель», и именно её танк пошёл в производство под индексом Pz.Kpfw VI и персональным наименованием «Тигр». А 90 готовых шасси фирмы «Порше» впоследствии использовали при создании не менее знаменитого танка-истребителя «Фердинанд».

На поле боя «Тигр» невозможно было спутать с советскими танками. Формы его получились необычными. Конструкторы в сжатые сроки должны были сделать машину с очень толстой бронёй и мощной пушкой. Времени на отработку новой технологии у немцев не было. Толстые бронелисты, а их толщина в лобовой части доходила до 100 мм, очень сложно соединять. Поэтому для упрощения сборки бронелисты ставили вертикально. Это позволило сделать верхний бронелист очень широким и на нём разместить огромную башню с мощной 88-мм пушкой, способной поражать танки Т-34 и КВ с любых дистанций. «Тигр» весил почти как два танка «Панцер» IV. Чтобы обеспечить танку приемлемую проходимость, на него поставили очень широкие гусеницы.

С Западного фронта пошла легенда союзников о немецком «Тигре» как о самом мощном и неуязвимом танке мира

Впервые в большом количестве «Тигры» вышли на поля сражений в 1943 г. на Курской дуге, где продемонстрировали свою мощь над нашими танками, вооружёнными 45- и 76-мм пушками. Превосходство «Тигров» над советскими боевыми машинами длилось недолго. В 1944 г. 100-мм броня уже не могла защитить немцев от снарядов новых советских танков ИС-2 и Т-34-85, а также мощных самоходных установок Су-100, ИСУ-122 и ИСУ-152. На Западном фронте, у союзников, танков, подобных ИС-2, не было. Американцы и англичане, впервые столкнувшись в боях с «Тиграми», были поражены их боевой мощью. Сами немцы так не считали и прекратили производство этих танков в августе 1944 г. Главной причиной было то, что советским новейшим тяжёлым танкам «Тигр» был уже не страшен. На замену «Тигру» пришёл «Королевский Тигр» или «Тигр II».

Броня и пушки

Для танка, как боевой машины, главное — вооружение и бронезащита. Вермахт, конечно, начал войну с Советским Союзом, не имея полного качественного преимущества в танках. Самые современные немецкие машины уступали советским КВ и Т-34 по вооружению и бронированию — это общеизвестно. Но это не значит, что немецкие танки безнадежно проигрывали все схватки. Просто немецкие уставы вообще не предусматривали бой танков против танков. Танки противника должны были уничтожаться противотанковой артиллерией и штурмовой авиацией. Что немцы успешно и делали. Другое дело, что советских танков было так много, что избежать с ними встречи не получалось. Но в начале войны большую часть танкового парка РККА составляли Т-26 и БТ, и с ними немецкие танки относительно легко справлялись.

Преимущество же «тридцатьчетвёрок» в бронезащите и вооружении сохранялось  лишь до весны 1942 года, когда в вермахт стали поступать модификации танков PzKpfw III и PzKpfw IV с длинноствольной пушкой и усиленной бронезащитой.

С этого момента советские Т-34 оказались в роли догоняющих. Лишь после огромных потерь в Курской битве на «тридцатьчетвёрках» появилась новая 85-мм пушка. Но с этой пушкой Т-34 всего лишь «догнал» немецкие «четвёрки» с их пушкой 7,5 cm KwK 40. А в вермахте уже были «Пантеры», которым ни Красная Армия, ни союзники ничего не могли противопоставить.

Самая большая ошибка, которую делают, пытаюсь оценить характеристики танка заключается в том, что сравнивают между собой именно танки одного типа. Но на поле боя не было «чистых» танковых битв как в кино. В бою всегда участвуют и другие войска. И вести бой танкам приходится больше с пехотой и артиллерией, а защищаться им приходится не столько от вражеских танков, сколько от авиации, пехоты, мин, не говоря уж про противотанковую артиллерию.

Кроме того, танк — машина сложная, и для его оценки надо учитывать не только броню, пушку и скорость.

Танкисты – Герои Советского Союза

Далеко не все из упомянутых выше 96-ти танковых асов получили высшую воинскую награду. Героев Советского Союза среди них 51 (вместе с Героем России Брюховым). Остальные Великие танкисты Великой Отечественной войны получили за свои подвиги менее значимые ордена.

Кстати, кроме Василия Павловича, есть ещё один советский танкист – Герой России за Великую Отечественную войну. Это Александр Михайлович Фадин, на счету которого  Он дважды представлялся к званию Героя, но первый раз получил вместо Золотой Звезды орден Красного Знамени, а второй раз – орден Александра Невского.

А.М. Фадин (1924-2011)

На счету экипажа Фадина – 8 немецких танков и самоходок. В том числе 1 «Тигр» и 1 «Фердинанд». Кроме того, танкисты умудрились сбить из пулемёта один немецкий самолёт.

Золотую звезду Героя России Александру Михайловичу решено было вручить в 1996 году.

«Климы» — самые тяжелые танки — 1941

СССР готовился сокрушать укрепления врага на чужой территории. К концу 1938 года параллельно с упомянутым СМК на Кировском заводе начали проектировать уникальную однобашенную машину КВ. Уже через год первые экземпляры испытали во вполне боевых условиях в Карелии. Согласно установленному плану в 1940 году с конвейера сошли более двух сотен экземпляров, а в 1941 их предполагалось выпустить 1200 штук. Масса – 47,5 тонн, скорость – 34 км/ч, калибр башенной пушки – 76 мм. Такой машины не имела ни одна армия мира. Главное ее назначение – взлом эшелонированной обороны, оборудованной мощными противотанковыми средствами. На ее базе появились и другие танки ВОВ. СССР уже к началу боевых действий располагал продуманной и совершенной технологической цепочкой, позволявшей использовать удачную ходовую часть КВ в сочетании с различными типами башен и разнообразным артиллерийским вооружением (КВ-1 КВ-2, КВ-3 и т. д.). Столь маневренного тяжелого танка не смогла создать промышленность фашистской Германии. Впрочем, не удалось это и союзникам по антигитлеровской коалиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector