«один из лучших в мире»: в россии начали серийное производство и поставки в войска танков т-90м «прорыв»

Изюминки

Особенностей конструкции у Т-90АМ несколько.

Во-первых, это расположение выхлопной системы в патрубках над гусеницами. Обусловлено это желанием конструкторов снизить температуру корпуса, что значительно усложняет задачу для локационных систем условного противника, работающих на основе распознавания тепловой энергии. Например, систем инфракрасного наведения ракет различных классов.

Во-вторых, для успешной эксплуатации Т-90АМ в российской армии была реализована система управления на основе штурвала — аналогично системе летательных аппаратов и плавательных средств. Коробка передач подразумевает как автоматизированный режим работы, так и переход на ручное управление.

В-третьих, модернизирована система наблюдения, включающая в себя современный комплекс приборов ночного видения для механика-водителя и видеокамеры для обзора с задней стороны.

Немецкие

Окрылённые успехом Блицкрига, немецкие танкисты пытались продолжить его стратегию в Великой Отечественной войне, но столкнулись с серьёзной техникой, огромной армией и упорным сопротивлением. Кульминацией стало сражение под Прохоровкой, называемое переломным моментом войны.

Тем не менее, надо отдать должное конструкторам из Германии и перечислить некоторые немецкие танки Великой Отечественной войны.

Pz.Kpfw III

Средний Pz.Kpfw III, совместил хорошую подвижность, надёжность, удобство экипажа и модернизационный потенциал.

Pz.Kpfw III выпускался до 1943 года, поскольку модернизации достигли своего предела, и машина не могла тягаться с более тяжёлыми образцами вроде Т-34, оснащёнными лучшей наклонной бронёй и мощным вооружением.

Pz.Kpfw IV

Средний Pz.Kpfw IV, стал настоящей рабочей лошадкой. Создавался как штурмовой танк, способный подавлять огневые точки врага.

Во время войны Pz.Kpfw IV постоянно модернизировался, получив экранную броню и длинноствольную пушку калибра 75 мм. Из-за увеличения массы последние модификации имели посредственную проходимость.

После окончания войны долгое время стоял на вооружение некоторых стран.

PzKpfw V «Panther»

Средний танк, считавшийся тяжёлым у СССР и союзников.

Пантера стала крайне спорной машиной, поскольку обладала как яркими плюсами, так и серьёзными недостатками.

Хорошая лобовая броня, расположенная под наклоном, мощное и невероятно точное орудие, хорошие углы вертикальной наводки, комфортные условия работы экипажа.

Вместе с тем, тонкая бортовая броня исключала применение машины в наступлении, калибр пушки 75 мм делал неэффективной стрельбу фугасами, а дороговизна и сложность конструкции затрудняли производство.

PzKpfw VI Ausf. H1 «Tiger»

Тяжёлый PzKpfw VI Ausf. H1 «Tiger», наводил страх одним своим видом. При создании отдали приоритет защите и огневой мощи, пожертвовав проходимостью, себестоимостью и надёжностью.

Своим появлением сделал ненужными советские КВ и мог с лёгкостью поражать издалека своей 88 мм пушкой любую технику, пока не появились ИС-2. Впрочем, даже против этой грозной новинки Тигр не выглядел мальчиком для битья и мог потягаться.

PzKpfw VI Ausf. B «Tiger II»

Последний серийный тяжёлый танк Вермахта, отличающийся очень мощной лобовой бронёй в ущерб подвижности и надёжности.

При теоретической дуэли лоб в лоб, Тигр 2 превосходил любого соперника за счёт бронирования и пушки калибра 88 мм, но на практике такие столкновения были редкостью.

Машина массой практически 70 тонн оказалась неспособна эффективно действовать во фронтовых условиях, а её надежность была очень посредственной.

Panzerkampfwagen VIII «Maus»

Сверхтяжёлый экспериментальный Panzerkampfwagen VIII «Maus» не успел повоевать, но успел впечатлить советских и западных конструкторов. 189 тонн массы, 128 мм пушка, электрическая трансмиссия – всё это Маус, разработанный под руководством Фердинанда Порше.

Было создано 2 опытных образца, взорванных немцами для того, чтобы разработки не достались противнику. В данный момент один Маус находится в Кубинке, где до сих пор поражает размерами.

Jagdpanther

САУ, истребитель танков, созданный на базе Пантеры. Хорошая динамика и проходимость, мощная 88 мм пушка, но плохая надёжность и слабо защищённые борта.

Ferdinand

Тяжёлая САУ, выполняющая роль истребителя танков. Вызывала страх у советских бойцов и обладала практически неуязвимой лобовой бронёй.

Фердинанд создан на базе экспериментального Tiger (P), из-за чего получил неоднозначные характеристики. Невероятно толстая лобовая броня толщиной до 200 мм, мощное и точное 88 мм орудие делали САУ очень опасным противником. Но на практике Фердинанды страдали от низкой подвижности и надёжности, уязвимая ходовая часть позволяла обездвиживать эти машины, а неуязвимая лобовая броня не спасала от подрывов на минах.

Основные узлы

  • Ходовая. Танк Т-90 ввёл такое понятие «Летающий танк», прыгая с 2 м. трамплина, он опускается днищем почти на всю высоту клиренса 49 см и делает второй прыжок не останавливаясь, продолжает движение. Гребёнку проходит на полном ходу. Такую нагрузку на гидравлику и торсионную подвеску, кроме нижнетагильской машины никто не выдержит. В пустыне он легко проходил по слоям пыли 20 см. Преодолевает вертикальную стену высотой 1 м. и легко поднимается вверх под углом 300.
  • Корпус. Конструкция корпуса Т-72, габариты по стволу*длина*ширина (9530х6860х3795 мм), высота по уровню башни 2280мм. Предшественник прославился живучестью и передал её на Т-90. Конструкция защищена несколькими ступенями: встроенная динамическая защита (35 лет назад эффективно применялась и навесная, но трагедия в Чеченской войне 1994 г. в том, что солдат отправили в бой без неё). Танк может выдержать десятки попаданий от всех типов иностранных танков, РПГ и ПТУРов и вернуться в строй. Неудачное расположение ствола башни над люком механика-водителя не приносит практического вреда. В случае повреждения гидропривода вертикального наведения (ствол ложится на люк) казённик упрётся в люк башни и освободит место, чтобы водитель быстро покинул танк. Пожар, возникший в башне, воспламенит заряды за 30 секунд (худший вариант, а вообще 15 – 20 мин.), из Т-90 легко выбраться. Это всё из практики боевого Т-72.
  • Двигатель. Двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. – это последняя модификация выносливого мотора работающего на дизельном топливе, керосине, бензине (а также подсолнечное масло, спирт и т.д.). Мощности для машины весом 48 т предостаточно, есть резервный запас для утяжеления, если потребуется.

Читайте Основной танк Т-80БВ образца 2020 – Т-80УЕ1 реактивный покоритель Арктики и пустыни

Средние танки

Один из главных символов Отечественной войны, ставший героем многих сражений — знаменитая «тридцатьчетверка». Многие танковые эксперты признали его лучшим СТ Второй мировой войны. Одним из аспектов его успеха и популярности стал идеальный баланс между:

  • боевой мощью;
  • технологическими характеристиками;
  • эксплуатацией.

В любую погоду и на любом рельефе он всегда был готов к бою. Ремонт был менее трудоемким, чем у тяжелых танков, да и производство обходилось значительно дешевле и занимало меньше времени.

Эта серия танков за годы войны продолжала совершенствоваться, повышая в первую очередь огневой потенциал за счет увеличения калибра орудия:

  • Т-34-57
  • Т-34-76
  • Т-34-85

Всего за годы войны было произведено свыше 80 000 тысяч штук. Именно последняя модель входила в состав гвардейских корпусов и получила в игре новый 3D-стиль «Кантемировец».

Также с 1944 началось производство Т-44, но массовым он стал, так как в приоритете было изготовление Т-34-85.

Конструкция

Корпус танка Т-90МС остался таким же, как и предшественников – коробка, сваренная из листов катаной стальной брони. Верхний лист лобовой детали танка – из комбинированной брони, в состав которой входят так называемые «отражающие листы». Когда сквозь такой бронепакет проходит кумулятивная струя, деформация «отражающих листов» надвигает на путь струи тыльный стальной лист, рассеивая её.

Углы наклона лобового листа брони танка – 68⁰. Борта корпуса — вертикальные, из брони толщиной 70-80мм, частично закрытые элементами ходовой части.

Нижнюю часть борта Т-90МС образует корытообразное днище. Поверх лобовой брони танка устанавливаются модули динамической защиты – от встроенной динамической защиты было решенное отказаться ради возможности быстрой замены модулей для ремонта или модернизации. На Т-90МС использована система защиты «Реликт» — на поражающий модули снаряд она воздействует, выбрасывая крышку и пластины брони. Причём возросшая чувствительность модулей привела к тому, что Т-90МС получил улучшенную защиту и против малоскоростных снарядов.

Модулями «Реликта» полностью закрыты и борта танка (кроме кормовой его части). Корма Т-90МС дополнительно защищена решётчатыми противокумулятивными экранами — граната от РПГ, попав в такую решётку, деформируется, и из-за повреждений кумулятивной воронки не сможет при срабатывании сформировать струю. Максимальная толщина брони Т-90МС эквивалентна, по некоторым оценкам, около 1300мм катаной броневой стали.

Полусферические литые башни окончательно ушли в прошлое – длинная и плоская башня Т-90МС похожа на ту, что устанавливалась на опытный омский танк «Чёрный орёл».

Длина башни увеличилась за счёт добавленного к корме отсека для размещения боекомплекта. Традиционно на советских танках, начиная с Т-64, боеукладка «второй очереди», то есть не поместившиеся в карусель автомата заряжания снаряды, размещалась в боевом отделении, в том числе в баках-стеллажах. Теперь для повышения пожаробезопасности и живучести дополнительный боекомплект Т-90МС вынесли в бронированный короб за башней.

Короб изолирован от боевого отделения и снабжён вышибными панелями. Считается, что по конструкции основной части башни Т-90МС (за вычетом кормового контейнера) аналогична башне Т-90А и имеет комбинированную броню только в лобовой проекции, толщина брони боковых стенок же составляет около 70мм. Однако как на лоб, так и на борта башни устанавливаются модули системы защиты «Реликт». Короб с боекомплектом защищён решётчатыми экранами.

Двигатель танка Т-90МС – 12-цилиндровый дизель В-92С2, оснащённый турбонагнетаталем. Хотя этот мотор ведёт родословную от дизеля В-2, впервые появившегося ещё на танке БТ-7, неизменными остаются разве что количество цилиндров и рабочий объём в 38,8 литров. В-92 имеет усиленную конструкцию, современную топливную систему, а его мощность – 1130 л.с. За счёт этого Т-90МС, хотя и стал тяжелее предыдущих танков, но по показателям удельной мощности их превзошел. Соответственно улучшились ходовые качества. Двигатель танка монтируется в едином блоке с коробкой передач.

КПП у Т-90МС хотя и осталась механической по конструкции, но у неё появилось автоматическое переключение ступеней.

Танк Т-90МС получил и вспомогательную силовую установку, которая позволяет пользоваться средствами связи и вооружением, не запуская двигатель. ВСУ представляет собой закрытый кожухом дизель-генератор, установленный в кормовой части машины над левой гусеницей.

Единственный в своём роде

Впервые российский танк Т-14 на платформе «Армата» был представлен широкой публике во время парада Победы 2015 года. Эта машина не имеет аналогов в мире, отмечают эксперты.

Т-14 — первый танк, созданный специально для ведения боевых действий в ходе так называемых сетецентрических войн. Это означает, что экипаж танка имеет возможность координировать свои действия с другими участниками тактической группы, связанной в рамках единой системы. Танку в таком звене отводится роль разведчика, целеуказателя и корректировщика огня.

Данные по оперативной обстановке на поле боя экипаж Т-14 получает при помощи новейших систем и датчиков. В танке не осталось традиционных оптических средств слежения — все эти функции выполняет электроника. На корпусе «Арматы» расположены широкоугольные камеры высокого разрешения, благодаря которым обзор составляет 360°, сообщается на сайте «Ростеха».

  • Танки Т-14 «Армата» во время военного парада в ознаменование 70-летия победы в Великой Отечественной войне
  • РИА Новости

В машине также реализованы новейшие системы защиты. Во-первых, танк оснащён комплексом активной защиты «Афганит», включающим набор оптических датчиков, способных отслеживать запуск противотанковых ракет. Пусковые установки, расположенные на задней части башни танка, выпускают спецсредства, которые создают дымовые завесы и рассеивают материалы с радиолокационным отражением или тепловым излучением.

Кроме того, «Армата» имеет динамическую защиту — речь идёт о детонирующих модулях реактивной брони, с помощью которых летящие в танк снаряды физически уничтожаются на безопасном от корпуса расстоянии.

Самым революционным решением в Т-14 эксперты называют необитаемую башню. Система заряжания полностью автоматизирована, а экипаж размещается отдельно в корпусе танка в бронированной капсуле, что повышает его защищённость. Ещё одно преимущество отдельной капсулы для экипажа при необитаемой башне заключается в том, что танкисты всё время находятся на виду друг у друга и могут эффективно обмениваться информацией.

Также по теме


Высокий экспортный потенциал: как Россия борется за лидерство на мировом рынке вооружений

Около полусотни современных образцов оружия сможет предложить Россия мировому рынку оборонной продукции в ближайшие годы. Об этом…

Конструкторы оснастили Т-14 гладкоствольной 125-мм основной пушкой 2А82-1М, при этом орудие может управляться дистанционно.

Кроме того, танк обладает пониженной заметностью для противника благодаря применению стелс-технологий. К примеру, специальная система смешивает горячие выхлопные газы танка с холодным воздухом, а корпус танка покрыт теплоизоляцией изнутри и специальной краской снаружи.

Как отметил в разговоре с RT военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин, «Армата» — первый в мире танк, который имеет автоматическую систему управления для применения в составе тактического звена.

«Кроме того, это единственный танк, который имеет необитаемую башню и специальную капсулу для экипажа. Таким образом, экипаж надёжно защищён и отделён от боезапаса и системы боевого управления. За рубежом у «Арматы» нет аналогов», — пояснил эксперт.

С ним согласен главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. По его словам, от предыдущих моделей российских танков «Армата» отличается в первую очередь совершенно новой компоновкой, которая прежде не использовалась в танкостроении.

Боевое применение

Есть спорная информация о том, что проверку огнем Т-90 вероятно прошёл во время Второй чеченской войны в августе 1999 года. Во время конфликта Т-80 показал ограниченные возможности городского боя, в котором чеченские партизаны, используя тактику коротких ударов с помощью ПТРК, вывели из строя около 200 танков всего за один месяц. Т-80 был разработан для агрессивных боевых действий на ровной местности, поэтому осторожный бой на тесных улицах не был его сильной стороной. К тому же российские танкисты оказались плохо подготовлены и не имели эффективной поддержки.

7 августа 1999 года Исламская международная миротворческая бригада, включавшая в себя бойцов Аль-Каиды, вторглась в российскую республику Дагестан, чтобы начать Вторую чеченскую войну. Российская армия, вовремя учтя свои ошибки первой войны, отправила танки как часть войск, обеспечивающих взаимное прикрытие и поддержку. Об участии в этих боевых действиях практически нет данных, кроме пары документов, содержащих рекомендации по устранению недостатков Т-90 по итогам боевых действий.

Начало поставок Т-90 в Сирию можно считать началом настоящих боевых испытаний. Танк столкнулся с различными противотанковыми средствами, самым грозным из которых стал американский ПТРК TOW-2A.

В сети появилось несколько видео, например, попадание TOW в Т-90, во время которого броня российской машины выдержала удар и спасла жизнь экипажу.

Также стало известным другое видео, на котором запечатлён горящий Т-90. Скорее всего, пожар вызван возгоранием блока динамической защиты, которое перекинулось на надбой, из-за чего патроны для пулемёта раскалились и начали детонировать. Такая версия является наиболее вероятной, поскольку нет привычных съёмок запуска ПТУР, нет видео поражения танка, сам огонь вырывается лишь из одного люка.

Современные танки

К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны»

В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность

Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.

Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.

С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.

Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.

Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.

AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.

Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.

Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.

Поделиться ссылкой

Немного истории

Известно, что танк Т-90АМ является прямым потомком Т-90, разработка которого началась ещё в 2004 г. Экспортная версия изделия, именуемая Т-90МС, была представлена публике в 2011 году. В ходе производства изделию присваивались такие маркировки, как Объект 188МС, ОКР Прорыв-2, а также Т-90С (Т-90МС).

Танк задумывался как воплощение передовых военных технологий в области балансирования боевых и технических характеристик. Возможности новой боевой единицы позволяют вести военные действия в любых климатических условиях, при любом времени суток и выполнять поставленные боевые задачи, соответствующие современным реалиям ведения боя.

Боевые характеристики Т-90СМ

Возможности создания боевых машин России кардинально отличаются от западной моды. По американскому принципу в НАТО защитой является большая масса брони. С учётом прогресса орудий, ракет и снарядов увеличение толщины брони становиться бесперспективным решением.

  • Боекомплект. В боевой укладке 22 выстрела 4-х типов (можно комплектовать на выбор), заряжание раздельное, ещё 20 расположены в корпусе и башне. Вращающийся автомат заряжания (АЗ) не нуждается в дополнительных регулировках. Загазованность снижена благодаря механизму выброса стреляных поддонов и использованию частично сгораемой гильзы. Также имеется: 2000 патронов калибром 7,62 мм к спаренному пулемёту; 300 патронов калибром 12,7 мм для ЗПУ; 450 шт. п. 5,45 мм для АКС74; 10 ручных гранат; сигнальные ракеты и пистолет для них.
  • Возможности эффективного применения танка. Максимальная скорость 68 км/ч. Передвижение под водой на глубине до 5 м, в брод до 1,8 м. Прицелы СУО «Калина». Пулемёт ПКТ (6П7К). Спутниковая система ГЛОНАСС. Обнаруживает танк противника визирным каналом на 5000 м и тепловизорным на 3500 м. Защита от ядерного массового поражения ПКУЗ-1А, быстродействующая система пожаротушения. Наличие дизельной генераторной установки. Электронномагнитная защита от средств РЭБ

Оптика и прицел

На вопрос: «Танк боевой Т-72Б3 — что это за зверь?» — можно ответить по-разному. Имеются и у него слабые места. Например, разработчики оснастили машину допотопным комбинированным перископическим прицелом, который не изменился с 1991 года. Его характеристики оставляют желать лучшего.

Об этом свидетельствует тот факт, что уже на первых полевых испытаниях были зафиксированы травмы глаз у членов экипажа. Связано это с тем, что, если при выстреле вовремя не убрать голову от прицела, то кратковременная контузия наводчику обеспечена, поскольку система имеет большую отдачу. К плюсам ТКН-ЗМК можно отнести возможность перестраиваться в автоматическом режиме, в зависимости от положения башни. При этом загорается индикатор «командир», который свидетельствует о том, что прицеливание переходит под управление старшего по званию члена экипажа.

Здесь снова возникает дилемма. Если ночью наводчик будет наблюдать цель на дистанции до трех с половиной километров, то командир сможет координировать действия лишь на пять сотен метров. В аспекте наводки и видимости, особенно в ночное время, модернизированный Т-72Б3 – не самый лучший пример для подражания.

Оптика и прицел

На вопрос: “Танк боевой Т-72Б3 – что это за зверь?” – можно ответить по-разному. Имеются и у него слабые места. Например, разработчики оснастили машину допотопным комбинированным перископическим прицелом, который не изменился с 1991 года. Его характеристики оставляют желать лучшего.

Об этом свидетельствует тот факт, что уже на первых полевых испытаниях были зафиксированы травмы глаз у членов экипажа. Связано это с тем, что, если при выстреле вовремя не убрать голову от прицела, то кратковременная контузия наводчику обеспечена, поскольку система имеет большую отдачу. К плюсам ТКН-ЗМК можно отнести возможность перестраиваться в автоматическом режиме, в зависимости от положения башни. При этом загорается индикатор «командир», который свидетельствует о том, что прицеливание переходит под управление старшего по званию члена экипажа.

Здесь снова возникает дилемма. Если ночью наводчик будет наблюдать цель на дистанции до трех с половиной километров, то командир сможет координировать действия лишь на пять сотен метров. В аспекте наводки и видимости, особенно в ночное время, модернизированный Т-72Б3 – не самый лучший пример для подражания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector