​​самолет ту-95: возможности «медведя»

Ответ Boeing Company

Что же касается «симметричного» нашему американского стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortress, то вот здесь вполне правомерно обсуждать «преклонный возраст». Первая модификация принята на вооружение на полгода раньше, чем Ту-95 — в 1955 году. Выпуск последней модификации «Стратосферных крепостей» прекращен в 1962 году. И, следовательно, самому «молодому» B-52H сейчас 54 года.

Американский бомбардировщик B-52H

Меньше чем за 10 лет компания Boeing выпустила 744 самолета. В настоящий момент сохранилось 74 из них. Все принадлежат к модификации B-52H. Девять из них на хранении.

Если самолеты предыдущих модификаций были по большей части «чистыми» бомбардировщиками, в состав вооружения которых внедрялись и ракеты небольшой дальности, то B-52H стал прежде всего ракетоносцем. Первоначально на него навесили четыре аэробаллистических ракеты AGM-28. Они имели максимальное почти двухкилометровое отклонение от цели, но зато мощность равнялась 1,5 Мт. В конце концов, дело дошло и до более серьезных крылатых ракет.

Компания Boeing выполняла грандиозный заказ Пентагона в форсированном режиме. Модификация сменяла модификацию с кратчайшими промежутками времени. Наибольшая скорость была набрана при разработке и доводке B-52H. Еще во время испытательных полетов пулеметная кормовая башня была заменена на шестиствольную пушку калибра 20 мм. В 1984 году она демонтирована.

В 1962 году на самолет навесили новую систему радиоэлектронной борьбы. Через три года после принятия бомбардировщика на вооружение были заменены двигатели на более надежные.

В начале 70-х начали внедрять оптико-электронные обзорные системы. При этом вооружение дополнилось новыми крылатыми ракетами AMG-69. Их дальность составляла всего 160 км, но точность возросла в четыре раза.

Поскольку B-52H появился значительно раньше, чем Ту-95МС, то он многократно перевооружался более современными ракетами. Вслед за AMG-69 пришла AMG-86. И в начале 90-х годов пришел черед AMG-129А.

Американская принята на вооружение в 1990 году. Ее мощность — 150 кт. Дальность вполне приличная — 3700 км. Но это в полтора раза меньше, чем у Х-102. Круговое вероятное отклонение — 50 м. Для ядерного варианта разница с российской ракетой, у которой КВО равно 5−6 м, несущественна. Но для обычной боеголовки такой проигрыш имеет значение. Малозаметность равная — ЭПР равна 0,01 кв.м.

Но! Все это было справедливо до 24 апреля 2014 года, когда на авиабазе Tinker была уничтожена последняя AMG-129А по причине снятия этих ракет с вооружения. И теперь самая серьезная ракета в арсенале В-52Н — AMG-86B. Ее возможности существенно скромнее:
— дальность — 2400 км
— мощность ядерного заряда — 150 кт
— КВО — 80 м

Последняя модернизация самолета, начавшаяся в 2007 году, заключалась в установке подвесного контейнера тепловизионной системы переднего обзора и лазерного наведения для боеприпасов малой дальности.

На очереди замена РЛС APQ-166, которой уже больше 30 лет. Также обсуждается возможность интегрирования самолета за счет повышения возможности бортового компьютера в единую информационную сеть Пентагона с целью взаимодействия с наземными, морскими и космическими войсками.

//

Особенности компоновки и конструкции

  • Выбранная конструкторами ОКБ Туполева аэродинамическая компоновка обеспечивала самолету высокие аэродинамические характеристики, особенно на высоких скоростях полета.
  • Улучшенные летно-технические характеристики самолета достигаются за счет большого удлинения крыла, которое соответствует выбору угла его стреловидности, а также набору профилей вдоль его размаха.
  • Силовая установка ракетоносца Ту-95МС включает в себя четыре турбовинтовых двигателя НК-12МП с соосными четырехлопостными винтами АВ-60К.
  • Запасы топлива хранятся в 8 герметичных отсеках кессонной части крыла и еще в 3-х мягких баках, расположенных в задней части фюзеляжа и центроплане.
  • Заправка топливом – централизованная, также на самолете имеется штанга топливоприемника, которая позволяет осуществлять дозаправку бомбардировщика непосредственно в воздухе.

Ту-95 строился серийно с 1955 года, тогда же он начал поступать на вооружение частей дальней авиации СССР. Совместно с «мясищевскими» М-4 и 3М, стратегический бомбардировщик Ту-95 на протяжении нескольких лет до момента постановки на боевое дежурство первых межконтинентальных ракетных комплексов советского производства оставался основной сдерживающей силой в ядерном противостоянии между Вашингтоном и Москвой.

Самолет выпускался в различных вариантах:

  • бомбардировщика Ту-95,
  • ракетоносца – Ту-95К,
  • стратегического разведчика Ту-95МР и самолета разведки и целеуказания для ВМФ СССР – Ту-95РЦ.

В конце 1960-х годов после глубокой модернизации конструкции самолета Ту-95 был создан дальний самолет противолодочной обороны Ту-142, который в 1970-80-е годы прошел очень сложный путь дальнейшего развития и модернизации. На вооружении Авиации ВМФ России, а также ВМС Индии продолжают находиться несколько десятков самолётов Ту-142М (Ту-142МК), Ту-142М3 и Ту-142МЭ.

Семейство Ту-142 является глубокой целевой модификацией Ту-95 с целью получения дальнего противолодочного самолёта, способного эффективно бороться в системе противолодочной обороны ВМФ с современными подводными лодками, как дизель-электрическими, так и атомными.

Противолодочный самолёт Ту-142М3.Первый опытный самолёт Ту-142 совершил первый полёт 18 июня 1968 года. После серии испытаний и доводок самолёт был запущен в серийное производство в Куйбышеве, а затем в Таганроге и поступил на вооружение Авиации ВМФ. В 70-е годы был испытан и передан в серийное производство улучшенный вариант комплекса — Ту-142М (Ту-142МК), на его базе для Индии выпускался экспортный вариант Ту-142МЭ и как дальнейшее развитие Ту-142М — Ту-142М3 с улучшенной системой противолодочного вооружения.

На основе Ту-142М в конце 1970-х и начале 1980-х годов КБ Туполева спроектировало стратегический ракетоносец – носитель крылатых ракет большой дальности – Ту-95МС.

По данным на 2017 год на вооружении ВКС России находится:

  • 48 стратегических бомбардировщиков в версии Ту-95МС
  • 12 стратегов в версии Ту-95МСМ.

Русский медведь

Вместе с В-52 российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 является абсолютным рекордсменом как по сроку службы, так по дальности и продолжительности полетов. Это самый быстрый в мире винтовой самолет и единственный серийный турбовинтовой бомбардировщик. Созданный по заданию Сталина, в 2010 году Ту-95 пробыл в воздухе 43 часа, пролетев с пятью дозаправками 30 тысяч километров над пятью океанами.

От прототипа в самолете остались лишь назначение, название и огромные винты ОКБ Жданова, обладающие рекордным (82 процента!) КПД на всех режимах. Размер винтов и мощность двигателей обусловили еще одну особенность Ту-95 — это очень шумный самолет, его слышат даже гидроакустические системы подводных лодок. Впрочем, для решаемых ракетоносцем задач данный недостаток не критичен. В НАТО бомбардировщик получил кодовое имя Bear (медведь), точно отражающее характер и возможности машины.

Ту-95 вывез на себе всю ядерную программу Советского Союза. Он сбросил на Новую Землю знаменитую «Царь-бомбу» — самый мощный в истории термоядерный боеприпас АН602, эквивалентный 50 миллионам тонн тротила. От электромагнитного импульса у бомбардировщика, удалившегося на 45 километров, отключились приборы и остановились двигатели. Моторы Ту-95 запускал в падении: первый на семи тысячах метров, второй на пяти… Сел самолет на трех — четвертый двигатель, как выяснилось на земле, обгорел и вышел из строя. Обуглились фюзеляж, крылья и электропроводка, оплавились и деформировались алюминиевые детали.

В начале 60-х был построен экспериментальный Ту-95 с ядерным реактором в фюзеляже — он должен был вращать два из четырех двигателей. Модификация К работала на испытаниях орбитального самолета ЭПОС. В 70-х годах бомбардировщик доставил из Москвы в Новосибирск планер Ту-144: 65-метровый самолет прицепили к усиленному бомбодержателю и довезли без проблем.

Однако основным предназначением Ту-95 было и остается боевое дежурство. Самолет вооружен шестью крылатыми ракетами Х-55 с дальностью полета до 3 тысяч километров и ядерной боевой частью. В 2008 году началось оснащение бомбардировщиков высокоточными ракетами Х-101 и Х-555. Они размещаются в спрятанной в фюзеляже барабанной пусковой установке. Еще 10 ракет самолет может нести на пилонах под крыльями.

Эксплуатация модернизированных Ту-95 продлится как минимум до 2025 года, когда на смену им должен прийти ракетоносец пятого поколения ПАК ДА.

Любимым развлечением экипажей Ту-95 во времена «холодной войны» было пугать американские авианосцы. Экипажу сообщали координаты ордера и огромный самолет, снизившись до 200 метров — чтобы не засекли корабельные радары, — серебряной тенью скользил над волнами. Подлетев к кораблю, бомбардировщик с ревом проходил над летной палубой, летчики фотографировали вероятного противника и показывали в иллюминаторы ободряющие жесты. Вдогонку хулиганам взлетали палубные истребители, но поделать ничего не могли. А в 1966 году сверхзвуковой Lightning, поднятый на перехват появившегося у границ Великобритании Ту-95, маневрировал до того неудачно, что разбился.

Ту-95 в сопровождении F-15

Двигатель НК-12 до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. НК-12 имеет 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичную пятиступенчатую турбину. Для регулировки компрессора на этом двигателе впервые установлена система клапанов перепуска воздуха. Коэффициент полезного действия турбины двигателя НК-12 составляет 34 %, что является рекордным показателем. На двигателе НК-12 была впервые применена единая система регулирования подачи топлива, сконструированная в едином блоке (т. н. командно-топливный агрегат).

Высокая мощность двигателя и конструкция винтов обуславливает его беспрецедентную шумность; Ту-95 является одним из самых шумных самолётов в мире и засекается даже гидроакустическими системами подводных лодок (), однако это не является критическим при нанесении ракетно-ядерных ударов.

Передача вращающего момента на соосные винты самолёта обеспечивается уникальным дифференциальным однорядным редуктором, к созданию которого непосредственно приложил руку сам Н. Д. Кузнецов. При проектировании и производстве этого редуктора был использован ряд уникальных технических решений, позднее нашедших широкое применение в других типах авиационных двигателей.

Соосные винты с переменным шагом (АВ-60К), установленные на Ту-95, имеют диаметр 5,6 метров и были разработаны в ОКБ-150 (позднее, Ступинское КБ машиностроения, сейчас — НПП «Аэросила»). Руководитель ОКБ-150, К. И. Жданов, получил в 1957 году за их разработку Ленинскую премию.

Модификации

На базе прототипа были разработаны следующие модели.

Ту-95 базовый вариант
Ту-95 модернизация для осуществления дальних перелетов (запас горючего увеличен)
Ту-95A оборудован термоизоляционной защитой, шторами со светозащитным покрытием и комплексом по обогреву бомбового хранилища. Вооружение — ядерные боеголовки
Ту-95К бомбардировщик, имеющий в своем арсенале КР Х −20
Ту-95У и Ту-95КУ самолеты для обучения пилотов
Ту-95Н используется как носитель для бомбардировщика РС
Ту-96 отличается от прототипа дополнительно установленными ТВ-16 и большей площадью крыльев
Ту-95М эта модификация обеспечена мотором НК-12М
Ту-95М-5 опытный образец, используется в качестве носителя для сверхзвуковой КР КСР-5
Ту-95В с его помощью производились исследования термоядерной боеголовки
Ту-95КД имеет возможность для воздушной заправки
Ту-95РЦ разведывательный самолет, использующийся для указания целей военно-морским силам
Ту-95МР стратегический разведывательный вариант
Ту-95КМ бомбардировщик модернизированный под КР Х-20М
Ту-95К-22 самолет-носитель для К-95-22 и КР Х-22
Ту-95МС спроектирован для КР Х-55
Ту-95М-55 экспериментальная лаборатория для испытаний Ту-95МС
Ту-95ЛАЛ Ту-95ЛАЛ — испытательный комплекс для воздушного судна, работающего на ядерном топливе.
Ту-116. модернизация базовой модели в пассажирское судно
Ту-119 летающий исследовательский комплекс, снабженный штатными НК-12М и экспериментальными ядерными комплексами

​​Самолет Ту-95КМ – бомбардировщик модернизированный под КР Х-20М

Технические и летные характеристики

Бомбардировщик Ту 95 строился более чем в двадцати модификациях. Их основные параметры зачастую были довольно близкими, поэтому есть смысл привести характеристики лишь нескольких основных вариантов:

Ту-95 Ту-95КМ Ту-95РЦ Ту-95МС
Взлётный вес(максимальный) 172 тонны 182 тонны 182 тонны 185 тонн
Вес пустого самолета 83,1 тонны 90 тонн 85,5 тонны 98,5 тонны
Нормальный вес боевой нагрузки 5 тонн 11,6 тонн отсутствует 7,8 тонны
Максимальный вес боевой нагрузки 12 тонн 11,8 тонн отсутствует 20,8 тонны
Запас горючего 80,73 тонны До 80 тонн неизвестно 87 тонн
Длина самолета 46,17 м 46,8 м 46,9 м 49,09 м
Размах крыла 50,04 м 50,04 м 50,04 м 50,04 м
Мощность силовой установки 4х12 000 л.с. 4х15 000 л.с. 4х15 000 л.с. 4х15 000 л.с.
Крейсерская скорость 750 км/ч 750 км/ч 680-770 км/ч 700 км/ч
Максимальная скорость 890 км/ч 860 км/ч 910 км/ч 830 км/ч
Потолок 11 800 м 11 600 м 10 300 м 10 500 м
Практическая дальность 12 100 км 11 000 км 13 460 км 10 500 км

Статус и новости

Самолеты в версии Ту-95МС-16 модернизируются до версии Ту-95МСМ с заменой двигателей на модификацию НК-12МВМ с винтами АВ-60Т.

Данная версия отличается:

  • полной заменой радиоэлектронного оборудования,
  • на самолете появился новый прицельно-навигационный комплекс, который позволяет использовать новейшие российские стратегические крылатые ракеты X-101 (в исполнении с термоядерной боеголовкой X-102). Данная ракета «воздух-поверхность», спроектированная с использованием технологии снижения радиолокационной заметности, способна поражать цели на удалении до 5500 км,
  • при этом планер самолета остается прежним.

По заверениям представителей ОКБ Туполева, самолеты в модификации Ту-95МСМ можно будет успешно эксплуатировать вплоть до 2040-х годов, а там уже недалеко и до столетнего юбилея. Тем удивительнее, что самолет по-прежнему не только актуален, но и устанавливает мировые рекорды и принимает участие в боевых вылетах. Так 5 июля 2017 года российские стратегические ракетоносцы Ту-95МСМ, вылетевшие с авиабазы в Энгельсе, долетели до Сирии с проведением дозаправки в воздухе и нанесли ракетный удар по командному пункту и складам боевиков запрещенной в Российской Федерации террористической организации ИГ. Для нанесения удара использовались новейшие российские стратегические крылатые ракеты X-101, атака была совершена с расстояния примерно в 1000 км до цели.

Ранее, 30 июля 2010 года, стратегическим бомбардировщиком Ту-95МС был установлен мировой рекорд беспосадочного полета для серийно производимых самолетов. Два Ту-95МС, которые в НАТО давно прозвали «Медведями», в течение 43 часов патрулировали Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий океаны, а также Японское море. В общей сложности самолеты пролетели за это время порядка 30 тысяч километров, четыре раза дозаправившись в воздухе. Изначально заявлялось 40 часов полета, что уже само по себе было мировым рекордом, но экипажи самолетов превзошли сами себя. Помимо отработки поставленных задач российские военные летчики проверили еще один фактор – человеческий. 43 часа без посадки – это три полноценных трансатлантических перелета, при этом военный борт – это далеко не пассажирский лайнер по уровню удобства и комфорта. Как результат – не подвели ни техника, ни люди.

Варианты

Ту-95К22 Медведь-Г с массивным обтекателем авионики для наведения ракет Х-22

Ту-95 выполняет облет самолета Ил-78 и двух МиГ-29, имитирующих дозаправку в воздухе, на Параде Победы в Москве 9 мая 2008 г.

Ту-95РЦ Медведь Д (дверь номер 17) советской морской авиации в полете в мае 1983 года.

Туполев Ту-95ЛЛ

Ту-95/1
Первый опытный образец Кузнецова с турбовинтовыми двигателями 2ТВ-2Ф.
Ту-95/2
Второй опытный образец оснащен турбовинтовыми двигателями Кузнецова НК-12.
Ту-95
Базовый вариант дальнего стратегического бомбардировщика и единственная модель самолета никогда не оснащалась носовой заправочной станцией. В НАТО известен как Bear-A.
Ту-95К
Экспериментальный вариант для десантирования реактивного самолета МиГ-19 СМ-20.
Ту-95К22
Модернизация старых бомбардировщиков Bear, переоборудованных для установки на ракету « Радуга Х-22 » и оснащенных современной авионикой. В НАТО известен как Bear-G.
Ту-95К / Ту-95КД
Предназначен для установки ракеты класса «воздух-поверхность» Х-20 . Самолеты Ту-95КД первыми оснастили носовыми зондами. В НАТО известен как Bear-B.
Ту-95КМ
Доработанные и модернизированные версии Ту-95К, наиболее известные своими усовершенствованными системами разведки. Они, в свою очередь, были преобразованы в конфигурацию Bear-G. В НАТО известен как Bear-C.
Ту-95ЛАЛ
Проект экспериментального атомного самолета.
Ту-95М
Модификация серийного Ту-95 с двигателями НК-12М. 19 построено.
Ту-95М-55
Ракетоносец.
Ту-95МР
«Медведь-А», модифицированный для фоторазведки и произведенный для советской морской авиации . В НАТО известен как Bear-E.
Ту-95МС / Ту-95МС6 / Ту-95МС16
Совершенно новая платформа крылатого ракетоносца на базе планера Ту-142 . Этот вариант стал стартовой платформой крылатой ракеты « Радуга Х-55 и запущен в серийное производство в 1981 году. В НАТО он был известен как «Медведь-Н», а в 1980-х годах в США некоторое время упоминался как Ту-142. стало известно его истинное название. В настоящее время модернизируется под крылатые ракеты-невидимки . По состоянию на апрель 2019 года модернизирован 21 самолет. В 2019-2020 годах флот пополнился 10 модернизированными самолетами Ту-95МС.

Ту-95МС6
Способен нести шесть крылатых ракет Х-55, Х-55СМ или Х-555 на поворотной пусковой установке в отсеке вооружения самолета. 32 были построены.
Ту-95МС16
Оснащен четырьмя подкрыльевыми пилонами в дополнение к роторной пусковой установке в фюзеляже, обеспечивая максимальную загрузку 16 Х-55 или 14 Х-55СМ. 56 построено.
Ту-95МСМ
Модернизация бомбардировщиков «Ту-95МС16», оснащенная новой РЛС «Новелла-НВ1.021», системой отображения информации СОИ-021, комплексом ПВО «Метеор-НМ2» и модернизированными турбовинтовыми двигателями . Первый рейс запланирован на конец 2019 года.
Ту-95Н
Экспериментальный вариант для сбрасывания самолета с ПВРД РС.
Ту-95РЦ
Вариант базовой конфигурации Bear-A, переработанный для морской разведки и целеуказания, а также электронной разведки для службы в советской морской авиации . В НАТО известен как Bear-D.
Ту-95У
Вариант обучения, модифицированный из уцелевших Bear-As, но теперь все они сняты с производства. В НАТО известен как Bear-T.
Ту-95В
Специальный самолет-носитель для испытания самого большого термоядерного оружия, когда-либо созданного, « Царь-бомба» .
Ту-96
Прототип дальнего межконтинентального высотного стратегического бомбардировщика, рассчитанный на набор высоты до 16 000–17 000 м (52 000–56 000 футов). Это был высотный вариант самолета Туполев Ту-95 с высотными турбореактивными двигателями ТВ-16 и новым крылом увеличенной площади. Заводские испытания самолета проводились с маловысотными двигателями ТВ-12 в 1955–1956 гг.

Производные Ту-95

Ту-114
Авиалайнер Ту-95.
Ту-116
Ту-95 оснащался пассажирскими кабинами в качестве временной остановки, а Ту-114 находился в стадии разработки. 2 были преобразованы.
Ту-126
AEW&C, производная от Ту-114, сама производная от Ту-95.
Ту-142
Дериват Ту-95 для морской разведки / противолодочной борьбы. В НАТО известен как Bear-F.

Существовало несколько других модификаций базового планера Ту-95 / Ту-142, но они в значительной степени не были признаны западной разведкой или так и не достигли оперативного статуса в советских вооруженных силах.

О конструкции в подробностях

Наиболее интересным является конструктивная часть самолета, так как именно здесь четко просматривается гениальная инженерная мысль конструкторов того времени. ТУ-95МС имел цельнометаллический корпус и стреловидные крылья, в которых располагалось 4 винтовых (турбированных) двигателя

Стоит обратить внимание и на полностью электрический обогрев носков крыла, стабилизатора и киля

Так же тщательно было проработано шасси. Оно имело трехстоечную конструкцию, которая была наиболее эффективной, хоть и не самой простой и дешевой в производстве. Так, передняя стойка тормозами не оснащалась и имела одно колесо. Основные стойки оснащались колесами с тормозами и убирались в гондолы, а передняя в фюзеляж.

Модификации ТУ-95

С 1956 до 1960 годов было выпущено большое количество модификаций бомбардировщика. Самые известные из них:

  • ТУ-95А и ТУ-95МА (использовались в качестве ядерных бомбардировщиков);
  • ТУ-95М;
  • ТУ-95К (ракетоносец);

Также стоит отметить, что данный стратегический бомбардировщик послужил базой для разработки таких известных самолетов, как ТУ-142 (применялся для борьбы с вражескими кораблями) и ТУ-114 (использовался в качестве пассажирского лайнера).

В середине 60-х годов ТУ-95К прекратили выпускать, а на базе ТУ-142 разработали тот самый ТУ-95МС. Данный бомбардировщик выпускался вплоть до 1992 года. Всего было собрано порядка 90 самолетов, которые постепенно заменили устаревшие модификации.

Вооружение


Крылатая ракета Х-55. Долгое время была главным оружием Ту-95МС

Ту 95 МС — дальний бомбардировщик, способный перевозить более 20 тонн полезной нагрузки во внутреннем отсеке и на внешней подвеске. Первоначально основу комплекса вооружения составляли свободнопадающие авиабомбы калибром до 9000 кг, с обычной или ядерной боевой частью. Затем самолет приспособили для применения крылатой ракеты Х-20, которая была очень «габаритной» и тяжелой.

Использующиеся в настоящее время бомбардировщики Ту-95МС вооружаются обычно шестью крылатыми ракетами Х-55 (Х-555), расположенными во внутреннем отсеке на специальной «барабанной» установке. После установки четырех балочных подкрыльевых держателей, боекомплект можно довести до 16 ракет.

В варианте Ту-95МСМ самолет может быть оснащен двадцатью двумя ракетами Х-101(102) – шесть во внутреннем отсеке и 16 – на внешней подвеске.

Оборонительное вооружение бомбардировщика первоначально состояло из трех стрелковых установок, в каждой из которых размещалось по две пушки АМ-23. В дальнейшем была сохранена только кормовая установка. На некоторых Ту-95МС, АМ-23 заменили на двуствольные пушки ГШ-23.


Противокорабельная ракета Х-22. Разрабатывалась для Ту-22М, но могла применяться и с Ту-95

Инциденты

  • В 1968 году два самолета были потеряны над Черным морем во время тренировочного полета. Оба самолета упали в море, один из них должен был быть позже спасен, и только один член экипажа из 18 выжил. Эти самолеты летали с авиабазы ​​Узин в Украине.
  • 8 июня 2015 г. Ту-95 вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы на базе бомбардировщиков « Украинка » и загорелся при взлете в дальневосточном районе Амурской области. В результате погиб один член экипажа.
  • 14 июля 2015 года появилась информация о том, что Ту-95МС потерпел крушение под Хабаровском , в результате чего погибли двое из семи членов экипажа.

Тактико-технические характеристики бомбардировщика

Рисунок 1. Тактико-технические характеристики

Самолёт Ту-95 производился в период с 1955 по 1992 гг. За это время собрано 212 единиц, из которых 2 относятся к опытным образцам, столько же произведено для испытаний и 6 машин переделаны из Ту-142. Отдельно следует заметить, что за это время разработано несколько различных модификаций, тактико-технические характеристики которых несколько отличаются друг от друга. Поэтому в таблице, представленной ниже, будут приведены сравнительные ТТХ нескольких моделей.

Таблица 1. ТТХ различных модификаций Ту-95
Характеристика/ Модель Ту-95М Ту-95 КМ Ту-95 МС
Количество человек экипажа 9 9 7
Длина, м 46,17 46,8 49,09
Размах крыльев, м 50,04 50,04 50,04
Масса пустого борта, т 84,3 90,0 98,5
Максимальный взлётный вес, т 182 182 185
Тип двигателя 4*НК-12М 4*НК-12МВ 4*НК-12МП
Мощность двигателя, л/с 4*12 000 4*15 000 4*15 000

Разница между модификациями заключалась не только в более усовершенствованных силовых агрегатах, но и в практическом использовании.

Конструкция Ту-95

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.

Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.

Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.

Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.

Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.

На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.

Особенности мотора, такие как конструкция винтов и высокая мощность, порождают сильный шум во время полета. Ту-95 относят к самым шумным самолетам мира, однако это не мешает эксплуатировать его как сверхдальний ракетоносец-бомбардировщик.

Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.

В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.

Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.

Ту-95 (Ту-20) — стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20).

Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военное транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в.

Ту-95 фото

Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два сносных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны.

Ту-95 кабина

Тактико-технические характеристики Ту-95:

  • Размах крыла, м    51

  • Длина самолета, м    49

  • Высота, м  13

  • Площадь крыла, м2    310

  • Стреловидность крыла    35°

  • Скорость полета максимальная, км/ч 1000

  • Скорость рейсовая, км/ч    900

  • Стартовая масса, кг    160 000

  • Практический потолок, м     17 000

  • Дальность полета, км    15 000

Ту-95 схема

Вооружение: пушки, бомбы размещенные в бомбоотсеках или снаружи под фюзеляжем, ракеты класса «воздух-поверхность»

На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.

Конструкция Ту-95

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.

Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.

Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.

Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.

Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.

На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.

Особенности мотора, такие как конструкция винтов и высокая мощность, порождают сильный шум во время полета. Ту-95 относят к самым шумным самолетам мира, однако это не мешает эксплуатировать его как сверхдальний ракетоносец-бомбардировщик.

Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.

В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.

Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.

Ту-95 (Ту-20) — стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20).

Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военное транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в.

Ту-95 фото

Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два сносных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны.

Ту-95 кабина

Тактико-технические характеристики Ту-95:

  • Размах крыла, м    51

  • Длина самолета, м    49

  • Высота, м  13

  • Площадь крыла, м2    310

  • Стреловидность крыла    35°

  • Скорость полета максимальная, км/ч 1000

  • Скорость рейсовая, км/ч    900

  • Стартовая масса, кг    160 000

  • Практический потолок, м     17 000

  • Дальность полета, км    15 000

Ту-95 схема

Вооружение: пушки, бомбы размещенные в бомбоотсеках или снаружи под фюзеляжем, ракеты класса «воздух-поверхность»

На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector