23-мм авиапушки ссср, нс-23; нр-23

Историческая справка

Трех пушечный Ла-7

Пушка Б-20 была создана М.Е.Березиным путем переделки своего 12,7-мм пулемета УБ под патрон 20-мм ШВАКа для конкурса. Б-20 была принята на вооружение постановлением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегчённой авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» от 10 октября 1944 года. Известно, что с марта 1945 до конца войны было выпущено 368 «трёхпушечных» Ла-7, все на заводе № 381. Но уже после установки выяснилось, что пушка не удовлетворяет требованиям надежности. На испытаниях в НИИ ВВС осенью 1945 года пушка из трёх «трёхточечных» самолётов Ла-7 (на каждом по три Б-20), принимавших участие в испытаниях, ни на одном не удалось достичь требуемого показателя в 5000 снарядов, отстрелянных с одного самолёта без отказов – в среднем этот показатель составил 3200 снарядов с самолёта. По данным Широкорада за весь период войны было выпущено 9515 экземпляров Б-20, а за все время 15352 экземпляра. По воспоминаниям Новикова, основным производителем пушек был Ковровский завод № 2 им. Киркижа, который во время войны выпустил около 9 тысяч пушек. По данным же А. С. Яковлева, только за время войны было изготовлено аж 32 тысячи пушек.

Модификации пушки:

  • Б-20М – мотор-пушка (для установки в развале блока цилиндров).
  • Б-20С – вариант с синхронизатором (для стрельбы через воздушный винт).
  • Крыльевой вариант пушки, но данных о ней нет (не подтверждено).
  • Б-20Т-Э – использовалась в составе ААУ (Авиационная артиллерийская установка) ВУ-9 на серийных Ил-10 с августа 1945.
  • Б-20Э (электрифицированная) – использовалась в качестве оборонительного вооружения на стратегическом бомбардировщике Ту-4.
  • В 1951 году на заводе № 23 выпускались бомбардировщики Ту-2С с пушками Б-20ЭН. В следующем году эти пушки устанавливались на штурмовики Ил-10М в составе авиационной артустановки ВУ-9М – модификации ВУ-9 с электроприводом.

23-мм авиационная пушка НС-23.

23-мм авиационная пушка НС-23.

Разработка: ОКБ-16, Нудельман и Суранов Страна: СССР Начало разработки: 1943 г. Принят на вооружение: 1944 г.

23-мм авиационная пушка , принятая на вооружение в 1941 году, имела слишком сильную отдачу и устанавливалась в основном на штурмовиках Ил-2. В 1943 году в ОКБ-16 был разработан новый 23-мм патрон. На базе 14,5-мм штатного противотанкового патрона была создана путем переобжима под калибр 23 мм новая гильза. Применив штатный 23-мм снаряд и эту гильзу, создали новый патрон. Начальная скорость снаряда в стволе длиной 1450 мм составляла 700 м/с. Было разработано и новое звено. Вес такого патрона со звеном оказался почти вдвое меньше веса патрона со звеном 23-мм пушки ВЯ.

Под новый патрон в ОКБ-16 была создана пушка НС-23 (Нудельман-Суранов). Наземные государственные испытания НС-23 закончились 4 мая 1944 года, а 7 июня 1944-го были завершены и летные испытания на Як-9С.

10 октября 1944 года решением Государственного Комитета Обороны НС-23 и патрон к ней были приняты на вооружение.

Работа автоматики НС-23 была основана на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Пушка имела ускоритель отката. Запирание канала ствола поршневого типа. Питание непрерывное ленточное. Пушка закреплялась в установке за кожух. Переднее крепление являлось силовым, заднее — поддерживающим.

Пушка НС-23 выпускалась в двух вариантах: НС-23КМ — крыльевая и моторная и НС-23C с синхронным механизмом.

Данные крыльевого варианта пушки НС-23 были следующими. Длина ствола — 1450 мм. Габариты пушки: длина — 1985 мм, ширина — 165 мм, высота — 256 мм. Вес пушки — 37 кг. Темп стрельбы — 600 выстр./мин. Гарантируемая живучесть ствола — 4000 выстр./мин.

В боекомплект пушки входил осколочно-зажигательный снаряд весом 200 г, содержавший 13-15 г взрывчатого вещества со взрывателем А-23 и бронебойно-зажигательный снаряд того же веса, содержавший 5-7 г зажигательного вещества и не имевший взрывателя. Бронебойно-зажигательный снаряд пробивал по нормали 25-мм броню на дистанции 200 м.

Пушку НС-23 изготавливали серийно на двух заводах: № 2 и № 535.

На заводе № 2 было выпущено пушек НС-23: в 1944 году — 300, в 1945 году — 608, в 1946 году — 530, в 1947 году — 5993, в 1948 году — 7798, в 1949 году — 2952, в 1950 году — 4298 штук. С 1951 года производство пушек НС-23 велось на заводе № 535, где было изготовлено: в 1951 году — 3584 пушки, в 1952 году — 395, в 1953 году — 2021. Всего с 1944-го по 1953 год на обоих заводах было изготовлено 28479 пушек НС-23.

Пушками НС-23 вооружались самолеты: — штурмовик Ил-10, принятый на вооружение в 1944 году (4 х НС-23; 1 х БТ-20); — винтомоторные истребители, принятые на вооружение в 1946 году: Ла-9 (4 х НС-23С) и Ла-11 (3 x HC-23С); — реактивные истребители, принятые на вооружение в 1946-1947 годах: МиГ-9 (1 х Н-37; 2 х НС-23), МиГ-15 (1 х Н-37; 2 х НС-23) и Як-15 (2 х НС-23).

Модификации:

НС-23С — с синхроным механизмом. НС-23КМ — крыльевая и моторная.

Технические характеристики:

Калибр, мм: 23 Длина пушки, мм: 1985 Ширина пушки, мм: 165 Высота пушки, мм: 256 Длина ствола (стволов), мм: 1450 Вес пушки без магазина, кг: 370 Темп стрельбы, выстр./мин: 600 Ресурс пушки, выстр.: 4000

Авиационная пушка НС-23. Рисунок.

Авиационная пушка НС-23.

Авиационная пушка НС-23 в американском музее ВВС.

Пушка НС-23 с газоотводной трубой в разобранном виде.

Боеприпасы

Патрон от ВЯ-23

Специально для ВЯ был разработан новый мощный патрон 23 × 152 мм . Позже этот же калибр использовался также в послевоенных буксируемых ЗУ-23 и самоходных 23 — мм зенитных орудиях ЗСУ-23-4 . Однако боеприпасы для этой более поздней зенитной пушки имеют другой пороховой заряд и капсюль, и поэтому не являются взаимозаменяемыми. Боеприпас внешне легко узнаваем: у боеприпасов ВЯ латунные гильзы, а у послевоенных зенитных боеприпасов — стальные.

В боекомплект ВЯ входили осколочно-зажигательные, осколочно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-зажигательные снаряды. Общий вес и снаряжение осколочно-фугасных снарядов более чем вдвое превышало 20-мм боеприпасы, используемые пушками ШВАК и Березин Б-20 . Бронебойный снаряд мог пробить 25 мм (1 дюйм) брони на высоте 400 м (1300 футов). Основные характеристики боеприпасов VYa по данным сайта Christian Koll’s Russian Ammunition приведены в таблице ниже:

Обозначение Тип Масса снаряда Взрывной заряд Начальная скорость пули [м / с] Описание
BZ API 196..198 никто 905 Твердый стальной сердечник весом 68 г и зажигательный элемент в крышке лобового стекла. Встречаются два типа с разными крышками (алюминиевые и стальные обжимные). Пробитие 25 мм RHA на 400 м и перпендикулярный удар.
OZ ВУЗ 198 15 (гексоген / алюминий / воск) 905 ОФ зажигательный снаряд с носовым взрывателем К-20 или ДВ.
ОЗТ ВУЗ-Т 190 12 (гексоген / алюминий / воск) 905 ОФ-зажигательный снаряд с носовым взрывателем К-20 или ДВ и пониженным зарядом ОФ за счет места, занимаемого трассирующим снарядом.
СТАВИТЬ ТП-Т 198 никто 905 Тренировочный снаряд с трассирующим снарядом на основе OZT, но с фиктивным взрывателем и инертным заполнением полости ВВ.

Боевое применение

Своё основное применение практически все выпущенные авиапушки нашли на истребителях. Впервые 20 мм ШВАК установили на И-16, экспериментальный образец, сегодня известный как тип 12. Эта попытка была неудачной из-за размещения.

В дальнейшем их устанавливали в консоли И-16 тип 17 и тип 28. Эти модификации самолётов высоко ценились летчиками. Достаточно сказать, что именно на таком И-16 ас Краснознамённого Северного флота Сафонов Б.Ф. одержал несколько побед.

Синхронные варианты нашли себе применение на Ла-5 и Ла-7, кроме этого их устанавливали на . Турельные варианты пушек предназначались для вооружения тяжёлых бомбардировщиков, в первую очередь это были установки Пе-8(ТБ-7), впоследствии авиапушки ставили и на Ер-2.

Крыльевые пушки ставили на Ил-2, но ввиду не совсем удачного их размещения частыми были заклинивания, впоследствии ШВАК заменили на более мощные ВЯ-23.

Интересная история произошла в 1942 году. Пришедшие по ленд-лизу «Харрикейны» отличались большим весом, вялыми разгонными характеристика и «мощным» вооружение из 8, а то и 12 пулемётов Виккерс винтовочного калибра, установленных в крылья.

Для того чтобы их нормально использовать было принято решение перевооружить их, для этого в плоскости самолётов установили пару ШВАК и ШКАС, под крылом смонтировали РОФС-82, в таком виде «Харрикейны» неплохо показали себя как эрзац-штурмовики.

Использование автоматической пушки в танках себя не оправдало, ШВАК, получившую название ТНШ устанавливали в , но слабые снаряды и плохая баллистика поставили крест на этой затее. В дальнейшем лёгкие танки вооружали 45 мм пушкой 20К, как более приемлемой для борьбы с техникой и пехотой противника.

Услуга

Пушка ВЯ-23 устанавливалась на штурмовики Ил-2 и Ил-10 , на истребители ЛаГГ-3 и Як-9 , а также на опытный дальний истребитель ДИС Микоян-Гуревич .

Несмотря на большой калибр, ВЯ-23 разочаровал в своей предполагаемой противотанковой роли. Легкие немецкие танки можно было поражать только сбоку или сзади, при этом лобовая броня всех танков была непробиваемой. Средние танки могли быть поражены, если попасть в верхнюю часть башни или моторный отсек с расстояния менее 400 м (1300 футов) при пикировании более 40 градусов — очень сложный маневр для Ил-2 даже в самых идеальных условиях, усугубляемых сложность наведения на маленькую цель.

ДРОБОВИКИ И ГАУБИЦЫ

Первые попытки вооружить летательные аппараты орудиями были предприняты ещё до Первой мировой войны. На дирижабли фирмы «Цеппелин» устанавливалось две или четыре 75-мм пушки. Существовал к июлю 1914 года и пушечный самолёт — российский «Илья Муромец». Одна из первых модификаций четырёхмоторного бомбардировщика Сикорского вооружалась 37-мм траншейной пушкой Гочкиса, двумя «Максимами», ещё двумя ручными пулемётами и парой пистолетов Маузера.

Вторая попытка установить на аэроплан орудие была предпринята во Франции в 1916 году. Три сотни истребителей SPAD S.VII были вооружены той же самой легендарной траншейной пушечкой (по массе и габаритам близкой к пулемёту). «Гочкис» располагался в развале цилиндров мотора, стрелял через ось винта и перезаряжался пилотом вручную.

ГАНШИПЫ: НЕБЕСНЫЕ ЛИНКОРЫ

AC-130 Spectre создан на базе транспортного самолёта Lokheed C-130 Hercules и способен не только вести бой, но и перевозить войсковые соединения на дальние расстояния.

Lockheed AC-130 задумывался как самолёт для поддержки пехотных соединений, соответственно, его тяжёлое вооружение не предназначено для воздушных боёв. Тем не менее, построенный в 1967 году гигант можно назвать продолжателем «авиапушечных» традиций первой половины XX века. На модификации AC-130 устанавливались различные орудия. Модификация AC-130H имеет на борту две 20-мм авиапушки M61 «Вулкан», 40-мм пушку Bofors L60 и могучее 105-мм орудие М102. Более современный вариант АС-130U вооружён вместо «Вулкана» 25-мм автоматической скорострельной авиационной пушкой GAU-12/U. Пушка 105 mm Howitzer M102 уникальна в первую очередь тем, что это гаубица, и изначально для установки на самолёт она никак не рассчитывалась. Впрочем, больших проблем её адаптация не вызвала: на современных AC-130 стоят компьютерные системы наведения, которые позволяют с завидной точностью отстреливать движущиеся цели, причём не только на земле, но даже в воздухе.

В условиях воздушного боя маневрирующую в трёх измерениях цель, как правило, невозможно обстреливать дольше секунды. За это время авиационный пулемёт того времени успевал сделать всего десяток выстрелов, а «Гочкисс», естественно, бил всего единожды — но зато картечью, выпуская разом 16 пуль, каждая из которых обладала значительно лучшим поражающим действием, чем пулемётная. Против аэростата или дирижабля мог быть применён разрывной снаряд.

Огневая мощь «Муромцев» навела российских стратегов на мысль использовать медлительный самолёт в качестве истребителя аэростатов и дирижаблей. Пушка, способная одним ударом пробить в обшивке цеппелина внушительную дыру, оказывалась очень кстати.

Английский истребитель Sopwith 2F.1 Camel вооружался противодирижабельными зажигательными ракетами-гарпунами.

Результат испытаний пушечных «Спадов» на поле боя оказался противоречивым. Знаменитый французский ас Рене Фонк сбил в одном бою шесть самолётов (этот рекорд, кстати, побили только во Вторую мировую войну) всего одиннадцатью выстрелами из «Гочкиса». Но менее опытные лётчики успеха чаще всего не добивались. Стреляя очередью, пилот имел возможность корректировать огонь, внося поправки в прицел, и хоть одна пуля да настигала врага. А вот перезаряжаемая вручную пушка такой коррекции не допускала, и направление выстрела требовалось определить с первой попытки.

САМОЛЁТ ПРОТИВ ТАНКА

Не остались в стороне и советские конструкторы. Уже к началу войны была создана мощная 23-мм пушка ВЯ. Большие габариты и сильная отдача не позволили поставить орудие на истребитель. Но и в качестве вооружения штурмовика Ил-2 пушка, придающая 200-граммовому снаряду скорость 900 м/с, не оправдала надежд. Даже против лёгких танков её пробивная способность оказалась недостаточной. При штурмовке же автоколонн и батарей 20-мм пушки ШВАК показывали себя не хуже.

Первоначальное решение Ильюшина строить Ил-2 одноместным оказалось неверным. Потери модифицированных двухместных Ил-2 оказались ниже благодаря возможности отстреливаться.

В результате уже в конце 1942 года каждый двадцатый «Ильюшин» стали вооружать парой 37-мм пушек ШФК-37, а затем НС-37. 740-граммовые, вылетающие со скоростью 890 м/с снаряды действительно оказались способны поражать лёгкие и средние танки. Но результат боевых вылетов оказался неудовлетворительным. Лётчик на Ил-2 попросту не мог толком прицелиться из ШФК-37: отдача крыльевых установок раскачивала самолёт, сбивая наводку.

Вскрылось и ещё одно неприятное обстоятельство. Достойную 37-мм бронебойных снарядов цель ещё требовалось найти! Палить же не дающими осколков болванками по пехоте и грузовикам было бессмысленно. В результат средний расход боекомплекта за вылет был весьма низок — не более 40%.

Аналогичные проблемы возникли и у немцев с их противотанковыми штурмовиками Junkers Ju.87G и Heinkel Hs.129b-2/Wa, вооружёнными 37-мм пушками ВК 3.7. При равном с НС-37 весе последние имели вчетверо меньшую скорострельность. И хотя отчёты штурмовых асов Люфтваффе содержат свидетельства бесчисленных побед, испытания трофейной техники, проведённые впоследствии в СССР, показали: ВК-3.7 броню Т-34 вообще не пробивала.

Носовая пушка Ш-37 стала прототипом легендарной НС-37. На рисунке — занимательная схема установки авиапушки прямо внутри V-образного авиадвигателя М-105.

Для борьбы с катерами, малоуязвимыми для пулемётов и легко уклоняющимися от бомб и торпед, применялся морской штурмовик North American B-25G/H Mitchell с 75-мм короткоствольной пушкой.

Более удачным советским самолётом оказался появившийся в 1943 году Як-9Т, у которого одна НС-37 с 32 снарядами располагалась в развале мотора. Отдача мощного орудия распространялась вдоль центральной оси машины, и точность стрельбы от неё не страдала.

Буква «Т» в обозначении самолёта обозначала «танковый»: машина создавалась специально для охоты на танки и катера. Правда, как раз в этом качестве она никак себя не зарекомендовала. Зато конструкторам удалось в полной мере сохранить манёвренность Яка-9, позволяющую ему вести воздушный бой против вражеских истребителей, чем «танковый» Як, обладающий весом секундного залпа 4,1 кг и отличной дальностью стрельбы, с успехом и занимался.

Опыт был признан удачным, и послевоенные советские МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 вооружались одной 37-мм и двумя 23-мм пушками. Американцы же ограничивались более скромным калибром. По весу секундного залпа МиГ-15 и вооружённый шестью 12,7-мм пулемётами North American F-86 Sabre были равны. Но советский истребитель мог обстреливать тяжёлые и хорошо бронированные бомбардировщики, оставаясь за пределами досягаемости их турелей. Для этого он и был создан. Sabre же предназначался только для боя с машинами равного класса.

Отрывок, характеризующий 180-мм пушка С-23

– Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.) – Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство. – Ну и славно, вот графиня проснется, и с богом! Вы что, господа? – обратился он к офицеру. – У меня в доме? – Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской. – Граф, сделайте одолжение, позвольте мне… ради бога… где нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет… Мне на возу… все равно… – Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу. – А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу. – Пожалуйте, ваше сиятельство, в галерею: там как прикажете насчет картин? – сказал дворецкий. И граф вместе с ним вошел в дом, повторяя свое приказание о том, чтобы не отказывать раненым, которые просятся ехать. – Ну, что же, можно сложить что нибудь, – прибавил он тихим, таинственным голосом, как будто боясь, чтобы кто нибудь его не услышал. В девять часов проснулась графиня, и Матрена Тимофеевна, бывшая ее горничная, исполнявшая в отношении графини должность шефа жандармов, пришла доложить своей бывшей барышне, что Марья Карловна очень обижены и что барышниным летним платьям нельзя остаться здесь. На расспросы графини, почему m me Schoss обижена, открылось, что ее сундук сняли с подводы и все подводы развязывают – добро снимают и набирают с собой раненых, которых граф, по своей простоте, приказал забирать с собой. Графиня велела попросить к себе мужа. – Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают? – Знаешь, ma chere, я вот что хотел тебе сказать… ma chere графинюшка… ко мне приходил офицер, просят, чтобы дать несколько подвод под раненых. Ведь это все дело наживное; а каково им оставаться, подумай!.. Право, у нас на дворе, сами мы их зазвали, офицеры тут есть. Знаешь, думаю, право, ma chere, вот, ma chere… пускай их свезут… куда же торопиться?.. – Граф робко сказал это, как он всегда говорил, когда дело шло о деньгах. Графиня же привыкла уж к этому тону, всегда предшествовавшему делу, разорявшему детей, как какая нибудь постройка галереи, оранжереи, устройство домашнего театра или музыки, – и привыкла, и долгом считала всегда противоборствовать тому, что выражалось этим робким тоном. Она приняла свой покорно плачевный вид и сказала мужу: – Послушай, граф, ты довел до того, что за дом ничего не дают, а теперь и все наше – детское состояние погубить хочешь. Ведь ты сам говоришь, что в доме на сто тысяч добра. Я, мой друг, не согласна и не согласна. Воля твоя! На раненых есть правительство. Они знают. Посмотри: вон напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки. Пожалей хоть не меня, так детей. Граф замахал руками и, ничего не сказав, вышел из комнаты. – Папа! об чем вы это? – сказала ему Наташа, вслед за ним вошедшая в комнату матери. – Ни о чем! Тебе что за дело! – сердито проговорил граф. – Нет, я слышала, – сказала Наташа. – Отчего ж маменька не хочет? – Тебе что за дело? – крикнул граф. Наташа отошла к окну и задумалась.

Технические характеристики

По своим боевым характеристикам авиапушка ШВАК уступала большинству одноклассников. Исключением была немецкая авиапушка MG-FF, но и её скоро сменили более совершенные образцы вооружения. Английским же 20 мм Испанам ШВАК уступала полностью.

Характеристика ШВАК(крыльевой вариант, без доп устройств) MG/FF Hispano Mk.I
Масса, кг 38 28 46
Длина ствола, мм 1255 820 1714
Начальная скорость снаряда, м/сек 750-800 580-600 (700 М-g) 860-900
Скорострельность, выстр/мин 700-850 560-600 600-640
Магазин/лента Лента рассыпного типа Магазин или лента, в зависимости от исполнения Магазина на 60 выстрелов
Патрон, тип 20х99R 20х80RB 20х110
Масса патрона, гр 183 160-183
Масса снаряда, гр 96-99 82-115 140-160
Масса ВВ, гр 5-6 3-4 (M-g 22 гр.) 12-20

К недостаткам ШВАК как пушки, можно отнести слабость заряда, не очень хорошие баллистические характеристики, но все компенсировалось высоким темпом стрельбы, вместо 1-2 снарядов Испаны, советский истребитель успевал всадить в противника 4-6 снарядов, что зачастую становилось достаточным для выхода врага из боя.

К тому же нужно отметить и стиль ведения огня, в отличие от западных пилотов советские истребители открывали огонь с расстояния, на котором было «видно заклёпки на борту самолёта противника». Это компенсировало слабую баллистику патронов ШВАК.

Применение[править | править код]

Пушки ВЯ размещались симметрично в крыльях штурмовика Ил-2. Осколочный и осколочно-трассирующий снаряды были довольно эффективны против пехоты и легкой техники противника.

Бронебойно-зажигательный снаряд пушки пробивал на расстоянии 400 метров 25-мм броню. Это позволяло использовать ВЯ для борьбы с лёгкими, а в случае попадания в верхнюю броню — и со средними танками. Однако в реальности с этим возникали большие сложности: во-первых, сложность попадания в танк с самолёта. При испытании без противодействия противника на полигоне НИИ ВВС «3 лётчика штурмового полка, имевшие боевой опыт, смогли добиться всего 9 попаданий в танк при общем расходе в 300 снарядов к пушкам ШВАК и 1200 патронов к пулемётам ШКАС». Ил-2 управлялся одним человеком, которого от прицеливания всегда отвлекала необходимость управлять самолётом. Вторая сложность возникала с тем, что при пикировании под углом 10—20 градусов снаряды почти всегда давали рикошет. При пикировании под бо́льшими углами снаряды не рикошетили, но до столкновения с землёй у лётчика было в распоряжении всего несколько секунд, за которые надо было прицелиться, открыть огонь и начать выход из пикирования, что требовало исключительно высокой квалификации лётчика. Тем не менее, пушка серьёзно повысила эффективность советской авиации в борьбе с бронетехникой противника, хотя реальная эффективность пушки была ниже ожидаемой.

После снятия с вооружения ВЯ нашла своё применение в практике обучения экипажей танков стрельбе из пушек (так называемые вкладные пушки). В 1950—1960-х годах 23-мм вкладные стволы от ВЯ использовались для обучения танкистов стрельбе из 115 мм пушки на танках Т-55 и Т-62.

В танковых частях Забайкальского военного округа вкладные стволы ВЯ использовались до 1987 года, когда на смену им пришли стволы 2х32.

Конструкция орудия

Орудие Б-1-К имело скрепленную конструкцию. Ствол состоял из внутренней трубы, наружной трубы, слоя скрепляющих цилиндров и казенника. При давлении в канале ствола 4000 кг/см2 начальная скорость снаряда составляла 1000 м/с. Затвор горизонтально-клиновой, с приводом полуавтоматического действия. На качающейся части установки монтировался досылатель, приводимый в действие энергией выстрела. Заряжание было раздельно-гильзовым.

Конструкция орудийной башни

180-мм одноорудийная башенная установка МК-1-180 для крейсера. «Красный Кавказ» была разработана на ЛМЗ под руководством Р.Вульфа, рабочие чертежи АУ были готовы к 10 марта 1931 г. Она имела гидравлический компрессор веретенного типа, а накатник — гидропневматический. Верхняя подача снарядов производилась штанговым элеватором, снабженным электроприводом. Затем следовала довольно сложная перегрузка снаряда на лоток досылателя вручную. Подача зарядов производилась через зарядный штанговый элеватор, а затем вручную.

Четыре АУ МК-1-180 были установлены на крейсере «Красный Кавказ», вступившем 25 января 1932 г. в состав Морских сил РККА 180-мм одноорудийная башня

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов . Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях

Как уже говорилось, по устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулеметом. Различие было лишь в канале ствола.

Питание пушки ленточное. Перезаряжание пневматическое или механическое.

20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей. Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941-1942 гг. устанавливалась на танках Т-60 и Т-38.

Общая длина пушек ШВАК составляла: для крыльевого варианта 1679 мм, для турельного – 1726 мм, для мотор-пушки – 2122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы 800 выстр./мин.

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды.

Длина осколочно-зажигательного снаряда 2,4 клб, вес 96 г, снаряд содержал 2,75 г взрывчатого вещества.

Длина бронебойно-зажигательного снаряда 3,1 клб, вес 96,6 г.

Осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды имели одинаковый метательный заряд – 19,2 г, и одинаковую баллистику (начальная скорость 815 м/с). Вес патрона 185 гр., вес звена 38 гр.

В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильзы цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

В мае 1941 г. началось валовое производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда.

В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2с.

Однако несмотря на модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм.

Тем не менее, в годы войны развернулось массовое производство пушек ШВАК. В 1942 г. была выпущена 34601 пушка, в 1943 г. – 26499 пушек, в 1944 г. – 25633, в 1945 г. -13433. В 1946 г. было выпущено 754 пушки, и на этом производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось.

Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК были установлены на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулеметов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.

Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

Устройство

152-мм пушка-гаубица Д-20 содержит полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, который относится к механическому типу. Несмотря на то что в Д-20 и Д-74 используется одинаковый лафет, в обоих артиллерийских орудиях он имеет разные диаметры передней обоймы и профили веретена тормозного отката. В Д-20 он гидравлический, оснащенный пружинным компрессором. Наполнителем для тормоза стал стеол-М, который также предусмотрен и для гидропневматического накатника. Для крепежа тормозных цилиндров разработаны специальные ствольные обоймы, которые откатываются одновременно с самим стволом.

152-мм пушка-гаубица установлена на сварных коробчатых станинах. При помощи подхоботовых катков осуществляется перекатывание артиллерийского орудия на небольшие дистанции. В качестве основных используются колеса грузовых автомобилей ЯАЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector