Военно-транспортная авиация

Содержание:

Попытки возобновить серийный выпуск Ан-124

Комитет по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской комиссии в октябре 2006 года решил продолжать реализацию проекта, имея в виду возобновление серийного производства. Компания «Волга-Днепр» собирается до 2030 года купить до ста модернизированных самолетов Ан-124-100М-150. При этом поставка двух машин приходится на 2013 год.

Ernst & Young и Объединенная авиастроительная корпорация в июне 2008 г. завершили разработку бизнес-плана по возобновлению выпуска самолетов Ан-124. Для начала производства в соответствии с этим документом потребовалось получить подтвержденные заказы не меньше чем на сорок машин. По мнению Виктора Ливанова, члена правления ОАК, сейчас есть спрос на самолеты, и до 2030 г. авиакомпаниям потребуется 71 лайнер. Если заказов будет набрано достаточное количество, то машины будут производиться на «Авиастаре», начиная с 2012 г., по 1-2 лайнера в год. Вместе с тем есть 2 незаконченных планера, которые планируют достраивать. В скором времени ожидается выведение пяти машин из распоряжения Министерства обороны. На то время стоимость Ан-124 – $150-160 млн.

Со стороны Министерства обороны поступили заказы на машины (три самолета) и от авиационной компании «Волга-Днепр» (сорок самолетов).

Объем рынка – 82 машины. На сегодняшний день есть опционы на 61 машину, причем 52 из них собирается купить Россия. Также среди числа заказчиков назвали Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Дмитрий Кива, президент КБ «Антонов», 29 сентября заявил, что компания вместе с U.S. Aerospace допустила к участию в тендере Министерство обороны США на поставку самолетов, общая сумма которого 50 млрд долларов. На тендере были представлены 3 разных модели самолетов: Ан-122-КС, Ан-124-КС и Ан-112-КС. В результате КБ «Антонов» выбрали на тендере еще в первом туре.

Вячеслав Богуслаев, председатель Совета директоров «Мотор Сич», 20 июля 2011 г. заявил, что программа восстановления производства Ан-124 на авиазаводе «Авиастар-СП» была отложена на 2016 год.

Украина и Россия 12 июля 2013 г. достигли договоренности (на уровне премьер-министров) о формировании совместной компании по производству АН-124-100. И уже в конце месяца появилась информация о том, что на авиазаводе возобновили производство Ан-124.

Владимир Шаманов, командующий ВДВ, в начале августа 2013 г. заявил о потребности ВДВ в таких самолетах, как Ан-124. Вместе с тем он отметил, что постройка самолета уже ведется в Ульяновске.

По итогам заседания межгосударственной комиссии Д. Мантуров (министр торговли и промышленности) и М. Короленко в присутствии В. Януковича и В. Путина подписали акт соглашения о реализации мер государственной поддержки серийного выпуска самолетов Ан-124, оборудованного двигателем Д-18Т, и их модификаций. Стоит отметить, что вопрос о возобновлении выпуска Ан-124 будет иметь положительное решение только в том случае, если удастся сформировать портфолио заказов, которое полностью окупит все затраты.

Юрий Слюсарь, замглавы Минпромторга РФ, 15 августа 2014 г. заявил, что совместный российско-украинский проект в связи с политической ситуаций неактуален, как и прочие совместные проекты в авиастроении.

Так, модернизация и ремонт самолетов Ан-124 в России теперь проходит только на «Авиастар-СП».

Характеристики самолета Ан-124

  • Экипаж: 8 чел. ( помощник командира, командир, старший бортинженер,  бортинженер по АО, штурман,  2 оператора разгрузочо- погрузочных работ, бортрадист)

  • Пассажировместимость: 28чел.

  • Грузоподъёмность: 120000кг

  • Длина: 69,1м

  • Размах крыльев: 73,3м

  • Высота: 21,08м

  • Площадь крыльев: 628кв.м.

  • Наибольший взлётный вес: 392000кг

  • Вес топлива во внутренних баках: 212350кг (максимальная)

  • Массовая отдача: 58 процентов

  • Силовая установка: 4×ТРДД Д-18Т

  • Тяга: 4×229,85 кН (23430 кгс)

  • Вспомогательная силовая установка: 2×ГТД ТА-12

  • Назначенный ресурс:  45 лет; 10000 типовых полётов; 50000 лётных часов

  • Длина грузовой кабины: 36,5м

  • Ширина грузовой кабины: 6,4м

  • Высота грузовой кабины: 4,4м

  • Объем грузового отсека: 1050кв.м.

  • Размер грузовых люков:

    • передний: 6,4х4,4м

    • задний: 6,4х4,4м

  • Наибольшая скорость: 865км/ч

  • Крейсерская скорость: 800—850км/ч

  • Дальность полета: 4800км

  • Наибольшая высота: 11600м

  • Нагрузка на крыло: 365кг/кв.м.

  • Тяговооружённость: 0,41

Ан-124 видео

https://youtube.com/watch?v=wtXcZpxCOMY

Ан-3 — AN-3Ан-24 – AN-24Ан-26 – AN-26Ан-28 – AN-28Ан-38 – AN-38Ан-140 – AN-140Ан-148 – AN-148Ан-158 – AN-158

«Полностью отечественная машина»

Полковник в отставке Михаил Ходарёнок заявил RT, что налаживание серийного выпуска Ил-76МД-90А на «Авиастаре» стало грандиозным проектом для современной России. Помимо модернизации производственных мощностей Минобороны и ОАК требовалось наладить кооперацию между десятками предприятий.

«Решение разместить сборку Ил-76МД-90А в Ульяновске было абсолютно правильным. Ил-76 — это стратегически важный продукт для нашей страны. Поэтому неразумно вступать в кооперацию, по крайней мере тесную, с иностранным государством. Запуск серийного производства на «Авиастаре» был очень сложным процессом, приходилось многое делать с нуля, было немало проблем, но сейчас эта задача успешно решена», — подчеркнул Ходарёнок.

Также по теме


«Огромный модернизационный ресурс»: каким потенциалом обладают отечественные самолёты-амфибии

В России создаётся новое поколение самолётов-амфибий и проводится модернизация серийных образцов. Об этом сообщается в годовом отчёте…

Внешне Ил-76МД-90А почти не отличается от предшественника. Преимущества российского самолёта заключаются в более прочных конструкциях, современных двигателях и бортовом оборудовании. В частности, у машины абсолютно новое крыло, изготовленное из длинномерных панелей, усиленные элементы планера и шасси.

28 декабря главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов рассказал в интервью RT, что основным новшеством в Ил-76МД-90А стал отказ от двигателя Д-30КП2 в пользу более экономичного ПС-90А-76. Данная силовая установка соответствует требованиям к шуму и к эмиссии (выбросу) вредных веществ, которые установила Международная организация гражданской авиации. 

Ил-76МД-90А оснащён так называемой стеклянной кабиной — панелью управления с цифровыми дисплеями, а не традиционными аналоговыми датчиками. Также работу лётчикам облегчают новый пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией и цифровая система автоматического управления САУ-76.

Как отмечает разработчик, Ил-76МД-90А заметно превосходит предшественника по удобству в управлении, безопасности и различным эксплуатационным характеристикам. Реализованные в машине технические новшества позволили увеличить дальность полёта до 5 тыс. км, а максимальную грузоподъёмность — до 60 т. 

«Самолёт может выполнять взлёт и совершать посадку на грунтовых и бетонных аэродромах высотой от -300 до 3 тыс. м над уровнем моря и выполнять полёты в любое время суток над сушей и водными пространствами», — говорится в материалах «Авиастара».

  • Сборка самолёта Ил-76МД-90А в цеху окончательной сборки

Дмитрий Дрозденко отметил, что конструкторам ПАО «Ил» удалось решить все поставленные перед ними задачи без привлечения к кооперации иностранных компаний. По его словам, Ил-76МД-90А — вполне конкурентоспособная машина, которая может завоевать популярность за рубежом.

«Ил-76МД-90А имеет высокий экспортный потенциал. Сейчас машина будет востребована на пространстве СНГ, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Этот относительно недорогой самолёт позволит повысить мобильность любой армии. Но конкурентами Ил-76 будут Airbus и Boeing, которые продвигают на мировом рынке широкую линейку военно-транспортных самолётов», — сказал эксперт.

Как заявил ранее вице-премьер РФ Юрий Борисов, новой машиной интересуются Алжир и Казахстан.

Михаил Ходарёнок придерживается несколько иной точки зрения. Эксперт считает, что Ил-76МД-90А в большей степени будет востребован в ВКС РФ, чем на зарубежном рынке.

Армейская и истребительная авиации

Для того чтобы вести лидирующую ступень в воздушном пространстве, ее нужно сначала занять, этим занимается истребительная авиация. Она борется за превосходство путем уничтожения воздушных судов противника, уходя в тактическую глубину. Вести воздушный бой нелегко, поэтому пилоты выполняют такие маневры на истребителях, самые известные из которых — МиГ-29 и Су-27.

Армейская или войсковая авиация — вид авиации ВВС, напрямую подчиняющийся сухопутным войскам РФ. С помощью нее совершается десантирование военных, проводится разведка и поддерживаются боевым огнем сухопутные войска. Подразделяется на штурмовую, транспортную, специального назначения и разведывательную. Плюсом является то, что помимо самолетов армейцы располагают и вертолетами, например Ми-24, Ка-52, Ми-28.

Военно-транспортная авиация

Транспортная авиация также является отдельной отраслью вооруженных сил. Её основной задачей является доставка стратегических грузов для армии, вооружения и личного состава. Часто перед постановкой конкретного самолета на вооружение над ним проводит работу экспериментальная авиация.

Наиболее известные модели военно-транспортных самолетов – это американский «Локхид C-130 Геркулес», советский Ил-76, а также целая серия самолетов конструкторского бюро Антонова. Причем данная организация выпускает как узкоспециализированные военно-транспортные самолеты типа Ан-178, так и аппараты, на которые может рассчитывать как военная, так и гражданская дальняя авиация – Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан».

Прошлое и настоящее военно-транспортной авиации

Как уже говорилось выше, череда локальных военных конфликтов, а затем Вторая мировая войн, несколько затормозили появление военно-транспортной авиации. Лишь к концу сороковых годов ведущие авиационные державы начали разрабатывать проекты специализированных грузовых крылатых машин.

В США до 1954 года уже выпускались транспортники C-119 Flying Boxcar, C-47 Skytrain, и C-46 Commando. Но после войны в Корее, где основная транспортная нагрузка легла на единственный Convair XC-99 грузоподъёмностью 45 т., стало очевидно, что он морально устарел. Необходим был полноценный грузовик для переброски десантных бригад и лёгкой штурмовой бронированной техники к месту конфликтов.

Таким самолётом стал Lockheed С-130 Hercules. С 1954 года машины этой марки приняли участие в 22 военных операциях США по всему миру. С 1993 года в состав американских ВВС включена более грузоподъёмная модификация – С130-J30 Super Hercules.

Вслед за С-130 был поставлен на вооружение ВВС СССР специализированный военно-транспортный самолёт Ан-12. Он имел ту же грузоподъёмность, что и С-130, но значительно проигрывал «американцу» по полезному объёму (90 м3 против 124 м3). Новый самолёт – унификация конструкторской документации по Ан-10. За пятнадцать лет было выпущено более 1,5 тысяч единиц Ан-12.

Грузовые самолеты

Ан-225 «Мрия»

«Мрия» — самый грузоподъемный самолет в мире. Летательный аппарат создавали в КБ им. Антонова. Основой для создания «Мрии» был Ан-124.

Существует один экземпляр Ан-225, но идет совместное украино-китайское строительство еще одной «Мрии».

Ан-124

Исходной задачей самолета Ан-124 (Руслан) была транспортировка баллистических ракет. Но результат получился впечатляющий. Ан-124 стали использовать для перевозки боевой техники. Вариант самолета для гражданской авиации может выполнять полеты на любых широтах и перевозить многие типы грузов, включая крупногабаритные грузы.

Lockheed C-5 Galaxy

Самолет разработан в США для военной транспортировки в далеком 1968 году. Способен перевозить до 345 солдат или несколько единиц боевой техники.

Airbus Beluga

Причиной к созданию данного самолета служило расположение в нескольких местах заводов Airbus и необходимости транспортировки отдельных частей лайнеров Airbus. Всего создано 5 экземпляров и все они работают на компанию Airbus. В настоящее время идет разработка подобного аппарата на базе А340, для перевозки частей аэробуса А380.

Boeing 747 Dreamlifter

Такой самолет предназначен для транспортировки частей самолета Boeing 787. До этого отдельные запчасти перевозились морским путем, что было крайне неудобно. Таким образом поставки из Японии крыльев для 787 Dreamliner сократились с 30 дней до 8 часов. Выпущено всего 4 экземпляра на данный момент.

2/ По-2: «крылатая парта» и самолет-невидимка

Учебный самолет У-2, позже переименованный в По-2 в честь своего создателя Николая Поликарпова – самый массовый в мире биплан. Первый полет состоялся 24 июня 1927 года, всего было выпущено более 33 тысяч таких самолетов. Задуманный как «летающая парта» (через его школу прошли десятки тысяч пилотов), легкий в управлении и надежный, он очень быстро стал многоцелевой машиной. Сельское хозяйство, связь, медицина, транспорт, аэрофотосъемка, боевое применение – все это было подвластно У-2.

С первых дней Великой Отечественной войны самолет стал незаменимым тружеником фронта и тыла. Благодаря своей малой скорости он мог летать на минимальной высоте, недоступной более скоростным машинам. Особенно масштабным было использование У-2 в качестве бомбардировщика, в том числе силами прославленного женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, летчиц которого немцы прозвали «ночными ведьмами». Интересный факт: в 1950-е годы, уже в реактивную эпоху неуловимый самолет Поликарпова успешно использовался в Корейской войне.  
   

Сравнение полезной нагрузки

Сикорский CH-53K

Самолет Ильюшин-Ил-76 1970-х годов, предназначенный как для стратегических, так и для тактических боевых действий.

Страна Самолет Полезная нагрузка (т) Длина грузового отсека Ширина грузового отсека Высота грузового отсека
Советский Союз Антонов Ан-124 150 36 метров (118 футов) 6,4 метра (21 фут) 4,4 метра (14 футов)
Соединенные Штаты C-5 Galaxy 129 274 37 метров (121 футов) 5,8 метров (19 футов) 4,1 метра (13 футов)
Россия Антонов Ан-22 80
Соединенные Штаты Боинг С-17 77,5 26,83 метра (88,0 футов) 5,49 м (18,0 футов) 3,76 метра (12,3 футов)
Китай Сиань Y-20 66 20 метров (66 футов) 4 метра (13 футов) 4 метра (13 футов)
Россия Ильюшин Ил-76 60 24,54 метра (80,5 футов) 3,45 метра (11,3 футов) 3,4 метра (11 футов)
Украина Антонов Ан-70 47 19,1 метра (63 футов) 4 метра (13 футов) 4,1 метра (13 футов)
Франция Airbus A330 MRTT 45
Европа Airbus A400M 37 17,71 метра (58,1 футов) 4 метра (13 футов) 3,85 метра (12,6 фута) [задняя часть : 4 метра (13 футов)]
Япония Кавасаки С-2 36 16 метров (52 футов) 4 метра (13 футов) 4 метра (13 футов)
Бразилия Эмбраер С-390 26 18,5 метров (61 футов) 3,00 метра (9,84 футов) 3,04 метра (10,0 футов)
Китай Шэньси Y-9 25 (30 макс.) 16,2 метра (53 футов) 3,20 метра (10,5 футов) 2,35 метра (7,7 футов)
Россия Ми-26 20
Соединенные Штаты C-130J Супер Геркулес 19,8 12,5 метров (41 футов) 3,05 метра (10,0 футов) 2,75 метра (9,0 футов)
Украина Антонов Ан-178 16 (18 макс.) 13,21 метра (43,3 футов) 2,73 метра (9,0 футов) 2,73 метра (9,0 футов)
Соединенные Штаты Сикорский СН-53К 15,876
Италия C-27J Спартанец 11,6 макс. 3,33 метра (10,9 футов) 2,25 метра (7,4 футов)
Соединенные Штаты CH-47 Чинук 10,886
Испания Аэробус C295 7 (макс. 9,25) 12,69 м (41,6 футов) 2,7 метра (8,9 футов) 1,9 метра (6,2 фута)
Украина Антонов Ан-132 9.2

АН-124 «РУСЛАН» — уникальный грузовой исполин

Стратегический военно-транспортный самолет (СССР)

С появлением в 1965 году первого в мире широкофюзеляжного самолета Ан-22 «Антей» начался новый этап соперничества между СССР и США в создании машин-гигантов. В США работали над проектом С-5 «Гэлэкси», который должен был превзойти в грузоподъемности все предыдущие машины.

Ан-124 является последним самолетом, к конструированию которого приложил руку сам О. К. Антонов

В 1966 году ЦК КПСС и Совет министров СССР издали совместное постановление об ответных мерах, которым предусматривалось строительство транспортных самолетов грузоподъемностью 100-120 т. Работы были поручены ОКБ имени О. К. Антонова. В ОКБ начали разрабатывать новую машину Ан-124 с грузоподъемностью 120 т.

В самолете впервые применили крыло сверхкритического профиля, позволявшее значительно увеличить подъемную силу. Самолет получил два грузовых люка — спереди и сзади, благодаря чему боевая техника могла проезжать буквально «сквозь него». Фюзеляж сделали двухпалубным. Над багажным отсеком располагалась кабина пилотов, оснащенная самым современным бортовым оборудованием. В результате грузоподъемность самолета была больше, чем у американца, на 25%.

Ан-124 оснащен разнообразным погрузочно-разгрузочным оборудованием. На фото видно, как бортовой передвижной подъемный кран грузоподъемностью 20 т загружает на Ан-124 контейнер

Для изготовления машины на Киевском авиазаводе потребовалось построить специальный цеховой корпус высотой пролета около 100 м. Шасси для самолета делали в Куйбышеве, двигатели — в Запорожье, гидравлику — в Москве и Харькове. В Ташкенте изготавливали крыло и крупные части фюзеляжа, которые перевозились в Киев на самолете Ан-22. К производству подключили свыше 100 заводов.

В 1982 году состоялся первый испытательный полет. Испытания продолжались до 1985 года. Почти сразу после их завершения самолет за один полет установил 21 мировой рекорд. Первоначально производство самолета планировалось размещать в Киеве, но затем оно было перенесено в Ульяновск. К 2004 год выпустили 56 «Русланов».

Для упрощения погрузки «крупногабаритов» на борт самолет «приседает» за счет специальной конструкции шасси

1/ «Илья Муромец»: первый тяжелый бомбардировщик

«Илья Муромец» конструктора Игоря Сикорского, впервые взлетевший в декабре 1913 года, стал первым в мире серийным четырехмоторным самолетом. В гражданской версии этот гигантский для своего времени биплан мог брать на борт до 16 пассажиров, оснащался комнатой отдыха, туалетом, обогревом и электрическим освещением.

В Первую мировую войну «Илья Муромец» сменил гражданскую форму на военную и стал первым российским тяжелым бомбардировщиком. «Богатыри» совершали успешные вылеты в составе бомбардировочной эскадры, занимались разведкой. Всего было собрано более 70 самолетов этой модели, около 60 из них участвовали в боях Первой мировой. Самолеты Сикорского ознаменовали появление в России дальней, транспортной и гражданской авиации.
 

Истребители

Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2018 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2021 года планируется поставка 98 истребителей.

Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2017 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.

Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2018 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.

Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2016 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.

Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2020 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».

5/ МиГ-21: «Калашников» советской авиации

Сверхзвуковой истребитель третьего поколения МиГ-21 выпускался 30 лет подряд в Советском Союзе, по лицензии изготавливался в Чехословакии, Индии и Китае, где его производство прекратилось только в 2017 году. На этом самолете было установлено 24 мировых рекорда. Бюджетный «МиГ» разлетелся по всему миру и до сих пор время от времени проявляет себя в военных конфликтах.

МиГ-21 − самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории авиации и самый популярный истребитель третьего поколения. Без учета китайских версий их было выпущено почти 11,5 тыс. Для ОКБ Микояна и Гуревича он стал первым самолетом с треугольным крылом. Боевую деятельность МиГ-21 начал во время войны во Вьетнаме. Здесь высокоманевренный перехватчик показал себя во всей красе, одержав при сравнительно небольших потерях более 150 воздушных побед.
 

8/ Су-27: укротитель «Кобры»

Фото: wikimedia.org

Этот многоцелевой всепогодный истребитель стал визитной карточкой российских ВВС и спасением для отечественного авиапрома в провальные 1990-е годы. Су-27 не раз демонстрировал преимущество перед зарубежными «одноклассниками» в учебных боях, а в 1989 году задал новую планку – впервые на нем была показана новая фигура высшего пилотажа «Кобра». Один из главных «козырей» Су-27 – интегрированная аэродинамическая компоновка, когда крылья, фюзеляж и гондолы двигателей образуют практически одно целое, придавая самолету уникальные характеристики.

Спустя 40 лет в небе «двадцать седьмой» все еще нельзя назвать устаревшим. Созданный по самым передовым технологиям своего времени, он стал фундаментом целой династии отечественных истребителей и заложил основы для создания первого российского истребителя пятого поколения Су-57. Модификации Су-27 − сегодня одни из самых распространенных боевых самолетов в мире.

Спортивная авиация

К спортивной относится и авиация первоначального обучения, это все те, кто имеет отношение к аэроклубам, таким пилотам выдается свидетельство пилота-любителя (частного пилота). В аэроклубах обычно получают первичные навыки пилотирования на небольших аэропланах. Парк воздушных судов представлен в виде Як-55, Су-26, Як-18Т, Як-52. Для спортсменов, занимающихся парашютным спортом, используется Ан-2. Некоторые самолеты могут принадлежать определенным людям и использоваться наряду с вышеперечисленными функциями в коммерческих перевозках груза и пассажиров. В целом все аэроклубы России находятся в частном владении.

ИЛ-76 — легендарный транспортник из СССР

Средний военно-транспортный самолет (СССР)

К разработке турбореактивного самолета Ил-76 в ОКБ С. В. Ильюшина приступили с изданием приказа министра авиационной промышленности от 28 июня 1966 года. Самолет предназначался для решения типичных задач военно-транспортной авиации.

Ил-76 является первым советским реактивным транспортным самолетом

Машина должна была перевозить военные грузы, технику, сбрасывать парашютный десант в нужное время и в нужном месте. В 1967 году утвердили техническое предложение на машину, после чего бюро приступило к разработке чертежей.

В мае 1969 года был построен макет самолета в натуральную величину. При этом полмакета сделали настоящим — прочным, «силовым», способным выдерживать груз военной техники. Внутрь самолета загоняли разнообразные машины, в том числе самоходные, и проверяли, как они разместятся. После полумесячных почти круглосуточных работ макет был утвержден. Началось собственно строительство самолета.

Главная сложность заключалась в том, что огромной машине предстояло подниматься, в том числе, с грунтовых аэродромов и небольших взлетно-посадочных полос. Поэтому шасси самолета было выполнено многоколесным и имело повышенную проходимость. Для уменьшения разбега при взлете крылу придали умеренную стреловидность.

В «бороде» Ил-76 находится высокоразрешающая панорамная РЛС, предназначенная для точной выброски десанта

На самолет помимо основных маршевых установили четыре взлетных двигателя, а колеса шасси получили надежную тормозную систему. Машина поднялась в воздух 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома Москвы, знаменитой «Ходынки». Самолет долетел до Раменского и благополучно приземлился. После этого начались заводские испытания. В мае 1971 года Ил-76 на аэродроме Внуково представили руководителям страны, затем он был показан на всемирном авиасалоне в Ле-Бурже.

Два года спустя серийная машина совершила первый полет. Вскоре эти самолеты начали поступать в войска, прежде всего в авиационные части, расположенные в Беларуси. В 1976 году специальным правительственным постановлением самолет был официально принят на вооружение. По сравнению с турбовинтовыми машинами, у нового транспортного самолета серьезно увеличилась скорость полета, что позволило сократить сроки выполнения боевых задач.

Выросло качество пилотажного оборудования, появилось собственное вооружение. Кабина экипажа и грузовой отсек выполнены герметичными, в них постоянно поддерживается нормальное атмосферное давление. Четыре мощных двигателя, расположенные под крылом, обеспечивают необходимую надежность.

Ил-76 может взлетать и садиться даже с грунтовых и заснеженных аэродромов относительно ограниченных размеров

Появилось и специальное оборудование для выброса десанта. Машина открыла новые возможности для доставки грузов в труднодоступные места, в том числе на дрейфующие станции в Северном Ледовитом океане.

В НАТО самолет прозвали «Кандид» — «простодушный», подчеркнув, вероятно, его простоту и надежность. Он до сих пор состоит на вооружении России, Украины и большинства других стран СНГ, а также Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Китая, Сирии и Северной Кореи.

Воздушный флот ВТА: самолеты в строю и на подлете

Сейчас на вооружении российской армии стоит порядка 250 единиц транспортных воздушных судов. Эти самолеты обычно делят на пять категорий, а основным показателем здесь выступает грузоподъемность: сверхтяжелые – Ан-124 (более 120 тонн); тяжелые – Ан-22, Ил-76МД-90А (до 60 тонн) и Ил-76МД (до 48 тонн); средние – Ан-12 (20 тонн); легкие – Ан-26 (6 тонн) и сверхлегкие – Ан-2 (1,5 тонны).

Несмотря на то что в общей массе все эти машины были созданы еще в советское время, считать устаревшим парк военно-транспортной авиации не вполне корректно. Как отмечают эксперты, транспортный самолет – это скорее грузовик с такими ключевыми характеристиками, как грузоподъемность и надежность. Во всем мире считается, что жизненный цикл транспортников может достигать примерно 60 лет при своевременном проведении капитального ремонта.

В 2014 году в России была запущена программа переоснащения военно-транспортной авиации: проводится ремонт стоящего на вооружении парка, поставляются новые машины. В 2019 году доля исправного самолетного парка ВТА РФ достигла 90% – впервые за новейшую историю Военно-транспортной авиации.

Параллельно ведутся работы по разработке новых воздушных судов. Так, например, легкие Ан-26 должны заменить Ил-112В, а самый распространенный российский транспортник Ил-76 уже получил свою новую версию – Ил-76МД-90А.

9/ МиГ-31: авиационный спецназ

Фото: Константин Тюрпеко / wikimedia.org

Истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31, впервые полетевший в 1975 году, − первый советский самолет четвертого поколения. Он создавался для перехвата и уничтожения различных воздушных целей в любых условиях и на любой высоте, в первую очередь – бомбардировщиков и крылатых ракет противника. МиГ-31 – это самолет обороны, и сегодня одна из его главных задач – охрана арктических территорий страны.

МиГ-31 – единственный российский истребитель, по своей взлетной массе попадающий в категорию воздушных кораблей. В полной комплектации «тридцать первый» по этому показателю находится на уровне гражданского авиалайнера Ту-134. Для управления столь сложной и большой машиной в экипаж был добавлен штурман-оператор.
 

Военно-транспортная авиация в предвоенные и военные годы

В период версальских ограничений Германия выпустила так много транспортных самолетов, что даже после переделки части гражданских самолетов в военные, транспортников осталось достаточно для обеспечения воздушного снабжения прорывавшихся в тыл врага немецких моторизованных частей. Это стало важным элементом тактики «блицкрига» (нем. «молниеносная война»).

«Дуглас» DC-3 (Ли-2). 1935/1939 гг. США–СССР

Самым массовым транспортником Люфтваффе (германских ВВС) стал созданный в 1931 г. фирмой «Юнкерс» Ju-52/Зт. Этот медленный самолет с гофрированной оболочкой служил бомбардировщиком в гражданской войне в Испании, а к 1939 г., с появлением у немцев настоящих бомбардировщиков, Ju-52 вернули в «грузовики». СССР в развитии транспортной авиации отставал – ресурсы шли на создание боевых машин. Рекордный по грузоподъемности экспериментальный 8-моторный самолет Туполева «Максим Горький» (АНТ-20) потерпел катастрофу в 1935 г. и потом не производился. В 1939 г. начали лицензионный выпуск американского двухмоторного «Дуглас» DC-3, под маркой Ли-2. Он и стал основным советским транспортником в годы войны.

Сбрасывать парашютный десант было опасно: парашютистов легко заметить и расстрелять с земли, ветер мог разметать десантников, и разрозненной группе приходилось в бою туго. Полностью экипированный десантник был слишком тяжел для парашюта, а его оружие запутывалось в стропах. Поэтому в 1940-е гг. оружие и снаряжение сбрасывали на отдельных парашютах в мешках, и, если их не успевали найти, приходилось вступать в бой с тем, что было при себе – пистолетами, ножами и гранатами. Посадочный метод десантирования был надежнее парашютного, но удобные посадочные площадки были не везде, и самолеты при приземлении часто разбивались. Требовалось техническое решение, обеспечивающее безопасное приземление в любых условиях.

«Юнкерс» Ju-52/Зm (1931 г. Германия), буксирующий планер DFS 230 (1937 г. Германия)

В конце 1930-х гг. немцы стали использовать для десантирования буксируемые транспортными самолетами планеры, такие как DFS 230. Этот фанерный аппарат с десантом обычно буксировал Ju-52. После взлета DFS сбрасывал ненужное шасси – садился он «на брюхо». При посадке он обычно выходил из строя, но потеря дешевой машины была приемлема. В 1940 г. на DFS высадились немецкие десантники, захватившие форт Эбен-Эмаль, прикрывавший бельгийскую границу. Легкие DFS не могли перевозить много людей и тяжелое вооружение. Поэтому уже в 1941 г. для Люфтваффе построили тяжелый планер Ме-321 «Гигант» на 120 десантников или 20 т груза. Он мог перевезти даже танк. Планер оказался настолько удачен, что на его основе создали транспортный самолет Ме-323, поднимавший 23 т. Немецкий опыт вдохновил Англию на постройку тяжелого планера «Эйрспид» AS.51, а в США появился планер «Вако» CG-4A.

В армиях самолеты при необходимости выполняли «чужие» задачи. Истребители штурмовали наземные цели, высотные бомбардировщики и штурмовики подменяли истребители, пикировщики – бомбили с горизонтального полета, транспортники служили бомбардировщиками, и наоборот, и почти все вели разведку. Но строились и специализированные самолеты-разведчики. Одним из наиболее массовых и удачных стал легкий двухмоторный разведчик-корректировщик фирмы «Фокке-Вульф» Fw 189 1940 г. Эта маневренная и живучая машина двухбалочной схемы была трудной мишенью для истребителей. Остекленная даже снизу кабина позволяла пилоту хорошо видеть цели на земле, наводя на них бомбардировщики и корректируя огонь артиллерии. Немцы прозвали Fw 189 «летающим глазом», а наши солдаты за форму фюзеляжа – «рамой». Появление «рамы» означало, что скоро враг нанесет бомбовый или артиллерийский удар.

Планер Ме-321 «Гигант» высаживает десант

Транспортный самолет Ме-323. 1941 г. Германия грузоподъемность – 23 000 кг, дальность полета – 800 км

«Арадо» Ar.232. Германия. 1940 г. грузоподъемность – 8400 кг, дальность полета – 1062 км

7/ Ту-160: главный стратег

Фото: Павел Аджигильдаев  / wikimedia.org

Эта уникальная боевая машина была создана в 1970-е годы и по сей день не имеет себе равных в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Основная особенность этого стратегического бомбардировщика – крылья с изменяемой геометрией, созданные для удобства взлета и полетов на сверхзвуковых скоростях. Сегодня Ту-160 является главным самолетом дальней авиации ВКС РФ – воздушного компонента ядерной триады России.

Гиганты двадцатого века

С 1977 года и до настоящего времени флагманом военно-транспортной авиации СССР, а позже РФ, является разработка КБ им. С.В.Ильюшина – тяжёлый транспортный турбореактивный самолёт Ил-76. С конца семидесятых годов Ил-76 – флагман российских воздушно-десантных войск.

Самолёт показал свои отличные лётные качества в афганской войне и чеченском конфликте. С его помощью производится переброска и десантирование военной техники и живой силы.

Требование времени заставило КБ им. С.В.Ильюшина произвести поэтапную глубокую модернизацию самолёта – сначала до Ил-76МД90-А, чуть позже – до Ил-476. Изменения коснулись в основном силовой установки. Но если МД90 уже давно и успешно выполняет полёты, то Ил-476 – это будущее транспортной авиации России.

И хотя тендер выиграл Локхид, боссы Боинга тоже не остались внакладе.

Результатом борьбы конструкторов двух фирм стало создание прекрасных машин – среднетоннажного военно-транспортного C-141 Starlifter (масса полезной нагрузки – 27,2 т), и грузопассажирского Boeing 747.

Последняя модификация Боинга – 747-8F сегодня с успехом используется Министерством обороны США для переброски большого количества военнослужащих и грузов.

Один из самых популярных крылатых транспортников – С-5А Galaxy. Машина способна перевозить в своем чреве 119 тонн полезной нагрузки, подаваемой внутрь фюзеляжа через передний грузовой люк. До 1982 С-5 был самым большим военным самолетом, транспортируя грузы военного ведомства США.

Имея дальность полета свыше 10 тысяч километров, С-5 может легко перебросить за один день с одного континента на другой целое боевое соединение – до 400 солдат, танки, боевые машины, артиллерийские установки, вертолёты и другую технику. Добавим, что С-5А – самый быстрый среди военно-транспортных самолётов, и по большому счёту – самый лучший военный самолёт в мире среди транспортников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector